Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

и спортсмены ближайшего резерва должны усложнить программу своих прыжков и поднять уровень исполнительского мастерства в соответствии с показателями, приведенными в табл. 3.

7. Спортсмены должны систематически и тщательно вести учет динамики тренировочных нагрузок и графики самонаблюдений (это

 

основные критерии для текущей коррекции тренерами тренировочного процесса).

8. Необходимо повысить исполнительность и целеустремленность спортсменов, а также требовательность к ним со стороны тренеров, в первую очередь в отношении полноценного использования времени, отводимого на тренировки.

 

Таблица 3

 

Показатели исполнительского мастерства прыжков в воду
для членов сборной команды страны

 

Год

Сумма баллов

Средняя оценка

Сумма КЭТ произвольных прыжков

Владение погашенным входом в воду

за обязательные прыжки

за произвольные прыжки

канд.

резерв

канд.

резерв

канд.

резерв

канд.

резерв

канд.

резерв

Прыжки с трамплина

Женщины

1983

540

505

8,0

7,8

7,4

7,0

13,5

13,2

80%

70%

1984

560

540

8,3

8,0

7,7

7,7

13,5

13,5

90 %

80%

Мужчины

1983

670

630

8,1

7,9

7,9

7,3

18,2

17,3

80%

70%

1984

700

670

8,4

8,2

8,25

7,6

18,2

17,7

90%

80%

Прыжки с вышки

Женщины

1983

430

410

7,8

7,4

7,2

6,8

11,7

11,3

80%

70%

1984

450

430

8,1

7,8

7,5

7,2

11,7

11,5

90%

80%

Мужчины

1983

630

600

8,0

7,7

8,0

7,6

18,3

17,3

80%

80%

1984

650

630

8,35

8,0

8,3

7,9

18,3

18,0

100%

90%

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛОВЦА СТАРТОВОМУ ПРЫЖКУ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ В НЕМ

   
В. И. Аикин, В. П. Волегов, кандидат педагогических наук, Омск
 

Как известно, в подготовке юных спортсменов — резерва большого спорта — необходимо осуществлять дифференцированный под-

 

ход в подборе средств и методов тренировки, основанный на учете возрастных особенностей развития двигательной функции. Эффект от

Library

 

22

 

Up


Contents

 

Home
 

применяемых упражнений будет наибольшим, если в возрастные периоды, характеризующиеся ускоренным развитием двигательных качеств или биомеханических характеристик, будет планироваться акцентированное педагогическое воздействие (В. К. Бальсевич, 1970; В. П. Филин, 1974; А. А. Гужаловский, 1977). В результате исследований связи возрастных особенностей с выполнением техники старта с тумбочки у мальчиков 7 — 17 лет нами обнаружен неравномерный характер развития его биомеханических характеристик (см. сб. «Плавание», 1981, вып. первый, с. 31). Выявлены возрастные периоды, когда одни элементы старта имеют ускоренный прирост, а темп

 

развития других в это время снижен. На основании выявленных возрастных закономерностей формирования техники старта с тумбочки осуществлено распределение средств, применяемых в многолетней тренировке пловца при обучении стартовому прыжку и совершенствовании в нем. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили эффективность возрастной дифференцировки упражнений. Ниже приводятся средства, последовательность их применения и степень педагогических воздействий при совершенствовании различных параметров стартового прыжка с тумбочки.

 

Средства обучения технике стартового прыжка с тумбочки и его совершенствования

Возраст (лет)

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

I. Упражнения для начального обучения:

1. Простейшие прыжки в воду ногами вниз

а*

а

2. Спады головой вниз из различных положений

а

а

3. Прыжки в гимнастический обруч из различных положений

а

а

у

4. Скольжение на дальность после отталкивания от бортика

а

а

у

5. Стартовый прыжок с тумбочки на дальность скольжения

а

а

у

у

у

у

у

у

у

у

у

II. Упражнения для совершенствования быстроты движений при выполнении толчка:

1. На суше из исходного положения основная стойка быстрое подседание с последующим выпрыгиванием вверх

а

а

2. На суше из стартовой позы пловца быстрый подсед с последующим выпрыгиванием вверх

а

а

3. На суше из стартовой позы пловца под команды тренера быстрое выполнение подготовительных движений с последующим выпрыгиванием вверх

а

а

у

у

у

у

4. Стартовый прыжок с тумбочки с акцентом на быстром выполнении подготовительных движений с последующим скольжением под водой

а

а

у

у

у

у

у

у

у

у

5. Стартовый прыжок с тумбочки под команды тренера на скорость выполнения подготовительных движений и отталкивания

а

а

у

у

у

у

у

у

у

у

III. Упражнения для совершенствования двигательной координации при выполнении стартового прыжка:

1. На суше прыжки через скакалку, согнув ноги (скакалка в руках, опущенных вниз)

а

у

у

у

у

а

у

у

у

у

* Буква «а» означает акцентированное воздействие упражнением, буква «у» — умеренное воздействие, тире ( — ) означает, что упражнение не применяется.

Library

 

23

 

Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

Средства обучения технике стартового прыжка с тумбочки и его совершенствования

Возраст (лет)

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

2. Стартовый прыжок с поворотом туловища на 90° в момент погружения в воду

а

у

у

у

а

у

3. Стартовый прыжок с тумбочки в положении одна рука вверху, другая вдоль туловища

а

у

у

у

а

у

4. Стартовый прыжок с тумбочки (с бортика) головой вниз, руки вдоль туловища

а

у

у

у

а

у

5. Стартовый прыжок с тумбочки с раз-личными исходными позами

а

у

у

у

а

у

6. С разбега прыжок в воду головой вниз с бортика бассейна

у

у

у

а

у

7. С разбега прыжок в воду головой вниз, перепрыгнув стартовую тумбочку

у

у

у

а

у

у

у

у

у

8. Стартовый прыжок в воду с закрытыми глазами (с бортика, с тумбочки)

у

у

у

а

у

у

у

у

у

9. Стартовый прыжок с тумбочки, совершенствуя своевременное начало первых плавательных движений

у

у

у

а

у

у

у

у

у

IV. Упражнения для совершенствования латентного периода слухомоторной реакции:

1. На суше бег (ходьба) по кругу, по сигналу тренера резко изменяя направление движений

у

а

у

у

у

а

у

2. Стартовые прыжки с тумбочки («сенсомоторная» методика по С. Г. Геллерштейну):

а) на первом этапе тренировки пловцам сообщается время опорной фазы

у

а

у

у

у

а

у

у

у

б) на втором этапе тренировки время опорной фазы субъективно оценивает спортсмен и сопоставляет с фактическим

у

а

у

у

у

а

у

у

у

в) на третьем этапе тренировки различное по продолжительности время опорной фазы задается тренером с постепенным уменьшением его до предельного

у

а

у

у

у

а

у

у

у

V. Упражнения для совершенствования параметров фазы полета:

1. Стартовый прыжок в гимнастический обруч, лежащий на поверхности воды в диапазоне оптимального погружения в воду

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

2. Стартовый прыжок через планку, установленную в диапазоне оптимального угла вылета

а

у

а

у

а

у

3. Стартовый прыжок в гимнастический обруч, установленный перед стартовой тумбочкой в диапазоне оптимального угла вылета

а

у

а

у

а

у

4. Стартовый прыжок с тумбочки с акцептом на дальности полета, контролируя, при этом погружение в воду под оптимальным углом

а

у

а

у

а

у

 

 
Library

 

24

 

Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

Средства обучения технике стартового прыжка

с тумбочки и его совершенствования

Возраст (лет)

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

VI. Упражнения для совершенствования скоростно-силовых параметров техники старта:

1. На суше выпрыгивания вверх на максимальную высоту

а

а

у

а

у

у

у

а

у

у

2. На суше многоскоки (тройные, пятерные, десятерные)

а

а

у

а

у

у

у

а

у

у

3. На суше выпрыгивания из полуприседа со штангой на плечах (отягощение З0 — 50% от максимального)

у

а

у

а

у

у

4. На суше прыжок в глубину с последующим выпрыгиванием

а

а

у

а

у

у

у

а

у

у

5. На суше выпрыгивание вверх на специальную пирамиду

а

а

у

а

у

у

у

а

у

у

6. На суше выпрыгивание из полуприседа со штангой на плечах (отягощение 70 — 80% от максимального)

а

а

а

у

7. На суше приседание со штангой на плечах (отягощение 70 — 90% от максимального)

а

а

а

у

8. Старт с тумбочки с акцентом на мощности толчка

а

у

у

у

а

а

а

а

у

 

 

 

КАК РАЗНООБРАЗИТЬ СПЕЦИАЛЬНУЮ СИЛОВУЮ ПОДГОТОВКУ В ВОДЕ

   
Г. В. Яроцкий, заслуженный тренер СССР, К. К. Молинский, кандидат педагогических наук, И. П. Карташов, аспирант ГДОИФК. им. П. Ф. Лесгафта, Ленинград
 

 

Главная задача специальной силовой подготовки (ССП) — развитие силы основных в плавании групп мышц. Как известно, во время плавания спортсмен реализует лишь часть своих силовых возможностей, и поэтому увеличение доли ССП на суше только до определенного момента наращивает силу гребка (С. М. Гордон, 1967). В этой связи весьма перспективными являются средства, повышающие коэффициент использования силовых возможностей (КИСВ), к которым относятся силовые упражнения в воде.

Один из основных показателей эффективности средств ССП в воде, по нашему мнению, — их сходство по нервно-мышечной координации с основным двигательным навыком. Вполне отвечают этому требованию прочно вошедшие в практику упражнения в транспорти-

 

ровке приспособления типа лопаточки, тормоза; плавание с амортизатором и т. п.

Мы предлагаем разнообразить ССП в воде простыми средствами, для изготовления которых необходимы: 25- и 50-метровый (в зависимости от длины бассейна) капроновый шнур и несколько блоков. Проведение указанных ниже упражнений в виде игр и соревнований позволяет эмоционально окрасить тренировочное занятие, повысить активность и заинтересованность пловцов. Приведем некоторые из этих упражнений:

«Кто кого?» Шнур протягивается через блок, прикрепленный к крюку для навешивания разграничительных дорожек. Два пловца, имеющие одинаковые уровень подготовленности и плавательную специализацию, плывут в максимальном темпе (рис., а).

Library

 

25

 

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало