При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В. Я. Лопухин, кандидат педагогических наук, доцент, ГЦОЛИФК, Москва |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фонд научных исследований по плаванию, основу которого составляют 150 диссертационных работ (см. сб. «Плавание», первый выпуск, 1982 г.), пополнился еще несколькими диссертациями. Кратко познакомим читателей с той частью результатов работ, которая может оказаться практически полезной для тренеров и преподавателей плавания. Диссертационная работа Ю. Ф. Скворцова «Динамика результатов физической работоспособности и подготовленности под воздействием тренировочных упражнений у пловцов-кролистов» выполнена на кафедре плавания ГИОЛИФКа под руководством кандидата педагогических наук доцента С. М. Гордона. В ней исследованы вопросы управления тренировкой пловцов в возрасте от 10 до 17 лет. Определены силовые, энергетические и антропометрические показатели пловцов и связь их со скоростью плавания. Оценена скорость |
прироста уровня работоспособности и спортивных результатов у сильнейших пловцов мира. Все это позволило автору разработать новый подход к планированию спортивной тренировки, управлению ею, исходя из количественных оценок показателей. Им установлено, что многолетняя динамика работоспособности пловцов высокого класса имеет выраженный экспоненциальный характер и может быть представлена уравнением A=A0lLT, где A0 — исходное количество внешней механической работы, выполняемой пловцом; T — годы; l — основание натурального логарифма; L — константа, характеризующая скорость прироста работоспособности. Выявлено, что наибольшие годовые константы скорости прироста уровня работоспособности наблюдаются в аэробной зоне энергетической производительности, а наиболее низкие — в гликолитической (табл. 1). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1 Годовые константы скорости прироста уровня работоспособности у пловцов различного возраста
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из приведенных данных вытекает важный для практики вывод о том, что упражнения аэробной направленности многопланово эффективны. При их применении у пловцов 10 — 15 лет результаты улучшаются не только на длинных, но и на коротких дистанциях, у пловцов же высокой квалификации 16 — 18 лет результаты также улучшаются на длинных дистанциях, но ухудшаются на коротких. Упражнения анаэробной гликолитической направленности вызывают ухудшение результатов у пловцов 13 — 15 лет на средних и длин- |
ных дистанциях и незначительный прирост результатов на дистанциях 100 и 200 м. Представляет интерес выявленная автором зависимость изменений коэффициента полезного действия (КПД) пловцов от их возраста. До 12 — 13 лет КПД повышается, затем снижается, а после 17 лет стабилизируется. Наибольшие значения КПД — от 2,9 до 3,9% — имеют место при проплывании длинных дистанций. Значимая связь КПД с результатами на дистанциях 200 — 800 м наблюдается у пловцов 10 — 13 лет. В более зрелом возрасте эта связь |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
36 |
|
|
||||
сохраняется только с результатами на длинных дистанциях. Диссертационная работа А. А. Кашкина «Критерии управления и основные тренировочные упражнения в годичном цикле подготовки пловцов» выполнена в ГЦОЛИФКе под руководством С. М. Гордона. Автором исследованы связи между длиной проплываемых дистанций, скоростью и отдыхом в однократных и повторных упражнениях с частотой сердечных сокращений и энергетическими показателями. Полученные результаты использованы им в последующем для управления подготовкой пловцов в годичном цикле тренировки. Исходя из полученных данных, автор разделяет диапазон интенсивности тренировочных упражнений в соответствии с их длительностью на зоны: аэробную (700 — 1200 с и более), смешанную аэробно-гликолитическую (250 — 700 — 1200 с), анаэробно-гликолитическую (40 — 250 с) и алактатную (0 — 40 с). Практически направленность упражнений может быть определена по скорости плавания, общему предельному времени выполнения упражнения и частоте сердечных сокращений. Наиболее успешно эти показатели могут быть использованы в эробной и аэробно-анаэробной зонах. Исследованием установлены основные закономерности изменений частоты сердечных сокращений у пловцов. Так, с увеличением возраста она снижается; в одних и тех же упражнениях у женщин она выше, чем у мужчин; у спортсменов высокой квалификации ниже, чем у неквалифицированных спортсменов; у стайеров ниже, чем у спринтеров. Установлено также, что упражнения аэробной направленности приводят к существенному росту спортивных результатов пловцов на дистанциях 400, 800, 1500 и 3000 м, при этом у них увеличивается уровень максимального потребления кислорода, снижается частота сердечных сокращений и повышается скорость ее восстановления после выполнения упражнений. Выполнение упражнений, относящихся к гликолитической аэробной зоне, приводит к приросту результатов на дистанциях 100 и 200 м и к стабилизации результатов на длинных дистанциях. Практическое значение данной работы состоит еще в том, что в ней доказана возможность построения оптимального плана тренировки по комплексу педагогических и физиологических показателей и дан типовой план-график построения тренировочного цикла с учетом изученных критериев управления. Диссертационная работа Л. В. Селиной «Влияние основных факторов, определяющих максимальную скорость плавания в способе брасс» выполнена в Армянском ГИФКе под руководством кандидата педагогических наук доцента И. Г. Сафаряна. Автором проведено комплексное исследование основных показате- |
лей, определяющих максимальную скорость плавания брассистов (мужчин и женщин) различной квалификации. Выявлены зависимости между скоростью плавания способом брасс, гидродинамическими и антропометрическими показателями пловцов, их скоростно-силовой подготовленностью и подвижностью в основных суставах. Установлено, в частности, что наибольшее влияние на максимальную скорость плавания брассом оказывает сила тяги, создаваемая брассистом при плавании с полной координацией движений, регистрируемая в уступающем режиме работы. Сила тяги, создаваемая руками, влияет на скорость плавания в той же мере, что и сила тяги, создаваемая ногами, но у мужчин (51 человек) отмечена бо'льшая зависимость скорости плавания от силы тяги рук, а у женщин (55 человек) — от силы тяги ног. Из других изученных показателей на скорость плавания брассом влияют окружность грудной клетки, окружность бедра, ширина плеч, длина рук и ног, рост. Тесную связь со скоростью плавания имеют также уровень развития подвижности в коленном и тазобедренном суставах, а также сила разгибателей бедра, голени, плеча и туловища, регистрируемые на суше (табл. 2). Кроме того, обнаружено, что сила тяги в воде, зарегистрированная а различных режимах работы, связана с силой основных мышечных групп, тестируемой на суше. С увеличением силы основных мышечных групп возрастают тяговые усилия и максимальная скорость плавания брассом. Диссертационная работа Т. Г. Меньшуткиной «Исследование и совершенствование техники старта и поворота при плавании способом брасс» выполнена на кафедре плавания ГДОИФКа (Ленинград) под руководством доктора биологических наук профессора В. Г. Стрельца и научного консультанта, кандидата педагогических наук Д. Ф. Мосунова. Автором изучены и определены пути совершенствования техники старта и поворота пловцов-брассистов, обоснована методика обучения. Автор рекомендует совершенствовать технику спортивного прыжка в фазах полета и входа в воду оптимизировать технику поворота в фазе вращения и дает конкретные указания по совершенствованию техники первых плавательных движений после старта и поворота с учетом взаимодействия потока воды с телом пловца. Совместно с А. Ф. Красиковым и Д. Ф. Мосуновым автором разработан новый вариант стартового прыжка при плавании брассом, названный ими «прыжок в группировке». Основные особенности техники этого старта следующие: в исходном положении на стартовой тумбочке ноги пловца согнуты в коленных суставах примерно до угла 60°, а в тазобедренных — до 120°, руки опущены. Вылет при прыж- |
|||
|
37 |
|
|
||||
ке направлен вверх от горизонтали под углом большим чем 30°. В фазе полета происходит сгибание и разгибание ног с последующим входом тела в воду «в одну точку». Исследованием установлен ряд преимуществ этого старта. В частности, высокая скорость пловца при вхождении в воду и меньшее гидродинамическое сопротивление его последующему продвижению позволяют улучшить время проплывания 10-метрового отрезка дистанции на 3,0 — 3,5% по сравнению с обычным способом выполнения старта. При выявлении причин низкого качества выполнения стартов и поворотов автором было установлено, что резкое изменение траектории движения головы в начальных фазах старта и поворота является ошибкой у спортсменов любой квалификации и оказывает сбивающее влияние на движения в последующих фазах. Введение специальных средств тренировки вестибулярного анализатора, улучшение показателей статокинетической устойчивости спортсмена, использование методов контроля и оценки его состояния способствуют улучшению качества выполнения старта и поворотов. Диссертационная работа Ю. И. Костюка «Совершенствование спортивно-технического мастерства в плавании на основе анализа движений пловцов и переноса навыка» выполнена в Ленинградском НИИФКе под руководством кандидата педагогических наук В. Б. Иссурина. Одним из основных положений данной диссертации являются данные о поперечном смещении кисти, которое определяется как необходимый элемент эффективного гребка в кролевидных способах плавания. Средняя скорость продольного смещения кисти в процессе гребка по отношению к средней поступательной скорости пловца в кроле на груди составляет 65%, в кроле на спине — 79% и в дельфине — 64%)- Выявлена положительная взаимосвязь средней скорости и «шага» пловца с характеристиками траектории и скорости перемещения движителей, а также отрицательная взаимосвязь «шага» и скорости темпа движений. На основании выявленных связей амплитудных и скоростных характеристик гребка при относительной независимости временных параметров движений автор предлагает при совершенствовании техники пловцов применять |
комплексы упражнений избирательной направленности и сопряженного воздействия, способствующие повышению эффективности гребка, приросту «шага» и скорости плавания при относительной стабильности темпа движений. Диссертационная работа Е. Н. Петрова «Сравнительная эффективность средств подготовки, направленных на повышение скоростных возможностей пловцов» выполнена во ВНИИФКе под руководством доктора педагогических наук профессора И. П. Ратова. В ней рассматривается повышение скоростных возможностей пловцов с помощью нетрадиционных методов их подготовки, в частности с помощью искусственного увеличения скорости потока воды, обтекающего пловца, и электрической стимуляции мышц. Автор впервые применил тренажерный стенд-гидроканал, оснащенный «системой удержания», позволяющей дополнительно подтягивать спортсмена при плавании с рекордной для пловца скоростью потока воды. Исследованием установлено, что улучшение качества гребковых движений руками происходит только при повышении максимальной скорости до 10%. При этом наибольший прирост скорости у тренировавшихся в гидроканале составил 3,4%, У тренировавшихся в гидроканале с применением «системы удержания» — 5 и у тренировавшихся в обычных условиях — 2,2%- Выявлено, что сочетание условий плавания в гидроканале с комплексом средств срочной информации о качественных характеристиках гребковых движений руками улучшает формирование нужной координационной структуры движений и способствует в 2 раза большему приросту скорости, чем при отсутствии такой информации. Улучшение качества гребковых движений при электрической стимуляции проявляется в уменьшении времени выполнения «проноса» в гребковом движении на 20%, увеличении темпа на 14,5% и импульса сил на 9,5%. Электрическая стимуляция мышц во время плавания в гидроканале позволяет сократить сроки становления скоростного навыка и улучшить результат проплывания 25 м на 3,9 % (у не использовавших данный прием результат проплывания этой дистанции улучшался только на 0,8%). |
|||
|
39 |
|
Реклама: Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |