|
либо окрашенной масляной краской). Движения правой ногой, как в предыдущем упражнении, как бы стараясь красить ластом стену. Выполнить 8 — 10 раз (для уменьшения сопротивления при трении о стену ласту желательно смочить в воде).
5-е упражнение. Повторить предыдущее упражнение, но левой ногой. Выполнить 5 — 6 раз.
6-е упражнение. Предыдущее упражнение, но попеременно то левой, то правой ногой. Выполнять до 60 с.
7-е упражнение. И. п. — стойка с сомкнутыми носками, липом к стене, на расстоянии полшага от нее, руки согнуты, ладони к стене. Подняться на носки, прогнуться так, чтобы коснуться стены животом; втянуть живот, присесть и прикоснуться к стене коленями; возвратиться в и. п. Выполнить 5 — 6 раз. (Коснувшись стены, отстраниться так, как будто обожглись. При выполнении этого упражнения по телу как бы проходит волна.)
8-е упражнение. Из положения вис на перекладине, кольцах или трапеции (руки хватом сверху) свободные размахивания ногами и туловищем так, чтобы по телу проходила волна. Выполнить 5 — 10 размахиваний.
9-е упражнение. И. п. — лежа на животе поперек гимнастической скамейки, упираясь руками в пол. Движения вытянутыми ногами вверх, вниз. Контролировать правильность действий взглядами из-за плеча. (Обычно это упражнение ученики начинают выполнять очень напряженно. Следует похлопать их по напряженным мышцам, встряхнуть, размять эти мышцы, добиться свободных и непринужденных движений. Занимающимся при выполнении упражнения следует напоминать, что мышечную волну начинают сильнейшие группы мышц — ягодичные и бедра, и советовать не думать о стопах.)
Упражнения в воде
Перед входом в воду у не умеющих плавать отношение к ластам обычно очень отрицательное, они боятся их надевать. Типичные настроения такие: «Зачем мне ласты, я и так плохо плаваю», «Они мне будут мешать», «Да я с ними утону», «В них плавать трудно», «Они тянут на дно».
Если к тому же движения на первых порах неверны, то ощущение «ласты тянут на дно» может упрочиться, что затормозит обучение. Поэтому преподавателю с помощью всего коллектива следует проявить большую настойчивость и доказать обучаемому необоснованность его страхов. Бывает и другая крайность, когда новички не хотят снимать ласты, считая, что без них не научатся плавать. В связи с этим рекомендуется чередовать плавание в ластах с плаванием без них.
1-е упражнение. И. п. — сидя по пояс в воде с опорой руками сзади. Движения в воде но-
|
|
гами, как в 4. 5, 6-м упражнениях на суше, но без опоры. Стараться, чтобы вода бурлила над ластами. Выполнять от 20 с до 1 мин.
2-е упражнение. То же, что предыдущее, но лежа на груди и опираясь руками о дно, стараясь, чтобы ласты не показывались на поверхности воды. Выполнять от 30 с до 1 мин.
3-е упражнение. И. п. — лежа на груди, потом на спине на мелком месте, держась за руки партнера. Движения ногами вверх-вниз (кролем) несколько раз по 30 — 60 с. В перерыве между движениями выполнять от 5 до 10 глубоких вдохов и выдохов (в воду).
4-е упражнение. То же, что предыдущее упражнение, но держась руками за резиновый круг, камеру, мяч, доску и т. п.
5-е упражнение. Прижав к груди доску (крут и т. п.), с помощью партнера (держащегося за эту доску) спокойно лечь спиной на воду и после установления равновесия тела совершать движения ногами, затем, когда партнер отпустит доску, плыть без поддержки. Нужно научиться проплывать без остановок от 50 до 100 м.
6-е упражнение. То же, что предыдущее упражнение, но без поддержки, руки у бедер. Проплыть 25 — 50 м.
7-е упражнение. То же, что предыдущее, но ладони на затылке, локти разведены в стороны и находятся в воде. Проплыть 25 — 50 м.
8-е упражнение. То же, что предыдущее, но одна рука вытянута назад и лежит на поверхности воды, другая у бедра. Проплыть 25 — 50 м.
9-е упражнение. То же, что предыдущее, но обе руки вытянуты назад, кисти рук касаются друг друга. Проплыть 25 — 50 м.
10-е упражнение. То же, что предыдущее, но наружные стороны кистей должны касаться друг друга. Сосчитать до пяти, плывя только с помощью движений ног, выполнить гребок правой рукой до бедра, затем вверх- в сторону и повернуть руку в и. п. Выполнить 10 — 15 гребков руками.
11-е упражнение. То же, что предыдущее, но левой рукой сделать 10 — 15 гребков.
12-е упражнение. То же, что предыдущее, но проплыть с помощью движений ног и обеих рук 50 — 100 м с паузой между гребками руками.
13-е упражнение. Плыть кролем на спине (50 — 100 м), стараясь выполнять движения руками спокойно, не торопясь, но без пауз и остановок и делая частые движения ногами.
Следует предупредить новичков о том, что скорость продвижения после освоения «мышечной волны» возрастает и они могут в случае невнимательности удариться головой о товарища, стенку бассейна и т. п.
Пловцам-самоучкам, усвоившим неверные навыки движений ногами, бывает довольно трудно исправить ошибки. Поэтому им полезно давать задание «красить» ластами в воде |
|