Массовым обучением плаванию в Туле занимаются регулярно с 1976 г. В последние годы у нас введено обязательное обучение плаванию всех школьников вторых классов общеобразовательных школ. Решая эту важную задачу, коллектив бассейна Центрального стадиона им. 50-летия Ленинского комсомола добивается, чтобы как можно больше детей овладело навыками плавания до 10-летнего возраста.
С 1976 г. тренерами нашей ДЮСШ обучено плаванию 12 400 детей, причем в 1980, 1981 и 1982 гг. ежегодно по 1200 мальчиков и девочек.
Большую работу по созданию методики обучения детей в условиях глубокого бассейна провели тренеры ДЮСШ Л. М. Картавцева, Л. И. Ивлиева, Л. В. Трубицына. Они награждены медалями II степени «За успехи в обучении плаванию».
В нашем бассейне проектом не предусмотрена 50-метровая ванна для обучения новичков. Проработав год-другой в «лягушатнике», тренеры ДЮСШ пришли к выводу, что отдача от этого минимальная. Вот тогда-то они решили обучать плаванию в глубокой воде (180 см в мелкой части и 580 см в глубокой). Все пловцы, которых воспитала и воспитывает в последнее время тульская ДЮСШ, учились плавать на глубокой воде.
Естественно, опыт пришел не сразу. Сейчас мы работаем следующим образом. Для обучения плаванию в бассейне отводятся две крайние дорожки (первая и восьмая). Они делятся пополам. На каждой половине дорожки занимается тренер со своей группой. Таким образом, за 45 мин в бассейне одновременно обучаются 4 группы. Всего 60 детей.
Обучение проводится с использованием надувных поддерживающих средств. Раньше это были резиновые пояса, а сейчас — резиновые круги, которые можно приобрести в любой аптеке. К каждому надутому кругу привязывается с двух сторон по киперной ленте длиной 60 — 70 см. Круг укрепляется на спине или животе (на уровне поясницы). Кроме того, тренер имеет поддерживающее средство — шест: обыкновенную алюминиевую палку длиной 2 1/2 — 3 м с загнутым дальним концом в виде крюка (для поддержки пловца на поверхности воды), на который для безопасности надета резиновая трубка.
|
|
Остановимся на некоторых особенностях методики обучения в глубоком бассейне.
Обучение детей нашего города — процесс довольно сложный, так как большинство второклассников не умеют держаться на воде, многие из них не имели возможности ранее купаться в открытом водоеме. Поэтому перед началом занятий в воде необходимо убедить ребенка в абсолютной безопасности занятий на глубине, а также в том, что он обязательно быстро научится плавать, если будет стараться.
Тренеры придают важнейшее значение первому занятию в воде. Задача этого урока — помочь ребенку освоиться в глубокой воде: свободно самостоятельно передвигаться и ориентироваться. Для этого мы предлагаем детям опускаться по одному по лесенке в воду и, не держась руками за борт бассейна, передвигаться в воде. При этом очень аккуратно продеваем загнутый конец шеста под мышку обучаемого, чтобы он не терял ориентир.
Добившись элементарных произвольных движений руками и ногами, все время подбадривая ученика, высвобождаем шест, как только почувствуем, что ребенок уже может передвигаться самостоятельно. На первом уроке дети, как правило, «ходят» по воде. Несложный контрольный норматив для «ходьбы» по воде — 25 м — они выполняют уже на 1 — 2-м занятии и делают это с удовольствием.
Далее решаются в комплексе две задачи: научить ребенка ложиться в воде на грудь и на спину, научить возле бортика непрерывно дышать в воду — «серийное дыхание» (состоит из серии непрерывных вдохов и длинных выдохов в воду, как правило 10 — 30 раз).
Таким образом, процесс обучения плаванию на груди и на спине идет параллельно и вполне доступен (хотя многие считают, что на глубокой воде можно научить плавать сначала только на спине).
Очень важно для тренера не упустить тот момент, когда ученик психологически готов первый раз снять круг. Чаще всего круг начинаем снимать в конце 4 — 5-го занятия, после чего предлагаем ребенку прыгнуть с тумбочки в воду и опробовать свои силы при доплывании до лесенки (при необходимости поддерживаем его шестом).
К 8 — 10-му занятию ребята успевают выполнить в воде уже множество плавательных
|