Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ревновательной дистанции. Значит, если в заплыве на 200 м показано время 2.30,00 = 150 с, то среднее время (нужное для преодоления дистанции 10 м) равно 150 · 10 / 200 = 7,5 с, а «поворотное» время — 7,5 – 0,75 = 6,75 с.

В заплыве на 200 м надо выполнить один старт и три поворота. Значит, нестационарному плаванию на этой дистанции отводится примерно 4,85 + 3 · 6,75 = 25,10 с из всего показанного времени 150 с. Длина нестационарно проплываемого отрезка примерно 10 + 3 · 10 = 40 м.

Можно предположить, что оставшиеся 160 м соревновательной дистанции пловец проплывает стационарно за время t = 150 – 25,1 = 124,9 с. На основе этого времени и формулы (3) можно дать следующую оценку: если Л. Качюшите способна проплыть брассом, характеризуемым показателем К3 = 1,40, стационарно дистанцию 160 м за время t = 124,9 с, то при идеальном стиле (без внутрицикловых колебаний скорости) она проплыла бы ту же дистанцию (160 м), с теми же затратами энер-

 

гии за идеальное время tид = 124,9 / 1,40 = 105,56 с.

Значит, вследствие внутрицикловых колебаний скорости у нес на стационарно проплываемом 160-метровом участке теряется 124,9 – 105,56 = 19,34 с.

Устранение этой потери привело бы к улучшению окончательного результата 2.30,00, показанного на всей соревновательной дистанции 200 м, на фантастическое время 150 – 19,34 = 130,66 с = 2.10,66.

Если приведенный метод расчета потерь открывает у мировой рекордсменки Л. Качюшите резерв почти в 20 с, то какие же потери могут быть у менее опытных пловцов?

Изложенный выше материал (анализ техники плавания Л. Качюшите) показывает, что предлагаемый здесь метод расчета количественных показателей стиля и потерь, вызванных внутрицикловыми колебаниями скорости, можно использовать для анализа данных любого пловца, на любой соревновательной дистанции, в любом виде плавания.

 

 

В ПОМОЩЬ ТРЕНЕРАМ ДЮСШ ПЛАВАНИЯ

От составителя. В 1982 г. Спорткомитет СССР утвердил новую программу для ДЮСШ плавания. Для лучшей и качественной реализации этой программы редакция сборника «Плавание» открывает данную рубрику. Ниже публикуется статья Л. П. Макаренко, в которой раскрывается методика подготовка юных пловцов в соответствии с новой программой.


ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ ДЮСШ

   
Л. П. Макаренко, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

В учебно-тренировочные группы ДЮСШ зачисляются, как правило, дети 9 — 11 лет после 1,5 — 2 лет занятий в группах начального обучения. Тренеры учебно-тренировочных групп должны: 1) на основе разносторонней базовой подготовки воспитывать юных пловцов массовых спортивных разрядов; 2) вести отбор наиболее одаренных юных спортсменов и осуществлять их фундаментальную подготовку к последующей углубленной специализации и достижению высшего спортивного мастерства.

Частными задачами подготовки являются: 1) воспитание любви к спортивному плаванию и своему спортивному коллективу; воспитание самостоятельности, организованности, трудолюбия и упорства в достижении цели, привычки к спортивному режиму, умения организовать личное время, подчиняя интересы уче-

 

бе и спорту; воспитание стремления регулярно участвовать в соревнованиях, проявляя бойцовские качества; 2) укрепление здоровья, закаливание, общая физическая подготовка (ОФП), овладение прикладными двигательными навыками; 3) укрепление мышц и связок, повышение силы мышц в широком диапазоне движений с оптимальными величинами сопротивлений и в единстве с развитием ловкости и быстроты, развитие гибкости средствами физической подготовки (ФП) на суше; 4) освоение и совершенствование рациональных вариантов техники четырех спортивных способов плавания, стартов и поворотов с учетом выраженных индивидуальных особенностей учеников и меняющихся пропорций тела, освоение оптимального темпа, усилий, амплитуды движений в каждом способе; овладение темповыми вариантами техники с целью выполнения

Library

 

33

 

Up


Contents

 

Home
 

на дистанции спуртов, ускорении, финиша; овладение основными тактическими вариантами выполнения тренировочных упражнений, прохождения дистанций 50, 100, 200 и 400 м на соревнованиях; 5) повышение функциональных возможностей организма пловцов (прежде всего воспитание базовой выносливости сравнительно продолжительными упражнениями в плавании с умеренной интенсивностью и акцентом внимания на дыхании, точности и экономичности движений); создание предпосылок для развития скоростных возможностей и специальной выносливости путем постановки эффективного гребка, развития координированности, быстроты и легкости движении при плавании в повышенном темпе на коротких отрезках дистанций с полной координацией движений и по элементам; 6) регулярное участие в массовых детских соревнованиях — комплексном и эстафетном плавании (обязательное требование), плавании всеми спортивными

 

пускаемая Спорткомитетом СССР в 1983 г., а также ежегодно обновляемое положение о соревнованиях по плаванию среди ДЮСШ на призы газеты «Советский спорт» — «Веселый дельфин».

Рассмотрим основные моменты планирования. Учебный год состоит из 41 недели учебно-тренировочных занятий для пловцов первого года обучения, 49 недель — для пловцов последующих годов (объем отдельных разделов подготовки по годам приводится в табл. 1). Учебный год разбивается на три периода: осенне-зимний, зимне-весенний, летний. Каждый из этих периодов состоит из 4 — 6 средних циклов подготовки (мезоциклов), включающих по нескольку недельных микроциклов каждый. Вся круглогодичная подготовка носит подготовительный характер. В динамике нагрузок отсутствует резкая смена периодов нагрузок и периодов восстановления. Большие нагрузки на фоне недовосстановле-

 

Таблица 1

Объем основных разделов подготовки пловцов учебно-тренировочной группы

Разделы подготовки

Год обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

Количество дней занятий

244

291

292

292

Количество занятий в воде

212

261

317

317

Объем плавания, км

350

480

750

1000*

в том числе в зоне нагрузок**:

I

105

80

120

150

II

217

350

525

680

III

18

31

75

120

IV

5

10

15

30

V

5

9

15

20

Объем ФП на суше, ч

242

386

386

512

Диспансеризация, профилактика заболеваний, ч

8

13

28

38

Теоретическая подготовка, ч

22

26

26

26

Судейская, инструкторская практика, ч

6

21

16

16

Количество соревнований:

по ФП на суше

9

11

11

11

по плавательной подготовке

14

18

20

20

по играм на суше

3

3

3

3

по играм на воде

1

2

2

2

* Для хорошо подготовленных пловцов-девочек — до 1200 км.

** Характеристику зон нагрузок см. ниже, в табл. 3.

 

способами; 7) овладение элементами техники прикладного плавания, водного поло, синхронного плавания, прыжков в воду; 8) овладение знаниями, умениями и навыками по теоретической, волевой и тактической подготовке, инструкторской и судейской практике.

Основой планирования подготовки юных пловцов служит новая программа ДЮСШ, вы-

 

ния организма юных пловцов после ряда предшествующих тренировок не применяются.

На основе программных документов, с учетом конкретных условий работы тренерский совет спортивной школы уточняет для каждого года подготовки план-график учебно-тренировочных занятий, календарь и программу соревнований. Ниже приводится примерный годовой план-график занятий (табл. 2) для

Library

 

34

 

Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Годовой план-график занятий пловцов учебно-тренировочной группы
второго года подготовки

Осенне-зимний период

Показатели

Мезоциклы

общеподго-
товитель-
ный

базовый

базовый

базовый

базовый

соревнова-
тельный

Недельные микроциклы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1. Количество дней занятий

5

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

5

2. Количество занятий в воде

5

5

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

4

3. Объем плавания, км

8

7

9

9

9

9

9

9

11

10

10

11

10

8

8

5

4. Объем ФП на суше, ч

10

8

8

8

7

7

7

7

8

9

7

7

8

7

6

4

8

5. Диспансеризация, профилактика заболеваний, ч

3

1

3

6. Теоретическая подготовка, ч

2

1

1

1

1

1

1

1

7. Судейская и инструкторская практика , ч

1

1

1

1

8. Количество соревнований:

                                 

на суше

1

1

1

1

в воде

1

1

1

1

1

1

Зимне-весенний период

Показатели

Мезоциклы

общеподго-
товитель-
ный

базовый

базовый

базовый

базовый

соревнова-
тельный

Недельные микроциклы

18*

19*

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

1. Количество дней занятий

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

5

6

6

2. Количество занятий в воде

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

5

5

6

3. Объем плавания, км

11

11

11

10

12

10

12

10

12

12

10

10

12

10

10

12

10

10

4. Объем ФП на суще, ч

16

16

8

7

8

7

8

7

8

7

8

7

7

8

7

7

7

4

4

4

5. Диспансеризация, профилактика заболеваний, ч

3

6. Теоретическая подготовка, ч

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

7. Судейская и инструкторская практика, ч

1

1

1

1

8. Количество соревнований:

на суше

1

1

1**

1

1

в воде

1**

1

1

1

1

1

1

1

1

*Подготовка в спортивно-оздоровительном лагере.

**Соревнования по спортивным играм.

 
Library

 

35

 

Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

Летний период

Показатели

Мезоциклы

Всего за год

общеподго-
товитель-
ный

базовый

базовый

соревнова-
тельный

Недельные микроциклы

38

39

40

41

42*

43*

44*

45*

46*

47*

48*

49*

1. Количество дней занятий

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

291

2. Количество занятий в воде

3

6

6

4

3

6

6

6

6

6

6

5

261

3. Объем плавания, км

6

11

11

8

У

14

14

16

16

16

14

8

480

4. Объем ФП на суше, ч

10

8

6

8

12

9

9

9

9

9

9

8

386

5. Диспансеризация, профилактика заболеваний, ч

3

13

6. Теоретическая подготовка, ч

1

1

1

1

1

26

7. Судейская и инструкторская практика, ч

2

2

3

3

3

21

8. Количество соревнований:

                         

на суше

1**

1

1

1

1**

14

в воде

1** 1

1

1 1

20

* Подготовка в спортивно-оздоровительном лагере.

** Соревнования по спортивным играм.

 

 

пловцов второго года подготовки. Главными структурными единицами плана-графика являются мезоциклы: общеподготовительные, базовые, соревновательные. Рассмотрим кратко задачи, направленность и содержание занятий в каждом из названных мезоциклов.

Задачи общеподготовительного мезоцикла: повышение уровня разносторонней физической подготовленности и общей работоспособности преимущественно путем применения широкого круга упражнений на суше; оздоровление и закаливание; овладение прикладными навыками, подготовка к сдаче норм комплекса ГТО; воспитание целеустремленности и организованности. С общеподготовительного мезоцикла начинается большой тренировочный период. В это время желательно как можно большее количество занятий проводить на местности или открытых спортивных площадках, больше внимания уделять игровому методу, круговой тренировке. В общеподготовительном мезоцикле проводятся установочные теоретические занятия, профилактические мероприятия (диспансеризация, лечение зубов и т. п.). На занятиях в воде широко используются игры, прыжки в воду, элементы синхронного плавания, прикладное плавание (плавание с преодолением препятствий, транспортировка партнера и др.). В плавательной подготовке применяются главным образом равномерно-дистанционный метод, повторное и интервальное плавание поперек бассейна на технику. Основной объем

 

плавательных нагрузок выполняется с умеренной интенсивностью (характеристику зон нагрузок см. в табл. 3).

Приводим примерное содержание одной недели занятий общеподготовительного мезоцикла осенне-зимнего периода (для пловцов 2-го года подготовки):

1-й день

На местности (90 мин): 1) легкий бег в чередовании с ходьбой — 16 мин; 2) общеразвивающие упражнения — 9 мин; 3) круговая тренировка с резиновыми шнурами и отягощениями в виде небольших камней — 35 мин; 4) игра с мячом — 30 мин.

В бассейне (45 мин — упражнения поперек бассейна): 1) плавание кролем — 15 мин; 2) упражнения для совершенствования техники плавания дельфином, кролем на груди и на спине по элементам — 15 мин; 3) плавание кролем на спине (акцент внимания на технике выполнения поворотов) — 10 мин; 4) эстафета в плавании дельфином (старт с низкого бортика) — 5 мин.

2-й день

На спортивной площадке (45 мин): 1) разминка в движении — 7 мин; 2) спортивно-вспомогательная гимнастика пловца — 13 мин; 3) упражнения в бросках и ловле набивных мячей (1 — 2 кг) в парах — 15 мин; 4) эстафета с использованием набивных мячей — 10 мин.

В бассейне (60 мин — упражнения поперек бассейна): 1) разминка в виде непрерывной эстафеты — плавание с помощью движений руками, ногами и с полной координацией движений всеми способами (состав каждой команды — 3 человека, один этап эстафеты — 1 ширина бассейна) — всего 8 мин; 2) плавание брассом на наименьшее количество

Library

 

36

 

Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 3

 

Зоны плавательных нагрузок

 

Зоны нагрузки

Лактат в крови, ммоль/л

Пульс,

Уд/мин

Примернее тренировочные дистанции и их отрезки, м

Основной метод

Преимущественная направленность

физиологическая

педагогическая

I — компенсаторное плавание, интенсивность малая

1-2

120—130

50—5000

Равномерно-дистанционный

Активизация восстановительных процессов; капилляризацпя мышц

Активный отдых

II — плавание на пороге анаэробного обмена, интенсивность умеренная

3

130—150

50—3000

Равномерно-дистанционный, интервальный

Повышение аэробной производительности, функциональной экономизации

Воспитание базовой выносливости, экономизации техники плавания

III — плавание в смещенном аэробно-анаэробном режиме, интенсивность большая

4—7

150—180

50—1500

Равномерно-дистанционный, интервальный, переменно-дистанционный

Повышение аэробной мощности и емкости

Воспитание функциональных основ специальной выносливости

IV — плавание в анаэробном (гликолитическом) режиме, интенсивность субмаксимальная

8 и больше

180 и выше

50—400

Повторный, интервальный, переменно-дистанционный, контрольно-соревновательный

Повышение гликолитической мощности, емкости, эффективности

Воспитание специальной выносливости, скоростных возможностей, силовой выносливости

V — плавание на коротких отрезках с максимальной интенсивностью (спринт)

Не учитываются

10—25

Повторный, переменно-дистанционный, контрольно-соревновательный

Повышение анаэробной (алактатной) производительности

Воспитание скоростных возможностей, мощности гребковых движений

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

гребков — 7 мин; 3) повторное плавание — всего З0 мин: 3 ширины бассейна, инт. II * + 1 ширина, инт. III, отдых — 7 — 10 выдохов в воду и т. д.; используется плавание с помощью движений руками на спине (одновременно и попеременно), брассом; с помощью движений руками дельфином в сочетании с движениями ногами кролем; с помощью движений ногами кролем в положении на боку (на левом и правом), на спине, на груди; с помощью движений ногами дельфином в положении на боку, на груди, на спине; с помощью движений ногами брассом в положении на груди, на спине; 4) элементы техники владения мячом на воде; игра «баскетбол на воде» — 15 мин.

3-й день

На местности (45 мин): 1) легкий бег в чередовании с общеразвивающими упражнениями в движении — 10 мин; 2) упражнения для укрепления мышц туловища и плечевого пояса в упоре лежа — 10 мин; 3) упражнения с теннисным мячом (или камушком), зажатым в руке, для развития подвижности в плечевых суставах; метание теннисного мяча на дальность — 15 мин; 4) эстафета с преодолением полосы препятствий (размечается на местности) — 10 мин.

В бассейне (60 мин — упражнения поперек бассейна): 1) комплексное плавание (смена способов через каждые 4 ширины бассейна), акцент внимания на технике выполнения поворотов — 15 мин; 2) упражнения для совершенствования техники плавания дельфином и брассом — 15 мин; 3) повторное плавание дельфином и брассом на технику (каждое повторение — 3 ширины бассейна, отдых — 5 — 7 выдохов в воду) — 10 мин; 4) эстафета в плавании брассом «а наименьшее количество гребков (побеждает команда, чьи участники преодолеют все этапы с наименьшим суммарным количеством гребков) — 5 мин: 5) элементы синхронного плавания — 15 мин.

4-й день

На стадионе или спортивной площадке (90 мин): 1) легкий бег, общеразвивающие упражнения; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке, подтягивание на перекладине — 15 мин; 2) ускорения по 15 — 20 м в беге с низкого и высокого старта; прыжки в длину и высоту с места и разбега — 30 мин; 4) подготовка мест для предстоящих соревнований по программе комплекса ГТО — 45 мин (учитывается как инструкторская практика).

В бассейне (45 мин): 1) разучивание в воде способов транспортировки партнера и различных предметов — 25 мин; 2) учебные прыжки в воду — 20 мин.

5-й день

На стадионе или спортивной площадке (90 мин): соревнования по программе комплекса ГТО.

6-й день

На стадионе или спортивной площадке (45 мин): соревнования по программе комплекса ГТО.

В бассейне (60 мин): 1) элементы техники поднимания, ловли и бросков мяча одной рукой; техника передвижения с мячом — 20 мин; 2) игра с мячом на воде — 25 мин.

Задача базового мезоцикла — создание прочного фундамента технической, физической, тактической и волевой подготовленности юных пловцов. Этот мезоцикл является основной разновидностью средних циклов круглогодичной подготовки. На занятиях в бассейне основное внимание уделяется овладению рациональной спортивной техникой, воспитанию базовой выносливости, созданию предпосылок для воспитания скоростных способностей. Применяется широкий круг средств,


* Здесь и далее сокращенно указывается интенсивность плавания по табл. 3.

 

рекомендуемых программой ДЮСШ для данной возрастной группы.

В одном недельном микроцикле занятий примерно 35% всего объема плавательных упражнений рекомендуется отводить способу кроль на груди, 25% — способу дельфин, по 20% — способам брасс и кроль на спине. Специальные комплексы технических упражнений группируются в серии типа: 6 — 12x15 м, или 8 — 12x50 м, или 4x(50+100 м), или 3x200 м. Освоенные ключевые элементы рациональной спортивной техники закрепляются затем в плавании на длинных и средних дистанциях, в единстве с воспитанием базовой выносливости, освоением тактики равномерного плавания. Скоростные способности воспитываются главным образом путем применения различных эстафет, требующих спринтерского плавания, совершенствования стартов и поворотов на отрезках 10 — 15 м.

В занятиях на суше важное место занимают упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики пловца, направленные на воспитание гибкости, укрепление мышечных групп, принимающих участие в гребковых движениях. Широко используются упражнения, имитирующие элементы рациональной техники плавания (оптимальные положения кисти, предплечья, локтя во время гребка и т. д.). В теоретические занятия включаются вопросы по технике плавания, строению и функциям организма спортсмена, питанию и др.

Ниже приводится примерное содержание одной недели занятий базового мезоцикла (для пловцов 3-го года подготовки):

1-й день

В аудитории: теоретические занятия по технике спортивного плавания; просмотр кинофильма или видеозаписей по технике; запись в спортивный дневник основных требований, предъявляемых к технике квалифицированного пловца.

В бассейне: 1) разминка — 200 м комплексно+300 м с помощью движений ногами: 2) 12x50 м — упражнения для совершенствования техники плавания дельфином, кролем на спине и на груди; отдых 30 с; 3) 3x300 м. кролем на спине, брассом; инт. II; отдых 1 мин 30 с; 4) 200 м кролем на спине с подчеркнуто длинным гребком руками: инт. I. 5) 9x50 м дельфином, кролем на спине и на груди; инт. II — III; отдых 20 с; акцент внимания на энергичном начале гребка руками с высоким положением локтей; 6) 600 м на спине; инт. II (проплыть дистанцию строго равномерно); 7) совершенствование техники старта из воды — 5 — 10 мин. Всего за тренировку 3300 м. 2-й день

В зале: 1) разминка в движении — 10 мин; 2) упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики пловца с набивными мячами — 20 мин; 3) упражнения у гимнастической стенки для совершенствования элементов техники гребка руками — 15 мин.

В бассейне: II разминка — 800 м кролем; инт. I; 2) 8x100 м — упражнения для совершенствования техники плавания брассом, дельфином, на спине; инт. I — II; отдых 45 с; 3) 8x(25 м дельфином + 25 м на спине): инт. II; отдых 30 с: 4) 200 м с помощью движений ногами брассом на наименьшее количество гребков; 5) 4x(50 м на спине, инт. II+50 м брассом, инт. III + 100 м кролем, инт. II); отдых 1 мин; 6) 8x25 м — упражнения для совершенствования тех-

 
Library

 

38

 

Up


Contents

 

Home
 

ники плавания дельфином; 7) эстафета по 12 — 15 м с использованием следующих сочетаний движений: рук кролем и ног дельфином; рук дельфином и ног кролем; рук при плавании на с пине и ног дельфином. Всего за тренировку около 3300 м.

3-й день

В зале: 1) разминка в движении — 10 мин; 2) одиночные и парные упражнения на гибкость с гимнастическими палками; упражнения в парах с бросками и ловлей набивных мячей — 20 мин; 3) упражнения со скакалками (в соревновательной форме) — 10 мин.

В бассейне: 1) разминка — 300 м комплексно + 200 м с помощью движений ногами кролем на спине; 2) «горка» в воде: 400 м на спине + 300 м брассом + 200 м кролем на груди; инт. II — III; отдых 1 мин; акцент внимания на технике плавания, дыхания, выполнения поворотов; 3) 200 м с помощью движений ногами брассом + 6х50 м с помощью движений ногами дельфином и брассом; 4) 2x500 м комплексное плавание, смена способов через 100 м (способом, которым ученик владеет недостаточно хороню, проплывается 200 м подряд); инт. II; отдых 3 мин; 5) 300 — 500 м плавание в виде игры «Придумываем новые способы плавания». Всего за тренировку — около 3300 м.

4-й день

В зале: 1) разминка — 10 мин; 2) упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики в парах для мышц туловища и рук — 20 мин; 3) имитация техники гребка руками, растягивая резиновый шнур — 15 мин.

В бассейне: 1) 200 м комплексно + 200 м с помощью движений ногами брассом; 2) 600 м брассом; инт. II: акцент внимания на технике плавания, дыхания, равномерном прохождении дистанции; 3) 4x(50 м + 100 м) — упражнения для совершенствования техники плавания дельфином и кролем на спине; 4) 600 м переменно в виде: 25 м дельфином, инт. III + 50 м кролем на спине, инт. I; 5) 12x50 м брассом и кролем на технику; инт. II (в последнем повторении — инт. IV); 6) 200 м с помощью движений руками кролем (с надувным кругом между бедрами); акцент внимания на длинном энергичном гребке; 7) прыжки в воду (учебные и «комические») — 8 — 10 мин. Всего за тренировку — 3000 м. 5-й день

В зале: 1) разминка — 10 мин; 2) одиночные и парные упражнения на гибкость в положении сидя и лежа на гимнастических матах — 20 мин; 3) игра с мячом — 15 мин.

В бассейне: 1) разминка — 600 м (25 м дельфином + 75 м кролем на спине); 2) 4x50 м с помощью движений ногами всеми способами; инт. II — III; отдых 30 с; 3) 6x50 м с помощью движений руками (с надувным кругом между бедрами) кролем на груди, на спине, брассом: инт. II; отдых 30 с; 4) 4x250 м комплексное плавание, смена способов через 50 м (упражнение начинается и заканчивается дельфином); инт. II; отдых 2 мин; акцент внимания на технике плавания и поворотов; 5) 800 м кролем (пройти дистанцию строго равномерно): инт. I — II; 6) 3x15 м со старта способами по выбору ученика; инт. IV — V. Всего за тренировку — около 3000 м.

6-й день

В зале: 1) разминка в движении — 10 мин; 2) акробатические упражнения на гимнастических матах — 20 мин; 3) эстафета с набивными мячами, скакалками, элементами акробатики — 15 мин.

В бассейне: 1) разминка — 800 м (программу разминки пловцы составляют самостоятельно); 2) 4x200 м — акцент внимания на технике плавания и выполнения поворотов (1-е и 3-е повторения — комплексное плавание, 2-е повторение — плавание кролем на спине, 4-е — кролем на груди): инт. II; 3) 500 м на технику «отстающим» способом (если таким способом окажется дельфин, то ученик чередует плавание дельфином и кролем на груди через 25 — 50 м); 4) 2x25 м со старта; инт. IV — V; 5) игра с мячом —

 

20 — 30 мин. Всего за тренировку около 2100 м. Всего за неделю — около 18 000 м.

По мере приближения к основным соревнованиям в тренировку добавляются небольшие серии повторного плавания на спринтерских отрезках (инт. IV и V); больше внимания уделяется различным видам эстафет на отрезках 15 — 25 и реже — 50 м.

В начале базового мезоцикла, непосредственно предшествующего соревновательному (примерно за 3 — 4 недели до основных стартов), рекомендуется несколько больше времени отводить воспитанию скоростных способностей, совершенствованию техники плавания, стартов и поворотов в соревновательном темпе. Эта неделя занятий будет являться как бы ударной в отношении спринтерской подготовки. В последующие недели предсоревновательной подготовки доля упражнении в спринте снижается до обычного уровня; продолжается совершенствование спортивной техники в мягких тренировочных режимах; уточняется тактика прохождения соревновательных дистанций, прежде всего дистанции комплексного плавания. В занятиях на суше выполняются комплексы упражнений по специальной и разносторонней физической подготовке; проводятся беседы о предстоящих соревнованиях, об особенностях спортивного режима в этот период.

Приводим содержание одной ударной недели занятий предсоревновательного базового мезоцикла (для хорошо подготовленных пловцов-девочек 4-го года подготовки)*:

1-й день

В зале: 1) разминка — 10 мин; 2) силовые упражнения на тренажерах в чередовании с упражнениями на гибкость — 30 мин.

В бассейне: 1) 3x400 м кролем; инт. II: отдых 30 с; 2) 5x200 м с помощью движений руками кролем; инт. II; отдых 30 с; 3) 10x100 м с помощью движений ногами кролем: инт. III в чередовании с инт. II; отдых 10 с; 4) 200 м брассом; инт. I;

5) 10x100 м кролем; инт. III и II; отдых 20 — 30 с;

6) 200 м кролем на спине; инт. I; 7) совершенствованиe техники выполнения поворотов избранным способом на отрезках 10 — 15 м; инт. IV — V. Всего за тренировку — 4000 м.

2-й день

В зале: 1) разминка — 15 мин; 2) круговая тренировка с использованием упражнений разносторонней силовой подготовки и упражнений на гибкость — 45 мин: 3) игра в ручной мяч 30 мин.

В бассейне: 1) 800 м комплексное плавание; инт. I — II: 2) 4x25 м с помощью движений ногами; инт. IV; отдых в виде проплывания 25 м с инт. I; 3) 4x25 м с помощью движений руками; инт. IV; отдых в виде проплывания 25 м с инт. I; 4) 4x25 м избранным способом; инт. IV; отдых в виде проплывания 25 м с инт. I; 5) 12x100 м избранным способом, чередуя плавание с инт. II и III; 6) совершенствование техники стартового прыжка с проплыванием отрезка дистанции 10 м; инт. IV — V. Всего за тренировку — 2600 м.


* По материалам заслуженного тренера РСФСР Ю. П. Лукашина.

 
Library

 

39

 

Up


Contents

 

Home
 

3-й день

В бассейне: 1) 1000 м дополнительным способом; 2) 20x100 м избранным способом; инт. II; акцент

внимания на технике плавания и поворотов; 3) 4x200 м с помощью движений ног брассом: инт. II; отдых 10 — 20 с; 4) 200 м способом по выбору ученика; инт. I; 5) 600 м брассом на спине; инт. I; 7) 6x50 м избранным способом; инт. III; отдых 10 с; 8) 600 м кролем на спине; инт. I; 9) 4x300 м комплексное плавание (смена способов через 75 м); инт. II; отдых 30 с. Всего за тренировку — 6000 м.

4-й день

В зале: 1) разминка с использованием общеразвивающих и специальных упражнений — 20 мин; 2) подвижные игры — 25 мин.

В бассейне: 1) 4000 м непрерывное плавание (программа составляется самими пловцами), инт. I или II; 2) сауна, самомассаж, контрастный душ. Всего за тренировку — 4000 м.

5-й день

В зале: 1) разминка — 15 мин; 2) акробатические упражнения — 15 мин.; 3) силовые упражнения на тренажерах в чередовании с упражнениями на гибкость — 30 мин.

В бассейне: 1) 1000 м способом по выбору ученика; 2) 4x1000 м основным и дополнительным способами; инт. II; отдых 1 мин (в каждом последующем повторении одним и тем же способом улучшить время на дистанции на 10 — 15 с); 3) 300 м способом по выбору ученика; инт. I; 4) 200 м кролем; инт. II (подсчет пульса сразу после проплыва, затем через 1 и 2 мин). Всего за тренировку — 5500 м.

6-й день

В зале: 1) разминка — 20 мин; 2) игра в баскетбол — 25 мин.

В бассейне: 1) 20x50 м кролем на спине; инт. II; отдых 5 — 10 с; 2) 8x50 м с помощью движений ногами кролем на спине; инт. II; отдых 10 с; 3) 8x50 м с помощью движений руками кролем на спине; инт. II; отдых 10 с; 4) 8x50 м кролем на спине; инт. II; отдых 10 с; 5) 5x200 м кролем на груди и на спине; инт. II; отдых 20 — 30 с; 6) 400 м способом по выбору ученика; 7) 4x50 м со старта избранным способом; инт. IV; отдых 3 мин; 8) 6x100 м с помощью движении руками с дополнительным сопротивлением; инт. II; отдых 10 с; 9) эстафета по 25 м дельфином; инт. IV — V. Всего за тренировку — 4400 м. Всего за неделю — 28 000 м.

Соревновательный мезоцикл завершает большой период подготовки и состоит, как правило, из 3 недель. Первая отводится на классификационные соревнования (выполнение нормативов по технике плавания, стартов, поворотов, физической подготовленности на суше), вторая и третья — на основные соревнования по плаванию. Для пловцов, не попадающих в финалы основных соревнований, последняя неделя отводится для игр и занятии разносторонней физической подготовкой на местности, профилактических мероприятий.

В заключение отметим, что в учебно-тренировочных группах занимаются пловцы главным образом подросткового возраста, который совпадает с пубертатным периодом развития. Этот возрастной период является периодом больших возможностей для совершенствования координационно сложных движений с оптимальными усилиями, амплитудой, темпом; прочного овладения любыми вариантами высокоэффективной техники плавания, стартов

 

и поворотов; направленного развития гибкости, функциональных основ выносливости, планомерного укрепления мышечно-связочного аппарата. Но этот возраст обладает и существенными особенностями, накладывающими некоторые ограничения на средства и методы спортивной подготовки.

Одна из возрастных особенностей подростков — это интенсивный синтез тканевых белков, протекающий со значительным поглощением энергии. У подростков даже в состоянии покоя окислительные процессы протекают напряженнее, чем у взрослых. Их организм щедрее откликается на стимуляцию синтеза белка физической нагрузкой, но он попадает в крайне тяжелое положение, если вовремя не восстанавливается. Чрезмерная степень энерготрат может вызвать угнетение процессов восстановления и синтеза белковых структур, что отрицательно скажется на росте и формировании организма. Для правильного развития подростков физические нагрузки должны стимулировать тканевый синтез и повышать энергетические ресурсы организма. Далее. Организм подростка малоустойчив по отношению к гипоксии, скоростным нагрузкам «до отказа». Увлечение подобными нагрузками может стать причиной перенапряжений, тем более что для спортсменов этого возраста характерны повышенная эмоциональность, переоценка своих сил (постановка завышенных целей в спорте и огромное желание добиться их).

Неправильная оценка возможностей юного спортсмена со стороны тренера также может быть причиной переутомления. Как известно, рост спортивных результатов у пловцов-подростков происходит скачкообразно и является следствием не столько предшествовавшей спортивной подготовки, сколько высоких темпов биологического развития организма. Но некоторые тренеры этот взлет спортивных результатов склонны рассматривать только как подтверждение эффективности используемой ими методики тренировки и как возможность дальнейшего существенного увеличения нагрузок. Так начинается форсирование тренировки (преждевременное включение в занятия объемных или высокоинтенсивных нагрузок), пагубно отражающееся на общем развитии спортсмена, ведущее к застою его спортивных результатов в последующие годы.

Правильная подготовка пловцов-подростков, проводимая с перспективой на достижение высот спортивного мастерства в оптимальном для этого возрасте, требует планомерного и прочного освоения всех разделов программы базовой подготовки (и прежде всего технической подготовки на базе комплексного плавания), заботы об укреплении здоровья, соблюдения гигиенических условий тренировочных занятий, учебы и отдыха, разнообразия средств и методов подготовки на суше и в воде.

 
Library

 

40

 

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало