|
регуляторные механизмы психики, обеспечивающие надежность выполнения прыжков в воду, формирует у спортсмена умение преодолевать разнообразные, в том числе неожиданные, препятствия.
Достигнутая таким образом надежность исполнения прыжков в условиях тренировок является той основой, без которой невозможна надежность выполнения прыжков в воду на соревнованиях. Безошибочность, стабильность выполнения соревновательных прыжков обеспечивается не только этим, но и целесообразной организацией сознания, действий спортсмена в ходе самого соревнования, при подготовке к каждому очередному прыжку. Ведь соревновательная ситуация отличается от тренировочной высокой эмоциональной напряженностью, уровень которой тем выше, чем больше значимость соревнования, чем существеннее социальные последствия победы или поражения. Кроме того, уровень и динамика эмоционального напряжения спортсмена в условиях соревнований зависят от многочисленных факторов, характер и время действия которых предусмотреть практически невозможно. При этом по содержанию эмоциональные переживания спортсмена могут иметь как положительную окраску (главным образом в случае высокой вероятности достижения значимой цели), так и отрицательную — в форме депрессии, подавленности (в случае низкой вероятности достижения соревновательной цели). Существенно и то, что эмоциональное напряжение, сопровождающееся комплексом физиологических изменений в различных системах организма — сердечно-сосудистой, дыхательной и др., — связано со значительными энерготратами. Таким образом, соревновательная ситуация с присущим ей обилием эмоциональных воздействий часто обусловливает срывы спортсменами даже тех прыжков, которые уверенно выполнялись на тренировках.
Решая проблему соревновательной надежности в прыжках в воду, необходимо прежде всего выделить те факторы (условия), которые могут явиться непосредственной причиной срыва. Учитывая особенности соревновательной борьбы прыгунов в воду (известные заранее особенности снарядов, стартовый номер, последовательность исполнения прыжков в обязательной и произвольной программах и т. п.), а также исключая условия, имеющие косвенное значение, можно ограничить число этих факторов двумя основными:
а) ослабление по тем или иным причинам концентрации внимания на исполнении прыжка;
б) неготовность нервно-мышечного аппарата к работе.
Отсюда ясно, что организация сознания и действий спортсмена в ходе соревнования должна быть направлена на предупреждение возникновения отрицательно действующих факторов и вместе с тем на формирование про-
|
|
тивоположных им факторов, а именно обеспечение концентрации внимания на исполнении прыжка и обеспечение готовности нервно-мышечного аппарата к работе.
Рассмотрим подробнее их значение.
Важность концентрации внимания на выполнении задачи в ситуациях эмоционального напряжения не вызывает сомнений. Еще К. С. Станиславский (1954) убедительно показал, что недостаточная сосредоточенность внимания на задаче (вследствие непроизвольных отвлечений внимания или других причин) затрудняет, а иногда и делает невозможным ее выполнение. Он предложил рассматривать внимание с точки зрения его направленности (на внешние объекты и внутренние ощущения), а также разработал систему упражнений для развития свойств внимания (объема, сосредоточенности, устойчивости, переключаемости). А. Ц. Пуни (1970) отметил центральное значение концентрации внимания на исполнении двигательной задачи в видах спорта, для которых характерно состояние «публичного одиночества», в частности в прыжках в воду. Система упражнений для развития свойств внимания в рамках овладения основами саморегуляции предложена В. Л. Леви (1973), а применительно к саморегуляции в условиях спортивного соревнования — Г. Д. Горбуновым (1976). Р. М. Найдиффер (1979) разработал специальную шкалу для определения профилей внимания (индивидуально-своеобразных соотношений основных его свойств) и выделил специфические трудности, которые испытывают спортсмены с различными профилями внимания в ситуации соревнования.
Возрастающий с годами интерес ученых и практиков к проблеме внимания в связи с экстремальными ситуациями обусловлен важнейшим значением этой проблемы для эффективности деятельности человека в напряженных условиях.
Ситуация соревнования, как уже отмечалось, характеризуется наличием множества значимых раздражителей (соперники, судьи, зрители и др.), которые отвлекают внимание спортсмена и затрудняют сосредоточение на подготовке к исполнению прыжка. Эмоциональное напряжение, связанное с переживанием страха, опасения, беспокойства (комплекс тревожности), сопровождается сужением объема внимания, медлительностью и ригидностью мышления (К. Е. Изард, 1980). В этом случае фиксация внимания на внешней обстановке соревнования осложняет процесс переключения внимания на подготовку к исполнению прыжка. Кроме того, информация, которую воспринимает спортсмен, наблюдая за выступлениями соперников, может вызвать резкие колебания его состояния, происходящие стихийно, без контроля со стороны спортсмена, поскольку внимание его фиксировано на внешней обстановке,
|
|