Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

В КАЖДОМ ИЗ 75 ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЕЙ СВОЯ ШКОЛА ПЛАВАНИЯ

   
С. В. Фокин, председатель спорткомитета Анапы, Д. Ф. Чеботенко, председатель Анапского горсовета ОСВОДа
 

Летом 1982 г. на Черноморском побережье Анапского района находилось 75 пионерских лагерей. В каждом из них были оборудованы свои учебные базы для обучения плаванию пионеров. Еще в весенние месяцы для них были подготовлены инструкторы и преподаватели плавания. По прибытии в лагеря первой смены в оборудованных на побережье школах плавания начались учебные занятия. Не умеющие плавать были зачислены в отдельные группы, и занятия с ними проводились по особой программе. Всего за лето было обучено плаванию 16 517 пионеров. Остальные совершенствовались в плавании. Плавательные нормы ГТО сдали в пионерских лагерях 21 635 пионеров, в массовых проплывах в ознаменование Всесоюзного дня пловца приняли участие 39 150.

Среди пионерских лагерей был проведен смотр-конкурс на лучшую постановку массовой работы по плаванию. Лучше всех эту работу

 

организовали пионерские лагеря «Украина» (Харьков), «Ока» (Ступинский металлургический комбинат Московской области) и «Костер» (Краснодар).

Кроме того, Анапский горсовет ДСО «Спартак» проводил обучение плаванию детей, отдыхающих в Анапе. Для этой цели на территории центрального городского пляжа курортного Объединения было оборудовано 5 прибрежных школ плавания, в которых за лето 1982 г. было обучено плаванию 5250 детей в возрасте от 6 до 15 лет. Инструкторами плавания здесь работали школьные учителя физического воспитания и студенты старших курсов Краснодарского ИФК, предварительно прошедшие специальную краткосрочную подготовку.

В таких широких масштабах массовая работа по плаванию ведется на анапском участке Черноморского побережья уже не первый год, давая высокие качественные показатели.

 

УСКОРЕННЫЙ МЕТОД НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ С ЛАСТАМИ

    В. В. Пыжов, кандидат педагогических наук, доцент, Львов

В этой статье мы делимся опытом применения серии упражнений, выполняемых с ластами, позволяющими за два-три занятия научить плаванию не умеющих плавать. Эти упражнения можно использовать также для исправления ошибок в технике гребковых движений ногами пловцов-самоучек. Признаком неверных движений ногами служит то, что ласты мешают плыть, тянут на дно. Обучение мы начинаем с плавания кролем на спине.

Упражнения на суше

1-е упражнение. Исходное положение (и. п.) — стоя. Отвести левую ногу назад так, как показано на рис. 1, а (верхняя часть ласта касается пола), затем сделать свободное движение ногой вперед (подобно движению малярной кисти). Это осуществляется за счет сокращения мышц ноги. В конце движения, когда ласт выпрямится (рис. 1, б), поставить ногу на пятку и пронести ее назад в и. п. Выполнить 5 — 10 раз.

 

2-е упражнение. То же, что предыдущее упражнение, но правой ногой.

3-е упражнение. Повторить 1-е упражнение, но попеременно то левой, то правой ногой. Выполнять до 30 с.

4-е упражнение. И. п. — сидя или лежа на скамейке, стоящей у стены (покрытой кафелем

 

Рис. 1. Упражнения с ластами на суше

Library

 

53

 

Up


Contents

 

Home
 

либо окрашенной масляной краской). Движения правой ногой, как в предыдущем упражнении, как бы стараясь красить ластом стену. Выполнить 8 — 10 раз (для уменьшения сопротивления при трении о стену ласту желательно смочить в воде).

5-е упражнение. Повторить предыдущее упражнение, но левой ногой. Выполнить 5 — 6 раз.

6-е упражнение. Предыдущее упражнение, но попеременно то левой, то правой ногой. Выполнять до 60 с.

7-е упражнение. И. п. — стойка с сомкнутыми носками, липом к стене, на расстоянии полшага от нее, руки согнуты, ладони к стене. Подняться на носки, прогнуться так, чтобы коснуться стены животом; втянуть живот, присесть и прикоснуться к стене коленями; возвратиться в и. п. Выполнить 5 — 6 раз. (Коснувшись стены, отстраниться так, как будто обожглись. При выполнении этого упражнения по телу как бы проходит волна.)

8-е упражнение. Из положения вис на перекладине, кольцах или трапеции (руки хватом сверху) свободные размахивания ногами и туловищем так, чтобы по телу проходила волна. Выполнить 5 — 10 размахиваний.

9-е упражнение. И. п. — лежа на животе поперек гимнастической скамейки, упираясь руками в пол. Движения вытянутыми ногами вверх, вниз. Контролировать правильность действий взглядами из-за плеча. (Обычно это упражнение ученики начинают выполнять очень напряженно. Следует похлопать их по напряженным мышцам, встряхнуть, размять эти мышцы, добиться свободных и непринужденных движений. Занимающимся при выполнении упражнения следует напоминать, что мышечную волну начинают сильнейшие группы мышц — ягодичные и бедра, и советовать не думать о стопах.)

Упражнения в воде

Перед входом в воду у не умеющих плавать отношение к ластам обычно очень отрицательное, они боятся их надевать. Типичные настроения такие: «Зачем мне ласты, я и так плохо плаваю», «Они мне будут мешать», «Да я с ними утону», «В них плавать трудно», «Они тянут на дно».

Если к тому же движения на первых порах неверны, то ощущение «ласты тянут на дно» может упрочиться, что затормозит обучение. Поэтому преподавателю с помощью всего коллектива следует проявить большую настойчивость и доказать обучаемому необоснованность его страхов. Бывает и другая крайность, когда новички не хотят снимать ласты, считая, что без них не научатся плавать. В связи с этим рекомендуется чередовать плавание в ластах с плаванием без них.

1-е упражнение. И. п. — сидя по пояс в воде с опорой руками сзади. Движения в воде но-

 

гами, как в 4. 5, 6-м упражнениях на суше, но без опоры. Стараться, чтобы вода бурлила над ластами. Выполнять от 20 с до 1 мин.

2-е упражнение. То же, что предыдущее, но лежа на груди и опираясь руками о дно, стараясь, чтобы ласты не показывались на поверхности воды. Выполнять от 30 с до 1 мин.

3-е упражнение. И. п. — лежа на груди, потом на спине на мелком месте, держась за руки партнера. Движения ногами вверх-вниз (кролем) несколько раз по 30 — 60 с. В перерыве между движениями выполнять от 5 до 10 глубоких вдохов и выдохов (в воду).

4-е упражнение. То же, что предыдущее упражнение, но держась руками за резиновый круг, камеру, мяч, доску и т. п.

5-е упражнение. Прижав к груди доску (крут и т. п.), с помощью партнера (держащегося за эту доску) спокойно лечь спиной на воду и после установления равновесия тела совершать движения ногами, затем, когда партнер отпустит доску, плыть без поддержки. Нужно научиться проплывать без остановок от 50 до 100 м.

6-е упражнение. То же, что предыдущее упражнение, но без поддержки, руки у бедер. Проплыть 25 — 50 м.

7-е упражнение. То же, что предыдущее, но ладони на затылке, локти разведены в стороны и находятся в воде. Проплыть 25 — 50 м.

8-е упражнение. То же, что предыдущее, но одна рука вытянута назад и лежит на поверхности воды, другая у бедра. Проплыть 25 — 50 м.

9-е упражнение. То же, что предыдущее, но обе руки вытянуты назад, кисти рук касаются друг друга. Проплыть 25 — 50 м.

10-е упражнение. То же, что предыдущее, но наружные стороны кистей должны касаться друг друга. Сосчитать до пяти, плывя только с помощью движений ног, выполнить гребок правой рукой до бедра, затем вверх- в сторону и повернуть руку в и. п. Выполнить 10 — 15 гребков руками.

11-е упражнение. То же, что предыдущее, но левой рукой сделать 10 — 15 гребков.

12-е упражнение. То же, что предыдущее, но проплыть с помощью движений ног и обеих рук 50 — 100 м с паузой между гребками руками.

13-е упражнение. Плыть кролем на спине (50 — 100 м), стараясь выполнять движения руками спокойно, не торопясь, но без пауз и остановок и делая частые движения ногами.

Следует предупредить новичков о том, что скорость продвижения после освоения «мышечной волны» возрастает и они могут в случае невнимательности удариться головой о товарища, стенку бассейна и т. п.

Пловцам-самоучкам, усвоившим неверные навыки движений ногами, бывает довольно трудно исправить ошибки. Поэтому им полезно давать задание «красить» ластами в воде

 
Library

 

54

 

Up


Contents

 

Home
 

доску, поставленную вертикально, при поддержке партнером. Если это упражнение не помогает исправить ошибку, то обучающегося вновь приглашают на сушу «красить» забор, дерево и т. п. Затем упражнение повторяется в воде. Таких повторений «покраски» может быть до 10 в одно занятие.

14-е упражнение (используется для исправления особенно прочных ошибок. Его называют «упражнение футболиста»). И. п. — лежа в воде на спине с упором руками в дно бассейна. Имитировать подбивание подъемом то правой, то левой стопы футбольного мяча. Очень важно, чтобы ученик зрительно контролировал свои движения (при отсутствии такого контроля прежние ошибки, как правило, появляются вновь).

После того как обучаемый научился проплывать с ластами кролем 50 — 100 м на спине, продолжаются тренировки в совершенствовании «мышечной волны».

Большинство пловцов-самоучек выполняют движения ногами с ластами неверно: как бы месят воду, делая почти такие же движения, как при езде на велосипеде. Об этой ошибке преподаватель должен напоминать обучаемому, имитируя своими руками движения его ног, показывая вначале неправильное движение, затем правильное, Если этот прием не помогает, то обучаемого приглашают на бортик бассейна, где он тренируется в положении сидя.

Обычно новичок начинает «работать мышцами» стопы, а не бедра, как это необходимо. Ошибку легче исправить, если взять обучаемого за ласты и проделать его ногами правильные движения. Если затем в воде это упражнение не будет получаться, следует повторить его на суше, потом снова в воде.

У начинающих пловцов часто встречается такая ошибка: движения выполняются прямыми, напряженными ногами. Этот недостаток можно быстро устранить похлопыванием ребром кисти под кодеком обучаемого. Если преподаватель находится не в воде, а на бортике бассейна, для исправления ошибки можно использовать бамбуковый шест.

После освоения волнообразных движений ногами большинство обучаемых ощущает, что плавать стало легче. У некоторых из них скорость плавания возрастает в 2 — 3 раза. Пре-

 

подаватель должен предупредить учеников, что это может произойти неожиданно для них и что они должны быть внимательны при приближении к стенке бассейна во избежание ушибов. При обучении новичков на открытых водоемах необходимо обеспечить страховку.

Плавание кролем иногда справедливо называют «попеременным дельфином>. Поэтому целесообразно параллельно изучать оба эти способа, обращая особое внимание на освоение в положении на груди волнообразных движений ногами и туловищем способами «дельфин» и «ихтиандр» (с вытянутыми вперед руками) .

15-е упражнение. И. п. — лежа грудью на воде, вытянув ноги и руки, голова зажата между руками. Партнер находится слева, держа своей правой рукой кисти рук пловца, а левой придерживая его затылок. Слегка передвигаясь вперед, партнер тянет за сабой пловца и движениями своих рук вверх-вниз помогает выполнению им волнообразного движения туловищем и ногами (рис. 2). При разучивании этого упражнения следует акцентировать внимание ученика на том, что ему нужно «прислушиваться» к тем ощущениям, которые возникают при волнообразной буксировке его в паре. Обучаемый должен лежать совершенно свободно, но зажав голову прямыми руками.

После того как будут освоены волнообразные движения туловищем, можно переходить к разучиванию движений руками и согласованию движений рук и ног.

 

Рис. 2. Отработка с помощью партнера волнообразного движения ногами и туловищем при плавании способом «ихтиандр»

 
Library

 

55

 

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало