Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

стоянии решить какой-нибудь спорный вопрос, то арбитром является тренерско-педагогический совет СДЮШОР.

Конечно, мы не претендуем на безоговорочность перечисленных принципов. Дальнейшая практическая деятельность внесет свои коррективы, изменения и дополнения в будущую работу.

Может возникнуть вопрос: «А какова индивидуальная заинтересованность каждого тренера в бригадном методе?» В соответствии с положением о квалификационных категориях и порядке их присвоения тренерам-преподавателям по спорту при бригадном методе результаты работы членов бригады учитываются совокупно. Поясню это примером той же бригады: тренер Р. А. Баранова имеет в ней высшую категорию, два тренера — первую и два — вторую. В настоящее время, учитывая результаты ученика бригады В. Алейника, ставшего серебряным призером XXII Олимпийских игр и заслуженным мастером спорта (результат совокупного труда всей бригады), правомочно ставить вопрос о повышении тренерской категории и другим членам бригады.

В СДЮШОР по прыжкам в воду действуют три бригады, работающие в соответствии с перечисленными выше положениями, причем

 

в создании этих бригад мы пошли по пути объединения усилий с ДСО «Спартак» и специализированной школой. Это взаимовыгодно.

Несколько слов о психологическом климате в бригаде и воспитании тренерского состава. При комплектовании бригады коллегиально решается вопрос о принятии в нее того или иного тренера. Это повышает требовательность и ответственность всей бригады, включая и вновь принятого тренера. Бывают случаи, когда члены бригады выражают недоверие какому-либо тренеру и отказываются принять его в свой коллектив. Это служит хорошим уроком для тренера и заставляет его во многом пересмотреть свое поведение и улучшить работу.

Кроме того, бригада помогает тренеру, контролирует его политическую учебу, этические стороны поведения каждого тренера, считая, что он обязан высоко нести звание советского тренера-педагога и быть примером для спортсменов. Намного облегчается также контроль за дисциплиной труда тренера и качественной стороной учебно-тренировочного процесса. Эти функции взяла на себя бригада.

Мы будем благодарны читателям за критические замечания и предложения, связанные с затронутым в нашей статье вопросом.

 

 

О РАЗВИТИИ ПРЫГУЧЕСТИ У ПРЫГУНОВ В ВОДУ

   
М. Е. Жарков, тренер СДЮШОР «Спартак», Минск
 

Стабильное и свободное выполнение прыгунами в воду таких прыжков, как 1,5 оборота вперед с 4 винтами, 3,5 оборота назад из передней и задней стойки, 4,5 оборота вперед и других возможно лишь тогда, когда высокая техника исполнения базируется на не менее высоком уровне скоростно-силовой подготовленности, прежде всего на прыгучести.

При анализе результатов прыжка в высоту с места у прыгунов в воду членов и кандидатов в сборную команду СССР выявлены следующие среднегрупповые показатели: у мужчин — 69,5±9,5 см (максимальный прыжок 74 см); у женщин — 45,8±5,0 см (максимальный прыжок 52 см); у сильнейших прыгунов мира эти показатели достигают 82 — 86 см (Дибиаси, Каньотто).

Спортсмены, претендующие на включение в олимпийскую команду-84, должны иметь в соответствии с модельными характеристиками олимпийца такой результат в прыжках в высоту с места: женщины — 60 см; мужчины — 75 см.

Для того чтобы достигнуть уровня «модели», необходимо целенаправленно и систематически работать над прыжковой подготовкой прыгунов в воду.

Нами предлагаются проверенные на прак-

 

тике в период подготовки членов сборной команды СССР к XXI и XXII Олимпийским играм комплексы упражнений прыжковой направленности. Мы отдавали предпочтение упражнениям, выполняемым при смешанном режиме работы мышц, при максимально коротком времени переключения с уступающего режима на преодолевающий. Доказано, что наиболее эффективны в этом смысле различные варианты прыжков в глубину с последующим максимально быстрым выпрыгиванием, прыжки через возвышения и т. п.

Известно, что на определенном этапе тренировки развитие физических качеств должно происходить применительно к конкретным условиям двигательной деятельности. Поэтому, приступая к составлению комплексов, мы учли специфику толчка прыгуна в воду на жесткой опоре (вышка) и упругой (трамплине).

Комплексы упражнений общепрыжковой направленности (см. ниже) целесообразно выполнять в подготовительном периоде тренировки — в конце основной части занятия в зале. Дозировка каждого упражнения в комплексе дается ориентировочная. После двух-трех упражнений комплекса рекомендуется делать упражнения на расслабление или упражнения отвлекающего характера: стойка на

Library   45   Up


Contents

 

Home
 

руках и т. д. Наиболее эффективным отягощением при выполнении прыжковых упражнений типа прыжки в глубину и прыжки со скакалкой является вес, составляющий 7,5% от собственного веса спортсмена. Отягощение таким весом (пояс со свинцовыми вкладышами) не нарушает внутренней структуры толчка и в то же время служит дополнительной стимулирующей нагрузкой. Интервал между сериями — 15 — 25 с. В недельном тренировочном цикле комплексы выполняются в такой последовательности: понедельник — № 1 (№ 2); вторник — № 2 (№ 1); среда — № 3 (№ 2); четверг — № 2 (№ 3); пятница — № 4 (№ 2); суббота — № 2 (№ 4).

Из предложенной последовательности чередования комплексов общепрыжковой направленности в недельном цикле видно, что комплекс № 2, выполняемый на упругой опоре, чередуется с комплексами на жесткой опоре. Такая последовательность не только разнообразит прыжковую нагрузку по дням недели, но и позволяет «разгрузить» ноги прыгуна.

Учитывая специфику толчка на вышке и трамплине, мы рекомендуем для дальнейшего совершенствования скоростно-силовой подготовки в соревновательном периоде узкоспециализированные комплексы прыжковой направленности (см. ниже комплексы упражнений специальной прыжковой направленности). В зависимости от того, на каком снаряде (вышке или трамплине) предстоит тренировка, выполняется тот или иной комплекс.

Эти максимально приближенные к специфике толчка скоростно-силовые упражнения хороши еще и тем, что как бы настраивают на определенный ритм и темп толчка в предстоящей тренировке.

Росту результатов особенно способствует целевая установка при выполнении прыжков: напрыгнуть на препятствие, перепрыгнуть через него, достать рукой ориентир, создать соревновательную обстановку при выполнении упражнений. Все это способствует совершенствованию волевых качеств спортсмена и в максимальной степени заставляет его проявлять имеющиеся способности.

Комплексы упражнений общепрыжковой
направленности

П е р в ы й   к о м п л е к с

1.  Выпрыгивание из глубокого приседа (сериями) — 4 раза x 3 с интервалом между сериями 151 — 20 с (в других упражнениях интервал между сериями Tanofi же).

2.  Прыжки на правой ноге и левой с подтягиванием (сгибанием) толчковой ноги (типа «блоха») — 2 серии по 6 — 8 прыжков.

3.  Прыжки на одной ноге, другая на возвышении — 3 серии по 4 раза (3x4).

4.  Прыжки в глубину с высоты 40 — 50 см и после-

 

дующий быстрый отскок вверх (можно со стула на стул) — 10 — 20 раз.

5.  Серия из трех прыжков в быстром темпе: прогнувшись, в группировке, согнувшись по 4 — 8 раз.

6.  Бег с ускорением — 3x15 м или беговая эстафета.

В т о р о й  к о м п л е к с

1.  Прыжки на упругой опоре (трамплин, батут, пружинный мостик и т. п.) — 8x4.

2.  Прыжки с высоты 40 — 100 см на упругую опору с последующим выполнением серии прыжков на нем — 4x4.

3.  Спрыгивание с высоты 40 — 100 см на упругую опору и максимально высокий отскок вверх — 20 — 50 раз.

Т р е т и й   к о м п л е к с

1.  Прыжки на двух ногах попеременно с преимущественной работой стопы.

2.  Прыжки в приседе — 4x3.

3.  Прыжки из приседа в присед (сериями) — 4x3.

4.  Прыжки на одной ноге, другая на воз выше­ нии (сериями) — 8x4.

5.  Приседания на одной ноге, другая впереди (в «пистолете») — 4x2.

6.  Двойные прыжки со скакалкой — 10x4.

7.  Бег с ускорениями — 3x15 м или беговая эстафета.

8.  Семенящий бег — 3x15 м.

Ч е т в е р т ы й   к о м п л е к с

1.  Прыжки вверх из приседа в присед: 3 — 4 прыжка без отягощения: 4 — 6 прыжков с поясом весом 7,5% от собственного веса; 4 — б прыжков на возвышение 20 — 40 см.

2.  Прыжки на одной ноге с подтягиванием толчковой ноги («блоха») — 8x4.

3.  С отягощением (гриф штанги на плечах) из полуприседа акцентированный прыжок вверх и сдержанный переход в полуприсед — выполнять уменьшающимися сериями, например 10 — 8 — 6.

4.  Прыжки в глубину с высоты 40 — 50 см и последующий быстрый отскок вверх с отягощением поясом 7,5% от собственного веса.

5.  Двойные прыжки со скакалкой — 50 — 60 прыжков подряд.

Комплексы упражнений специальной прыжковой направленности

Комплексы упражнений перед тренировкой на вышке

П е р в ы й   к о м п л е к с

1.  Прыжки со скакалкой — 0.5 — 3 мин.

2.  Выпрыгивание из глубокого приседа с последующим толчком и приходом в упор присев (сериями) — 4x4.

3.  Прыжки типа «блоха» — 8 раз x 4.

4.  Прыжки в глубину с высоты 40 — 50 см с последующим отскоком — 10 — 12 раз.

В т о р о й   к о м п л е к с

1.  Прыжки со скакалкой — 0,5 — 3 мин.

2.  Прыжки через две-три скамейки, стараясь

 
Library   46   Up


Contents

 

Home
 

отталкиваться преимущественно стопой (сериями) — 3x8.

3. Прыжки со стула на стул (высота 40 — 50 см), стараясь держать руки вверх — 8 — 12 раз.

Т р е т и й   к о м п л е к с

1.  Прыжки со скакалкой — 0,5 — 3 мин.

2.  Приседания на одной ноге («пистолет») по 6 — 10 раз.

3.  Прыжки с отягощением (7.5% от собственного веса), стараясь отталкиваться преимущественно стопой (акцентированно) — 20 — 30 прыжков.

В заключение рекомендуется выполнить несколько несложных акробатических прыжков в быстром темпе.

Комплексы упражнений перед тренировкой на трамплине

П е р в ы й   к о м п л е к с

1.  Прыжки со скакалкой, стараясь мягко включать в работу всю стопу — 0.5 — 3 мин.

2.  Выпрыгивание из глубокого приседа в глубокий присед с продвижением вперед — 4x4.

 

3.  Тройной прыжок с места — 6 — 8 раз.

4.  Прыжки на упругой опоре, стараясь дотянуться до высоко подвешенного ориентира — 4x4.

В т о р о й   к о м п л е к с

1.  Поднимание на носке одной ноги, другая — на возвышении — по 8 — 12 раз.

2.  Прыжки на одной ноге, другая на возвышении — по 8 — 12 раз.

3.  Поставив согнутую ногу на 4 — 5-ю рейку гимнастической стенки, встать на рейку, выпрямив ногу — по 8 — 12 раз.

4.  То же, что в первом комплексе.

Т р е т и й   к о м п л е к с

1.  Прыжки на одной ноге на упругой опоре (мостик), другая — на возвышении — по 8 — 12 раз.

2.  Прыжки в глубину с высоты 40 — 100 см на упругую опору и максимально высокий отскок вверх — 10 раз.

3.  Выпрыгивание из полуприседа в полуприсед с отягощением (гриф на плечах) — 10 — 8 — 6 раз.

В заключение рекомендуется выполнить легкие прыжки на батуте или сухом трамплине.

 

 

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО


СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦА

   
Г. А. Гилев, кандидат педагогических наук, Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК), ВНИИФК, В. В. Беляев, ВНИИФК,
Л. И. Макарова, МИИГАиК
 

Одна из причин, затрудняющая получение срочного тренировочного эффекта, выражающегося в повышении скорости плавания под воздействием силовых упражнений на суше, заключается в том, что тренировочные средства, используемые в настоящее время на суше, не в полной мере удовлетворяют требованиям, предъявляемым к специальной физической подготовке спортсмена. Так, выполнение тренировочных упражнений с использованием, например, штанги, гантелей, набивных мячей, резиновых амортизаторов, различных устройств, в том числе экзер-джени, тренажера, предложенного Ю. Хромовым*, тренажеров для пловцов модели КИА-1, КИА-2**, тренажера Хюттеля, аппарата мини-джи и многих других, отличается в той или иной степени по силовым, скоростным и пространственно-временным характеристикам от соответствующих показателей при плавании. В резуль-


* Сб. «Плавание», вып. первый, 1972 г., с. 36 — 37.

** Сб. «Плавание», вып. второй, 1974 г., с. 43 — 46.

 

тате при плавании и во время выполнения упражнений (даже имитационного характера) на суше наблюдается различная межмышечная координация. А это говорит о том, что в тренировке пловца на суше не создаются условия для одновременного развития физических качеств и совершенствования техники плавания, т. е. для внедрения в тренировочный процесс пловца на суше принципа сопряженности — одного из основных требований, предъявляемых к специальной физической подготовке спортсменов.

Поэтому перечисленные выше средства подготовки целесообразно использовать сугубо как средства общей физической подготовки, занимающей определенное место в тренировочном процессе пловца. Отметим, что при превышении объема общей физической подготовки, как правило, отмечается развитие функциональных возможностей спортсмена при одновременном снижении результативности в избранном виде спорта. Именно это нередко наблюдается в практике спортивного плавания

Library   47   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало