|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2
Оценочные шкалы показателей физического развития мальчиков-пловцов 14 лет
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3
Оценочная шкала гидродинамических характеристик пловцов 14 лет
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||
Диссертационная работа А. А. Зуткиса «Значение предварительной подготовки в условиях общеобразовательной школы для отбора юных пловцов» выполнена в Литовском государственном институте физической культуры под руководством доктора педагогических наук профессора В. П. Стакионене. Как известно, отбор в группы ДЮСШ плавания в возрасте 7 — 9 лет является малоэффективным в связи с тем, что в этом возрасте значимость физической подготовленности мало изучена и большинство детей не умеет плавать. Исходя из этого, автор исследовал влияние предварительных занятий плаванием и физкультурой в условиях общеобразовательной школы на эффективность отбора пловцов в ДЮСШ. Исследованием установлено, что наибольшую прогностическую ценность для отбора в группы ДЮСШ имеют показатели роста, веса, ЖЕЛ, становой силы и силы кисти, подвижности в суставах, максимального потребления кислорода, индекс Гарварда. Важнейшим фактором, определяющим успех детей на этапе обучения плаванию, является посещаемость ими занятий. Развитие определенных физических качеств зависит от методики физического воспитания, что необходимо учитывать при отборе. Для предварительной подготовки юных пловцов в условиях общеобразовательных школ, имеющих вблизи бассейны, автор рекомендует во втором классе обязательно отводить один урок в неделю плаванию, а другой — занятиям физкультурой в зале или на площадке, причем на уроках физкультуры 50% времени уделять целенаправленному воспитанию общей выносливости. Диссертационная работа Ю. А. Левенец «Эффективность применения метода круговой тренировки на этапе предварительной подготовки юных пловцов» выполнена во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры под руководством кандидата педагогических наук Т. М. Абсалямова. Исследование показало, что дети 8 — 10 лет, занимавшиеся преимущественно с использованием метода круговой тренировки, отличаются более гармоническим развитием физических качеств и функциональных возможностей, чем занимавшиеся с преимущественным использованием метода игровой тренировки или общеплавательной подготовки. У тренировавшихся с применением метода круговой тренировки особенно высоки темпы прироста динамических показателей, в частности разгибателей туловища. Установлено, что оптимальным сроком этапа предварительной подготовки является 2-летний период, состоящий из 4 учебных полугодий. При этом для детей младшего школьного возраста наилучшие дозы общефизической и общеплавательной подготовки на первом году тренировки 68 и 45 ч, а на втором — 120 и |
Таблица 1
Контрольно-нормативные требования по максимальному тесту
158 ч. Круговую тренировку на этом этапе целесообразнее строить на основе разнообразных упражнений многоборной направленности с постепенным усложнением их структуры, увеличением нагрузки и приданием им специфического для плавания характера. В качестве основного контрольно-переводного и нормативного теста для оценки физической подготовленности пловцов 8 — 10 лет автор предлагает «максимальный тест», который включает: 5 сгибаний и разгибаний рук в положении опоры ими о стартовую тумбочку; 5 глубоких приседаний на стартовой тумбочке; выполнение стартового прыжка и проплывание со старта 25 м; 5 выдохов в воду, сидя на дне мелкой части бассейна; финишный проплыв 25 м. Весь комплекс должен выполняться без перерывов, максимально быстро (табл. 1). Диссертационная работа Н. М. Рудокене «Эффективные методы специальной силовой подготовки юных пловцов» выполнена во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры под руководством кандидата педагогических наук Т. М. Абсалямова. С целью дальнейшего совершенствования специальной физической подготовленности юных пловцов автор изучила зависимость специальной силовой подготовленности пловцов от роста их спортивного мастерства. На этой основе были определены наиболее благоприятные периоды развития специальных силовых качеств и разработаны средства и методы специальной силовой подготовки в соревновательном периоде. Так, исследованием было установлено, что наиболее благоприятным для развития специальной силы у девушек-пловцов является возраст 11 — 12 и 15 — 16 лет, у юношей — 13 — 14 и 15 — 16 лет. На основе полученных данных автор рекомендует при специальной силовой подготовке девушек — кандидатов в мастера спорта и перворазрядниц по плаванию наибольшее внимание обращать на преимущественное воспитание |
||||||||||||||||||||||
|
27 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
абсолютной силы мышц верхнего плечевого пояса, а у спортсменок II и III разрядов — на относительную силу этих мышц; при подготовке юношей — пловцов различной квалификации (от III разряда до кандидатов в мастера спорта) — на повышение использования их силовых возможностей в воде. На предсоревновательном этапе подготовки пловцов высокой квалификации автор предлагает применять концентрированный метод развития специальных силовых качеств, при котором до 60% от общего времени специальной физической подготовки на суше отводится работе на тренажерах, позволяющих создавать усилия, сходные с двигательными действиями при плавании на основной дистанции. В соревновательном периоде — 20 — 25% общего времени физической подготовки на суше отводить специальной силовой подготовке, что обеспечивает кумулятивный эффект повышения уровня силовых показателей в течение 9 недель. При этом лучше использовать специальные упражнения без предметов. Диссертационная работа С. П. Конова «Эффективные методы педагогического контроля в совершенствовании физической подготовленности юных пловцов» выполнена во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры под руководством доктора педагогических наук профессора М. Я. Набатниковой. В целях улучшения управления подготовкой юных пловцов определялись контрольные нормативы физической подготовленности пловцов-спринтеров для различных этапов годичного цикла тренировки. Исследованием обоснована целесообразность разработанных норм специальной физической подготовленности на |
Выполнение должных нормативов специальной физической подготовки обеспечивает такая структура тренировки, при которой объем нагрузки средней и большой интенсивности на базовом общеподготовительном и базовом специально-подготовительном этапах составляет соответственно 45 и 35%, а в контрольно-подготовительном и соревновательном мезоциклах — 20 и 40%. Результаты исследования предлагается использовать при составлении программно-методических документов ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСП и коррекции учебно-тренировочного процесса на отдельных этапах годичного цикла тренировки. Диссертационная работа А. А. Николаева «Взаимосвязь физического развития, двигательной и вегетативных функций со специальной работоспособностью юных пловцов (10 — 14 лет)» выполнена в Смоленском государственном институте физической культуры под руководством доктора биологических наук профессора В. М. Волкова. Целью работы являлось выявление характера взаимосвязи специальной работоспособности юных пловцов с различными показателями их функциональной подготовленности и выяснение особенностей адаптации организма к мышечной деятельности при занятиях спортивным плаванием в течение 2 лет. Для этого у мальчиков 10 — 14 лет определялись: антропометрические показатели, силовые возможности, гидродинамические качества, физическая работоспособность, аэробная производительность, показатели фазового анализа сердечной деятельности, реакции периферического кровообращения, латентное время произвольного мышечного напряжения и расслабления, средняя скорость, темп и «шаг» плавания. У юных пловцов с высоким уровнем работоспособности по сравнению с пловцами, не обладающими высокой работоспособностью, наблю- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Параметры
подготовки сильнейших пловцов мира последнего десятилетия
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
даются: 1) в условиях относительного покоя — уменьшение частоты сердечных сокращений, увеличение продолжительности фаз асинхронного и изометрического сокращения, повышение индекса напряжения миокарда и уменьшение внутрисистолического показателя; 2) при выполнении мышечной работы — меньшие сдвиги изучаемых показателей после работы 2 вт/кг на велоэргометре и более выраженные сдвиги после работы 4 вт/кг; 3) в ходе, восстановления после тестирующих нагрузок — более быстрое восстановление частоты сердечных сокращений, продолжительности сердечного цикла и фазы диастолы; 4) после тренировочных занятий по плаванию — быстрое восстановление показателей специальной подготовленности. Диссертационная работа К. П. Сахновского «Оптимизация отбора и ориентации тренировочного процесса квалифицированных пловцов на этапе подготовки к высшим достижениям» |
выполнена в Киевском государственном институте физической культуры под руководством доктора педагогических наук профессора В. Н. Платонова. На основе статистического материала, отражающего основные черты спортивных биографий сильнейших пловцов мира и СССР (800 финалистов крупнейших соревнований последних 10 лет), автор рекомендует возрастные, связанные с результатами и временные критерии для отбора и планирования тренировки на этапе высших достижений. Для современного уровня развития спортивного плавания исследованием определены оптимальный возраст достижения максимальных результатов, возраст начала тренировки на этапе подготовки к высшим достижениям и длительность этого этапа, а также продолжительность выступлений пловцов на высшем уровне (табл. 3). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
29 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 5 Недостатки в технике и средства их устранения
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
|
||||
бочие и подготовительные, когда одна рука выполняет гребок, а другая — пронос над водой. Наиболее значимыми в формировании всей структуры движений являются I и III периоды, так как в них происходит акцентированное приложение усилий при отталкивании воды в конце гребка одной рукой и активная опора в фазе наплыва другой рукой. В эти периоды внутрицикловая скорость достигает максимальной величины. Определено, что наиболее рациональное соотношение длительности периодов и длительности всего цикла составляет 20:30:20:30%. Чем ближе к единице соотношение суммы величин внутрицикловой скорости в I и III периодах к сумме величин внутрицикловой скорости во II и IV периодах, тем эффективнее техника движений пловца. Кроме того, эффективность динамической структуры движений кролиста характеризуется отношением величины опоры при отталкивании к величине опоры при подтягивании 3:1. Существенное значение имеют и определенные позы пловца при смене периодов цикла. Так, в момент входа в воду одной руки другая должна максимально сгибаться при гребке. В момент же выхода руки из воды другая должна занимать перед началом подтягивания положение с «высоким локтем». Выявлены наиболее важные для достижения результата 52,0 с на дистанции 100 м параметры техники кроля на груди. Установлены следующие их количественные величины и порядок значимости: 1) угол в локтевом суставе |
в момент входа руки в воду — 160±13,4°; 2) длительность подготовительных периодов цикла — 0,30±0,032 с; 3) длительность рабочих периодов цикла движений — 0,21±0,025 с; 4) угол в локтевом суставе руки в момент входа в воду другой — 105±11,3°; 5) темп греб-ковых движений — 58±5,2 цикл/мин; 6) «шаг» цикла движений — 185±14,7 см; 7) величина опорных реакций кисти при отталкивании — 27,5±4,9 усл. ед.; 8) максимальное сгибание руки в локтевом суставе при гребке — 103±8,5°. Автором обоснована методика диагностики технической подготовленности пловцов и управления ею (табл. 5). Когда происходит формирование структуры движений, основное внимание должно уделяться симметрии движений при плавании. В дальнейшем с целью выявления недостатков в структуре двигательных действий и ошибок в технике плавания рекомендуется использовать разработанный автором диагностически й комплекс, включающий измерительную аппаратуру и специально-подготовительные упражнения: плавание 25 м с соревновательной скоростью, плавание «на привязи», плавание 25 м с ускорением. На современном уровне развития спортивного плавания процесс управления техническим мастерством пловцов должен основываться на сравнении исходных и модельных данных с применением средств и методов направленного воздействия на те элементы техники, которые отличаются от модельных. |
|||
СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПЛОВЦА |
||||
Ф. В. Викторов, кандидат педагогических наук, Уфа |
||||
Применение современных тренировочных средств физической подготовки, включая тренажерные устройства, позволяет добиться более рациональной структуры двигательных действий, что положительно влияет на конечный спортивный результат. Однако следует отметить, что при этом прирост результата происходит до определенного уровня, далее наблюдается его стабилизация. Одна из причин такого явления, на наш взгляд, заключается в том, что межмышечная координация многих имитационных движений на суше существенно отличается от структуры соревновательного упражнения (В. В. Белоковский, 1968; Ю. В. Мельков, 1973; Ю. А. Гилев и |
др., 1979). Поэтому специалисты стремятся возместить их недостаточную эффективность массированным применением различных средств тренировки (Т. М. Абсалямов и др., 1979), что приводит к неоправданному увеличению количественного показателя тренировочного процесса в ущерб качественного. Закономерности развития двигательной деятельности спортсмена показывают, что ее совершенствование обусловлено не только морфологическими и биохимическими изменениями в мышечной ткани и внутренних органах, но и последующим совершенствованием координации работы мышечных групп и вегетативных функций, переходом от менее эффективных |
|||
|
31 |
Реклама:
|