Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

50 м при помощи одних ног дельфином на правом боку; 200 м при помощи одних ног (100 м дельфином + 50 м кролем + 50 м дельфином), отдых 15 мин (на суше); 50 м дельфином со старта — 31,4; 100 м кролем в медленном темпе; 2x50 м (25 м ныряние при помощи одних ног дельфином + 25 м кролем с полной координацией движений), отдых 1 мин; 100 м кролем. Всего 1,2 км. Вечер. На суше: упражнения на гибкость — 18 мин. В воде (вошла в воду за 55 мин до старта): 450 м кролем; 100 м упражнения дельфином (попеременная работа руками); 50 м дельфином с толчка — 31,8, отдых 5 мин (в воде); 50 м кролем; 50 м дельфином с толчка — 32,1; 50 м кролем в медленном темпе; 50 м упражнения дельфином (25 м при помощи одних ног на правом боку + 25 м при помощи ног в положении на спине, руки вытянуты вверх); 50 м дельфином с толчка — 31,7; 50 м (25 м кролем, закидывая расслабленные руки за спину, + 25 м дельфином в среднем темпе); 50 м кролем в медленном темпе; 50 м при помощи одних рук дельфином, отдых 2 мин; 25 м ныряние при помощи движений одними ногами дельфином —

 

17,8; 25 м кролем; 50 м на спине в медленном темпе; 50 м дельфином с толчка — 32,2; 50 м в медленном темпе (25 м кролем + 25 м дельфином). Всего 1.1 км. Разминка заняла 32 мин, до старта на дистанции 200 м (2.09,80) оставалось 23 мин. В этот день Мери стартовала еще в комбинированной эстафете 4x100 м (этап дельфином — 59,5).

 

Как видим, отдых после разминки перед стартом в плавании на дистанцию 100 м был почти в 2 раза больше, чем перед соревнованиями в плавании на 200 м. В разминках спортсменка стремилась создать определенную структуру соревновательной скорости с четким подбором темпа, ритма и «шага». Применялись также разнообразные упражнения из других способов плавания, в том числе много упражнений на расслабление.

 

 

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ


ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ

   
С. М. Вайцеховский, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер СССР,
Т. М. Абсалямов, кандидат педагогических наук, Москва,
М. И. Сайгин, кандидат педагогических наук, Волгоград
 

Физическая подготовка пловцов является важнейшим резервом роста спортивных результатов. По вопросам силовой подготовки опубликован ряд работ, представляющих научный и практический интерес (Н. А. Бутович, 1955; С. М. Вайцеховский, 1970, 1976; В. Н. Платонов, 1974, и др.). Можно сказать, что у большинства тренеров уже сложилось представление о подходе к процессу силовой подготовки. Основываясь на достаточно высоком уровне разносторонней и общей физической подготовленности, создаваемом в начальном периоде тренировок, все больший удельный вес с ростом мастерства юных пловцов приобретает специальная силовая подготовка.

Сегодня уже нет среди специалистов по плаванию примитивного понимания силовой подготовки, когда считалось, что более высоких результатов добьется тот, кто поднимает больший вес и кто сильнее. В тренировке сильнейших пловцов с целью развития физических качеств используются тренажеры специальной направленности, в значительной степени способствующие воздействию именно на те группы мышц, которые несут основную нагрузку при плавании (Т. М. Абсалямов, В. В. Бажанов с соавт., 1979; В. В. Бажанов, А. А. Мелконов, 1978). Однако, несмотря на довольно широкое распространение специаль-

 

ных средств (тренажер Хюттеля, мини-джи, тележка на наклонной плоскости и др.), в литературе недостаточно данных по методике их применения. Основная причина, по-видимому, заключается в недостатке фактического материала относительно характера проявления силовых возможностей пловца в специфических условиях водной среды, а также в отсутствии регулярного контроля за состоянием физической подготовленности спортсменов.

Дело в том, что используемые в настоящее время средства силовой подготовки квалифицированных пловцов позволяют с довольно высокой степенью эффективности повысить уровень развития силовых качеств основных мышц, участвующих в гребковых движениях. Но, как можно полагать, проявление силовых возможностей в плавании во многом определяется механизмом образования продвигающих сил, тесно связанных с координационным взаимодействием отдельных кинематических звеньев тела. Поэтому дальнейшее совершенствование специальной силовой подготовленности целесообразно строить на глубоком анализе особенностей локомоций каждого спортсмена и избирательной направленности специальных упражнений, обеспечивающих такие условия выполнения движений, при которых потенциальные силовые возможности

Library

 

23

 

Up


Contents

 

Home
 

Графическая модель проявления усилий в структуре движений при плавании кролем на груди:
А — отталкивание, пронос и начало гребка левой рукой; Б — гребок правой рукой; В
поперечные перемещения правой кисти; Г сила удара правой стопой; Д — сила удара левой стопой. fmax-I, fmax-II и fтаx-III — точки, соответствующие максимальным усилиям в ходе гребка правой рукой; I, II и III на кривых Г и Д — удары правой и левой ногой, выполняемые во время гребка правой рукой; I' и III' удары ногой, совпадающие с гребком левой рукой

проявляются в наиболее полной мере. Это становится возможным при биодинамических исследованиях движений пловца.

Одним из эффективных методов регистрации развиваемых усилий при плавании может быть тензодинамография (С. М. Гордон, 1968; Б. И. Оноприенко, В. Ф. Атаманов, 1973, и др.).

Нами проведены специальные исследования с привлечением высококвалифицированных пловцов (6 мсмк; 11 мс; 4 кмс), специализирующихся в спринтерском кроле.

Обработка тензограмм позволила представить пространственную модель прилагаемых усилий в гребковых движениях исследуемой группы пловцов. В динамике гребковых усилий наряду со строгой индивидуальностью

 

техники квалифицированных пловцов обнаруживаются некоторые важные закономерности. На рисунке представлена эмпирическая модель динамики образования усилий в отдельном гребковом цикле. Графики опорной реакции кисти при движении в продольном направлении имеют три максимума (или три вершины): f max — I, f max — II, f max — III, между которыми находятся паузы изменения величины опорной реакции. Такой характер усилия уже неоднократно отмечался в литературе (С. М. Гордон, 1968; В. И. Чудовский, 1973).

Все обследованные нами спортсмены развивают максимум усилий в завершающей части гребка, что указывает на большую роль этой фазы в образовании продвигающей силы в плавании способом кроль на груди (Э. Г. Черняев, К. Мальцан, 1974). Однако хотя сопротивление, возникающее от продольного перемещения кисти, считается решающим в плавании (В. Ф. Китаев, 1963), оно не является единственным фактором, от которого зависит образование опоры при гребке. Немалую роль здесь может сыграть поперечное движение руки. При этом не только удлиняется траектория приложения усилий, но и используется дополнительное давление воды, обусловленное гидродинамическими особенностями гребущей поверхности.

Для выявления причинно-следственных связей, определяющих проявление максимальных величин тяги при плавании кролем на груди, был проведен корреляционный анализ отдельных параметров техники плавания (см. стр. 25).

Наиболее высокой корреляционной связью обладают такие показатели, как величины продольного усилия кисти на различных участках траектории движения. Коэффициент корреляции между первым «всплеском» максимума усилий и вторым составил 0,791, между вторым и третьим — 0,710, а между третьим и первым — 0,687. Это говорит о том, что проявление усилий в предшествующей фазе гребка способствует развитию максимума усилий в последующих. Довольно высокой связью обладают также временные параметры техники. Тесная отрицательная связь между продольными усилиями кисти и продолжительностью цикла, а также продолжительностью гребка свидетельствует о повышении темпа движений с увеличением силы гребка рукой.

Важной особенностью структуры движений в кроле является, на наш взгляд, взаимосвязь между величиной первого максимума продольного усилия и продолжительностью проноса разноименной рукой (r = 0,574). По-видимому, ускорение движения руки, завершившей отталкивание, и дополнительная нагрузка, создаваемая ее собственным весом (4 — 5 кг), предъявляют повышенные требования к созданию продвигающей силы гребущей рукой. Интересно отметить, что одновременно с выходом ру-

 
Library

 

24

 

Up


Contents

 

Home
 

 

Корреляционная матрица некоторых биодинамических параметров плавания и показателей силовой подготовленности (n = 21)*

1. Продолжительность цикла

X

2. Продолжительность гребка

879

X

3. Продолжительность двухопорного гребка

864

523

X

4. Продолжительность проноса

607

395

313

X

5. Продольное усилие руки:

первый максимум I

—621

—670

—500

—574

X

второй максимум II

—596

—505

—047

—312

—791

X

третий максимум III

—532

—202

—138

—553

810

687

X

6. Размах поперечного смещения кисти

328

401

210

—241

406

465

492

X

7. Сила первого удара стопой

—300

—109

—380

—116

626

480

452

442

X

8. Сила второго удара стопой

—118

—091

—260

—190

440

499

479

437

362

X

9. Сила третьего удара стопой

—056

—019

—367

—362

445

467

454

479

415

401

X

10. Сила тяги на суше

—430

—411

—206

023

420

427

435

213

279

215

237

X

11. Сила тяги в воде:

при плавании с движениями одних рук

—315

—399

—205

—120

428

496

671

429

218

214

241

852

X

при плавании с движениями одних ног

—031

—087

—274

—271

368

465

583

317

921

924

937

398

465

X

при плавании с полной координацией движений

—390

—406

—305

—388

457

498

480

456

445

407

458

809

896

634


* Достоверность связи при р<0,05 выше, ч = 0,433 (ноль впереди каждого значения опущен).

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

ки кисть, совершающая гребок, отводится в сторону (см. рисунок) и, используя гидродинамические свойства, создает условия для проявления максимума усилий.

Определенный интерес для нас представляет взаимосвязь между величиной силы удара стопой и соответствующим ему максимумом усилия при гребке рукой (r = 0,626; 0,499; 0,654). Она свидетельствует о том, что движения ногами в плавании не только создают силы, продвигающие пловца вперед и стабилизирующие положение тела, но и в значительной степени способствуют проявлению силовых возможностей в гребке руками. Очевидно, удар ногой, обладая большим ускорением, помогает развивать максимальное усилие рукой, которое тем больше, чем выше ускорение движения стопы, сообщающее ей реактивную силу. Однако в связи с тем что в плавании нет неподвижной опоры, кинематическая энергия удара стопой используется не полностью.

Особенностью взаимосвязи уровня специальной силовой подготовленности (по показателям тестирования на суше и в воде) с силовыми и временными параметрами техники плавания является то обстоятельство, что при более специфичном тестировании расширяется круг связей с элементами техники. Так, достоверная связь имитации гребка на суше при статическом усилии обнаружена лишь с величиной максимума усилия, развиваемого в плавании при отталкивании рукой (r = 0,435), в то время как сила тяги при плавании с полной координацией движений имеет тесные связи не только с проявлением усилий в гребке руками, но и с силой ударов стопой при свободном плавании.

Таким образом, проведенные исследования позволили получить пространственную биодинамическую модель движений пловца, создающую представление о фоновой структуре гребковых усилий в плавательном навыке. Выявленные в ходе работы зависимости между отдельными сторонами системы движений во многом определяют направление поиска средств воздействия на структуру техники плавания с целью создания необходимых условий для проявления максимальной силы в гребке.

Следующим этапом поиска оптимальных средств силовой подготовки пловцов, по-видимому, должно быть определение последействия каждого из них. В ходе исследований мы попытались проследить возможные изменения усилий в структуре гребка, происходящие как во время, так и непосредственно после применения различных средств специального характера. Было изучено 12 различных упражнений с использованием применявшихся в практике тренировок ведущих пловцов средств, уже известных по специальной литературе. Регистрация технических параметров проводилась во время проплывания с максимальной

 

скоростью 15 — 20-метрового отрезка с использованием дополнительных средств, а также после выполнения короткой серии 2 (4x25 м) с небольшими интервалами отдыха и с применением тех же средств для выявления последействия каждого из них.

Анализ тензограмм показал, что дополнительная нагрузка от применения средств силового характера вызывала существенные изменения в структуре двигательного навыка. Наиболее вариативными оказались величины усилий при гребке рукой и ударе стопой, а также траектории движения кистей. Более стабильными были временные показатели, однако и здесь отмечались существенные изменения отдельных элементов. Сравнение регистрируемых параметров обнаружило сходство в динамике проявления усилий при использовании однонаправленных упражнений и отдельных групп средств, поэтому мы ограничимся описанием только части средств специальной силовой подготовки в воде, которые вызывают аналогичные с другими сдвиги параметров двигательного действия. В табл. 1 и 2 представлены количественные изменения элементов плавательного навыка в процентах по отношению к исходным данным, полученным до применения специальных средств.

Каждое из рассматриваемых средств силовой подготовки в воде оказывает специфическое влияние на динамику усилий в плавательном навыке. Наиболее выраженное воздействие на характер движений оказывала кратковременная работа максимальной интенсивности при плавании с растягиванием резинового амортизатора. Последействие такой работы заключалось в увеличении усилий по показателям продольной тензограммы, особенно первой и третьей волн. Отмечался также существенный прирост величины продольного перемещения кисти (31,4%), что доказывает высокую эффективность данного средства как стимулирующего проявление потенциальных силовых возможностей в структуре движений пловца. Проявлению силы мышц в гребке руками во многом способствует возросшая мощность удара стопой, прирост которой составлял в среднем 17,7%. Некоторое увеличение продолжительности цикла свидетельствует о снижении темпа движений и, следовательно, об увеличении «шага» гребка.

Несколько иную направленность имело последействие от применения свинцовых «браслетов» (0,3 кг) для отягощения руки. Здесь отмечался значительный прирост величины первого максимума усилия (см. рисунок — он более чем в 2 раза превышал исходный показатель). Однако при этом заметно уменьшалась продолжительность его действия. Прирост величины двух других максимумов не был достоверным. Интересной особенностью последействия данного средства было существенное увеличение силы ударов ногами (24,9%), что

 
Library

 

26

 

Up


Contents

 

Home
 

является ответным действием на повышенную нагрузку, создаваемую возросшим ускорением и большей массой во время проноса руки, завершающей отталкивание.

Изменение структуры двигательного навыка после применения «лопаток», увеличивающих площадь гребущей поверхности, выражалось в основном в возрастании приложения усилий в продольном направлении (14,3%) при существенном снижении величины поперечного перемещения кисти ( —14,1%). Характерным моментом последействия данного

 

средства является равномерность возрастания всех трех максимумов усилий (соответственно 15,4; 12,5; 14,7%) с одновременным сокращением продолжительности гребка ( —5,8%). Однако в силе удара стопой не обнаруживается тенденции к возрастанию. Напротив, она несколько снижается ( —2,1%). Таким образом, плавание с использованием «лопаток» стимулирует лишь приложение усилий в продольном направлении движения кисти относительно тела пловца.

 

Таблица 1

Количественные изменения (%) распределения усилии при плавании кролем на груди с использованием различных средств

Исследуемые упражнения

Биодинамические характеристики движений

Продолжительность

Величина продольного усилия в гребке

Поперечные смещения кисти

Сила удара стопой

цикл

пронос

двойная опора

гребок одной рукой

первый удар

второй удар

третий Удар

Плавание с «лопатками»

14,3

32,7

-9,5

7,1

27,1

35,3

38,5

22,2

Плавание с «браслетами»

5,1

17,9

-2,4

5,7

43,1

13,0

23,5

23,1

16,7

Плавание с сопротивлением на экзер-джени

7,2

14,3

4,8

8,6

24,4

—13,0

11,8

7,7

22,2

Плавание с растягиванием резинового амортизатора

10,2

-7,1

33,3

17,1

27,3

58,3

23,5

61,5

44,4

 

Таблица 2

Количественные изменения (%) распределения усилий при плавании кролем на груди после применения различных упражнений силовой направленности

Исследуемые упражнения

Биодинамические характеристики движений

Продолжительность

Величина продольного усилия в гребке

Поперечные смещения кисти

Сила удара стопой

цикл

пронос

двойная опора

гребок одной рукой

первый

удар

второй удар

третий удар

Плавание с «лопатками»

-2,3

7,1

- 9,5

7,8

14,3

-14,1

3,7

-7,0

-2,8

Плавание с «браслетами»

2,0

- 2,6

1,2

5,7

32,6

21,7

17,8

29,3

27,8

Плавание с сопротивлением на экзер-джени

3,1

- 0,9

7,1

4,3

20,5

8,8

5,9

21,1

15,9

Плавание с растягиванием резинового амортизатора

6,1

— 12,0

23,1

12,9

29,8

31,4

31,4

16,4

17,5

 

Следует особо отметить обнаруженную особенность воздействия различных средств на двигательную структуру плавания. Дело в том, что изменение динамики проявления силы в двигательной структуре не всегда происходило однонаправленно с теми сдвигами, которые наблюдались во время применения того или иного средства специальной силовой подготовки в воде. Так, значительное увеличение поперечного смещения кисти во время плавания с использованием «лопаток», составив-

 

шее в среднем по группе 27,1% (табл. 1), впоследствии обратилось в довольно существенное уменьшение его (на 14,1%) по сравнению с исходными данными. Или же, наоборот, незначительное увеличение силы второго удара стопой при плавании с преодолением сопротивления шнура экзер-джени (7,7%) приводило к большим величинам его прироста при обычном плавании (21,1%). Вместе с тем плавание с использованием резинового амортизатора в качестве средства специальной си-

Library

 

27

 

Up


Contents

 

Home
 

ловой подготовки вызывало однонаправленные сдвиги параметров, характеризующих проявление силовых возможностей. Например, поперечные перемещения кисти и сила ударов стопой возрастали как при плавании на привязи (58,3 и 44,7%), так и после применения данного средства (31,4 и 17,7%). По-видимому, это можно объяснить тем, что в данном случае структура движений при работе с отягощением (на привязи) ближе к структуре основного навыка (плавание), чем при приме-нении других упражнений.

Этот факт, во-первых, указывает на необходимость четкого подбора средств специальной силовой подготовки с учетом оказываемого ими влияния на структуру основного двигательного навыка, а во-вторых, еще раз подтверждает целесообразность комплексного использования средств силовой подготовки в плавании.

Таким образом, установлено, что различные тренировочные средства специальной силовой подготовки оказывают существенное влияние на двигательную структуру основного навыка. Следовательно, ясна необходимость оперативного контроля не только за состоянием подготовленности спортсменов, применяющих в своей тренировке дополнительные средства специальной направленности, но и за тем, как возросший уровень силовых возможностей проявляется в техническом навыке пловца. Решение этого важного вопроса, безусловно, поможет в составлении тренировочных программ и освободит практиков от бесперспективных поисков таких средств силовой подготовки, которые идеально (максимально) соответствовали бы определенной технике плавания. В связи с этим необходимо учитывать то обстоятельство, что для реализации возросших в результате специальной тренировки силовых возможностей требуются обязательные коррекции в структуре двигательного навыка, поскольку иначе чем через технику плавания потенциальная сила мышц проявиться не может.

Опыт работы со спортсменами высших разрядов показывает, что с целью контроля за проявлением силы в двигательном навыке может успешно использоваться так называемый коэффициент координации (КК). Замечено (Т. М. Абсалямов, 1964), что сумма величин

 

силы тяги при плавании с движениями одних рук и одних ног, как правило, оказывается больше величины тяги при плавании с полной координацией движений. Можно допустить, что при менее стабильном навыке происходит некоторая потеря потенциальных силовых возможностей из-за неправильного согласования рабочих движений рук и ног или же в результате несоответствия прежнего двигательного навыка новым тем или иным качественным сдвигам.

Было предложено использовать для контроля за эффективностью проявления силы в техническом навыке показатель косвенной оценки эффективности техники плавания (коэффициент координации — КК), который получается путем деления величины силы тяги, развиваемой при плавании с полной координацией движений, на сумму величин тяги при плавании с движениями одних рук и одних ног:

Fк
КК= —————— ,
Fр + Fн

где Fк — сила тяги при плавании с полной координацией движений; Fр — сила тяги при плавании с движениями одних рук; Fн — сила тяги с движениями одних ног. Очевидно, чем больше приближается к 1 значение данного показателя, тем более совершенно использование силовых возможностей в технике плавания.

В заключение отметим, что, как показывают экспериментальные данные, применение в тренировке высококвалифицированных пловцов плавательных упражнений с растягиванием резинового шнура, закрепленного на бортике бассейна, а также плавания с преодолением сопротивления шнура экзер-джени во многом способствует проявлению потенциальной силы мышц, возросшей в результате тренировок на суше. При этом ориентация на показатель КК позволяет количественно представить степень нарушений координации движений в определенном способе плавания. Заметим, что у квалифицированных пловцов данный показатель должен составлять в период ответственных соревнований не менее 0,95 — 0,97 в кроле на груди, 0,96 в кроле на спине, 0,95 в баттерфляе, 0,98 в брассе.

 
Library

 

28

 

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало