Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

1. Преобладающее число спортсменок начинает занятия плаванием в 9 — 11 лет.

2. У пловцов-девушек в 65,5% случаев менструация протекает в пределах физиологической нормы.

3. Принимая во внимание, что средний возраст начала менструации 13 — 14 лет, тренеру необходимо знать о состоянии гинекологических функций у обучаемых им девочек. Спортсменок старше 15 лет следует направлять к специалисту-гинекологу для выяснения причин отсутствия менструации с целью своевременной реабилитации.

4. Нарушение МЦ отмечается после начала систематических занятий плаванием особенно у тех, кто во время менструаций не применял упражнений избирательного характера (плавание с помощью одних рук). Проведение тренировки во время менструаций без ограничения служит одной из причин нарушения МЦ.

5. Применение упражнений избирательного характера во время менструаций приводит к лучшим спортивно-техническим результатам во время тренировок и в период соревнований.

 

6. За 1 — 2 дня до и в дни менструаций рекомендуется проводить следующие занятия: а) на суше — упражнения, не вызывающие большого напряжения мышц нижней части брюшного пресса и малого таза, и упражнения на расслабление мышц; б) в воде — плавание с помощью одних рук, с отягощениями и без них, основным и дополнительными способами, с широким диапазоном интенсивности работы (от малой до большой), с использованием различных вариантов интервального, дистанционного и переменного методов тренировки; плавание с полной координацией движений со средней и значительной интенсивностью работы при условии преимущественной нагрузки на мышцы плечевого пояса (с облегченной работой ногами). Следует помнить, что плавание с помощью одних ног (со значительной или большой интенсивностью) дает большую нагрузку на мышцы таза и брюшного пресса и на сердечно-сосудистую систему. Это может неблагоприятно отразиться на динамике МЦ и в целом на организме девушки. Такие упражнения в период МЦ считаются противопоказанными.

 

 

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ОТБОРА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

   
А. Р. Воронцов, кандидат педагогических наук, М. Г. Карташев, С. Н. Морозов, О. И. Попов, ГЦОЛИФК
 

На современном этапе развития спорта большое практическое значение приобретает разработка модельных характеристик и нормативных требований по физической подготовленности спортсмена, позволяющих более эффективно осуществлять управление тренировочным процессом и проводить направленный отбор перспективных юных спортсменов.

Экспериментальные исследования показывают, что высокие спортивные достижения в плавании обусловливаются такими показателями, как тотальные и относительные размеры тела, обтекаемость и плавучесть, аэробная и анаэробная производительность организма, силовые возможности спортсмена (величина силы тяги при нулевой скорости, дополнительная сила тяги, силовая и скоростно-силовая выносливость) .

Значимость перечисленных показателей для результатов в плавании различна в отношении разных способов и дистанций, что необходимо учитывать при оценке этих показателей. Наибольший интерес для отбора представляют из этих показателей такие, которые устойчиво сохраняют свою индивидуальность в процессе матурации (т. е. биологического

 

созревания) и многолетней тренировки. Исследования, проведенные на одних и тех же испытуемых в течение нескольких лет, показали, что высокой стабильностью индивидуальных рангов в процессе развития (сокращенно — СИРР) обладают скелетные размеры тела, морфотип, пассивная подвижность в суставах и аэробная производительность, которые слабо поддаются тренировке. Средней степенью СИРР обладают показатели статической и динамической силы, анаэробная производительность, гидродинамические характеристики, работоспособность в тесте PWC170 (И. Ульбрих, 1971; О. Ломаев и П. Аллен, 1973; Ж.Л, Рэрик, 1974; Н. Ж. Булгакова, А. Р. Воронцов, 1976, 1978, 1980, 1983).

Для практической реализации системы отбора важно не только знать, какие показатели обусловливают достижения в том или ином виде спорта, но и разработать шкалы, позволяющие количественно оценить уровень развития отдельных физических качеств и перспективность юного спортсмена в целом.

В плавании ранее уже разрабатывались нормативные таблицы для оценки физического развития юных пловцов (Н. Ж. Булгакова,

Library

 

 

21

Up


Contents

 

Home
 

М. И. Кремлева, А. Р. Воронцов, И. В. Чеботарева, 1975, 1977). Однако эти таблицы предусматривали лишь качественную оценку отдельных показателей и не позволяли вывести суммарную количественную оценку физической подготовленности испытуемых, что затрудняло практическую реализацию системы отбора и оценки физической подготовленности пловцов. Кроме того, таблицы 1975 и 1977 гг. включали небольшое число показателей, из которых ряд показателей довольно слабо коррелирует с результатами в плавании.

В настоящем исследовании, проведенном сотрудниками кафедры плавания ГЦОЛИФКа, решались следующие задачи: 1) расширить круг показателей, которые можно было бы использовать в качестве критериев отбора и управления спортивной тренировкой; 2) разработать методики измерения этих показателей и нормативные таблицы для их количественной оценки. В 1979 — 1981 гг. было обследовано 85 юных пловцов Москвы (51 девочка и 34 мальчика) в возрасте 14 лет — члены плавательного центра «Виктория» и кандидаты в центр. Обследования проводились на специальных просмотровых сборах на базе Московского олимпийского центра водного спорта (МОЦВС). Программа исследования включала: антропометрию, измерения силовых показателей на суше и в воде, тестирование силовой и скоростно-силовой выносливости, определение гидродинамического сопротивления.

Антропометрия включала измерения длины и веса тела, ЖЕЛ, длины руки и длины кисти, ширины плеч и ширины таза. На основе этих измерений рассчитывались индексы — показатели отношения ширины плеч к длине тела; ширины плеч к ширине таза, длины руки к длине тела, веса к длине тела, ЖЕЛ к весу тела. Сила гребковых мышц на суше измерялась в положении лежа на груди. Испытуемый двумя руками давил на лопатки, соединенные с помощью веревочной тяги с динамометром, имитируя фазу захвата при плавании баттерфляем. Плечо при этом находилось в горизонтальном положении, а угол между плечом и предплечьем составлял 45°. Фиксировался результат лучшей из трех попыток. Учитывался уровень максимальной силы и показатель ее отношения к весу тела.

Сила тяги в воде при нулевой скорости определялась по методике Карташева-Кокавиадопуло (сборник «Плавание», выпуск первый, 1978 г.). Для устранения динамического удара в момент натяжения тяги применялся демпфер из вакуумной резины круглого сечения (1 см2) длиной 3 м. Все испытуемые плыли кролем на груди с помощью одних рук, одних ног и с полной координацией движений.

По значениям максимальной силы тяги рассчитывался коэффициент использования силовых возможностей (КИСВ), равный отноше-

 

нию силы тяги при нулевой скорости в воде к максимальной силе на суше, и тяговый коэффициент (ТК), равный отношению суммы силы тяги при плавании с помощью ног и с помощью рук к силе тяги при плавании с полной координацией движений. КИСВ отражает степень реализации максимальной изометрической силы в силу тяги при нулевой скорости, т. е. эффективность реализации силы через технику. Он информативен для пловцов, специализирующихся в плавании кролем на груди и на спине и в баттерфляе. ТК показывает, насколько сила тяги одними руками и одними ногами реализуется в суммарную силу тяги, т. е. эффективность координации движений. КИСВ и ТК в нормативных таблицах даются для пловцов-кролистов. КИСВ и ТК всегда следует оценивать в связи с уровнем силы тяги в воде, так как высокая скорость плавания зависит не только от эффективности, но и от мощности движений.

Тестирование силовой выносливости проводилось на тренажерах Хюттеля, позволяющих дифференцированно задавать нагрузку для каждого испытуемого. Для определения скоростно-силовой выносливости использовалось сопротивление, равное 80% от максимальной изометрической силы, с которым испытуемый работал в течение 30 с с установкой сделать за это время максимальное количество движений. По результатам тестирования рассчитывался индекс скоростно-силовой выносливости (ИССВ), равный произведению величины сопротивления на количество движений за 30 с. Этот показатель характеризует как силовые возможности, так и анаэробную мощность организма.

Показатель силовой выносливости при 3-минутной работе определялся при сопротивлении, равном 60% от максимальной силы. Подсчитывалось число повторений за 3 мин и определялся индекс силовой выносливости (ИСВ), отражающий гликолитическую емкость организма. В 61% случаев у мальчиков и в 82% случаев у девочек лица, имеющие высокую работоспособность в «короткой работе», показывали высокую работоспособность и в «длинной работе». Могут встречаться лица, имеющие высокий ИССВ при низком ИСВ или низкий ИССВ при высоком ИСВ. В таких случаях можно дать конкретные рекомендации по индивидуализации силовой тренировки и по оптимальной дистанционной специализации в плавании.

Измерения гидродинамического сопротивления и дополнительной силы тяги проводились в гидроканале МОЦВС при скоростях потока 1,2 — 1,4 и 1,6 м/с. При определении сопротивления использовался резиновый демпфер длиной 1 м. Испытуемый брался руками за рукоятку тяги и, сделав глубокий вдох, принимал вытянутое, обтекаемое положение. Когда стрел-

 
Library

22

 

 

Up


Contents

 

Home
 

ка динамометра оставалась неподвижной в течение нескольких секунд, регистрировались показания прибора. Дополнительная сила тяги определялась по той же методике, что и сила тяги при нулевой скорости.

Комплексная оценка результатов тестирования была следующей. По результатам исследований были рассчитаны средние значения (х) и стандартные отклонения от средних (±S) для всех регистрируемых показателей. Затем для каждого показателя была разработана семибалльная оценочная шкала на основе стандартного шкалирования. Каждый диапазон значений показателя, равный по модулю 0,5 S, оценивался в 1 балл. Протяженность шкалы составила от – 1,5 S до + 2 S. Эта шкала позволяет количественно оценивать индивидуальные уровни развития показателей и вывести суммарную оценку для каждого испытуемого по итогам тестирования.

Мы пришли к заключению, что при оценке антропометрических показателей следует учитывать для суммарной оценки лишь длину тела, вес тела, ЖЕЛ, длину кисти и индексы пропорциональности, так как другие морфометрические признаки (ширина плеч, ширина таза, длина руки, длина ноги, обхваты) очень тесно

 

коррелируют с длиной тела. Поэтому, оценивая эти показатели, мы фактически несколько раз оцениваем один и тот же показатель — принадлежность к ростовой группе. Будет правильнее начинать оценку с определения ростовой группы и далее оценивать не абсолютные, а относительные антропометрические показатели. Учитывая большое влияние длины тела на результаты в плавании, следует оценивать ее двойным баллом.

Практическое использование оценочной шкалы не представляет никакой трудности. Например, испытуемый (мальчик) имеет длину тела 170 см, вес тела 54,5 кг, ЖЕЛ 3800 мл, длину кисти 19,5 см, ИССВ 390, ИСВ 1300. За эти показатели он получает соответственно (см. табл. 2): 8 (удвоенный балл за длину тела), 3, 2, 3, 2, и 2 балла (и т. д. по всей «батарее» тестов). Суммарный балл определяется путем сложения баллов, полученные испытуемым за отдельные показатели. Шкалы оценки показателей физического развития юных пловцов приводятся в табл. 1 — 3.

Итоговая суммарная оценка, как и оценки отдельных показателей, вместе с данными диспансеризации и экспертной оценкой техники плавания дает ценный материал для отбора и планирования спортивной подготовки.

 

 

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1982 г.

   
В. Я. Лопухин, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Из восьми защищенных диссертационных работ по плаванию большинство посвящено решению проблемы отбора и подготовки юных пловцов. Хотя объем вопросов, охваченных выполненными исследованиями, еще не обеспечивает полного решения проблемы, получен ряд важных для практики результатов. Ниже мы знакомим читателя с основными из этих результатов.

Диссертационная работа Б. В. Рышняка «Пространственные, временные и силовые характеристики двигательных способностей школьников 9 лет как основа отбора в детско-юношеские спортивные школы плавания» выполнена в Кишиневском государственном педагогическом институте им. И. Крянгэ под руководством доктора биологических наук профессора В. С. Фарфеля и кандидата педагогических наук доцента Ф. А. Ботнаренко.

Опыт показывает, что отбор в ДЮСШ плавания в основном проводится по определенным морфофункциональным признакам, а двигательная одаренность будущих пловцов обычно не оценивается из-за отсутствия доступных методик. Учитывая это и в целях повышения эффективности обучения и отбора в ДЮСШ

 

автор исследовал двигательные способности детей младшего школьного возраста и установил прогностическую значимость этих способностей. В частности, были разработаны тесты для оценки способностей воспроизводить и дифференцировать конкретно заданные: мышечные усилия, угол сгибания конечности, частоту движений, координацию движений рук и рук совместно с ногами, а также умение расслаблять мышцы плечевого пояса. При этом было установлено, что выполнение этих тестов не зависит от размеров тела, длины конечностей, веса и других значимых для плавания признаков.

Между тестами, характеризующими одну и ту же двигательную способность, найдена достоверная связь. Определено, что в процессе обучения детей 9 лет плаванию прирост способностей управлять движениями в пространстве, во времени и в силе незначителен. Тем важнее для спортивных успехов в плавании выявление способностей до начала занятий.

Воспитание выносливости у юных пловцов с использованием лидирующего устройства показало, что выносливость в определенной степени зависит от уровня технической подготовленности тренируемых.

Library

 

 

23

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало