|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Годовой
план-график занятий пловцов учебно-тренировочной группы Осенне-зимний период
Зимне-весенний период
*Подготовка в спортивно-оздоровительном лагере. **Соревнования по спортивным играм. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
35 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение Летний период
* Подготовка в спортивно-оздоровительном лагере. ** Соревнования по спортивным играм.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пловцов второго года подготовки. Главными структурными единицами плана-графика являются мезоциклы: общеподготовительные, базовые, соревновательные. Рассмотрим кратко задачи, направленность и содержание занятий в каждом из названных мезоциклов. Задачи общеподготовительного мезоцикла: повышение уровня разносторонней физической подготовленности и общей работоспособности преимущественно путем применения широкого круга упражнений на суше; оздоровление и закаливание; овладение прикладными навыками, подготовка к сдаче норм комплекса ГТО; воспитание целеустремленности и организованности. С общеподготовительного мезоцикла начинается большой тренировочный период. В это время желательно как можно большее количество занятий проводить на местности или открытых спортивных площадках, больше внимания уделять игровому методу, круговой тренировке. В общеподготовительном мезоцикле проводятся установочные теоретические занятия, профилактические мероприятия (диспансеризация, лечение зубов и т. п.). На занятиях в воде широко используются игры, прыжки в воду, элементы синхронного плавания, прикладное плавание (плавание с преодолением препятствий, транспортировка партнера и др.). В плавательной подготовке применяются главным образом равномерно-дистанционный метод, повторное и интервальное плавание поперек бассейна на технику. Основной объем |
плавательных нагрузок выполняется с умеренной интенсивностью (характеристику зон нагрузок см. в табл. 3). Приводим примерное содержание одной недели занятий общеподготовительного мезоцикла осенне-зимнего периода (для пловцов 2-го года подготовки): 1-й день На местности (90 мин): 1) легкий бег в чередовании с ходьбой — 16 мин; 2) общеразвивающие упражнения — 9 мин; 3) круговая тренировка с резиновыми шнурами и отягощениями в виде небольших камней — 35 мин; 4) игра с мячом — 30 мин. В бассейне (45 мин — упражнения поперек бассейна): 1) плавание кролем — 15 мин; 2) упражнения для совершенствования техники плавания дельфином, кролем на груди и на спине по элементам — 15 мин; 3) плавание кролем на спине (акцент внимания на технике выполнения поворотов) — 10 мин; 4) эстафета в плавании дельфином (старт с низкого бортика) — 5 мин. 2-й день На спортивной площадке (45 мин): 1) разминка в движении — 7 мин; 2) спортивно-вспомогательная гимнастика пловца — 13 мин; 3) упражнения в бросках и ловле набивных мячей (1 — 2 кг) в парах — 15 мин; 4) эстафета с использованием набивных мячей — 10 мин. В бассейне (60 мин — упражнения поперек бассейна): 1) разминка в виде непрерывной эстафеты — плавание с помощью движений руками, ногами и с полной координацией движений всеми способами (состав каждой команды — 3 человека, один этап эстафеты — 1 ширина бассейна) — всего 8 мин; 2) плавание брассом на наименьшее количество |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
36 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3
Зоны плавательных нагрузок
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||
гребков — 7 мин; 3) повторное плавание — всего З0 мин: 3 ширины бассейна, инт. II * + 1 ширина, инт. III, отдых — 7 — 10 выдохов в воду и т. д.; используется плавание с помощью движений руками на спине (одновременно и попеременно), брассом; с помощью движений руками дельфином в сочетании с движениями ногами кролем; с помощью движений ногами кролем в положении на боку (на левом и правом), на спине, на груди; с помощью движений ногами дельфином в положении на боку, на груди, на спине; с помощью движений ногами брассом в положении на груди, на спине; 4) элементы техники владения мячом на воде; игра «баскетбол на воде» — 15 мин. 3-й день На местности (45 мин): 1) легкий бег в чередовании с общеразвивающими упражнениями в движении — 10 мин; 2) упражнения для укрепления мышц туловища и плечевого пояса в упоре лежа — 10 мин; 3) упражнения с теннисным мячом (или камушком), зажатым в руке, для развития подвижности в плечевых суставах; метание теннисного мяча на дальность — 15 мин; 4) эстафета с преодолением полосы препятствий (размечается на местности) — 10 мин. В бассейне (60 мин — упражнения поперек бассейна): 1) комплексное плавание (смена способов через каждые 4 ширины бассейна), акцент внимания на технике выполнения поворотов — 15 мин; 2) упражнения для совершенствования техники плавания дельфином и брассом — 15 мин; 3) повторное плавание дельфином и брассом на технику (каждое повторение — 3 ширины бассейна, отдых — 5 — 7 выдохов в воду) — 10 мин; 4) эстафета в плавании брассом «а наименьшее количество гребков (побеждает команда, чьи участники преодолеют все этапы с наименьшим суммарным количеством гребков) — 5 мин: 5) элементы синхронного плавания — 15 мин. 4-й день На стадионе или спортивной площадке (90 мин): 1) легкий бег, общеразвивающие упражнения; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке, подтягивание на перекладине — 15 мин; 2) ускорения по 15 — 20 м в беге с низкого и высокого старта; прыжки в длину и высоту с места и разбега — 30 мин; 4) подготовка мест для предстоящих соревнований по программе комплекса ГТО — 45 мин (учитывается как инструкторская практика). В бассейне (45 мин): 1) разучивание в воде способов транспортировки партнера и различных предметов — 25 мин; 2) учебные прыжки в воду — 20 мин. 5-й день На стадионе или спортивной площадке (90 мин): соревнования по программе комплекса ГТО. 6-й день На стадионе или спортивной площадке (45 мин): соревнования по программе комплекса ГТО. В бассейне (60 мин): 1) элементы техники поднимания, ловли и бросков мяча одной рукой; техника передвижения с мячом — 20 мин; 2) игра с мячом на воде — 25 мин. Задача базового мезоцикла — создание прочного фундамента технической, физической, тактической и волевой подготовленности юных пловцов. Этот мезоцикл является основной разновидностью средних циклов круглогодичной подготовки. На занятиях в бассейне основное внимание уделяется овладению рациональной спортивной техникой, воспитанию базовой выносливости, созданию предпосылок для воспитания скоростных способностей. Применяется широкий круг средств, * Здесь и далее сокращенно указывается интенсивность плавания по табл. 3. |
рекомендуемых программой ДЮСШ для данной возрастной группы. В одном недельном микроцикле занятий примерно 35% всего объема плавательных упражнений рекомендуется отводить способу кроль на груди, 25% — способу дельфин, по 20% — способам брасс и кроль на спине. Специальные комплексы технических упражнений группируются в серии типа: 6 — 12x15 м, или 8 — 12x50 м, или 4x(50+100 м), или 3x200 м. Освоенные ключевые элементы рациональной спортивной техники закрепляются затем в плавании на длинных и средних дистанциях, в единстве с воспитанием базовой выносливости, освоением тактики равномерного плавания. Скоростные способности воспитываются главным образом путем применения различных эстафет, требующих спринтерского плавания, совершенствования стартов и поворотов на отрезках 10 — 15 м. В занятиях на суше важное место занимают упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики пловца, направленные на воспитание гибкости, укрепление мышечных групп, принимающих участие в гребковых движениях. Широко используются упражнения, имитирующие элементы рациональной техники плавания (оптимальные положения кисти, предплечья, локтя во время гребка и т. д.). В теоретические занятия включаются вопросы по технике плавания, строению и функциям организма спортсмена, питанию и др. Ниже приводится примерное содержание одной недели занятий базового мезоцикла (для пловцов 3-го года подготовки): 1-й день В аудитории: теоретические занятия по технике спортивного плавания; просмотр кинофильма или видеозаписей по технике; запись в спортивный дневник основных требований, предъявляемых к технике квалифицированного пловца. В бассейне: 1) разминка — 200 м комплексно+300 м с помощью движений ногами: 2) 12x50 м — упражнения для совершенствования техники плавания дельфином, кролем на спине и на груди; отдых 30 с; 3) 3x300 м. кролем на спине, брассом; инт. II; отдых 1 мин 30 с; 4) 200 м кролем на спине с подчеркнуто длинным гребком руками: инт. I. 5) 9x50 м дельфином, кролем на спине и на груди; инт. II — III; отдых 20 с; акцент внимания на энергичном начале гребка руками с высоким положением локтей; 6) 600 м на спине; инт. II (проплыть дистанцию строго равномерно); 7) совершенствование техники старта из воды — 5 — 10 мин. Всего за тренировку 3300 м. 2-й день В зале: 1) разминка в движении — 10 мин; 2) упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики пловца с набивными мячами — 20 мин; 3) упражнения у гимнастической стенки для совершенствования элементов техники гребка руками — 15 мин. В бассейне: II разминка — 800 м кролем; инт. I; 2) 8x100 м — упражнения для совершенствования техники плавания брассом, дельфином, на спине; инт. I — II; отдых 45 с; 3) 8x(25 м дельфином + 25 м на спине): инт. II; отдых 30 с: 4) 200 м с помощью движений ногами брассом на наименьшее количество гребков; 5) 4x(50 м на спине, инт. II+50 м брассом, инт. III + 100 м кролем, инт. II); отдых 1 мин; 6) 8x25 м — упражнения для совершенствования тех- |
|||
|
38 |
|
|
||||
ники плавания дельфином; 7) эстафета по 12 — 15 м с использованием следующих сочетаний движений: рук кролем и ног дельфином; рук дельфином и ног кролем; рук при плавании на с пине и ног дельфином. Всего за тренировку около 3300 м. 3-й день В зале: 1) разминка в движении — 10 мин; 2) одиночные и парные упражнения на гибкость с гимнастическими палками; упражнения в парах с бросками и ловлей набивных мячей — 20 мин; 3) упражнения со скакалками (в соревновательной форме) — 10 мин. В бассейне: 1) разминка — 300 м комплексно + 200 м с помощью движений ногами кролем на спине; 2) «горка» в воде: 400 м на спине + 300 м брассом + 200 м кролем на груди; инт. II — III; отдых 1 мин; акцент внимания на технике плавания, дыхания, выполнения поворотов; 3) 200 м с помощью движений ногами брассом + 6х50 м с помощью движений ногами дельфином и брассом; 4) 2x500 м комплексное плавание, смена способов через 100 м (способом, которым ученик владеет недостаточно хороню, проплывается 200 м подряд); инт. II; отдых 3 мин; 5) 300 — 500 м плавание в виде игры «Придумываем новые способы плавания». Всего за тренировку — около 3300 м. 4-й день В зале: 1) разминка — 10 мин; 2) упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики в парах для мышц туловища и рук — 20 мин; 3) имитация техники гребка руками, растягивая резиновый шнур — 15 мин. В бассейне: 1) 200 м комплексно + 200 м с помощью движений ногами брассом; 2) 600 м брассом; инт. II: акцент внимания на технике плавания, дыхания, равномерном прохождении дистанции; 3) 4x(50 м + 100 м) — упражнения для совершенствования техники плавания дельфином и кролем на спине; 4) 600 м переменно в виде: 25 м дельфином, инт. III + 50 м кролем на спине, инт. I; 5) 12x50 м брассом и кролем на технику; инт. II (в последнем повторении — инт. IV); 6) 200 м с помощью движений руками кролем (с надувным кругом между бедрами); акцент внимания на длинном энергичном гребке; 7) прыжки в воду (учебные и «комические») — 8 — 10 мин. Всего за тренировку — 3000 м. 5-й день В зале: 1) разминка — 10 мин; 2) одиночные и парные упражнения на гибкость в положении сидя и лежа на гимнастических матах — 20 мин; 3) игра с мячом — 15 мин. В бассейне: 1) разминка — 600 м (25 м дельфином + 75 м кролем на спине); 2) 4x50 м с помощью движений ногами всеми способами; инт. II — III; отдых 30 с; 3) 6x50 м с помощью движений руками (с надувным кругом между бедрами) кролем на груди, на спине, брассом: инт. II; отдых 30 с; 4) 4x250 м комплексное плавание, смена способов через 50 м (упражнение начинается и заканчивается дельфином); инт. II; отдых 2 мин; акцент внимания на технике плавания и поворотов; 5) 800 м кролем (пройти дистанцию строго равномерно): инт. I — II; 6) 3x15 м со старта способами по выбору ученика; инт. IV — V. Всего за тренировку — около 3000 м. 6-й день В зале: 1) разминка в движении — 10 мин; 2) акробатические упражнения на гимнастических матах — 20 мин; 3) эстафета с набивными мячами, скакалками, элементами акробатики — 15 мин. В бассейне: 1) разминка — 800 м (программу разминки пловцы составляют самостоятельно); 2) 4x200 м — акцент внимания на технике плавания и выполнения поворотов (1-е и 3-е повторения — комплексное плавание, 2-е повторение — плавание кролем на спине, 4-е — кролем на груди): инт. II; 3) 500 м на технику «отстающим» способом (если таким способом окажется дельфин, то ученик чередует плавание дельфином и кролем на груди через 25 — 50 м); 4) 2x25 м со старта; инт. IV — V; 5) игра с мячом — |
20 — 30 мин. Всего за тренировку около 2100 м. Всего за неделю — около 18 000 м. По мере приближения к основным соревнованиям в тренировку добавляются небольшие серии повторного плавания на спринтерских отрезках (инт. IV и V); больше внимания уделяется различным видам эстафет на отрезках 15 — 25 и реже — 50 м. В начале базового мезоцикла, непосредственно предшествующего соревновательному (примерно за 3 — 4 недели до основных стартов), рекомендуется несколько больше времени отводить воспитанию скоростных способностей, совершенствованию техники плавания, стартов и поворотов в соревновательном темпе. Эта неделя занятий будет являться как бы ударной в отношении спринтерской подготовки. В последующие недели предсоревновательной подготовки доля упражнении в спринте снижается до обычного уровня; продолжается совершенствование спортивной техники в мягких тренировочных режимах; уточняется тактика прохождения соревновательных дистанций, прежде всего дистанции комплексного плавания. В занятиях на суше выполняются комплексы упражнений по специальной и разносторонней физической подготовке; проводятся беседы о предстоящих соревнованиях, об особенностях спортивного режима в этот период. Приводим содержание одной ударной недели занятий предсоревновательного базового мезоцикла (для хорошо подготовленных пловцов-девочек 4-го года подготовки)*: 1-й день В зале: 1) разминка — 10 мин; 2) силовые упражнения на тренажерах в чередовании с упражнениями на гибкость — 30 мин. В бассейне: 1) 3x400 м кролем; инт. II: отдых 30 с; 2) 5x200 м с помощью движений руками кролем; инт. II; отдых 30 с; 3) 10x100 м с помощью движений ногами кролем: инт. III в чередовании с инт. II; отдых 10 с; 4) 200 м брассом; инт. I; 5) 10x100 м кролем; инт. III и II; отдых 20 — 30 с; 6) 200 м кролем на спине; инт. I; 7) совершенствованиe техники выполнения поворотов избранным способом на отрезках 10 — 15 м; инт. IV — V. Всего за тренировку — 4000 м. 2-й день В зале: 1) разминка — 15 мин; 2) круговая тренировка с использованием упражнений разносторонней силовой подготовки и упражнений на гибкость — 45 мин: 3) игра в ручной мяч — 30 мин. В бассейне: 1) 800 м комплексное плавание; инт. I — II: 2) 4x25 м с помощью движений ногами; инт. IV; отдых в виде проплывания 25 м с инт. I; 3) 4x25 м с помощью движений руками; инт. IV; отдых в виде проплывания 25 м с инт. I; 4) 4x25 м избранным способом; инт. IV; отдых в виде проплывания 25 м с инт. I; 5) 12x100 м избранным способом, чередуя плавание с инт. II и III; 6) совершенствование техники стартового прыжка с проплыванием отрезка дистанции 10 м; инт. IV — V. Всего за тренировку — 2600 м. * По материалам заслуженного тренера РСФСР Ю. П. Лукашина. |
|||
|
39 |
|
|
||||
3-й день В бассейне: 1) 1000 м дополнительным способом; 2) 20x100 м избранным способом; инт. II; акцент внимания на технике плавания и поворотов; 3) 4x200 м с помощью движений ног брассом: инт. II; отдых 10 — 20 с; 4) 200 м способом по выбору ученика; инт. I; 5) 600 м брассом на спине; инт. I; 7) 6x50 м избранным способом; инт. III; отдых 10 с; 8) 600 м кролем на спине; инт. I; 9) 4x300 м комплексное плавание (смена способов через 75 м); инт. II; отдых 30 с. Всего за тренировку — 6000 м. 4-й день В зале: 1) разминка с использованием общеразвивающих и специальных упражнений — 20 мин; 2) подвижные игры — 25 мин. В бассейне: 1) 4000 м непрерывное плавание (программа составляется самими пловцами), инт. I или II; 2) сауна, самомассаж, контрастный душ. Всего за тренировку — 4000 м. 5-й день В зале: 1) разминка — 15 мин; 2) акробатические упражнения — 15 мин.; 3) силовые упражнения на тренажерах в чередовании с упражнениями на гибкость — 30 мин. В бассейне: 1) 1000 м способом по выбору ученика; 2) 4x1000 м основным и дополнительным способами; инт. II; отдых 1 мин (в каждом последующем повторении одним и тем же способом улучшить время на дистанции на 10 — 15 с); 3) 300 м способом по выбору ученика; инт. I; 4) 200 м кролем; инт. II (подсчет пульса сразу после проплыва, затем через 1 и 2 мин). Всего за тренировку — 5500 м. 6-й день В зале: 1) разминка — 20 мин; 2) игра в баскетбол — 25 мин. В бассейне: 1) 20x50 м кролем на спине; инт. II; отдых 5 — 10 с; 2) 8x50 м с помощью движений ногами кролем на спине; инт. II; отдых 10 с; 3) 8x50 м с помощью движений руками кролем на спине; инт. II; отдых 10 с; 4) 8x50 м кролем на спине; инт. II; отдых 10 с; 5) 5x200 м кролем на груди и на спине; инт. II; отдых 20 — 30 с; 6) 400 м способом по выбору ученика; 7) 4x50 м со старта избранным способом; инт. IV; отдых 3 мин; 8) 6x100 м с помощью движении руками с дополнительным сопротивлением; инт. II; отдых 10 с; 9) эстафета по 25 м дельфином; инт. IV — V. Всего за тренировку — 4400 м. Всего за неделю — 28 000 м. Соревновательный мезоцикл завершает большой период подготовки и состоит, как правило, из 3 недель. Первая отводится на классификационные соревнования (выполнение нормативов по технике плавания, стартов, поворотов, физической подготовленности на суше), вторая и третья — на основные соревнования по плаванию. Для пловцов, не попадающих в финалы основных соревнований, последняя неделя отводится для игр и занятии разносторонней физической подготовкой на местности, профилактических мероприятий. В заключение отметим, что в учебно-тренировочных группах занимаются пловцы главным образом подросткового возраста, который совпадает с пубертатным периодом развития. Этот возрастной период является периодом больших возможностей для совершенствования координационно сложных движений с оптимальными усилиями, амплитудой, темпом; прочного овладения любыми вариантами высокоэффективной техники плавания, стартов |
и поворотов; направленного развития гибкости, функциональных основ выносливости, планомерного укрепления мышечно-связочного аппарата. Но этот возраст обладает и существенными особенностями, накладывающими некоторые ограничения на средства и методы спортивной подготовки. Одна из возрастных особенностей подростков — это интенсивный синтез тканевых белков, протекающий со значительным поглощением энергии. У подростков даже в состоянии покоя окислительные процессы протекают напряженнее, чем у взрослых. Их организм щедрее откликается на стимуляцию синтеза белка физической нагрузкой, но он попадает в крайне тяжелое положение, если вовремя не восстанавливается. Чрезмерная степень энерготрат может вызвать угнетение процессов восстановления и синтеза белковых структур, что отрицательно скажется на росте и формировании организма. Для правильного развития подростков физические нагрузки должны стимулировать тканевый синтез и повышать энергетические ресурсы организма. Далее. Организм подростка малоустойчив по отношению к гипоксии, скоростным нагрузкам «до отказа». Увлечение подобными нагрузками может стать причиной перенапряжений, тем более что для спортсменов этого возраста характерны повышенная эмоциональность, переоценка своих сил (постановка завышенных целей в спорте и огромное желание добиться их). Неправильная оценка возможностей юного спортсмена со стороны тренера также может быть причиной переутомления. Как известно, рост спортивных результатов у пловцов-подростков происходит скачкообразно и является следствием не столько предшествовавшей спортивной подготовки, сколько высоких темпов биологического развития организма. Но некоторые тренеры этот взлет спортивных результатов склонны рассматривать только как подтверждение эффективности используемой ими методики тренировки и как возможность дальнейшего существенного увеличения нагрузок. Так начинается форсирование тренировки (преждевременное включение в занятия объемных или высокоинтенсивных нагрузок), пагубно отражающееся на общем развитии спортсмена, ведущее к застою его спортивных результатов в последующие годы. Правильная подготовка пловцов-подростков, проводимая с перспективой на достижение высот спортивного мастерства в оптимальном для этого возрасте, требует планомерного и прочного освоения всех разделов программы базовой подготовки (и прежде всего технической подготовки на базе комплексного плавания), заботы об укреплении здоровья, соблюдения гигиенических условий тренировочных занятий, учебы и отдыха, разнообразия средств и методов подготовки на суше и в воде. |
|||
|
40 |
|
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |