Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ка динамометра оставалась неподвижной в течение нескольких секунд, регистрировались показания прибора. Дополнительная сила тяги определялась по той же методике, что и сила тяги при нулевой скорости.

Комплексная оценка результатов тестирования была следующей. По результатам исследований были рассчитаны средние значения (х) и стандартные отклонения от средних (±S) для всех регистрируемых показателей. Затем для каждого показателя была разработана семибалльная оценочная шкала на основе стандартного шкалирования. Каждый диапазон значений показателя, равный по модулю 0,5 S, оценивался в 1 балл. Протяженность шкалы составила от – 1,5 S до + 2 S. Эта шкала позволяет количественно оценивать индивидуальные уровни развития показателей и вывести суммарную оценку для каждого испытуемого по итогам тестирования.

Мы пришли к заключению, что при оценке антропометрических показателей следует учитывать для суммарной оценки лишь длину тела, вес тела, ЖЕЛ, длину кисти и индексы пропорциональности, так как другие морфометрические признаки (ширина плеч, ширина таза, длина руки, длина ноги, обхваты) очень тесно

 

коррелируют с длиной тела. Поэтому, оценивая эти показатели, мы фактически несколько раз оцениваем один и тот же показатель — принадлежность к ростовой группе. Будет правильнее начинать оценку с определения ростовой группы и далее оценивать не абсолютные, а относительные антропометрические показатели. Учитывая большое влияние длины тела на результаты в плавании, следует оценивать ее двойным баллом.

Практическое использование оценочной шкалы не представляет никакой трудности. Например, испытуемый (мальчик) имеет длину тела 170 см, вес тела 54,5 кг, ЖЕЛ 3800 мл, длину кисти 19,5 см, ИССВ 390, ИСВ 1300. За эти показатели он получает соответственно (см. табл. 2): 8 (удвоенный балл за длину тела), 3, 2, 3, 2, и 2 балла (и т. д. по всей «батарее» тестов). Суммарный балл определяется путем сложения баллов, полученные испытуемым за отдельные показатели. Шкалы оценки показателей физического развития юных пловцов приводятся в табл. 1 — 3.

Итоговая суммарная оценка, как и оценки отдельных показателей, вместе с данными диспансеризации и экспертной оценкой техники плавания дает ценный материал для отбора и планирования спортивной подготовки.

 

 

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1982 г.

   
В. Я. Лопухин, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Из восьми защищенных диссертационных работ по плаванию большинство посвящено решению проблемы отбора и подготовки юных пловцов. Хотя объем вопросов, охваченных выполненными исследованиями, еще не обеспечивает полного решения проблемы, получен ряд важных для практики результатов. Ниже мы знакомим читателя с основными из этих результатов.

Диссертационная работа Б. В. Рышняка «Пространственные, временные и силовые характеристики двигательных способностей школьников 9 лет как основа отбора в детско-юношеские спортивные школы плавания» выполнена в Кишиневском государственном педагогическом институте им. И. Крянгэ под руководством доктора биологических наук профессора В. С. Фарфеля и кандидата педагогических наук доцента Ф. А. Ботнаренко.

Опыт показывает, что отбор в ДЮСШ плавания в основном проводится по определенным морфофункциональным признакам, а двигательная одаренность будущих пловцов обычно не оценивается из-за отсутствия доступных методик. Учитывая это и в целях повышения эффективности обучения и отбора в ДЮСШ

 

автор исследовал двигательные способности детей младшего школьного возраста и установил прогностическую значимость этих способностей. В частности, были разработаны тесты для оценки способностей воспроизводить и дифференцировать конкретно заданные: мышечные усилия, угол сгибания конечности, частоту движений, координацию движений рук и рук совместно с ногами, а также умение расслаблять мышцы плечевого пояса. При этом было установлено, что выполнение этих тестов не зависит от размеров тела, длины конечностей, веса и других значимых для плавания признаков.

Между тестами, характеризующими одну и ту же двигательную способность, найдена достоверная связь. Определено, что в процессе обучения детей 9 лет плаванию прирост способностей управлять движениями в пространстве, во времени и в силе незначителен. Тем важнее для спортивных успехов в плавании выявление способностей до начала занятий.

Воспитание выносливости у юных пловцов с использованием лидирующего устройства показало, что выносливость в определенной степени зависит от уровня технической подготовленности тренируемых.

Library

 

 

23

Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 1

 

Оценочные шкалы показателен физического развития девочек-пловчих 14 лет

 

Показатели

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

7

Длина тела (рост, см)

153 — 157

157,1 — 160

160,1 — 164

164,1-168

168,1-171

171,1 — 175

175,1 — 178

Вес тела (кг)

43-46

46,1 — 49

49,1 — 52,4

52,5 — 55

55,1 — 58

58,1 — 61

61,1 — 64

ЖЕЛ (мл)

3175 — 3375

3400 — 3600

3625 — 3800

3850 — 4050

4075 — 4250

4300 — 4500

4525 — 4750

Длина кисти (см)

16 — 17

17,1 — 17,7

17,8 — 18,5

18,6 — 19

19,1 — 20

20,1 — 21

21,1 — 22

Индексы:

             

вес/рост (кг/см)

0,266 — 0,283

0,284 — 0,301

0,302 — 0,319

0,320 — 0,337

0,338 — 0,355

0,356 — 0,373

0,374 — 0,392

ЖЕЛ/вес (мл/кг)

54 — 60

60,1 — 67

67,1 — 73,2

73,3 — 79

79,1 — 86

86,1 — 92

92,1 — 98

длина руки/рост

0,441 — 0,445

0,446 — 0,449

0,450 — 0,454

0,455 — 0,458

0,459 — 0,463

0,464 — 0,468

0,469 — 0,474

ширина плеч/рост

0,201 — 0,205

0,206 — 0,210

0,211 — 0,215

0,216 — 0,220

0,221 — 0,225

0,226 — 0,230

0,231 — 0,236

ширина плеч/ширина таза

1,227 — 1,267

1,268 — 1,308

1,309 — 1,349

1,350 — 1,390

1,391 — 1,431

1,432 — 1,472

1,473 — 1,514

Сила на суше (кг)

23,7 — 27,8

27,9 — 31

31,1 — 35,2

35,3 — 39,6

39,7 — 43,8

43,9 — 48

48,4 — 52,3

Сила рук/вес тела (%)

44,4 — 52

52,1 — 59,5

59,6 — 67,1

67,2 — 74,6

74,7 — 82,3

82,4 — 89,9

90 — 97,6

Сила тяги в воде (кг)

8,5 — 9,7

9,8 — 11,1

11,2 — 12,5

12,6 — 13,9

14 — 15,3

15,4 — 16,7

16,8 — 18,2

КИСВ (%)

31 — 32,4

32,5 — 34

34,1 — 35,6

35,7 — 37,2

37,3 — 38,8

38,9 — 40,3

40,4 — 42

ТК

1,383 — 1,340

1,339 — 1,290

1,289 — 1,240

1,239 — 1,190

1,189 — 1,140

1,139 — 1,090

1,089 — 1,039

Сопротивление в 30-секундной работе (кг)

17,9 — 21,3

21,4 — 24,7

24,8 — 28,1

28,2 — 31,6

31,7 — 35

35,1 — 38,5

38,6 — 42

Колич. повторений

6 — 8

8,5 — 10

10,5 — 12

12,5 — 14

14,5 — 16

16,5 — 18

18,5 — 20

ИССВ (за 30 с)

140 — 205

206 — 271

272 — 337

338 — 403

404 — 469

470 — 535

536 — 602

Сопротивление при 3-минутной работе (кг)

13,6 — 16

16,1 — 18,5

18,6 — 21,1

21,2 — 23,6

23,7 — 26,1

26,2 — 28,7

28,8 — 31,3

Колич. повторений

47 — 56

56,6 — 66

66,5 — 75

75,5 — 84

84,5 — 94

94,5 — 103

103,5 — 113

ИСВ (за 3 мин)

938 — 1157

1158 — 1377

1378 — 1597

1598 — 1717

1718 — 2037

2038 — 2257

2258 — 2478

 
Library

 

Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 2

 

Оценочные шкалы показателей физического развития мальчиков-пловцов 14 лет

Показатель

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

7

Длина тела (рост, см)

160 — 163

163,1 — 166

166,1 — 169

169,1 — 172

172,1 — 175

175,1 — 178

178,1 — 181

Вес тела (кг)

47 — 50,3

50,4 — 53,9

54 — 56,9

57 — 60,2

60,3 — 63,5

63,6 — 66,8

66,9 — 70,2

ЖЕЛ (мл)

3450 — 3750

3800 — 4100

4150 — 4450

4500 — 4800

4850 — 5150

5200 — 5500

5550 — 5900

Длина кисти (см)

17 — 18

18,1 — 18,7

18,8 — 19,5

19,6 — 20,1

20,2 — 20,8

20,9 — 21,5

21,6 — 22,4

Индексы:

вес/рост (кг/см)

0,280 — 0,298

0,299 — 0,317

0,318 — 0,336

0,337 — 0,355

0,356 — 0,374

0,375 — 0,393

0,394 — 0,413

ЖЕЛ/вес (мл/кг)

62 — 67

67,1 — 73

73,1 — 78,8

78,9 — 84,6

84,7 — 90,4

90,5 — 96,2

96,3 — 102, 1

длина руки/рост

0,444 — 0,449

0,450 — 0,455

0,456 — 0,461

0,462 — 0,467

0,468 — 0,473

0,474 — 0,479

0,480 — 0,486

ширина плеч/рост

0,205 — 0,208

0,209 — 0,212

0,213 — 0,216

0,217 — 0,220

0,221 — 0,224

0,225 — 0,228

0,229 — 0,233

ширина плеч/ширина таза

1,247 — 1,299

1,300 — 1,352

1,353 — 1,404

1,405 — 1,456

1,457 — 1,508

1,509 — 1,562

1,563 — 1,615

Сила рук на суше (кг)

33 — 36,2

36,3 — 39,5

39, 6 — 42,9

43 — 46,3

46,4 — 49,6

49,7 — 52,9

53 — 56,4

Сила рук/вес тела (%)

50,5 — 58,7

58,8 — 67

67,1 — 75,3

75,4 — 83,7

83,8 — 92,1

92,2 — 100,3

100,4 — 108

Сила тяги в воде (кг)

11,2 — 12,3

12,4 — 13,5

13,6 — 14,7

14,8 — 15,9

16 — 17,1

17,2 — 18,3

18,4 — 19,6

КИСВ (%)

25,8 — 28,6

28,7 — 31 ,4

31,5 — 34,3

34,4 — 37,2

37,3 — 40,1

40,2 — 43

43,1 — 45,9

ТК

1,413 — 1,369

1,368 — 1,324

1,323 — 1,280

1,279 — 1,235

1,234 — 1,190

1,189 — 1,144

1,143 — 1,098

Сопротивление при 30-секундной работе (кг)

23,7 — 27,2

27,3 — 30,7

30,8 — 34,3

34,4 — 37,9

38 — 41,4

41,5 — 45

45,1 — 48,6

Колич. повторений

11 — 13

13,5 — 14,5

15 — 16

16,5 — 18

18,5 — 20

20,5 — 22

22,5 — 24

ИССВ (за 30 с)

306 — 389

390 — 473

474 — 561

562 — 643

644 — 727

728 — 811

812 — 896

Сопротивление при 3-минутной работе (кг)

16 — 19,1

19,2 — 22,5

22,6 — 25,7

22,6 — 28,9

29,0 — 32,2

32,3 — 35,5

35,6 — 38,8

Колич. повторений

60 — 68,5

69 — 77,5

78 — 86,5

87 — 95,5

96 — 104,5

105,5 — 113,5

114 — 122

ИСВ (за 3 мин)

1204 — 1547

1548 — 1891

1892 — 2235

2236 — 2579

2580 — 2923

2924 — 3267

3268 — 3612

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 3

 

Оценочная шкала гидродинамических характеристик пловцов 14 лет

 

Скорость, м/с

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

7

Девочки

Величина сопротивления в гидроканале (кг)

1,2

2,76 — 2,54

2,53 — 2,30

2,29 — 2,07

2,06 — 1,83

1,82 — 1,60

1,59 — 1,37

1,36 — 1,13

1,4

3,76 — 3,49

3,48 — 3,21

3,20 — 2,93

2,92 — 2,64

2,63 — 2,36

2,35 — 2,08

2,07 — 1,80

1,6

4,80 — 4,43

4,42 — 4,06

4,05 — 3,70

3,69 — 3,33

3,32 — 2,96

2,95 — 2,59

2,58 — 2,21

Дополнительная сила тяги в гидроканале (кг)

3,84 — 4,43

4,44 — 5,03

5,04 — 5,63

5,64 — 6,30

6,31 — 6,91

6,92 — 7,51

7,52 — 8,11

1,4

3,15 — 3,49

3,50 — 3,84

3,85 — 4,19

4,20 — 4,55

4,56 — 4,90

4,91 — 5,25

5,26 — 5,60

1,6

1,10 — 1,41

1,42 — 1,73

1,74 — 2,05

2,06 — 2,38

2,39 — 2,70

2,71 — 3,02

3,03 — 3,34

Мальчики

Величина сопротивления в гидроканале (кг)

1.2

3,33 — 3,09

3,08 — 2,84

2,83 — 2,59

2,58 — 2,34

2,33 — 2,09

2,08 — 1,84

1,83 — 1,59

1,4

4,27 — 3,98

3,97 — 3,69

3,68 — 3,39

3,38 — 3,10

3,09 — 2,80

2,79 — 2,51

2,50 — 2,21

1,6

5,46 — 5,07

5,06 — 4,68

4,67 — 4,29

4,28 — 3,89

3,88 — 3,50

3,49 — 3,11

3,10 — 2,71

Дополнительная сила тяги в гидроканале (кг)

1,2

6,33 — 7,09

7,10 — 7,86

7,87 — 8,63

8,64 — 9,41

9,42 — 10,18

10,1?? — 10,95

10,96 — 11,72

1.4

4,96 — 5,72

5,73 — 6,49

6,50 — 7,26

7,27 — 8,03

8,04 — 8,80

8,81 — 9,57

9,58 — 10,34

1,6

1,94 — 2,73

2,74 — 3,53

3,54 — 4,33

4,34 — 5,13

5,14 — 5,93

5,94 — 6,73

6,74 — 7,54

 
Library

 

Up


Contents

 

Home
 

Диссертационная работа А. А. Зуткиса «Значение предварительной подготовки в условиях общеобразовательной школы для отбора юных пловцов» выполнена в Литовском государственном институте физической культуры под руководством доктора педагогических наук профессора В. П. Стакионене.

Как известно, отбор в группы ДЮСШ плавания в возрасте 7 — 9 лет является малоэффективным в связи с тем, что в этом возрасте значимость физической подготовленности мало изучена и большинство детей не умеет плавать. Исходя из этого, автор исследовал влияние предварительных занятий плаванием и физкультурой в условиях общеобразовательной школы на эффективность отбора пловцов в ДЮСШ.

Исследованием установлено, что наибольшую прогностическую ценность для отбора в группы ДЮСШ имеют показатели роста, веса, ЖЕЛ, становой силы и силы кисти, подвижности в суставах, максимального потребления кислорода, индекс Гарварда. Важнейшим фактором, определяющим успех детей на этапе обучения плаванию, является посещаемость ими занятий. Развитие определенных физических качеств зависит от методики физического воспитания, что необходимо учитывать при отборе.

Для предварительной подготовки юных пловцов в условиях общеобразовательных школ, имеющих вблизи бассейны, автор рекомендует во втором классе обязательно отводить один урок в неделю плаванию, а другой — занятиям физкультурой в зале или на площадке, причем на уроках физкультуры 50% времени уделять целенаправленному воспитанию общей выносливости.

Диссертационная работа Ю. А. Левенец «Эффективность применения метода круговой тренировки на этапе предварительной подготовки юных пловцов» выполнена во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры под руководством кандидата педагогических наук Т. М. Абсалямова.

Исследование показало, что дети 8 — 10 лет, занимавшиеся преимущественно с использованием метода круговой тренировки, отличаются более гармоническим развитием физических качеств и функциональных возможностей, чем занимавшиеся с преимущественным использованием метода игровой тренировки или общеплавательной подготовки. У тренировавшихся с применением метода круговой тренировки особенно высоки темпы прироста динамических показателей, в частности разгибателей туловища.

Установлено, что оптимальным сроком этапа предварительной подготовки является 2-летний период, состоящий из 4 учебных полугодий. При этом для детей младшего школьного возраста наилучшие дозы общефизической и общеплавательной подготовки на первом году тренировки 68 и 45 ч, а на втором — 120 и

 

Таблица 1

 

Контрольно-нормативные требования по максимальному тесту

 

Возраст, лет

Оценка выполнения, баллы

3

4

5

8

1.27,6 — 1.29

1.24,5 — 1.27,5

1.24,4 и лучше

9

1.15,1 — 1.16

1.13,0 — 1.14,0

1.12,9 и лучше

10

1.12,1 — 1.13

1.10,6 — 1.12,0

1.10,5 и лучше

 

158 ч. Круговую тренировку на этом этапе целесообразнее строить на основе разнообразных упражнений многоборной направленности с постепенным усложнением их структуры, увеличением нагрузки и приданием им специфического для плавания характера.

В качестве основного контрольно-переводного и нормативного теста для оценки физической подготовленности пловцов 8 — 10 лет автор предлагает «максимальный тест», который включает: 5 сгибаний и разгибаний рук в положении опоры ими о стартовую тумбочку; 5 глубоких приседаний на стартовой тумбочке; выполнение стартового прыжка и проплывание со старта 25 м; 5 выдохов в воду, сидя на дне мелкой части бассейна; финишный проплыв 25 м. Весь комплекс должен выполняться без перерывов, максимально быстро (табл. 1).

Диссертационная работа Н. М. Рудокене «Эффективные методы специальной силовой подготовки юных пловцов» выполнена во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры под руководством кандидата педагогических наук Т. М. Абсалямова.

С целью дальнейшего совершенствования специальной физической подготовленности юных пловцов автор изучила зависимость специальной силовой подготовленности пловцов от роста их спортивного мастерства. На этой основе были определены наиболее благоприятные периоды развития специальных силовых качеств и разработаны средства и методы специальной силовой подготовки в соревновательном периоде. Так, исследованием было установлено, что наиболее благоприятным для развития специальной силы у девушек-пловцов является возраст 11 — 12 и 15 — 16 лет, у юношей — 13 — 14 и 15 — 16 лет.

На основе полученных данных автор рекомендует при специальной силовой подготовке девушек — кандидатов в мастера спорта и перворазрядниц по плаванию наибольшее внимание обращать на преимущественное воспитание

 
Library

 

 

27

Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

 

Нормативные показатели физической подготовленности юных пловцов

 

Контроль-
ные упражне-
ния

Целевой результат у девушек в плавании на спине 1,15

Этапы тренировки

Соревнова-
тельный мезоцикл

Контрольно-подготови-
тельный мезоцикл

Базовый специально-подготови-
тельный цикл

Базовый обще-подготови-
тельный цикл

100 м

1.15

1.15,90

1.18,20

1.20,00

2x25 м

15,40

16,00

16,80

17,10

50 м

35,50

36,00

37,20

37,70

6x50 м

40,50

40,90

42,30

43,50

6x100 м

1.26,20

1.27,30

1.30,10

1.32,90

1500 м

22.44

22.49,70

23.23,40

24.10,30

 

основе учета модельной характеристики спортивного результата.

В результате исследования разработаны этапные нормативы специальной физической подготовки спринтеров 13 — 15 лет, специализирующихся в различных способах плавания. Примером могут служить нормативы для девушек, плавающих на спине (табл. 2).

Исследованием установлено, что гарантированное достижение результата на основной дистанции возможно при условии выполнения в 85 — 95% случаев разработанных норм на всех этапах макроцикла.

 

абсолютной силы мышц верхнего плечевого пояса, а у спортсменок II и III разрядов — на относительную силу этих мышц; при подготовке юношей — пловцов различной квалификации (от III разряда до кандидатов в мастера спорта) — на повышение использования их силовых возможностей в воде.

На предсоревновательном этапе подготовки пловцов высокой квалификации автор предлагает применять концентрированный метод развития специальных силовых качеств, при котором до 60% от общего времени специальной физической подготовки на суше отводится работе на тренажерах, позволяющих создавать усилия, сходные с двигательными действиями при плавании на основной дистанции. В соревновательном периоде — 20 — 25% общего времени физической подготовки на суше отводить специальной силовой подготовке, что обеспечивает кумулятивный эффект повышения уровня силовых показателей в течение 9 недель. При этом лучше использовать специальные упражнения без предметов.

Диссертационная работа С. П. Конова «Эффективные методы педагогического контроля в совершенствовании физической подготовленности юных пловцов» выполнена во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры под руководством доктора педагогических наук профессора М. Я. Набатниковой.

В целях улучшения управления подготовкой юных пловцов определялись контрольные нормативы физической подготовленности пловцов-спринтеров для различных этапов годичного цикла тренировки. Исследованием обоснована целесообразность разработанных норм специальной физической подготовленности на

 

Выполнение должных нормативов специальной физической подготовки обеспечивает такая структура тренировки, при которой объем нагрузки средней и большой интенсивности на базовом общеподготовительном и базовом специально-подготовительном этапах составляет соответственно 45 и 35%, а в контрольно-подготовительном и соревновательном мезоциклах — 20 и 40%.

Результаты исследования предлагается использовать при составлении программно-методических документов ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСП и коррекции учебно-тренировочного процесса на отдельных этапах годичного цикла тренировки.

Диссертационная работа А. А. Николаева «Взаимосвязь физического развития, двигательной и вегетативных функций со специальной работоспособностью юных пловцов (10 — 14 лет)» выполнена в Смоленском государственном институте физической культуры под руководством доктора биологических наук профессора В. М. Волкова.

Целью работы являлось выявление характера взаимосвязи специальной работоспособности юных пловцов с различными показателями их функциональной подготовленности и выяснение особенностей адаптации организма к мышечной деятельности при занятиях спортивным плаванием в течение 2 лет. Для этого у мальчиков 10 — 14 лет определялись: антропометрические показатели, силовые возможности, гидродинамические качества, физическая работоспособность, аэробная производительность, показатели фазового анализа сердечной деятельности, реакции периферического кровообращения, латентное время произвольного мышечного напряжения и расслабления, средняя скорость, темп и «шаг» плавания.

У юных пловцов с высоким уровнем работоспособности по сравнению с пловцами, не обладающими высокой работоспособностью, наблю-

Library

28

    Up


Contents

 

Home
 

Таблица 3

Параметры подготовки сильнейших пловцов мира последнего десятилетия
(1972 — 1982 гг.)

Параметры

Мужчины

Женщины

спринтеры (100, 200 м)

стайеры (400, 1500 м)

спринтеры (100, 200 м)

стайеры (400, 800 м)

Возраст начала тренировки на этапе подготовки к высшим достижениям (лет)

17 — 18

15 — 16

15 — 16

14 — 15

Продолжительность этапа подготовки к высшим достижениям (лет)

3 — 5

2 — 4

2 — 4

1 — 3

Улучшение результатов за 2 года до Олимпийских игр и чемпионатов мира (по отношению к 100-метровой дистанции) (с)

1,7 — 1,9

1,9 — 2,1

3,2 — 3,4

4,0 — 4,2

Уровень спортивного мастерства (в % от личного рекорда) у мужчин к 17-, 18- и 19-летнему возрасту, у женщин — к 15-, 16- и 17-летнему возрасту

93,9 96,1 97,7

95,6 97,3 98,7

93,7 96,9 97,6

95,9 98,0 99,0

Оптимальный возраст для достижения максимальных результатов (лет)

19 — 22

17 — 20

17 — 20

15 — 18

Продолжительность выступлений на уровне 10 лучших результатов в мире (лет)

3 — 4

2 — 3

2 — 3

1 — 2

Продолжительность выступлений на уровне 50 лучших результатов в мире (лет)

5 — 6

3 — 4

3 — 4

2 — 3

 

даются: 1) в условиях относительного покоя — уменьшение частоты сердечных сокращений, увеличение продолжительности фаз асинхронного и изометрического сокращения, повышение индекса напряжения миокарда и уменьшение внутрисистолического показателя; 2) при выполнении мышечной работы — меньшие сдвиги изучаемых показателей после работы 2 вт/кг на велоэргометре и более выраженные сдвиги после работы 4 вт/кг; 3) в ходе, восстановления после тестирующих нагрузок — более быстрое восстановление частоты сердечных сокращений, продолжительности сердечного цикла и фазы диастолы; 4) после тренировочных занятий по плаванию — быстрое восстановление показателей специальной подготовленности.

Диссертационная работа К. П. Сахновского «Оптимизация отбора и ориентации тренировочного процесса квалифицированных пловцов на этапе подготовки к высшим достижениям»

 

выполнена в Киевском государственном институте физической культуры под руководством доктора педагогических наук профессора В. Н. Платонова.

На основе статистического материала, отражающего основные черты спортивных биографий сильнейших пловцов мира и СССР (800 финалистов крупнейших соревнований последних 10 лет), автор рекомендует возрастные, связанные с результатами и временные критерии для отбора и планирования тренировки на этапе высших достижений.

Для современного уровня развития спортивного плавания исследованием определены оптимальный возраст достижения максимальных результатов, возраст начала тренировки на этапе подготовки к высшим достижениям и длительность этого этапа, а также продолжительность выступлений пловцов на высшем уровне (табл. 3).

Library

 

 

29

Up


Contents

 

Home
 

Таблица 4

 

Согласование фаз в периодах цикла движений при плавании кролем

 

Движения конечнос-
тями

Периоды

I

II

III

IV

Правой рукой

1. Наплыв

2. Подтяги-
вание

4. Отталки-
вание

5. Пронос

2. Подтяги-
вание

3. Переход от под-
тягива-
ния к от-
талкива-
нию

 

 

Левой рукой

4. Отталки-
вание

5. Пронос

1. Наплыв

2. Подтяги-
вание

 

 

2. Подтя-
гивание

3. Переход от под-
тягива-
ния к от-
талкива-
нию

Ногами

1 — 2-й

2-й

4 — 5-й

6-й

 

Диссертационная работа Г. И. Лысенко «Объективизация процесса управления технической подготовленностью квалифицированных пловцов» выполнена в Киевском государственном институте физической культуры под руководством доктора педагогических наук профессора В. Н. Платонова.

Работа посвящена вопросу совершенствования технической подготовки кролистов-спринтеров и управления ею путем сопоставления индивидуальных и модельных данных о технике плавания. В результате проведенных экспериментов установлена наиболее рациональная фазовая структура движений при плавании кролем (табл. 4). Выделены четыре периода: I, III — рабочие, в которых происходит взаимодействие гребковых движений руками, и II, IV — ра-

 

Таблица 5

Недостатки в технике и средства их устранения

Недостатки

Средства устранения

1. Асимметрия движений (нарушение ритма). Гребок или пронос одной рукой длительней, чем гребок или пронос другой. Моменты совместных рабочих движений в I и III периодах цикла имеют различную длительность (визуально этот недостаток проявляется в виде «хромания» на дистанции)

1. Плавание с выполнением вдоха в другую, непривычную сторону

2. Плавание под ритмичную музыку

3. Плавание и упражнения на суше с использованием темпо- и ритмолидеров с заданным сигналом, равным половине длительности цикла каждого спортсмена

4. Контроль положения поз. При входе в воду одной руки другая максимально согнута при гребке и готова начать отталкивание. При выходе руки из воды другая начинает активное подтягивание с высоким положением локтя

2. Недостаточная силовая подготовленность. Асимметрия в приложении усилий при гребке левой и правой рукой

1. Плавание на «привязи» (резиновый амортизатор) в чередовании с проплыванием отрезков 25 — 50 м в максимальном темпе

2. Плавание с лопаточками различной площади опоры

3. Упражнения на тренажерных устройствах

3. Незначительная длина «шага». Неакцентированная опора в фазе наплыва. Отсутствие взаимодействия опорных реакций двумя руками в одном из рабочих периодов цикла (в. I или III)

1. Устранение аритмии в движениях ног

2. Плавание с уменьшением количества гребков на определенном отрезке при неизменной скорости его прохождения

3. Плавание «на привязи»

4. Работа с темпо- и ритмолидером

Library

30

    Up


Contents

 

Home
 

бочие и подготовительные, когда одна рука выполняет гребок, а другая — пронос над водой. Наиболее значимыми в формировании всей структуры движений являются I и III периоды, так как в них происходит акцентированное приложение усилий при отталкивании воды в конце гребка одной рукой и активная опора в фазе наплыва другой рукой. В эти периоды внутрицикловая скорость достигает максимальной величины.

Определено, что наиболее рациональное соотношение длительности периодов и длительности всего цикла составляет 20:30:20:30%. Чем ближе к единице соотношение суммы величин внутрицикловой скорости в I и III периодах к сумме величин внутрицикловой скорости во II и IV периодах, тем эффективнее техника движений пловца. Кроме того, эффективность динамической структуры движений кролиста характеризуется отношением величины опоры при отталкивании к величине опоры при подтягивании 3:1. Существенное значение имеют и определенные позы пловца при смене периодов цикла. Так, в момент входа в воду одной руки другая должна максимально сгибаться при гребке. В момент же выхода руки из воды другая должна занимать перед началом подтягивания положение с «высоким локтем».

Выявлены наиболее важные для достижения результата 52,0 с на дистанции 100 м параметры техники кроля на груди. Установлены следующие их количественные величины и порядок значимости: 1) угол в локтевом суставе

 

в момент входа руки в воду — 160±13,4°; 2) длительность подготовительных периодов цикла — 0,30±0,032 с; 3) длительность рабочих периодов цикла движений — 0,21±0,025 с; 4) угол в локтевом суставе руки в момент входа в воду другой — 105±11,3°; 5) темп греб-ковых движений — 58±5,2 цикл/мин; 6) «шаг» цикла движений — 185±14,7 см; 7) величина опорных реакций кисти при отталкивании — 27,5±4,9 усл. ед.; 8) максимальное сгибание руки в локтевом суставе при гребке — 103±8,5°.

Автором обоснована методика диагностики технической подготовленности пловцов и управления ею (табл. 5).

Когда происходит формирование структуры движений, основное внимание должно уделяться симметрии движений при плавании. В дальнейшем с целью выявления недостатков в структуре двигательных действий и ошибок в технике плавания рекомендуется использовать разработанный автором диагностически й комплекс, включающий измерительную аппаратуру и специально-подготовительные упражнения: плавание 25 м с соревновательной скоростью, плавание «на привязи», плавание 25 м с ускорением.

На современном уровне развития спортивного плавания процесс управления техническим мастерством пловцов должен основываться на сравнении исходных и модельных данных с применением средств и методов направленного воздействия на те элементы техники, которые отличаются от модельных.

 

 

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ


ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПЛОВЦА

   
Ф. В. Викторов, кандидат педагогических наук, Уфа
 

Применение современных тренировочных средств физической подготовки, включая тренажерные устройства, позволяет добиться более рациональной структуры двигательных действий, что положительно влияет на конечный спортивный результат. Однако следует отметить, что при этом прирост результата происходит до определенного уровня, далее наблюдается его стабилизация. Одна из причин такого явления, на наш взгляд, заключается в том, что межмышечная координация многих имитационных движений на суше существенно отличается от структуры соревновательного упражнения (В. В. Белоковский, 1968; Ю. В. Мельков, 1973; Ю. А. Гилев и

 

др., 1979). Поэтому специалисты стремятся возместить их недостаточную эффективность массированным применением различных средств тренировки (Т. М. Абсалямов и др., 1979), что приводит к неоправданному увеличению количественного показателя тренировочного процесса в ущерб качественного.

Закономерности развития двигательной деятельности спортсмена показывают, что ее совершенствование обусловлено не только морфологическими и биохимическими изменениями в мышечной ткани и внутренних органах, но и последующим совершенствованием координации работы мышечных групп и вегетативных функций, переходом от менее эффективных

Library

 

 

31

Up

 

 

Реклама:
 

 Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало