Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ганизма спортсменов. Это проявляется как в реакции иммунной системы на однократную околопредельную нагрузку, так и в восстановлении параметров иммунитета.

6. Правильное планирование тренировочных занятий в годичном цикле с применением нагрузок, адекватных индивидуальным функциональным возможностям спортсменов, и оп-

 

тимизацией восстановительных процессов позволит предотвратить нарушения иммунитета и тем самым снизить заболеваемость у спортсменов. Контроль иммунного статуса организма пловцов на различных этапах подготовки может быть использован в качестве информативного метода при управлении тренировочным процессом.

 

 

ИДЕАЛЬНАЯ ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ И ВРЕМЕННЫЕ ПОТЕРИ ПРИ ЕЕ НЕСОБЛЮДЕНИИ

   
Рудольф Хайоши, Университет им. Я. А. Коменского, физико-математический факультет, кафедра экспериментальной физики, Братислава (ЧССР)
 

Кинограммы, анализ техники плавания сильнейших пловцов мира, приводимые на страницах сборника «Плавание», представляют ценную информацию, полезную, например, как ориентир при подготовке юных пловцов. Пользуясь этой информацией, нужно учитывать, что в любой технике проявляются индивидуальные способности пловца, что даже техника, которая принесла олимпийские лавры, не является вполне идеальной (иначе таблицы мировых рекордов оставались бы неизменными). Итак, перед тренерами выдвигаются следующие вопросы практического характера: какую технику плавания считать идеальной? На сколько секунд ухудшается результат вследствие отклонений от идеальной техники? Посредством какого объективного и универсального критерия оценивать стиль пловца?

Цель этой статьи — найти ответы на поставленные вопросы. В ней показывается, что с точки зрения энергетических затрат идеальной является техника без внутрицикловых колебаний скорости; вводится количественный показатель стиля, учитывающий колебания скорости; излагается метод расчета потерь, вызванных внутрицикловыми колебаниями скорости. Этот метод иллюстрируется анализом техники плавания олимпийской чемпионки и мировой рекордсменки в плавании на дистанции 200 м брассом Л. Качюшите. Численный расчет показывает, что внутрицикловые колебания скорости обходились ей примерно в 20 с!

Исходные соотношения биомеханики плавания. Исходным пунктом в решении поставленных вопросов является факт, что основные характеристики плавания определяются средними значениями скорости V и ее степеней V2, V3

Действительно, дистанция D = <V>t, проплываемая за время t, зависит от среднего значения скорости <V>.

 

Эффективная сила сопротивления воды продвижению пловца С<V2> определена средним значением <V2> квадрата скорости и коэффициентом сопротивления С, который зависит от антропометрических данных пловца и от его стиля.

Работа А, необходимая для преодоления силы сопротивления, затраченная на дистанции D, определяется как A = C<V3>t, где <V3> есть среднее значение куба скорости.

Количественный показатель стиля. Значения параметров <V2>, <V3> чувствительны к отклонениям мгновенной скорости V от ее среднего значения <V>. Параметры <V2>, <V3> принимают минимальные значения соответственно <V>2, <V>3 только в идеальном случае движения с постоянной (!) скоростью, когда мгновенная скорость V равна средней скорости <V>.

Итак, для характеристики стиля удобно ввести безразмерные показатели:

K2 = <V2> / <V>2 и K3 = <V3> / <V>3,

которые у пловцов всегда больше единицы. Они показывают, что вследствие колебаний скорости эффективная сила сопротивления возрастает в K2 раз и для достижения того же результата (времени) на той же дистанции пловец должен совершить работу, в K3 раз большую, чем в идеальном случае, т. е. без колебаний скорости.

При стационарном плавании среднее значение любого из параметров <V>, <V2>, <V3>, рассчитанное за время t, показанное пловцом на всей проплываемой дистанции, равно среднему значению, рассчитанному за время одного цикла периодически повторяющихся колебаний скорости. Итак, если в рамках одного цикла известно N равноотстоящих по времени значений скорости: V1, V2, ..., VN ,

Library

 

31

 

Up


Contents

 

Home
 

то соответствующие средние значения определяются по стандартной формуле. Например,

V1 + V2 + ... + VN
<V> = ———————————
N

или

V31 + V32 + ... + V3N
<V3> = ———————————
N

Точность определяемого среднего значения повышается с увеличением числа (N) измеренных значений скорости. Следует учитывать, что для получения 10 значений скорости в рамках одного цикла длиной 1 с нужно измерения скорости повторять с шагом 0,1 с. К сожалению, это невозможно сделать простым методом — при помощи одного только хронометра. Значения внутрицикловой скорости можно определить спидографом или рассчитать по данным, взятым из кинограммы.

В качестве примера можно привести 10 значений скорости (в м/с), определенных при шаге 0,08 с в рамках одного цикла (продолжавшегося 0,8 с) гребковых движений Л. Качюшите: 0,40; 1,15; 1,55; 1,69; 1,69; 2,03; 1,89; 1,76; 1,01; 0,61. Эти значения взяты из графика, опубликованного Тампом, Каалом и Хальяидом (сб. «Плавание», второй вып., 1979, стр. 14 — 15).

Согласно приведенным данным, технику плавания Л. Качюшите во время измерений (1978 г.) характеризовали следующие параметры: <V> = 1,38 м/с; <V2> = 2,18 м22; <V3> = 3,68 м33; К2=1,14; К3=1,40.

Из значения показателя стиля Кг — 1,14 следует, что внутрицикловые колебания скорости повышают у Л. Качюшите силу сопротивления на 14% по сравнению с силой в идеальном случае (без колебаний скорости).

Из значения показателя стиля К3=1,40 следует, что внутрицикловые колебания скорости у Л. Качюшите увеличивают ее энергетические расходы на соревновательной дистанции на 40% по сравнению с расходами, нужными для достижения одинакового результата при идеальном стиле (без колебаний скорости).

Надо заметить, что на практике достаточно измерять только один из показателей стиля: К2 или К3. Второй показатель уже можно рассчитать прп помощи приближенной формулы:

К3 = 3К2 — 2.

Используя, например, значение показателя стиля Л. Качюшите К2 = 1,14, получаем оценку К3 = 1,42, которая мало отличается от уже указанного выше более точного значения 1,40.

Временные потери, вызванные внутрицикловыми колебаниями скорости. Из приведенного ясно, что внутрицикловые колебания скорости

 

невыгодны. Их нужно подавлять — понижая самую высокую (у Л. Качюшите это 2,03 м/с) и повышая самую низкую (0,40 м/с) скорости в рамках одного цикла. Это позволит более эффективно израсходовать энергию пловца. Сэкономленную энергию можно использовать для повышения средней скорости и тем самым для улучшения результата в заплыве.

При расчетах этого идеального результата (времени tид) надо учитывать, что из всей энергии Е, израсходованной мышцами пловца для достижения показанного результата (времени t), только доля этой энергии используется на полезную работу А, затраченную на преодоление силы сопротивления. Эту долю определяет коэффициент полезного действия f = A/E, поэтому связь между израсходованной энергией Е и временем t, показанным на дистанции D, определяет формула:

        C      D3      
E = К3 —— —— .    (2)
      f        t      

Из этой формулы следует, что параметр стиля К3 пропорционален квадрату показанного времени t2. Поэтому, если при колебаниях скорости (характеризуемых параметром К3) пловец покажет результат t, то в идеальном случае (без этих колебаний скорости, когда К3 = 1), при тех же расходах энергии Е, на той же дистанции D, при тех же характеристиках сопротивления С и эффективности f, он показал бы идеальное время

        __     
t
ид = t / К3 .   (3)

Следует заметить, что формулу (3) можно использовать для расчета идеального времени tид только на тех отрезках соревновательной дистанции, которые пловец проплывает стационарно — с постоянной средней скоростью. При старте и поворотах движение пловца нестационарно, поэтому из расчетов нужно исключить время, показанное пловцом на первых, скажем 10, метрах после старта, и время на «поворотном» 10-метровом отрезке (3 м до поворотной стенки бассейна и 7 м после отплывания от нее).

Не имея в распоряжении данных о выполнении старта и поворотов Л. Качюшите, мы используем в иллюстративном примере следующие оценки:

по ориентировочному нормативу Бажанова, Кондрашова и Липского (см. сб. «Плавание», 1979, второй вып., стр. 15 — 18) лучшее время преодоления первых 10 м дистанции у женщин, плавающих брассом, — 4,85 с;

по данным Богдановичуса (см. сб. «Плавание», 1978, вып. первый, стр. 14 — 15), время на «поворотном» 10-метровом отрезке должно быть при отлично выполненном повороте в брассе примерно на 10% лучше среднего времени, показанного на 10-метровом отрезке со-

 
Library

 

32

 

Up


Contents

 

Home
 

ревновательной дистанции. Значит, если в заплыве на 200 м показано время 2.30,00 = 150 с, то среднее время (нужное для преодоления дистанции 10 м) равно 150 · 10 / 200 = 7,5 с, а «поворотное» время — 7,5 – 0,75 = 6,75 с.

В заплыве на 200 м надо выполнить один старт и три поворота. Значит, нестационарному плаванию на этой дистанции отводится примерно 4,85 + 3 · 6,75 = 25,10 с из всего показанного времени 150 с. Длина нестационарно проплываемого отрезка примерно 10 + 3 · 10 = 40 м.

Можно предположить, что оставшиеся 160 м соревновательной дистанции пловец проплывает стационарно за время t = 150 – 25,1 = 124,9 с. На основе этого времени и формулы (3) можно дать следующую оценку: если Л. Качюшите способна проплыть брассом, характеризуемым показателем К3 = 1,40, стационарно дистанцию 160 м за время t = 124,9 с, то при идеальном стиле (без внутрицикловых колебаний скорости) она проплыла бы ту же дистанцию (160 м), с теми же затратами энер-

 

гии за идеальное время tид = 124,9 / 1,40 = 105,56 с.

Значит, вследствие внутрицикловых колебаний скорости у нес на стационарно проплываемом 160-метровом участке теряется 124,9 – 105,56 = 19,34 с.

Устранение этой потери привело бы к улучшению окончательного результата 2.30,00, показанного на всей соревновательной дистанции 200 м, на фантастическое время 150 – 19,34 = 130,66 с = 2.10,66.

Если приведенный метод расчета потерь открывает у мировой рекордсменки Л. Качюшите резерв почти в 20 с, то какие же потери могут быть у менее опытных пловцов?

Изложенный выше материал (анализ техники плавания Л. Качюшите) показывает, что предлагаемый здесь метод расчета количественных показателей стиля и потерь, вызванных внутрицикловыми колебаниями скорости, можно использовать для анализа данных любого пловца, на любой соревновательной дистанции, в любом виде плавания.

 

 

В ПОМОЩЬ ТРЕНЕРАМ ДЮСШ ПЛАВАНИЯ

От составителя. В 1982 г. Спорткомитет СССР утвердил новую программу для ДЮСШ плавания. Для лучшей и качественной реализации этой программы редакция сборника «Плавание» открывает данную рубрику. Ниже публикуется статья Л. П. Макаренко, в которой раскрывается методика подготовка юных пловцов в соответствии с новой программой.


ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ ДЮСШ

   
Л. П. Макаренко, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

В учебно-тренировочные группы ДЮСШ зачисляются, как правило, дети 9 — 11 лет после 1,5 — 2 лет занятий в группах начального обучения. Тренеры учебно-тренировочных групп должны: 1) на основе разносторонней базовой подготовки воспитывать юных пловцов массовых спортивных разрядов; 2) вести отбор наиболее одаренных юных спортсменов и осуществлять их фундаментальную подготовку к последующей углубленной специализации и достижению высшего спортивного мастерства.

Частными задачами подготовки являются: 1) воспитание любви к спортивному плаванию и своему спортивному коллективу; воспитание самостоятельности, организованности, трудолюбия и упорства в достижении цели, привычки к спортивному режиму, умения организовать личное время, подчиняя интересы уче-

 

бе и спорту; воспитание стремления регулярно участвовать в соревнованиях, проявляя бойцовские качества; 2) укрепление здоровья, закаливание, общая физическая подготовка (ОФП), овладение прикладными двигательными навыками; 3) укрепление мышц и связок, повышение силы мышц в широком диапазоне движений с оптимальными величинами сопротивлений и в единстве с развитием ловкости и быстроты, развитие гибкости средствами физической подготовки (ФП) на суше; 4) освоение и совершенствование рациональных вариантов техники четырех спортивных способов плавания, стартов и поворотов с учетом выраженных индивидуальных особенностей учеников и меняющихся пропорций тела, освоение оптимального темпа, усилий, амплитуды движений в каждом способе; овладение темповыми вариантами техники с целью выполнения

Library

 

33

 

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало