Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

моторная лодка, плывут по поверхности воды. 4. Игра «Мина»: воспитатель бросает мяч на середину бассейна. Дети приседают у стенки бассейна и, оттолкнувшись ногами от дна, скользят под водой, выполняя движения ногами способом кроль и стараясь не задеть мяч («мину») своим телом. 5. Игра «Винт»: после скольжения на груди ребенок начинает выполнять движения ногами способом кроль. Через 2 — 3 с, не меняя горизонтального положения тела, он «винтом» переворачивается в положение на груди.

Занятие 10. Обучение движениям руками способом кроль на груди.

Упражнения. 1. После показа на суше характера движений руками кроль на груди их повторяет вся группа детей. 2. То же, что в упражнении 1, повторяется в бассейне по пояс в воде, наклонившись вперед, вначале правой рукой, затем левой. 3. То же, что в упражнениях 1 и 2, но изучаются движения обеими руками вместе. И эти же движения повторяются во время шагов вперед по дну. Упражнения 3 и 4 вначале выполняются с произвольным дыханием, затем с поворотами головы под правую руку для вдоха и последующим выдохом в воду. Игры на этом занятии не проводятся.

Занятие 11 (продолжение занятия 10).

Упражнения. 1. Движения руками в горизонтальном положении с поддержкой ног надутой резиновой игрушкой, вначале с произвольным дыханием, затем с выдохами в воду. 2. Сделав несколько глубоких вдохов, задержав на вдохе дыхание, оттолкнуться от дна, применять положение «стрелы» и скользить у поверхности воды, выполняя вначале движения ногами, затем еще и руками. Проплыть кролем на груди несколько метров. Упражнение проделать несколько раз, пока дети полностью не освоят координацию движений руками и ногами. 3. Игры с мячом.

Занятие 12. Обучение движениям руками при плавании кроль на спине.

Упражнения. 1. В том же порядке,

 

как на двух предыдущих занятиях, изучаются движения руками кроль на спине, вначале на суше, затем в воде (в статическом положении и в скольжении). 2. Совершенствование движений ногами кроль на спине, лежа на скамейке (на суше), затем сидя на дне бассейна, лежа на воде, держась за поручни бассейна, потом в скольжении, отталкиваясь от дна назад (руки за головой). 3. Во время скольжения (толчком от дна или от стенки бассейна) изучаются одновременные движения ногами и руками.

Занятие 13. Обучение согласованию дыхания с плавательными движениями руками, ногами.

Упражнения. На суше: 1. Наклонившись вперед, ходьба на месте с движениями руками и дыханием, как в кроле на груди, затем как в кроле на спине. Детей знакомят с временем вдоха и выдоха при плавании способом кроль, с согласованием дыхания и движений руками на суше — сначала с согласованием дыхания с движениями одной рукой в положении стоя (одна рука упирается в колено, другая выпрямлена вперед. В этом положении ребенок делает выдох и начинает гребковое движение; в середине гребка выдох заканчивается, и, как только рука приближается к бедру, начинается вдох, который заканчивается в первой половине движений руки вперед в исходное положение), затем с согласованием дыхания и движений двумя руками. В воде: 2. На глубине по грудь повторяется 1-е упражнение. 3. В скольжении на груди движения ногами и руками выполняются в согласовании с одним выдохом и вдохом, затем с двумя, тремя и т. д., до тех пор, пока ребенок не будет самостоятельно проплывать несколько метров.

На последующих занятиях осуществляется совершенствование техники плавания, согласования всех движений с дыханием; при этом постепенно увеличивается проплываемое расстояние, обращается внимание на исправление ошибок.

 

 

МОЙ ОПЫТ СКОРОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ НА ПЛЯЖАХ ЯЛТЫ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО МОРЯ

    _______________
|М. Б. Цимберов| , инструктор
по плаванию и спасанию на воде, Ялта
 

От составителя. Более 30 лет в Ялте работал большой энтузиаст плавания Михаил Борисович Цимберов. Он посвятил себя благородной цели — обучать плаванию всех желающих совместить свой отдых на Крымском побережье Черного моря с полезным делом освоения умения плавать. Михаил Борисович сам комплектовал группы по 6 — 8 новичков

 

в каждой, сам проводил занятия. И сумел так организовать эти занятия, что в условиях открытого и, к сожалению, необорудованного берега за 8 — 10 уроков его ученики осваивали самостоятельное плавание. За свою долголетнюю работу он укомплектовал свыше полутора тысяч групп из числа не умеющих плавать и научил плавать более 11 тысяч человек,

Library

46

    Up


Contents

 

Home
 

среди которых были дети, взрослые и пожилые люди. Много благодарностей было вынесено ему устно и письменно. О его полезном труде написано немало статей в местной прессе. Но помощи от крымских физкультурных организаций в создании на Черноморском побережье хорошо оборудованной «школы плавания для всех», несмотря на все свои усилия, М. Б. Цимберов не получал. И только в последние годы сбылась его давнишняя мечта: при Ялтинской водной станции ДОСААФ была открыта школа плавания, комплектующая (за недорогую плату) учебные группы из всех желающих, а Михаил Борисович стал штатным преподавателем этой школы.

Мы записали рассказ М. Б. Цимберова о его опыте ускоренного обучения плаванию. Ниже публикуем этот рассказ.

 

Перед началом своего ускоренного курса обучения плаванию я ставлю и подробно разбираю с занимающимися четыре главные задачи: 1) избавить от страха перед глубоким морем; 2) научить умению отдыхать лежа спиной на воде; 3) сообщить основные правила поведения в воде при экстремальной обстановке и в опасных для жизни случаях; 4) научить за 8 уроков самостоятельно проплывать любым способом на груди от 15 (минимум) до 50 метров и больше.

Возглавляя в сороковые и пятидесятые годы спасательную службу здравниц Ялты и повседневно общаясь на пляжах с тысячами курортников, я убедился в том, что многие из них совсем не умеют плавать и сомневаются в своей способности научиться этому.

Летом 1951 года на ялтинском лечебном пляже я организовал первые курсы по обучению плаванию. С первых же уроков убедился в непригодности существующих методик обучения плаванию для применения в условиях ялтинских и ряда других черноморских пляжей, где уже в нескольких метрах от берега глубина достигает 2 метров и более и где часто мешает морская волна. Притом на пляжах редко встретишь специально выделенные и оборудованные участки для обучения плаванию. Все это потребовало от меня разработки и применения особых приемов обучения плаванию. Опыт накапливался, и уже через 5 лет, в 1956 году, я достиг того, что мои ученики за 10 уроков избавлялись от страха перед глубокой водой моря и приобретали способность самостоятельно лежать (отдыхать) спиной на воде и проплывать на груди и на спине 20 — 25 метров. Я продолжал совершенствовать свою методику обучения плаванию и добился того, что к 1969 году число обученных мною плаванию учеников в возрасте 8 — 55 лет достигло более 8 тысяч, при этом обучал плаванию уже не за 10, а за 8 20 — 30-минутных уроков в воде.

До 1962 года я проводил обучение плаванию преимущественно на лечебном пляже и вел

 

эту работу на общественных началах, а начиная с лета 1963 года перешел на платное обучение плаванию, организуемое местными ДСО «Авангард», «Спартак», ОСВОДом, Управлением пляжами Ялты, ДОСААФ и др. Делалось это следующим образом. О создании учебных групп из не умеющих плавать широко оповещалось на пляжах. Желающие заниматься в этих группах вносили в кассу соответствующей организации установленную плату за курс обучения, причем квитанция об уплате являлась учебным абонементом, в котором указывалось время первой встречи со мной.

Знакомясь с учениками, я записывал в свою тетрадь «Учета работы» их фамилию, имя, отчество, возраст, специальность, постоянное местожительство, отношение к морю (степень умения самостоятельно держаться на воде, наличие страха перед глубоким водоемом и его причины). После этого проводил с группой новичков короткую беседу — рассказывал о своей работе и объяснял, почему за такой короткий срок, как 8 уроков, каждый способен преодолеть страх и научиться плавать, подчеркивал, что в это нужно поверить и довериться моему большому опыту.

Каково содержание моих уроков плавания?

Первый урок. На берегу. Выстраиваю группу полукольцом в два ряда, произвожу поверку присутствующих, разъясняю, что при плавании необходимо максимально расслабляться, привыкать дышать глубоко ртом с выдохом в воду. Показываю, как это делается. Затем демонстрирую в медленном и быстром темпе расслабленные движения ногами кролем на груди. Ученики несколько раз повторяют это упражнение.

После этого провожу тренировку на длительность задержки дыхания, поясняя, что задерживать дыхание необходимо для первых двух упражнений в воде, а именно: лечь животом на воду и лечь спиной на воду. При этом сам захожу в море и показываю ученикам, как выполняются эти упражнения. В море. Первое упражнение: все ученики двумя рядами (шеренгами) входят в море до плеч, поворачиваются лицом к берегу, доходят до глубины по колено, поворачиваются спиной к берегу, и первый ряд входит в море на глубину по грудь, второй ряд — по пояс. Первый ряд поворачивается лицом к берегу, а второй — боком. Оба ряда отходят друг от друга на полметра. Первый ряд является исполняющим упражнение, а второй — страхующим, т. е. следящим за четкостью и правильностью выполнения упражнения учениками первого ряда (в случае необходимости второй ряд помогает первому). Даю команду первому ряду расставить ноги на ширину плеч, поднять руки над головой, сделать полный вдох и, задержав дыхание, лечь животом на воду, опу-

 
Library

 

 

47

Up


Contents

 

Home
 

стив при этом лицо в воду. Лежать спокойно, мысленно считая до четырех, после чего, подтянув колени к животу, встать на ноги. Повторить упражнение 3 — 5 раз. Затем пройти к берегу до глубины по колено, повернуться спиной к берегу и в таком положении повторить (2 — 3 раза) упражнение. После этого первый ряд учеников становится страхующим, а второй — исполняющим упражнение. Для второго упражнения ряды становятся в первоначальное положение. Командую первому ряду: «Повернуться спиной к берегу, расставить ноги на ширину плеч, поднять руки выше головы, сделать вдох и затаить дыхание — спокойно лечь спиной на воду, считая мысленно до четырех». Затем по моей команде они должны быстро сделать выдох ртом и полный вдох, считая мысленно теперь до восьми, оставаясь лежать на спине (если это не получается, страхующий помогает), выдохнуть и с помощью страхующих встать на ноги. Предлагаю повторить упражнение 4 раза. Затем, подойдя к берегу на глубину до бедер и оставаясь в положении лицом к берегу, по моей команде обучаемые повторяют это упражнение еще 2 раза. Такой же комплекс упражнений выполняется второй шеренгой. За урок ряды меняются местами 3 раза.

Вся группа выстраивается в море (на глубине по колено) в одну шеренгу лицом к берегу и опускается животом на воду, опираясь ладонями о дно, ноги вытянуты, пятки вместе. По моей команде, оттолкнувшись ногами, поднимают их к поверхности воды и, не сгибая в коленях, с предельной скоростью выполняют движения кролем — 1,5 — 2 минуты. С интервалом в полминуты упражнение повторяется 2 — 3 раза. После этого группа выходит из воды, обтирается, переодевается и усаживается на берегу. Провожу разбор урока, отмечаю положительные и отрицательные результаты, объясняю, что порядок построения и место каждого ученика в своем ряду останутся постоянными до пятого урока. Отстающим назначаю дополнительное занятие.

Второй урок. На берегу. После поверки, став боком к труппе и наклонившись вперед, разъясняю и показываю технику гребков руками кролем на груди в сочетании с дыханием. Группа сериями в 1,5 — 2 минуты несколько раз повторяет за мной это упражнение. Войдя по грудь в воду, я показываю технику плавания кролем на груди в разных направлениях. В море. Группа по моей команде входит в установленном порядке по грудь в воду. Командую исполняющему (первому) ряду: «Наклониться вперед, вытянуть правую руку и положить ее ладонью на воду, левую руку вытянуть вдоль бедра, на вдохе задержать дыхание, оттолкнуться ногами от дна, лечь животом на воду и плыть к берегу, выполняя гребковые движения руками; на глубине по колено стать

 

на дно, повернуться спиной к берегу и по моей команде плыть обратно до страхующего ряда, с помощью которого стать на ноги». Упражнение повторяется 2 — 3 раза, после чего ряды меняются местами (за урок — 3 раза). После этого повторяются упражнения из первого урока, отдых лежа на спине и движения ногами кролем в положении на груди.

Третий урок. На берегу. После поверки объясняю, почему отдых лежа спиной на воде является жизненно необходимым навыком при плавании. Затем показываю, стоя на берегу, технику изменения направления плавания и переворотов в воде из положения на груди в положение на спине и обратно. Группа по моей команде, стоя на берегу, трижды имитирует эти движения, затем, войдя в воду, я показываю эти движения в плавании. В море. Исполняющий ряд начинает упражнение на груди, как во втором уроке, но после второго гребка правой рукой левая не заканчивает второй гребок, а остается в воде согнутой в локте с вытянутой ладонью, выполняя тормозящую роль для поворота; правая рука продолжает гребки до завершения поворота, после чего страхующая шеренга помогает исполняющим встать на ноги.

Ряды меняются местами 2 раза, после чего в таком же порядке изучается переворот с груди на спину и обратно на грудь. Это упражнение повторяется 3 раза. Под конец повторяются упражнения из первого урока — отдых на спине и движения ногами кролем. Последнее упражнение проводится в скольжении (от толчка со стороны напарников страхующего ряда) на груди и на спине к берегу.

Четвертый урок. На берегу. После поверки показываю и объясняю, что плавать на спине легче стилем брасс и при этом не обязательно делать полные гребковые движения руками.

Усаживаю группу на берегу и предлагаю по моей команде выполнить движения ногами брассом. После этого вхожу в воду и показываю технику гребков руками и движения ногами брассом в положении лежа на спине. В море. Группа занимает прежнее исходное положение в море. Командую исполняющей шеренге: «Повернуться спиной к берегу, расставить ноги на ширину плеч, поднять руки и развернуть их ладонями наружу, сделать глубокий вдох и, задержав дыхание, лечь спиной на воду (ногами не работать), сделать медленный выдох и одновременно с силой подвести ладони к бедрам; тут же сделать новый вдох, задержать дыхание, поднять руки из воды и довести их до уровня плеч; на выдохе повторить гребок руками к бедрам; сделать в третий раз вдох и, задержав дыхание, повторить вывод рук до уровня плеч. Указанное упражнение повторяется до касания плечами дна, после чего исполняющая шеренга становится на ноги лицом к берегу, отходит от него

 
Library

48

    Up


Contents

 

Home
 

на глубину по колено, садится на дно, делает вдох, разводит руки в стороны, ложится на спину и, выполняя гребки руками брассом, доплывает до страхующей шеренги, где меняется с ней местами. Упражнение повторяется 3 раза.

В таком же порядке разучиваются гребковые движения ногами брассом на спине. При этом руки отводятся от туловища в сторону на 20 — 25 сантиметров, ладони опираются на поверхность воды. За урок ряды меняются местами 3 раза, выполняя это упражнение. Затем ряды занимают исходное положение в воде и дважды выполняют упражнение, сочетая гребковые движения руками и движения ногами с дыханием в положении лежа на спине. Каждый раз плывут на предельно возможное расстояние.

Пятый урок. На берегу. Объясняю, что не нужно пугаться случайных заглатываний воды при вдохе, но надо стараться эту воду не проглатывать. Перед тем как стать на ноги при плавании на любой глубине, необходимо сделать вдох и задержать дыхание до тех пор, пока ноги хорошо не почувствуют дно.

Повторяем в положении стоя движения руками кролем и брассом, а затем в положении сидя движения ногами. Затем разъясняю, что данный урок будет проводиться по новой схеме — в виде коротких самостоятельных проплывов вдоль берега на расстояние до 15 метров (до обозначенного места, например буйка или бунны). В море. Войдя двумя шеренгами в воду на глубину до пояса, ученики по моей команде парами плывут на груди максимально приближенным к кролю способом. При необходимости каждый плывущий может стать на дно, но затем сразу, толчком от дна, должен продолжить проплыв до установленного места. Я подстраховываю такой проплыв, идя рядом с длинным шестом в руках. Второе упражнение — плавание на спине с того же старта. Но при этом плывущую на спине пару сопровождает идущая рядом по дну страхующая пара. Упражнение повторяется 2 — 3 раза со сменой пар.

Шестой урок. На берегу. Рассказываю и показываю простейшие приемы оказания помощи пловцу, оказавшемуся в беде, разъясняю нормы поведения, обеспечивающие предотвращение несчастного случая, в том числе знакомлю со способами избавления от судорог в воде. Затем разъясняю, что порядок данного занятия будет новым: в море каждый будет входить самостоятельно и выполнять вдоль

 

бунны предельный для себя заплыв, а я буду страховать его с помощью шеста. В море. Ученик входит в воду на глубину по грудь и плывет на груди изученным способом вдоль бунны вслед за шестом, конец которого я держу у поверхности воды (за него он может ухватиться при первой потребности). Через 6 — 8 метров такого проплыва предлагаю ученику, взявшись за конец шеста, сделать вдох, повернуться на спину и отпустить шест; лежа на спине, громко и медленно сосчитать до десяти. Затем при помощи шеста ученик переворачивается на грудь и продолжает свой проплыв. При повторении такого проплыва совершает переворот на спину и обратно самостоятельно, без опоры на шест.

Седьмой урок. Повторяется упражнение шестого урока, но заплыв совершается не на груди, а на спине.

Восьмой урок. Каждый ученик по очереди выполняет вначале заплыв на груди вдоль берега (бунны, плота) на дистанцию до 20 метров, в 3 — 4 метрах от мелкого места (от плота или бунны). Я страхую пловца с помощью шнура. Второй заплыв проводится в таком же порядке, но на спине. Желающим разрешаю делать заплывы с самостоятельными переворотами.

Заканчиваю восьмой урок подведением итогов индивидуальных успехов и даю рекомендации по дальнейшему совершенствованию навыков плавания.

В моей практике нередко встречались ученики, у которых с первого урока проявлялся стойкий страх перед глубокой водой. Я оставляю такого ученика возле себя на берегу на протяжении всего урока, чтобы он имел возможность наблюдать за исполняющими упражнения в воде. После этого я провожу с таким учеником дополнительные индивидуальные занятия, на которых разъясняю законы плавучести тела человека, привожу примеры достижений выдающихся пловцов, захожу вместе с учеником в воду, предлагаю ему делать упражнения последовательно по урокам, с опорой на мою руку. В случае крайней необходимости предлагаю ученику ложиться животом или спиной на мою ладонь и в таком положении разучиваю с ним нужные упражнения.

Многолетняя практика обучения плаванию убедила меня в том, что ученики любого возраста способны в короткий срок приобрести необходимые навыки плавания, избавляясь от казавшегося непреодолимым страха перед глубиной.

 
Library

 

 

49

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало