|
||||
ственных показателей работоспособности под влиянием курса ГБО достигается не за счет перенапряжения функциональных систем организма, а за счет экономизации их деятельности, увеличения внутренних резервов организма у пловцов. В результате исследований установлено, что использование гипербарической оксигенации способствует ускоренному протеканию восстановительных процессов и повышению их эффективности. Курс ГБО позволяет без существенного увеличения физиологических затрат организма спортсменов повысить на 25 — 60% интенсивность тренировочной нагрузки; |
применение ГБО экономизирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, помогает спортсменам добиться более высоких результатов на ответственных соревнованиях. Таким образом, результаты проведенных испытаний свидетельствуют о целесообразности и возможности применения гипербарической оксигенации в качестве эффективного способа восстановления у пловцов функционального состояния организма и улучшения спортивных результатов (и не только в плавании, но и в других видах спорта). |
|||
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО ЦЕЛОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ БРАССОМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРЕНАЖЕРНОГО УСТРОЙСТВА |
||||
И. И. Упитис, Рижский медицинский институт |
||||
Предлагаемый нами метод обучения плаванию стилем брасс с применением тренажерного устройства включает три этапа: 1) обучение на тренажерном устройстве всему циклу движений в согласовании с дыханием; 2) освоение скольжения в воде; 3) обучение целостным методом всему циклу движений в воде в согласовании с дыханием. Устройство тренажера и работа на нем показаны на рисунке*. Перед началом имитации движений на устройстве в эластичный мешок наливается вода. Опора 1 с помощью разъемных элементов устанавливается по росту обучаемого. Он ложится на опору таким образом, чтобы колени свисали, и прижимает лицо к отверстию маски-сосуда. Руки находятся на изогнутой трубке. Обучаемый нажимает головой маску-сосуд вниз. Вода из эластичного мешка переходит в маску-сосуд. Теперь лицо обучаемого находится в воде. Высоту подъема воды регулирует сам обучаемый. Чем ниже опускается маска-сосуд, тем выше поднимается вода. Цикл движений начинается с разворота ладоней наружу. Руки выполняют гребок в стороны, вниз, назад, голова приподнимается за счет разгибания в шее. Одновременно выполняется выдох (через нос и рот). Можно так- * Устройство может быть использовано а без изогнутой трубки, определяющей траекторию движений рук, и без рычагов для имитации движений ног. |
же начинать выдох одновременно с опусканием лица в воду. Выдох — полный, продолжительный, с акцентом на завершающей части. Заканчивается выдох при выходе рта из воды. Это позволяет полностью освободиться от воды, попадающей в рот. Сразу после выдоха, когда руки заканчивают гребок, производится короткий вдох, выполняемый только через рот. После вдоха в цикле дыхания происходит пауза, во время которой голова опускается в воду, руки двигаются вперед, а стопы подтягиваются к ягодицам за счет сгибания ног в коленных суставах и при начале движения назад-в стороны разгибаются, обхватывая рычаги. После движения назад-в стороны ноги соединяются, а рычаги благодаря противовесам возвращаются в исходное положение. Руки завершают движение вперед, и голова опускается в воду. После паузы начинается следующий цикл движений. При обучении с использованием устройства надо стремиться по возможности быстрее переходить к выполнению всего цикла движений, соединенного с дыханием, не автоматизируя отдельные движения. Сначала, конечно, осваиваются только движения руками, потом — движения ногами, затем — согласование этих движений; далее — опускание головы в воду, выполнение выдоха в воду, согласование дыхания с движениями рук и, наконец, согласование движений рук и ног с дыханием. При необходимости в начальных стадиях выполнения согласования движений с дыханием можно поднимать воду только до уровня но- |
|||
|
53 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |