Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

упражнений на спине с движениями ногами и с самыми различными исходными положениями рук, знакомятся с движениями рук при плавании на спине и осваивают плавание на груди с движениями ногами и дыханием. Тренер предлагает каждому ребенку проплыть без круга 25 м на спине с движениями ногами и произвольно на груди (кто сколько сможет). В это время необходимо добиться хорошего положения тела в воде.

Дальнейшие занятия (при условии выполнения этих контрольных нормативов) нецелесообразно проводить с поддерживающими средствами. На смену кругам приходят доски для плавания. Постепенно доля упражнений с досками в учебном занятии уменьшается, а процент плавательных упражнений без поддерживающих средств возрастает.

Приведем несколько примеров основных упражнений при обучении плаванию.

Упражнение 1. Исходное положение (и. п.) — лежа на спине, руки вдоль туловища. Находиться в таком положении 3 — 5 мин без движений.

Упражнение 2. И. п. — лежа на спине. Пронос рук над водой — одновременный и попеременный.

Для освоения правильного положения тела в воде при плавании кролем на груди очень важно обучить правильному проносу рук над водой в сочетании с дыханием.

Упражнение 3. И. п. — лежа на груди, руки впереди на доске. Пронос правой руки назад (1 — 2 раза); пронос правой руки вперед (3 — 4 раза) с вдохом и в сочетании с движениями ногами.

Упражнение 4. То же, что упражнение 3, но пронос левой руки.

Упражнение 5. Движения попеременно то правой, то левой рукой.

 

Еще один важный момент. Чтобы в процессе обучения не выработался стереотип на какую-то одну часть бассейна, каждую неделю тренер переходит со своей группой на другую половину дорожки. В результате этого дети имеют возможность за месяц освоиться и на более мелкой и на более глубокой частях бассейна, поработать на первой и восьмой дорожках.

Важно не забывать об эмоциональном факторе обучения. Поэтому в программу обучения ми ввели «игровые прыжки», которые проводим в конце или середине занятия. Предлагая детям представить себя акробатом в цирке, вертолетом, воробьем и т. д., меняем характер и качество прыжков: прыгаем группами, поодиночке, прыгаем с тумбочек.

В процессе обучения регулярно проводим для родителей открытые показательные уроки по плаванию. Первый такой урок — на втором занятии. Цель его — дать родителям возможность познакомиться с условиями бассейна и показать им, насколько их дети еще беспомощны в воде. Второй показательный урок проводим в конце нашего курса обучения. Цель его — показать родителям, чему дети научились (ребята демонстрируют все упражнения и заканчивают самостоятельным плаванием на спине). Всем, кто выполняет контрольный норматив (25 м кролем на груди или на спине), в торжественной обстановке вручаются удостоверения и значки «Умею плавать».

Ежегодно ДЮСШ плавания охватывает примерно 15 — 20 школ, вторые классы которых организованно приводятся в бассейн по расписанию для прохождения школьной плавательной программы. Занятия проводятся в форме уроков. Всего в программу входит 36 занятий.

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ГИПЕРБАРИЧЕСКОЙ ОКСИГЕНАЦИИ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ПЛОВЦОВ ВЫСШИХ РАЗРЯДОВ

   


А. М. Тихонов, кандидат педагогических наук, И. М. Алекперов, кандидат медицинских наук,
Г. А. Бурцев, мастер спорта СССР, Ленинград
 

Специалисты едины во мнении, что современные, а тем более будущие величины тренировочных нагрузок в плавании невозможно успешно освоить без применения эффективных средств восстановления (А. А. Бирюков, 1966; Т. С. Усманхаджаев, 1968, 1971; Ф. М. Талышев, В. У. Аванесов, 1972; Н. Д. Граевская,

 

Л. А. Иоффе, 1973; О. Кученев, 1977; Е. А. Анисимов, 1977, и др.). Несомненно, только при диалектическом единстве, оптимальном соотношении двух сторон учебно-тренировочного процесса — нагрузки и восстановления, — возможен рост спортивных результатов пловцов.

Анализ литературных источников показы-

Library

 

 

51

Up


Contents

 

Home
 

вает, что арсенал используемых средств и способов для ускорения восстановительных процессов широк и разнообразен. Однако необходимо отметить, что при обосновании большинства из них не в полной мере учтены физиологические особенности влияния на организм больших тренировочных нагрузок. К числу наиболее важных из этих особенностей относится развитие гипоксии, различные проявления которой вызываются длительными истощающими нагрузками, особенно в закрытых плавательных бассейнах.

Поскольку гипоксия — универсальный механизм ухудшения функционального состояния пловца, мы полагали, что при поиске эффективных способов восстановления работоспособности особое внимание следует обратить на те из них, которые обладают выраженным антигипоксическим действием. Один из таких способов — использование для дыхания чистого кислорода под повышенным давлением, или гипербарическая оксигенация (ГБО).

Данный метод заимствован нами из физиологии военно-морского труда и гипербарической медицины (И. А. Сапов, 1972; Б. В. Петровский, С. Н. Ефуни, 1976; Г. Л. Зальцман, Г. А. Кучук, А. Г. Гургенидзе, 1979, и др.). В лечебной практике его использование получило название оксигенобаротерапия (ОБТ). Накопленный обширный материал свидетельствует о том, что ОБТ обладает выраженным благоприятным влиянием на деятельность функциональных систем организма и существенно повышает возможности мобилизации его физиологических и психофизиологических резервов, иммунитета, а также способствует ликвидации общей и местной гипоксии. Это позволило предположить, что принцип насыщения организма кислородом под повышенным давлением можно использовать не только для больных, но и для здоровых людей, в частности для спортсменов.

Наше предположение подкрепляется результатами проведенных лабораторных экспериментов, которые свидетельствуют о том, что под влиянием гипербарической оксигенации значительно возрастает переносимость животными максимальных физических нагрузок.

По всей видимости, наиболее справедливая концепция в механизме благоприятного влияния ГБО на организм — «сверхнасыщение» кислородом плазмы и тканевой жидкости, превращение их в «резервуар кислорода». Потребность тканей в кислороде полностью удовлетворяется за счет растворенного кислорода. Этот эффект способен сохраняться 24 и более часов (В. С. Щеголев, А. П. Лотовин, 1980, и др.).

Экспериментальная работа велась в следующих направлениях:

определялись влияние однократного сеанса ГБО на восстановление организма пловца

 

между двумя максимально истощающими нагрузками, а также оптимальное время сеанса и величина давления в барокамере;

учитывалось качество выполнения тренировочных программ под влиянием двух, трех, пяти, восьми, десяти и более сеансов ГБО;

устанавливались сроки оптимального применения гипербарической оксигенации перед ответственными соревнованиями.

В работе применялись такие методы исследования: опрос и анкетирование спортсменов и тренеров; анализ объема спортивной тренировки, режимов работы, среднего времени проплывания и времени преодоления последних отрезков;

оценка специальной работоспособности, регистрируемая также по тесту Мешкониса (1978), результатам курсовок и соревнований.

Для определения эффективности воздействия различных сеансов ГБО на разные системы организма исследовался широкий комплекс медико-биологических показателей.

Результаты проведенных испытаний различных режимов многократного использования ГБО показали, что благоприятное влияние на качество выполнения тренировочных программ и прирост спортивных результатов достигается уже после пяти-шести сеансов, при pO2 0,25 МПа и экспозиции 60 мин. Наиболее устойчивое действие на спортивную работоспособность пловцов оказывают 8-, 9-кратные сеансы ГБО. После первого сеанса у отдельных испытуемых было отмечено некоторое снижение субъективного самочувствия и качества выполнения тренировочной программы. После третьего сеанса такое состояние проходило. Это было связано в первую очередь с необычностью проведения эксперимента (закрытое ограниченное пространство, относительно быстрое повышение давления и др.).

Проведение ГБО более 12 — 13 сеансов не может быть рекомендовано для использования в практике спорта, так как рост работоспособности прекращается и начинает проявляться неблагоприятное влияние сжатого кислорода на функциональное состояние здорового человека.

Согласно проведенным исследованиям, наибольший эффект достигается при проведении сеанса между утренней и вечерней тренировками с обязательным перерывом после утренней тренировки не менее чем на 45 — 60 мин или же после вечерней тренировки, с таким расчетом, чтобы до сна оставалось 1,5 ч.

Для проведения ГБО в спортивной практике наиболее удобными являются барокамеры типа ПДК-2, ПДК-2У и ПДК-3, позволяющие проводить одновременный сеанс с 6 — 12 спортсменами. Выраженное воздействие ГБО продолжается в течение 12 дней, затем отмечается постепенное снижение выраженного эффекта. Следует подчеркнуть, что рост количе-

 
Library

52

    Up


Contents

 

Home
 

ственных показателей работоспособности под влиянием курса ГБО достигается не за счет перенапряжения функциональных систем организма, а за счет экономизации их деятельности, увеличения внутренних резервов организма у пловцов.

В результате исследований установлено, что использование гипербарической оксигенации способствует ускоренному протеканию восстановительных процессов и повышению их эффективности. Курс ГБО позволяет без существенного увеличения физиологических затрат организма спортсменов повысить на 25 — 60% интенсивность тренировочной нагрузки;

 

применение ГБО экономизирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, помогает спортсменам добиться более высоких результатов на ответственных соревнованиях.

Таким образом, результаты проведенных испытаний свидетельствуют о целесообразности и возможности применения гипербарической оксигенации в качестве эффективного способа восстановления у пловцов функционального состояния организма и улучшения спортивных результатов (и не только в плавании, но и в других видах спорта).

 

 

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО


ЦЕЛОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ БРАССОМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРЕНАЖЕРНОГО УСТРОЙСТВА

   
И. И. Упитис, Рижский медицинский институт
 

Предлагаемый нами метод обучения плаванию стилем брасс с применением тренажерного устройства включает три этапа:

1) обучение на тренажерном устройстве всему циклу движений в согласовании с дыханием;

2) освоение скольжения в воде;

3) обучение целостным методом всему циклу движений в воде в согласовании с дыханием.

Устройство тренажера и работа на нем показаны на рисунке*.

Перед началом имитации движений на устройстве в эластичный мешок наливается вода. Опора 1 с помощью разъемных элементов устанавливается по росту обучаемого. Он ложится на опору таким образом, чтобы колени свисали, и прижимает лицо к отверстию маски-сосуда. Руки находятся на изогнутой трубке. Обучаемый нажимает головой маску-сосуд вниз. Вода из эластичного мешка переходит в маску-сосуд. Теперь лицо обучаемого находится в воде. Высоту подъема воды регулирует сам обучаемый. Чем ниже опускается маска-сосуд, тем выше поднимается вода. Цикл движений начинается с разворота ладоней наружу. Руки выполняют гребок в стороны, вниз, назад, голова приподнимается за счет разгибания в шее. Одновременно выполняется выдох (через нос и рот). Можно так-


* Устройство может быть использовано а без изогнутой трубки, определяющей траекторию движений рук, и без рычагов для имитации движений ног.

 

же начинать выдох одновременно с опусканием лица в воду. Выдох — полный, продолжительный, с акцентом на завершающей части. Заканчивается выдох при выходе рта из воды. Это позволяет полностью освободиться от воды, попадающей в рот. Сразу после выдоха, когда руки заканчивают гребок, производится короткий вдох, выполняемый только через рот. После вдоха в цикле дыхания происходит пауза, во время которой голова опускается в воду, руки двигаются вперед, а стопы подтягиваются к ягодицам за счет сгибания ног в коленных суставах и при начале движения назад-в стороны разгибаются, обхватывая рычаги. После движения назад-в стороны ноги соединяются, а рычаги благодаря противовесам возвращаются в исходное положение. Руки завершают движение вперед, и голова опускается в воду. После паузы начинается следующий цикл движений.

При обучении с использованием устройства надо стремиться по возможности быстрее переходить к выполнению всего цикла движений, соединенного с дыханием, не автоматизируя отдельные движения. Сначала, конечно, осваиваются только движения руками, потом — движения ногами, затем — согласование этих движений; далее — опускание головы в воду, выполнение выдоха в воду, согласование дыхания с движениями рук и, наконец, согласование движений рук и ног с дыханием. При необходимости в начальных стадиях выполнения согласования движений с дыханием можно поднимать воду только до уровня но-

Library

 

 

53

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало