Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

можно плавать преимущественно в легком и лишь изредка в среднем темпе, не допуская учащения пульса на финише свыше 110 — 120 ударов в 1 мин. После 70 лет можно плавать только спокойно, при частоте пульса на финише не больше 100.

Если величина пульса не укладывается в приведенные выше показатели, нужно снижать дозировку оздоровительного плавания, вначале за счет темпа, скорости плавания, облегчения качества каждого гребка, а если это не поможет, то еще и за счет укорочения беспрерывно проплываемой дистанции и включения двух-трех интервалов отдыха.

В «Правилах оздоровительного плавания» подчеркивается, что все случаи появления во время проплыва выраженного утомления (ощутимое учащение сердцебиений или перебои

 

сердца, затрудненное дыхание, стеснение в груди, потеря желания плыть дальше), переохлаждения (появление озноба тела, тремор зубов, синюшный оттенок губ и кончиков пальцев рук) или судорог являются сигналом для категорического прекращения плавания. Если это произошло вдали от берега, необходимо лечь на спину и, прекратив активные гребковые движения руками и ногами, передохнуть в таком положении 2 — 3 мин, а затем медленно, снизив до предела мышечные усилия, проплыть кратчайшим путем до берега. При повторении подобного во время плавания следует внеочередным порядком проверить у врача состояние своего здоровья, а при явлениях переохлаждения в воде снизить продолжительность оздоровительного плавания.

 

 

ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ


НА «ГОЛУБЫХ ДОРОЖКАХ» ПЛЫВУТ МАЛЫШИ

   
М. Г. Чекалдина, заведующая детским садом-яслями «Голубые дорожки», Волгодонск
 

От составителя. Мария Григорьевна Чекалдина является одним из первых в стране инициаторов широкого применения плавания в ясельном и дошкольном возрасте. С этой целью по ее предложению и под ее руководством был сооружен в 1962 г. при Волгодонском детсаде «Восход» первый в городе детский плавательный бассейн, где начались регулярные занятия по плаванию. Опыт работы этого бассейна послужил затем примером для сооружения подобных бассейнов при всех детских садах Волгодонска, а чуть позже и при большинстве детсадов г. Ростова-на-Дону. С 1974 г. М. Г. Чекалдина стала заведовать более крупным детсадом-яслями «Голубые дорожки». Такое название было не случайным. В этом детсаде было уже три детских бассейна... На проведенной в апреле 1983 г. в г. Анапе Всесоюзной конференции по массовому развитию в стране плавания М. Г. Чекалдина выступила с большим докладом, в котором поделилась опытом своей 15-летней работы по плаванию. Там же за большой вклад в развитие детского плавания М. Г. Чекалдиной была вручена Почетная грамота Спорткомитета СССР.

 

 

XXVI съезд КПСС определил, что физическая культура должна войти в повседневную жизнь самых широких слоев населения нашей страны, и особенно детей. Коллектив нашего детсада-ясель решает эту задачу комплексно, используя разнообразные средства физической

 

культуры в самом широком ее понимании. Твердый распорядок всего уклада жизни детворы, воздушные и солнечные ванны, водные процедуры и плавание как эффективные закаливающие средства, строгое соблюдение воздушного режима с постоянным притоком во все помещения свежего воздуха, сон круглый год при открытых фрамугах, ежедневная зарядка, разнообразные игры, занятия гимнастикой, бегом, прыжками и многое другое — все поставлено у нас на службу укрепления здоровья наших питомцев, разностороннего физического развития, воспитания чувства коллективизма, активности.

Особое место в нашей комплексной системе физического воспитания детей ясельного и дошкольного возраста занимает плавание. Это — могучее и, несмотря на кажущиеся вначале трудности, сложности, даже опасности его применения, широкодоступное, увлекательное для детей, эффективное оздоровительное средство. В этом я твердо убедилась за 15 лет повседневной организационной, педагогической работы с детьми по плаванию. Все началось в 1962 году...

Как обычно, летом мы вывозим детей на берег реки Дон. Но не все дети охотно шли в воду: река прохладная, да и слишком большая — страшно. А у тех, кто купался в реке, быстро появлялся озноб. Вот тут-то и возник-

Library

42

 

 

Up


Contents

 

Home
 

ла мысль о сооружении своего бассейна, в котором можно было бы регулировать температуру воды и, главное, закалять и обучать детей плаванию.

Вначале нас никто не поддерживал. Как? В детсаде плавательный бассейн?! Это удивляло всех. Мы же не сдавались, продолжали настаивать, выступали на родительских собраниях, доказывали родительскому комитету целесообразность наличия у нас бассейна. И наконец добились своего: родительский комитет поддержал нашу инициативу, а затем ее одобрило и общее родительское собрание. Из родителей и администрации детсада была создана инициативная группа, куда вошли различные специалисты, способные внести свой вклад в проектирование и сооружение бассейна. Работа закипела. Быстро разработали проект сооружения бассейна, мобилизовали родителей на получение необходимого стройматериала, нашли среди них экскаваторщика. Своими силами копали, ровняли, утрамбовывали песок, клали арматуру, укладывали трубы водопроводные и канализационные. Ежедневно собиралась инициативная группа, подводили итоги работы и намечали план на следующую неделю. Регулярно отчитывались о ходе строительства перед родительским собранием.

И вот через два месяца бассейн был готов. Его торжественное открытие состоялось в 1962 году, в дни празднования годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

Нам — сотрудникам детсада было и радостно и тревожно: как организовать работу в бассейне? Ведь это было для нас совсем новое дело, и за опытом обращаться некуда. Не нашли и литературы по начальному обучению плаванию детей ясельного и дошкольного возраста. Тогда я поехала в Ростов-на-Дону, обратилась в облсовпроф, попросила оказать мне помощь в этом вопросе. К нам направили специалиста по плаванию, который провел с нами теоретический семинар и практические занятия. Под его руководством мы сообща разработали поурочные планы занятий по обучению детей плаванию способами кроль на спине, кроль на груди. Все воспитатели быстро освоили новую специальность, потому что, сами хорошо плавая, горели желанием проводить занятия с малышами. Так началась в детском саду «Восход» работа по плаванию. С самого начала она строилась в соответствии с твердым распорядком дня, как ежедневное обязательное мероприятие: после утренней гимнастики — купание, в первой половине дня — занятия по обучению плаванию, во второй половине дня — свободное купание. Температуру воды на первых занятиях доводили до 32°, постепенно снижали ее до 24 — 20°. Эти мероприятия осуществлялись под строгим контролем врача или медсестры.

 

Не все удавалось сразу. Но шли годы. Принятая нами система работы в бассейне совершенствовалась. Росла ее эффективность. И лучше всего это выражалось в резком снижении заболеваемости малышей. Воспитанники нашего детсада болели в 3 — 4 раза меньше, чем в других детсадах, не имевших своего бассейна. В конце 1966 года, когда эти результаты достигались не один раз, а несколько лет подряд, горком КПСС и горисполком вынесли постановление широко использовать опыт работы по плаванию детсада «Восход» и впредь допускать эксплуатацию детсада только при наличии своего плавательного бассейна.

Так началось в Волгодонске массовое сооружение детских бассейнов. В 1983 году из 56 детских садов города 50 имели свои плавательные бассейны, в том числе 7 крытых, пригодных для круглогодичной работы. Только а 1982 году из старших групп детских садов с бассейнами было передано в общеобразовательные школы 1450 малышей, умевших самостоятельно проплывать не менее 25 м.

С 1974 года я стала работать в детсаде «Голубые дорожки», который имеет теперь большое «плавательное хозяйство» — три бассейна с общей площадью зеркала воды 174 квадратных метра. Размеры бассейнов: первого — длина 16 м, глубина 1,7 м; второго соответственно 8 и 1,4; третьего — 6 и 1,2.

Почему возникло название детсада «Голубые дорожки»? Очень хочется, чтобы наши дети, начав заниматься плаванием на малых голубых дорожках нашего детсада, попали бы в будущем на большие голубые дорожки страны, такие, скажем, как дорожки олимпийского бассейна Москвы, на которых проводятся крупнейшие всесоюзные и международные соревнования по плаванию. Но это уже зависит не от нас, а от более квалифицированных преподавателей и тренеров по плаванию. Задача же нашего коллектива — закаливать и укреплять здоровье малышей, вооружать их умением хорошо плавать. Как мы справляемся с этими задачами? Об этом можно судить по результатам проведенного в 1982 году обследования всех детей подготовительной группы до начала и после завершения летнего оздоровительного сезона. За этот отрезок времени экскурсия грудной клетки увеличилась у них с 4,2 до 5,8 см, а спирометрия — с 2100 до 2900 кубических сантиметров, заболеваемость детей почти полностью исключена в нашем детсаде.

Каким образом строится в нашем детском саду методика начального обучения плаванию детей дошкольного возраста? За основу мы взяли спортивные способы плавания — кроль на груди и кроль на спине. За многие годы работы в детсаде мы убедились, что движения в этих способах плавания легко разучиваются и запоминаются детьми. На первых занятиях у

 
Library

 

 

43

Up


Contents

 

Home
 

нас применяется игровой метод, позже — разучивание упражнении, чередуемое с игрой. Например, научив детей скольжению, дальнейшее совершенствование этого упражнения проводим в интересных играх.

При объяснении упражнений используем показ воспитателя или ребенка (который уже освоил это упражнение). Показ ребенка дополняется соответствующими замечаниями воспитателя.

Ошибки исправляем постепенно и последовательно: вначале самую существенную, которая мешает правильному выполнению упражнений, а позже — менее грубые.

Обучение плаванию проходит по определенной схеме:

1. Выполнение различных (подготовительных) упражнений и игр, направленных на освоение с водой, преодоление страха перед ней и воспитание уверенности в своих силах и действиях в бассейне. Упражнения в воде выполняются вначале на глубине до коленей, потом по пояс, а затем и по грудь. Упражнения должны последовательно научить ребенка: передвигаться по дну шагом, бегом, помогая себе гребковыми движениями руками; доставать предметы со дна бассейна.

2. Обучение погружению головы в воду на 5 — 7 с, открыванию глаз и ориентировке под водой, задержке дыхания после вдоха, умению делать продолжительный выдох под водой.

3. Обучение скольжению в положении на груди и на спине.

4. Обучение плаванию на поверхности воды без движений в положении на груди и на спине, в процессе которого мы знакомим детей с плавучестью и обтекаемостью тела, со свойствами воды, используя упражнения «поплавок», «медуза» и «звездочка».

5. Обучение отдельным плавательным движениям с использованием подводящих упражнений на суше, вначале для ног, затем для рук и, наконец, согласованию движений рук, ног с дыханием.

6. Совершенствование навыков плавания. В соответствии с этой схемой приведу ниже примерные планы 13 первых занятий по плаванию с дошкольниками.

Занятие 1. Ознакомление со свойствами водной среды.

Дети узнают о свойствах водной среды: ее плотности, температуре. Их знакомят с участком бассейна. Ребенок должен убедиться, что дно ровное, что никакие неприятности его не ожидают.

Упражнения. 1. В положении стоя, сидя, лежа (уровень воды до коленей) ребенок бросает камешки, переползает с места на место, играет с надувными игрушками и т. п.

2. Ходьба и бег в воде (глубина та же).

3. Подпрыгивание вверх с падением вперед

 

в воду (глубина та же). 4. Прыжки вперед с падением животом на поверхность воды (глубина до коленей и выше). 5. Доставание различных предметов со дна (глубина по пояс).

6. Приседание в воде по грудь, по шею (глубина по пояс). 7. Переход с мелкого на глубокое место бассейна (глубина по грудь). 8. Игра «Карусель» (держась за руки, дети ставят ноги по возможности ближе друг к другу и, откинувшись назад, кружатся поочередно то в одну, то в другую сторону).

Занятие 2. Освоение погружений головы под воду (без выдоха под водой, не закрывая в воде глаза, нос, уши). Упражнения делает воспитатель, потом предлагает сделать детям.

Упражнения. 1. Стоя в основной стойке по пояс в воде, сделать глубокий вдох, задержать дыхание, присесть, окунуться с головой, встать и выполнить выдох (не вытирать лицо руками). 2. То же упражнение, но в исходном положении руки над головой. Вставая, сделать движение руками через стороны, опуская их на воду. 3. Стоя в основной стойке попарно, лицом друг к другу, взявшись за руки, одновременно погрузиться под воду и встать, как в упражнении 1. 4. Сделав глубокий вдох, задержать дыхание, присесть. Находясь под водой, приоткрыть глаза. Встать. 5. Повторить упражнение 3, но, находясь под водой, приоткрыть глаза, встать, посмотреть друг на друга. 6. Повторить упражнение 3, находясь под водой, показать друг другу пальцы на руках, сосчитать пальцы товарища. 7. Игры с надувными игрушками.

Занятие 3. Обучение приседаниям с погружением под воду и выдохом в воду.

Упражнения. 1. Воспитатель, сделав вдох, приседает, погрузившись под воду. Под водой делает выдох («пускает пузыри»), после чего поднимается на поверхность. Повторяет эти действия с ребенком. Дети наблюдают. Выдох в воду делается спокойно, сжатыми губами, как будто произносится буква «у». Упражнение повторяют все дети: приняв положение основной стойки, наклониться, упереться руками в колени, сделать вдох и, погрузив лицо в воду, выдох. К концу выдоха начать поднимать лицо из воды. Подняв его, сделать вдох и затем снова повторить упражнение. 2. Повторить упражнение 1, но присев в воду (можно держаться руками за поручни бассейна). 3. Повторить 5 — 6 раз упражнение 2, но попарно, приоткрывая глаза под водой. 4. Погрузившись под воду с открытыми глазами, достать опущенный в нее предмет. Повторить 5 — 6 раз. 5. Игра «Подводный телеграф»: опустившись в воду, дети должны поднять руку над водой и показать на пальцах количество ударов, услышанных ими под водой. Удары производятся воспитателем по воде дощечкой или камешком о камешек, погруженными под воду. 6. Игра «Телефон»: воспи-

 
Library

44

 

 

Up


Contents

 

Home
 

татель, погружаясь с детьми в воду, произносит там 2 — 3 раза слово «алло». При выходе на поверхность воды дети отвечают, сколько раз было произнесено слово.

Занятие 4. Обучение плаванию на поверхности воды без движений.

Упражнения. 1. Детям предлагают, чтобы они, стоя на глубине по пояс, сделали глубокий вдох и легли на дно. Этого, конечно, им не удается сделать, так как тело неизбежно будет всплывать к поверхности. Этот факт с соответствующими объяснениями убеждает детей в том, что они легко могут плавать на поверхности. 2. На глубине по пояс выполнить «поплавок» 6 — 8 раз после показа упражнения воспитателем. 3. Игра «Лопнувший мяч»: из положения «поплавок» ребенок делает выдох в воду и, будто лопнувший мяч, медленно погружается в воду.

Занятие 5 (продолжение занятия 4).

Упражнения. 1. Повторить 5 — 6 раз упражнение «поплавок». 2. Предложить детям из положения «поплавок» спокойно выпрямить руки и ноги и перейти в положение «стрела». Повторить 4 — 5 раз. 3. После показа воспитателем принять из положения основной стойки положение «медуза». Повторить 5 — 6 раз. Игра «Вратарь»: со словами: «Эй, вратарь, готовься к бою! Часовым ты поставлен у ворот» — дети с разбега бросаются грудью в воду и, задержав дыхание, принимают положение «поплавок», крепко захватив воображаемый мяч.

Занятие 6. Обучение скольжению.

Упражнения. 1. С поддержкой воспитателя ребенок ложится животом на воду в положение «стрела» с приподнятой головой. По команде он делает глубокий вдох и опускает голову между руками. Воспитатель, поддерживая его левой рукой за туловище, правой захватывает пятки и нерезким движением толкает вперед. Если ребенок проскользит 3 — 4 м, упражнение можно считать хорошо выполненным. Оно повторяется 5 — 6 раз, и с каждым разом нужно отталкиваться в положении «стрела» все дальше. Затем то же выполняется в положении на спине. Обучение скольжению проводится до тех пор, пока дети не освоят правильного положения тела во время скольжения. 2. Такие же скольжения, как в упражнении 1, повторяются толчком от стенки бассейна из положения «в группировке». 3. Игра «Удочка»: дети образуют круг (становятся лицом к его центру). В центре стоит воспитатель. В руках у него веревка (длина ее равна радиусу круга), к концу которой привязана надувная игрушка. Воспитатель вращает веревку так. чтобы игрушка двигалась по кругу на высоте 10 — 30 см над водой. Когда игрушка приближается к игроку, тот должен, чтобы она не коснулась его, погрузиться под воду.

 

Занятие 7 (продолжение занятия 6).

Упражнения. 1. Скольжение на груди толчком от дна. 2. То же, что упражнение 1, но в положении на спине. При этом ребенок должен положить голову на воду, «как на мягкую подушку», и выпрямиться, слегка подняв таз вверх, не допуская положения полулежа или полусидя. 3. Игра «Буксир»: дети принимают положение «стрелы», а воспитатель, взяв их за кисти рук, буксирует (поочередно). При игре «Буксир» ребенок время от времени приподнимает голову и делает вдох. 4. Игра «Рекорд»: отталкиваясь от дна, дети стараются скользить, с каждым разом увеличивая дистанцию. Воспитатель фиксирует «рекорд». Дети отталкиваются от одного места — старта, который обозначается предметом. Место остановки скольжения обозначается вехой.

Занятие 8. Обучение движению ногами способом кроль.

Упражнения. 1. Воспитатель показывает на суше (сидя на скамейке) движения ногами, объясняя детям требования к правильному выполнению. Затем дети принимают такое же положение и, копируя воспитателя, выполняют их под его счет или хлопки руками. 2. Движения ногами кролем на спине, сидя на дне бассейна на глубине не более 40 см, упираясь руками в дно и немного отклонившись назад. 3. Лежа в воде на груди, взявшись руками за поручни бассейна, выполнять движения ногами кролем на груди. 4. Наклониться, положить руки на доску, оттолкнуться ногами от дна и скользить по поверхности воды, выполняя ногами движения кролем на груди. 5. Наклониться, сделать вдох и, задержав дыхание, положить руки вперед (без опоры на доску), оттолкнуться от дна и начать движения ногами способом кроль на груди. Продолжать двигаться вперед, постепенно выдыхая в воду воздух до тех пор, пока не потребуется поднять голову для вдоха. Повторить 5 — 6 раз. 6. То же, что в упражнении 5, выполнить в положении на спине.

Упражнения 5 и 6 можно проводить параллельно, пока ребенок не сможет проплыть 5 — 6 м.

Занятие 9 (продолжение занятия 8).

Упражнения. 1. При дальнейшем совершенствовании движений ногами способом кроль на груди можно применять поддерживающие средства (надувную игрушку и др.). Опираясь о нее руками, ребенок может долго плавать, выполняя движения ногами, вначале при произвольном дыхании, а затем с выдохами в воду. 2. Игра «Торпеда»: дети ложатся в положении «стрелы» и, начав движения ногами, скользят ко второй стенке бассейна. 3. Игра «Моторная лодка»: дети, оттолкнувшись ногами от стенки бассейна, включают «винт» (движения ногами способом кроль) и, как

 
Library

 

 

45

Up


Contents

 

Home
 

моторная лодка, плывут по поверхности воды. 4. Игра «Мина»: воспитатель бросает мяч на середину бассейна. Дети приседают у стенки бассейна и, оттолкнувшись ногами от дна, скользят под водой, выполняя движения ногами способом кроль и стараясь не задеть мяч («мину») своим телом. 5. Игра «Винт»: после скольжения на груди ребенок начинает выполнять движения ногами способом кроль. Через 2 — 3 с, не меняя горизонтального положения тела, он «винтом» переворачивается в положение на груди.

Занятие 10. Обучение движениям руками способом кроль на груди.

Упражнения. 1. После показа на суше характера движений руками кроль на груди их повторяет вся группа детей. 2. То же, что в упражнении 1, повторяется в бассейне по пояс в воде, наклонившись вперед, вначале правой рукой, затем левой. 3. То же, что в упражнениях 1 и 2, но изучаются движения обеими руками вместе. И эти же движения повторяются во время шагов вперед по дну. Упражнения 3 и 4 вначале выполняются с произвольным дыханием, затем с поворотами головы под правую руку для вдоха и последующим выдохом в воду. Игры на этом занятии не проводятся.

Занятие 11 (продолжение занятия 10).

Упражнения. 1. Движения руками в горизонтальном положении с поддержкой ног надутой резиновой игрушкой, вначале с произвольным дыханием, затем с выдохами в воду. 2. Сделав несколько глубоких вдохов, задержав на вдохе дыхание, оттолкнуться от дна, применять положение «стрелы» и скользить у поверхности воды, выполняя вначале движения ногами, затем еще и руками. Проплыть кролем на груди несколько метров. Упражнение проделать несколько раз, пока дети полностью не освоят координацию движений руками и ногами. 3. Игры с мячом.

Занятие 12. Обучение движениям руками при плавании кроль на спине.

Упражнения. 1. В том же порядке,

 

как на двух предыдущих занятиях, изучаются движения руками кроль на спине, вначале на суше, затем в воде (в статическом положении и в скольжении). 2. Совершенствование движений ногами кроль на спине, лежа на скамейке (на суше), затем сидя на дне бассейна, лежа на воде, держась за поручни бассейна, потом в скольжении, отталкиваясь от дна назад (руки за головой). 3. Во время скольжения (толчком от дна или от стенки бассейна) изучаются одновременные движения ногами и руками.

Занятие 13. Обучение согласованию дыхания с плавательными движениями руками, ногами.

Упражнения. На суше: 1. Наклонившись вперед, ходьба на месте с движениями руками и дыханием, как в кроле на груди, затем как в кроле на спине. Детей знакомят с временем вдоха и выдоха при плавании способом кроль, с согласованием дыхания и движений руками на суше — сначала с согласованием дыхания с движениями одной рукой в положении стоя (одна рука упирается в колено, другая выпрямлена вперед. В этом положении ребенок делает выдох и начинает гребковое движение; в середине гребка выдох заканчивается, и, как только рука приближается к бедру, начинается вдох, который заканчивается в первой половине движений руки вперед в исходное положение), затем с согласованием дыхания и движений двумя руками. В воде: 2. На глубине по грудь повторяется 1-е упражнение. 3. В скольжении на груди движения ногами и руками выполняются в согласовании с одним выдохом и вдохом, затем с двумя, тремя и т. д., до тех пор, пока ребенок не будет самостоятельно проплывать несколько метров.

На последующих занятиях осуществляется совершенствование техники плавания, согласования всех движений с дыханием; при этом постепенно увеличивается проплываемое расстояние, обращается внимание на исправление ошибок.

 

 

МОЙ ОПЫТ СКОРОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ НА ПЛЯЖАХ ЯЛТЫ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО МОРЯ

    _______________
|М. Б. Цимберов| , инструктор
по плаванию и спасанию на воде, Ялта
 

От составителя. Более 30 лет в Ялте работал большой энтузиаст плавания Михаил Борисович Цимберов. Он посвятил себя благородной цели — обучать плаванию всех желающих совместить свой отдых на Крымском побережье Черного моря с полезным делом освоения умения плавать. Михаил Борисович сам комплектовал группы по 6 — 8 новичков

 

в каждой, сам проводил занятия. И сумел так организовать эти занятия, что в условиях открытого и, к сожалению, необорудованного берега за 8 — 10 уроков его ученики осваивали самостоятельное плавание. За свою долголетнюю работу он укомплектовал свыше полутора тысяч групп из числа не умеющих плавать и научил плавать более 11 тысяч человек,

Library

46

    Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало