Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ГЛУБОКОГО БАССЕЙНА
(Из опыта работы тренерско-преподавательского состава ДЮСШ плавания г. Тулы по массовому обучению плаванию)

   
В. Н. Гольцев и Л. В. Трубицына, преподаватели плавания, Тула
 

Массовым обучением плаванию в Туле занимаются регулярно с 1976 г. В последние годы у нас введено обязательное обучение плаванию всех школьников вторых классов общеобразовательных школ. Решая эту важную задачу, коллектив бассейна Центрального стадиона им. 50-летия Ленинского комсомола добивается, чтобы как можно больше детей овладело навыками плавания до 10-летнего возраста.

С 1976 г. тренерами нашей ДЮСШ обучено плаванию 12 400 детей, причем в 1980, 1981 и 1982 гг. ежегодно по 1200 мальчиков и девочек.

Большую работу по созданию методики обучения детей в условиях глубокого бассейна провели тренеры ДЮСШ Л. М. Картавцева, Л. И. Ивлиева, Л. В. Трубицына. Они награждены медалями II степени «За успехи в обучении плаванию».

В нашем бассейне проектом не предусмотрена 50-метровая ванна для обучения новичков. Проработав год-другой в «лягушатнике», тренеры ДЮСШ пришли к выводу, что отдача от этого минимальная. Вот тогда-то они решили обучать плаванию в глубокой воде (180 см в мелкой части и 580 см в глубокой). Все пловцы, которых воспитала и воспитывает в последнее время тульская ДЮСШ, учились плавать на глубокой воде.

Естественно, опыт пришел не сразу. Сейчас мы работаем следующим образом. Для обучения плаванию в бассейне отводятся две крайние дорожки (первая и восьмая). Они делятся пополам. На каждой половине дорожки занимается тренер со своей группой. Таким образом, за 45 мин в бассейне одновременно обучаются 4 группы. Всего 60 детей.

Обучение проводится с использованием надувных поддерживающих средств. Раньше это были резиновые пояса, а сейчас — резиновые круги, которые можно приобрести в любой аптеке. К каждому надутому кругу привязывается с двух сторон по киперной ленте длиной 60 — 70 см. Круг укрепляется на спине или животе (на уровне поясницы). Кроме того, тренер имеет поддерживающее средство — шест: обыкновенную алюминиевую палку длиной 2 1/2 — 3 м с загнутым дальним концом в виде крюка (для поддержки пловца на поверхности воды), на который для безопасности надета резиновая трубка.

 

Остановимся на некоторых особенностях методики обучения в глубоком бассейне.

Обучение детей нашего города — процесс довольно сложный, так как большинство второклассников не умеют держаться на воде, многие из них не имели возможности ранее купаться в открытом водоеме. Поэтому перед началом занятий в воде необходимо убедить ребенка в абсолютной безопасности занятий на глубине, а также в том, что он обязательно быстро научится плавать, если будет стараться.

Тренеры придают важнейшее значение первому занятию в воде. Задача этого урока — помочь ребенку освоиться в глубокой воде: свободно самостоятельно передвигаться и ориентироваться. Для этого мы предлагаем детям опускаться по одному по лесенке в воду и, не держась руками за борт бассейна, передвигаться в воде. При этом очень аккуратно продеваем загнутый конец шеста под мышку обучаемого, чтобы он не терял ориентир.

Добившись элементарных произвольных движений руками и ногами, все время подбадривая ученика, высвобождаем шест, как только почувствуем, что ребенок уже может передвигаться самостоятельно. На первом уроке дети, как правило, «ходят» по воде. Несложный контрольный норматив для «ходьбы» по воде — 25 м — они выполняют уже на 1 — 2-м занятии и делают это с удовольствием.

Далее решаются в комплексе две задачи: научить ребенка ложиться в воде на грудь и на спину, научить возле бортика непрерывно дышать в воду — «серийное дыхание» (состоит из серии непрерывных вдохов и длинных выдохов в воду, как правило 10 — 30 раз).

Таким образом, процесс обучения плаванию на груди и на спине идет параллельно и вполне доступен (хотя многие считают, что на глубокой воде можно научить плавать сначала только на спине).

Очень важно для тренера не упустить тот момент, когда ученик психологически готов первый раз снять круг. Чаще всего круг начинаем снимать в конце 4 — 5-го занятия, после чего предлагаем ребенку прыгнуть с тумбочки в воду и опробовать свои силы при доплывании до лесенки (при необходимости поддерживаем его шестом).

К 8 — 10-му занятию ребята успевают выполнить в воде уже множество плавательных

Library

50

    Up


Contents

 

Home
 

упражнений на спине с движениями ногами и с самыми различными исходными положениями рук, знакомятся с движениями рук при плавании на спине и осваивают плавание на груди с движениями ногами и дыханием. Тренер предлагает каждому ребенку проплыть без круга 25 м на спине с движениями ногами и произвольно на груди (кто сколько сможет). В это время необходимо добиться хорошего положения тела в воде.

Дальнейшие занятия (при условии выполнения этих контрольных нормативов) нецелесообразно проводить с поддерживающими средствами. На смену кругам приходят доски для плавания. Постепенно доля упражнений с досками в учебном занятии уменьшается, а процент плавательных упражнений без поддерживающих средств возрастает.

Приведем несколько примеров основных упражнений при обучении плаванию.

Упражнение 1. Исходное положение (и. п.) — лежа на спине, руки вдоль туловища. Находиться в таком положении 3 — 5 мин без движений.

Упражнение 2. И. п. — лежа на спине. Пронос рук над водой — одновременный и попеременный.

Для освоения правильного положения тела в воде при плавании кролем на груди очень важно обучить правильному проносу рук над водой в сочетании с дыханием.

Упражнение 3. И. п. — лежа на груди, руки впереди на доске. Пронос правой руки назад (1 — 2 раза); пронос правой руки вперед (3 — 4 раза) с вдохом и в сочетании с движениями ногами.

Упражнение 4. То же, что упражнение 3, но пронос левой руки.

Упражнение 5. Движения попеременно то правой, то левой рукой.

 

Еще один важный момент. Чтобы в процессе обучения не выработался стереотип на какую-то одну часть бассейна, каждую неделю тренер переходит со своей группой на другую половину дорожки. В результате этого дети имеют возможность за месяц освоиться и на более мелкой и на более глубокой частях бассейна, поработать на первой и восьмой дорожках.

Важно не забывать об эмоциональном факторе обучения. Поэтому в программу обучения ми ввели «игровые прыжки», которые проводим в конце или середине занятия. Предлагая детям представить себя акробатом в цирке, вертолетом, воробьем и т. д., меняем характер и качество прыжков: прыгаем группами, поодиночке, прыгаем с тумбочек.

В процессе обучения регулярно проводим для родителей открытые показательные уроки по плаванию. Первый такой урок — на втором занятии. Цель его — дать родителям возможность познакомиться с условиями бассейна и показать им, насколько их дети еще беспомощны в воде. Второй показательный урок проводим в конце нашего курса обучения. Цель его — показать родителям, чему дети научились (ребята демонстрируют все упражнения и заканчивают самостоятельным плаванием на спине). Всем, кто выполняет контрольный норматив (25 м кролем на груди или на спине), в торжественной обстановке вручаются удостоверения и значки «Умею плавать».

Ежегодно ДЮСШ плавания охватывает примерно 15 — 20 школ, вторые классы которых организованно приводятся в бассейн по расписанию для прохождения школьной плавательной программы. Занятия проводятся в форме уроков. Всего в программу входит 36 занятий.

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ГИПЕРБАРИЧЕСКОЙ ОКСИГЕНАЦИИ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ПЛОВЦОВ ВЫСШИХ РАЗРЯДОВ

   


А. М. Тихонов, кандидат педагогических наук, И. М. Алекперов, кандидат медицинских наук,
Г. А. Бурцев, мастер спорта СССР, Ленинград
 

Специалисты едины во мнении, что современные, а тем более будущие величины тренировочных нагрузок в плавании невозможно успешно освоить без применения эффективных средств восстановления (А. А. Бирюков, 1966; Т. С. Усманхаджаев, 1968, 1971; Ф. М. Талышев, В. У. Аванесов, 1972; Н. Д. Граевская,

 

Л. А. Иоффе, 1973; О. Кученев, 1977; Е. А. Анисимов, 1977, и др.). Несомненно, только при диалектическом единстве, оптимальном соотношении двух сторон учебно-тренировочного процесса — нагрузки и восстановления, — возможен рост спортивных результатов пловцов.

Анализ литературных источников показы-

Library

 

 

51

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало