Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ БРИГАДНОГО МЕТОДА ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ В ВОДУ

   
А. Ю. Морговский, директор СДЮШОР «Спартак», Минск
 

В период с 1972 г. (с момента утверждения СДЮШОР) до 1976 г., когда в школе еще не практиковался бригадный метод работы, здесь были подготовлены 1 мастер спорта СССР международного класса и 11 мастеров спорта. С 1976 по 1980 г., когда уже были созданы три бригады тренеров, подготовлено 4 мастера спорта СССР международного класса и 19 мастеров спорта. Это позволило делегировать в сборную команду СССР для участия в XXII Олимпийских играх 3 спортсменов.

В своей деятельности по внедрению бригадного метода работы как наиболее прогрессивной формы, позволяющей учитывать постоянно возрастающие требования к подготовке высококвалифицированных спортсменов, мы исходили из главного принципа — добровольного объединения тренеров-единомышленников. До 1980 г. бригады СДЮШОР создавались по личной договоренности тренеров и, согласно существующему положению, оформлялись приказом. К сожалению, были случаи, когда отдельные бригады, состоящие из 2 — 3 тренеров, распадались столь же быстро, как и создавались, ибо не были определены основные принципы работы бригады. В 1981 г. такие принципы были выработаны и сделана попытка юридически оформить коллективный договор о создании бригады с утверждением договора в вышестоящих организациях. Такой коллективный договор заключен между спортивной организацией и бригадой тренеров на основании следующих положений:

1.  Бригада создается на 4-летний олимпийский цикл (1981 — 1984 гг.).

2.   Организация обязуется создавать для работы бригады все необходимые условия (предоставление спортивных баз, организация учебно-тренировочных сборов, спортивно-оздоровительных лагерей, финансирование в пределах норм, предусмотренных сметами, создание условий для повышения квалификации тренеров).

3.   В бригаде действует принцип взаимозаменяемости и взаимопомощи — вне зависимости от учебной нагрузки каждого тренера и расписания. Это значит, что каждый тренер бригады, хотя и имеет определенную учебную нагрузку в зависимости от его тренерской категории, обязуется заменять без дополнительной оплаты труда другого тренера, уехавшего на соревнования, сборы и т. д. Таким образом, остальные ученики тренера, занятого на соревнованиях с одним-двумя учениками, не остаются безнадзорными.

4.   В бригаде постоянно совершенствуется

 

единый методический подход к тренировочному процессу и формируется единое понимание техники прыжков в воду. Это позволяет создать коллектив тренеров-единомышленников.

5.   Бригада работает по принципу «От новичка — до олимпийца». Учитывая специфику работы с прыгунами в воду, бригады имеют в своем составе 5 — 6 тренеров — специалистов непосредственно по прыжкам в воду и тренеров — специалистов по гимнастике или акробатике. Функции тренеров в бригаде четко разделены. Например, в бригаде, которой руководит заслуженный тренер СССР Р. А. Баранова, набор в группы начальной подготовки производит Т. М. Беленкова, с учебно-тренировочными группами и спецклассом работает Т. В. Новикова, с группами спортивного совершенствования — Ю. В. Сидельников, с группами высшего спортивного мастерства — Р. А. Баранова, акробатическую подготовку во всех группах осуществляет М. Е. Жарков. Таким образом, в бригаде происходят постоянный приток детей и качественный отбор в последующие группы обучения.

6.   Каждый член бригады имеет право выхода из нее и перехода на индивидуальный метод работы в случае психологической несовместимости кого-нибудь из тренеров с бригадой после непосредственной практической работы в ее составе или других причин. Но такой выход возможен только в конце каждого учебного года. При выходе тренера из бригады, учитывая затраченный труд всех членов бригады на воспитание и становление учеников, бригада коллегиально решает вопрос, уходить ли с тренером тренировавшимся у него спортсменам или нет. Если же кто-либо из учеников уходящего тренера по решению бригады остается в ней, то его результаты засчитываются тренеру, вышедшему из бригады, в течение 4 лет.

7.   Каждая бригада четко определяет план подготовки спортсменов-разрядников и намечает перспективы своих учеников. Например, бригада тренера Р. А. Барановой взяла обязательство в течение 4 лет подготовить 2 мастеров спорта СССР международного класса, 4 мастеров спорта СССР, не менее 6 кандидатов в мастера спорта и 6 спортсменов I разряда, а также ежегодно выполнять плановые задания по подготовке спортсменов массовых разрядов.

8.  В случае возникновения в бригаде спорных вопросов как методического, так и организационного характера они решаются большинством голосов. Если же бригада не в со-

Library   44   Up


Contents

 

Home
 

стоянии решить какой-нибудь спорный вопрос, то арбитром является тренерско-педагогический совет СДЮШОР.

Конечно, мы не претендуем на безоговорочность перечисленных принципов. Дальнейшая практическая деятельность внесет свои коррективы, изменения и дополнения в будущую работу.

Может возникнуть вопрос: «А какова индивидуальная заинтересованность каждого тренера в бригадном методе?» В соответствии с положением о квалификационных категориях и порядке их присвоения тренерам-преподавателям по спорту при бригадном методе результаты работы членов бригады учитываются совокупно. Поясню это примером той же бригады: тренер Р. А. Баранова имеет в ней высшую категорию, два тренера — первую и два — вторую. В настоящее время, учитывая результаты ученика бригады В. Алейника, ставшего серебряным призером XXII Олимпийских игр и заслуженным мастером спорта (результат совокупного труда всей бригады), правомочно ставить вопрос о повышении тренерской категории и другим членам бригады.

В СДЮШОР по прыжкам в воду действуют три бригады, работающие в соответствии с перечисленными выше положениями, причем

 

в создании этих бригад мы пошли по пути объединения усилий с ДСО «Спартак» и специализированной школой. Это взаимовыгодно.

Несколько слов о психологическом климате в бригаде и воспитании тренерского состава. При комплектовании бригады коллегиально решается вопрос о принятии в нее того или иного тренера. Это повышает требовательность и ответственность всей бригады, включая и вновь принятого тренера. Бывают случаи, когда члены бригады выражают недоверие какому-либо тренеру и отказываются принять его в свой коллектив. Это служит хорошим уроком для тренера и заставляет его во многом пересмотреть свое поведение и улучшить работу.

Кроме того, бригада помогает тренеру, контролирует его политическую учебу, этические стороны поведения каждого тренера, считая, что он обязан высоко нести звание советского тренера-педагога и быть примером для спортсменов. Намного облегчается также контроль за дисциплиной труда тренера и качественной стороной учебно-тренировочного процесса. Эти функции взяла на себя бригада.

Мы будем благодарны читателям за критические замечания и предложения, связанные с затронутым в нашей статье вопросом.

 

 

О РАЗВИТИИ ПРЫГУЧЕСТИ У ПРЫГУНОВ В ВОДУ

   
М. Е. Жарков, тренер СДЮШОР «Спартак», Минск
 

Стабильное и свободное выполнение прыгунами в воду таких прыжков, как 1,5 оборота вперед с 4 винтами, 3,5 оборота назад из передней и задней стойки, 4,5 оборота вперед и других возможно лишь тогда, когда высокая техника исполнения базируется на не менее высоком уровне скоростно-силовой подготовленности, прежде всего на прыгучести.

При анализе результатов прыжка в высоту с места у прыгунов в воду членов и кандидатов в сборную команду СССР выявлены следующие среднегрупповые показатели: у мужчин — 69,5±9,5 см (максимальный прыжок 74 см); у женщин — 45,8±5,0 см (максимальный прыжок 52 см); у сильнейших прыгунов мира эти показатели достигают 82 — 86 см (Дибиаси, Каньотто).

Спортсмены, претендующие на включение в олимпийскую команду-84, должны иметь в соответствии с модельными характеристиками олимпийца такой результат в прыжках в высоту с места: женщины — 60 см; мужчины — 75 см.

Для того чтобы достигнуть уровня «модели», необходимо целенаправленно и систематически работать над прыжковой подготовкой прыгунов в воду.

Нами предлагаются проверенные на прак-

 

тике в период подготовки членов сборной команды СССР к XXI и XXII Олимпийским играм комплексы упражнений прыжковой направленности. Мы отдавали предпочтение упражнениям, выполняемым при смешанном режиме работы мышц, при максимально коротком времени переключения с уступающего режима на преодолевающий. Доказано, что наиболее эффективны в этом смысле различные варианты прыжков в глубину с последующим максимально быстрым выпрыгиванием, прыжки через возвышения и т. п.

Известно, что на определенном этапе тренировки развитие физических качеств должно происходить применительно к конкретным условиям двигательной деятельности. Поэтому, приступая к составлению комплексов, мы учли специфику толчка прыгуна в воду на жесткой опоре (вышка) и упругой (трамплине).

Комплексы упражнений общепрыжковой направленности (см. ниже) целесообразно выполнять в подготовительном периоде тренировки — в конце основной части занятия в зале. Дозировка каждого упражнения в комплексе дается ориентировочная. После двух-трех упражнений комплекса рекомендуется делать упражнения на расслабление или упражнения отвлекающего характера: стойка на

Library   45   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало