Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ТРЕНЕРОВ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ ПО ПРЫЖКАМ В ВОДУ

   
Л. З. Гороховский, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Практика показывает, что серьезные трудности нередко вызывает выбор метода организации работы тренеров — так называемого индивидуального или бригадного.

Индивидуальный метод организации работы до недавнего времени был единственным. В последние годы значительно повысились требования к технике выполнения прыжков в воду, возросла их сложность, расширились средства подготовки. Отъезд на соревнования или сборы с одним или несколькими учениками ставит тренера в затруднительное положение, отрицательно сказывается на подготовке других его учеников.

Возникла необходимость привлечь в помощь тренеру по прыжкам в воду специалистов по отдельным разделам подготовки, например по акробатике, гимнастике, хореографии. Целесообразность этого не вызывает сомнений и в настоящее время предусмотрена положением о спортивных школах.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что подготовить из одаренного юноши или девушки мастера спорта СССР международного класса может далеко не каждый тренер. Многие из них, даже высоко квалифицированные, самозабвенно работают с детьми, способны вырастить хороших спортсменов-разрядников, но подвести их к высотам спортивного мастерства не могут. Или бывает так. В группу тренера невысокой квалификации попадает способный ученик. В силу своих физических и психических данных он со временем значительно опережает в спортивном росте своих сверстников. Однако настоящий успех, подлинное мастерство к нему так и не приходят, ибо его тренер, заботясь больше о личных интересах, продолжает «держаться» за такого спортсмена, хотя и не в состоянии вести его к вершинам мастерства. В результате — серьезный ущерб для перспективного спортсмена школы и, возможно, для большого спорта. Безусловно, данный вопрос является болезненным, щепетильным. Но решать его необходимо.

В последние годы получил определенное распространение бригадный метод организации работы. Под бригадным обычно подразумевают такой метод разделения труда тренеров внутри школы, когда один специалист (или несколько) работает только с группами начальной подготовки, другие — с учебно-тренировочными или группами спортивного совершенствования. Иными словами, первые тренеры отбирают и готовят учеников для вторых.

Хорошо, если все тренеры школы согласны с таким разделением труда: одни — в силу

 

склонности и способности к работе с новичками, другие — в силу склонности и способности к шлифовке мастерства спортсменов. Тогда каждый работает с душой и все вместе — дружно, достигая сообща большого эффекта в работе. Именно так поставлена работа в СДЮШОР «Динамо» г. Минска (см. газету «Советский спорт» от 30 июля 1981 г.). Но такие примеры еще пока редки. Зачастую бригадный метод работы организуется не на добровольных началах, а административным путем. При этом старший тренер, заведующий учебной частью, директор школы в лучшем случае учитывают квалификацию тренерского состава: менее квалифицированным, молодым тренерам поручаются отбор детей в школу и работа с группами начальной подготовки, более квалифицированным тренерам — работа с учебно-тренировочными группами и группами спортивного совершенствования; с группой высшего спортивного мастерства работает старший тренер. При такой системе тренеры находятся явно в неравных условиях. Одни, зная, что в дальнейшем не им работать с отобранными детьми, занимаются с ними не с полной отдачей, не находя удовольствия в поисках талантов, в «черновой», многотрудной работе с начинающими. От этого страдает работа и других. Именно по этой причине во многих спортивных школах по прыжкам в воду бригадный метод работы так и не привился, тренеры работают разобщенно, малоэффективно. Становится очевидным, что, несмотря на различия в квалификации тренеров, нельзя делить учебно-тренировочную работу на «черновую» и «отделочную». Каждый тренер должен иметь известную заинтересованность, перспективу, а работа с юными прыгунами одинаково важна как на первом, так и на последующих этапах. Да и набор учеников нельзя передоверять кому-либо.

Как же организовать работу спортивной школы по прыжкам в воду бригадным методом, чтобы добиться наибольшей эффективности?

Об одном из наиболее рациональных путей решения этого вопроса рассказывает в публикуемой ниже статье директор СДЮШОР по прыжкам в воду Минского областного совета ДСО «Спартак» А. Ю. Морговский. Тренеров заинтересует этот опыт не только потому, что его конечным результатом явилась подготовка трех олимпийцев (В. Алейника, А. Косенкова, И. Сидоровой), но и потому, что в бригады здесь объединены все тренеры, причем добровольно и на основе оформленных договоров бригад с администрацией школы.

Library   43   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало