|
||||
его) и большей стабильностью в исполнении всей программы прыжков. Спортсменки КНР П. Юанченг (23 года) и Ли Вихуа (19 лет) были физически менее подготовлены и менее опытны, но довольно техничны и владели погашенным входом в воду. Спортсменки ГДР Б. Балдус (17 лет) и М. Проэбер (19 лет) были хорошо физически подготовлены, техничны и весьма стабильны. Однако уровень их исполнительского мастерства не был высоким, обе не владели погашенным входом в воду. Чемпионка СССР и Европы Ж. Цирульникова, даже имея в предварительных соревнованиях грубый срыв прыжка 405, заняла 3-е место. Но в финале срывы прыжков 205 и 405 отодвинули ее на 8-е место. Главная причина неудачного выступления Цирульниковой — недостаточный уровень тренированности, вызванный большим перерывом в тренировках из-за серьезной травмы. И. Сидорова в предварительных соревнованиях выступала неудачно и заняла 10-е место, в финале же выступила исключительно собранно, без срывов и передвинулась на 4-е место. Технические результаты: 1. Н. Нейер (США) — 482(1)*; 501,03; 7,58 и 7,08. 2. С. Сейферт (США) — 479(2); 490,02; 7,5 и 6,88. 3. П. Юанченг (КНР) — 465(4); 482,10; 6,9 и 7,3. 4. И. Сидорова (СССР) — 426(10); 465,03; 6,9 и 6,8. 5. Б. Балдус (ГДР) — 462(5); 459,15; 6,9 и 6,5. 6. М. Проэбер (ГДР) — 444(7); 458,49; 7,2 и 6,7. 8. Ж. Цирульникова (СССР) — 467(3); 441,72; 7,6 и 5,7. Мужчины. Чемпион мира по прыжкам в воду с вышки 1978 г. 22-летний Г. Луганис (США) в предварительной серии прыжков и в финале продемонстрировал виртуозное исполнение всей сложнейшей программы произвольных прыжков** (сумма КЭТ — 17,6). Второй американский спортсмен Р. Мерриот (22 года) также хорошо владел сложной программой произвольных прыжков, но значительно уступал Луганису в мощности отталкивания, красоте и изяществе исполнения прыжков. Советские спортсмены С. Кузьмин и А. Портнов выступали весьма успешно. В предварительных соревнованиях, не допустив ни одного срыва, они заняли 4-е и 2-е места. В финале же у обоих хорошее исполнение одних прыжков чередовалось с «серым» исполнением других.
* Здесь и дальше вначале приводятся баллы и в скобках — место, занятое в предварительных соревнованиях, затем баллы за выступление в финале и средние оценки за обязательные и за произвольные прыжки. ** Исполнительское мастерство Г. Луганиса рассматривается на стр. 20. |
Спортсмен КНР Ли Конгченг (19 лет) имел отличную физическую (в том числе акробатическую) подготовленность, выступал высокотехнично и стабильно. Олимпийский чемпион в прыжках с вышки Ф. Хоффман из ГДР (29 лет) прыгал без срывов, но выступал без блеска. Второй представитель ГДР Д. Васков (25 лет) также выступал довольно технично, владел погашенным входом в воду, но не был стабилен: в предварительных соревнованиях «сорвал» прыжки 305 В и 405 С (12-е место), в финале — прыжки 5152 и 405 (10-е место). Технические результаты: 1. Г. Луганис (США)-687(1); 752,67; 9,3 и 9,35. 2. С.Кузьмин (СССР)-616(4); 636,15; 8,34 и 7,72. 3. А. Портнов (СССР) — 633(2); 631,56; 8,52 и 7,57. 4. Л. Конгченг (КНР) — 616(5); 627,90; 8,04 и 7,45. 5. Ф. Хоффман (ГДР) — 608(6); 625,71; 7,98 и 7,72. 6. Р. Мерриот (США)-597(7); 624,30; 7,52 и 7,8. Прыжки с вышки Женщины. В этом виде программы основная борьба за медали шла между спортсменками США, КНР, СССР и ГДР. Спортсменки США В. Виланд (17 лет) и Д. Раш (22 года) не отличались блестящим исполнением прыжков, красотой и изяществом движений. Рост их ниже среднего, они хорошо физически развиты, выступали технично и стабильно (особенно Виланд). Победительница Кубка мира 1981 г. Чен Шиа Шиа из КНР (20 лет) за прыжки 301, 403, 5132, 305 С и 205 В получила от 8 до 9,5 баллов и в предварительных соревнованиях опередила ближайшую соперницу почти на 20 баллов, однако в финале прыгала значительно хуже, со срывами. Другая представительница КНР Цоу Дженонг (17 лет) также допустила в финале два грубых срыва. Спортсменки из ГДР в предварительных соревнованиях выступили слабо: К. Ципперлинг (16 лет) заняла 6-е место, Р. Венцель (19 лет) — 7-е. В финале Ципперлинг не участвовала из-за травмы, а Венцель выступила успешно. Советские спортсменки А. Лобанкина (14 лет) и С. Эмирзян (15 лет) как в предварительных соревнованиях, так и в финале выступали неровно: успешное исполнение прыжков чередовалось у них с посредственным или совсем неудачным. Технические результаты: 1. В. Виланд (США) — 437(2); 438,78; 8,25 и 7,53. 2. Р. Венцель (ГДР) — 374(7); 417,99; 7,23 и 7,53. 3. Ц. Дженонг (КНР) — 401(3); 399,78; 7,65 и 6,95. 4. Ч. Шиа Шиа (КНР) — 452(1); 396,57; 8,1 и 6,3. 5. С. Эмирзян (СССР) — 382(5); 396,18; 7,68 и 6,6. 6. А. Лобанкина (СССР) — 396(4); 390,69; 7,55 и 6,1. Мужчины. Среди участников соревнований в прыжках с вышки выделялись мастер- |
|||
|
19 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ством и стабильностью Г. Луганис (США) и В. Алейник (СССР). В финале Алейник выступал точнее и лишь необъективность некоторых судей позволила Луганису завоевать вторую золотую медаль. Другой американский спортсмен — победитель юношеского чемпионата мира 1981 г. Б. Кимбалл (19 лет) выступал легко, технично и стабильно, но по общему уровню мастерства уступал Луганису и Алейнику. Технические результаты: 1. Г. Луганис (США) — 622(1); 634,26; 9,37 и 8,23. 2. В. Алейник (СССР) — 590(2); 629,85; 8,72 и 8,63. 3. Б. Кимбалл (США) — 571(6); 619,68; |
хорошей физической подготовленностью (в том числе хореографической), он еще отлично владел трамплинной доской: выполнял недлинный, но высокий наскок, что обеспечивается предварительным глубоким подседом на толчковой ноге и мощным прожиманием ею трамплина; мягко (без стука) и точно приземлялся на передний край; мощно отталкивался (чем обеспечивается высокий вылет) с одновременным приобретением максимальной начальной скорости вращения (во всех произвольных прыжках). Все прыжки, как правило, выполнял по крутой траектории полета, обеспечивающей максимальную ее продолжи- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Высшая сумма КЭТ у призеров чемпионата мира и остальных участников советской команды
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8,67 и 8,48. 4. Т. Кнуте (ГДР) - 579(3); 597,21; 7,9 и 8,38. 5. Л. Хонгпинг (КНР) — 550(7); 594,39; 8,57 и 7,78. 6. Л. Конгченг (КНР) — 572(5); 588,81; 8,52 и 7,46. 11. В. Трошин (СССР) — 574(4); 531,72; 8,22 и 6,71. Повышение сложности программы прыжков В табл. 2 приведены суммы КЭТ произвольных прыжков чемпионов мира 1982 г. (первая после головки таблицы строка), призеров, имевших высшие суммы КЭТ (вторая строка), и всех участников советской команды. Из табл. 2 видно, что лишь у А. Лобанкиной (вышка) была высшая сумма КЭТ. Очевидно, что высокая сложность прыжков обязательно должна сочетаться с высоким мастерством и стабильностью. Особенности техники сильнейших зарубежных спортсменов Прыжки с трамплина. По общему мнению тренеров и специалистов, наблюдавших IV чемпионат мира, наиболее высокотехничным прыгуном в воду с трамплина был Г. Луганис, опередивший в финальных соревнованиях ближайшего соперника более чем на 100 баллов. Имея стройную фигуру, обладая |
тельность. В сложных произвольных прыжках с вращением вперед (107 В, 405 В, 5136) начальную скорость вращения максимально увеличивал быстрым и полным сгибанием тела в полете. Его прыжок 205 В характеризовался быстрым началом и высоким вылетом. Это достигалось широкой амплитудой движения рук и плечевого пояса при толчке, причем в исходном положении перед отталкиванием имели место глубокий подсед и наклон туловища вперед (руки сзади). Во всех прыжках Луганис при сведении рук над головой для входа в воду держал кисти выпрямленными в плоскости предплечий, а к моменту погружения, вытягиваясь, сцеплял их наложением крест-накрест с тыльным сгибанием. Это увеличивает площадь кавитатора (лобовой поверхности кистей рук), в результате чего вход в воду получается погашенным. Высокое мастерство входа в воду продемонстрировали и китайские спортсмены. Прыжки с вышки. Технику прыжков Луганиса и Конгченга отличали: использование всей или почти всей длины вышки для разбега в прыжках с вращением вперед (103 — 113, 107 В, 5136); быстрый и сильный толчок при исполнении всех прыжков: обязательных и произвольных, с места и с разбега. При этом принятие основного положения в возду- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
20 |
|
|
||||
хе не «размазывалось», а производилось над вышкой — в высшей точке полета, что всегда производит лучшее зрительное впечатление; резкое начало прыжка 407 С обоими спортсменами с приобретением такой скорости вращения, что даже раскрытие «в угол» на высоте 5 — 6 м не удержало их от значительного перехода; глубокий подсед с наклоном туловища вперед, голова прямо, руки отведены назад — при подготовке к толчку в прыжке 305 В (Конгченг); сильное и быстрое начало выполнения прыжков 205 и 305 В; предварительный быстрый вход в сальто с сильным сгибанием туловища вперед и паузой при выполнении прыжка 5136, с быстрым повторным сгибанием туловища, руки в стороны — при завершении винтов, непосредственно перед входом в воду. Из нераспространенных прыжков, выполненных на высоком техническом уровне, следует отметить прыжок 5335 с места (КЭТ-2,9), исполненный мексиканцем В. Мандрагоном. Рекомендации по повышению эффективности подготовки к Олимпиаде-84 Прежде всего нужно сказать об основных недостатках. Главными причинами недостаточно успешного выступления сборной команды СССР на IV чемпионате мира явились недоукомплектованность основного состава спортсменами высокого класса, способными стабильно и успешно выступать в ответственных международных соревнованиях. Практически на равных с Луганисом боролся лишь В. Алейник (на вышке). Наши лучшие трамплинисты (С. Кузьмин и А. Портнов), хотя и заняли 2-е и 3-е места, существенно уступали ему как в отношении КЭТ произвольных прыжков, так и в отношении уровня спортивно-технического мастерства. Таким образом, следует признать, что наиболее слабые позиции у нас — на трамплине (и у женщин и у мужчин), наиболее узок и технически менее подготовлен ближайший резерв женской части сборной команды, что говорит о серьезных упущениях в ее подготовке. Чему же учат уроки гуаякильского чемпионата? На что следует обратить главное внимание в дальнейшей подготовке наших прыгунов в воду? 1. Есть два основных пути повышения эффективности тренировочного процесса: увеличение объема тренировочной работы и повышение ее качества. На увеличение объема работы обычно идут тогда, когда исчерпаны все остальные резервы. Но можем ли мы утверждать, что уже исчерпали все возможности повышения уровня мастерства наших спортсменов в рамках затрачиваемого на тренировки времени? Нет, не можем. Большие резервы кроются в первую очередь в повышении куль- |
туры тренировочного процесса, его продуктивности, в более полном использовании знаний современной техники, методики обучения и тренировки, физиологических, психологических и других особенностей прыжков в воду. 2. Необходимо устранить возможность травм и простудных заболеваний или по меньшей мере свести их к минимуму. С этой целью исключительно важно в утренней зарядке систематически, особенно в подготовительных периодах и этапах подготовки, использовать продолжительный (10 — 20 мин) бег как средство повышения устойчивости к простудным заболеваниям, укрепления опорно-двигательного аппарата и повышения прыгучести. 3. Разминка в зале не должна превращаться в занятие по ОФП и СФП. Нельзя в каждой разминке решать сразу все задачи наземной подготовки, в частности перед тренировкой на воде заниматься развитием силы (это приводит к тренировкам на фоне утомления). Нужно повысить специализированную направленность разминки. 4. Тренерами должны быть внедрены следующие рекомендации КНГ: а) учитывать биомеханические закономерности техники прыжков в воду: — в прыжках с разбега на трамплине делать более глубокий подсед на опорной ноге для его прожимания и достижения высокого наскока; — при подготовке к отталкиванию и созданию вращения тела в сложных прыжках II и III классов (а также соответствующих прыжках V класса) выполнять более глубокий подсед с максимальным отведением рук назад и оптимальным наклоном туловища вперед; — более полно использовать длину вышки для разбега с целью приобретения максимальной начальной скорости вращения в прыжках I и V классов; — использовать зрительную ориентировку для коррекции завершающей фазы прыжков II и III классов путем освоения современной техники раскрытия — подготовки к входу в воду; б) учитывать гидродинамические закономерности входа в воду без брызг; — систематически и тщательно совершенствовать технику входа в воду с многократными повторениями (20 — 30 раз) в конце тренировки, что не требует особых физических и психических усилий. 5. Важно осознать, что значительное усложнение программы произвольных прыжков с трамплина возможно лишь при овладении его упругими свойствами. С этой целью следует систематически применять многократные качи на конце трамплина как в зале, так и на воде; различные прыжки с кача и др. 6. Все кандидаты в сборную команду СССР |
|||
|
21 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и спортсмены ближайшего резерва должны усложнить программу своих прыжков и поднять уровень исполнительского мастерства в соответствии с показателями, приведенными в табл. 3. 7. Спортсмены должны систематически и тщательно вести учет динамики тренировочных нагрузок и графики самонаблюдений (это |
основные критерии для текущей коррекции тренерами тренировочного процесса). 8. Необходимо повысить исполнительность и целеустремленность спортсменов, а также требовательность к ним со стороны тренеров, в первую очередь в отношении полноценного использования времени, отводимого на тренировки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3
Показатели исполнительского мастерства прыжков в воду
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛОВЦА СТАРТОВОМУ ПРЫЖКУ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ В НЕМ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В. И. Аикин, В. П. Волегов, кандидат педагогических наук, Омск |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как известно, в подготовке юных спортсменов — резерва большого спорта — необходимо осуществлять дифференцированный под- |
ход в подборе средств и методов тренировки, основанный на учете возрастных особенностей развития двигательной функции. Эффект от |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
22 |
|
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |