Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ОПЫТ РАБОТЫ ДЮСШ


О ВОСПИТАНИИ АКТИВНОЙ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ЮНЫМИ ПЛОВЦАМИ

   
О. М. Ефимов, тренер-преподаватель плавания, Ростов-на-Дону
 

Подготовка          высококвалифицированных пловцов тесно связана с воспитанием психологической основы спортивной деятельности, с воспитанием активности спортивной позиции, что и стало основной целью нашей работы с группой, в которую входили 18 девочек и 25 мальчиков. Вся учебно-тренировочная работа строилась таким образом, чтобы в ней исключались негативные стороны. Занятия чередовались с играми на воде (водное поло, эстафеты) и суше (футбол, баскетбол, регби, эстафеты).

Используя различные упражнения, мы строим их на сознательном отношении учеников, т. е. вызываем активную мотивацию выполнения всех упражнений, особенно сложных. Мотивация служит своеобразным энергетическим зарядом, определяющим активность деятельности занимающихся.

Практика тренерско-преподавательской работы показала, что предъявляемые к юным пловцам требования иногда являются только желаемой целью тренера, дети же выполняют заданное упражнение без особого желания и иногда лишь из боязни быть наказанными тренером или родителями.

Для того чтобы юные пловцы выполняли все упражнения с желанием, проявляя при этом волевые усилия, мы пользовались в нашей работе двумя действенными методами мотивации упражнений: 1) методом оценки упражнений по уровню сложности; 2) методом командных и индивидуальных соревнований, проводимых в течение учебно-тренировочного процесса.

Метод оценки упражнений по уровню сложности. Мои наблюдения показали, что дети особенно недолюбливают сложные упражнения, требующие преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Необходимость же этих упражнений не вызывала сомнений, так как усвоение их повышало уровень развития нужных пловцу физических качеств. Например, для развития силы рук включаются подтягивания на перекладине. Предлагается задание: подтянуться 30 раз с наименьшим количеством подходов.

Для того чтобы все дети выполнили это задание, надо заинтересовать их. Необходимо добиться, чтобы каждый ученик сознательно, с желанием стремился его выполнить. Для этого перед выполнением подтягиваний занимающимися мы проводим с ними краткую

 

беседу о важности развития у каждого пловца физических качеств, в том числе силы рук, приводим примеры из практики подготовки сильнейших советских пловцов и лучших пловцов нашей ДЮСШ, показывающие, как сила помогает достижению высоких результатов в плавании.

Затем перед ребятами ставится задача: «Для тех, кто хочет стать сильным, быстро и красиво плавать, — нужно научиться подтягиваться минимум 10 раз, на оценку «хорошо» — 20 раз, «отлично» — 30 раз». После этого все занимающиеся выполняют подтягивания и тут же мы уточняем личные обязательства ребят и убеждаемся, что почти все ставят перед собой задачу-максимум. Таким образом, задача тренера становится и личной задачей каждого из учеников.

Как показали соревнования по ОФП, в начале учебного года девочки подтянулись в среднем 1,8 раза, мальчики — 4,8 раза, в конце же второго учебного года результаты стали соответственно 17,6 и 19,4 раза. Как видим, прогресс налицо. И конечно, не только в подтягивании (о нем мы рассказали как об одном из типичных примеров), но и в других упражнениях ОФП. Одним из них является упражнение для мышц живота (из и. п. лежа на спине перейти в положение сидя и коснуться грудью ног). Здесь занимающимся предлагается следующая установка: для оценки «отлично» выполнить упражнение 50 раз, для оценки «хорошо» — 40 раз и «удовлетворительно» — 30 раз. Ребята стремились не только выполнить, но и перевыполнить трудное задание.

Особое внимание мы уделяем упражнениям на воде. И тут требуется серьезное изучение зависимости степени сложности выполнения занимающимся упражнения от уровня владения плавательными навыками на основе сознательного отношения к заданию. Воспитывая у юного пловца такое отношение, мы помогаем ему активно преодолевать монотонность, однообразие плавательных движений и повышать эффективность занятий. Например, на определенном этапе работы проплывание 1000 м кролем на груди являлось для учеников трудным заданием. Мы объясняли спортсменам важность для каждого пловца выработки общей выносливости, достигаемой с помощью проплывания без остановки 1000 м. Затем сообщали оценки: 1000 м — «отлично»,

Library   41   Up


Contents

 

Home
 

800 м — «хорошо», 600 м — «удовлетворительно». Кто хочет стать хорошим спортсменом, должен получить отличную оценку. Вся группа стремилась показать наилучший результат. Ребята сравнивали свои показатели, обсуждали их между собой, коллективно высказывали свое мнение отстающим, помогая им преодолевать трудности и на отлично выполнить задание.

Уровень качества выполнения заданий учитывается нами не только в плавательных упражнениях дистанционного характера, но и в других упражнениях, требующих проявления волевых усилий. Например, многие с большим трудом осваивают плавание кролем на груди с дыханием на обе стороны через каждые 3 гребка. И здесь нам тоже помогает наш метод: объяснив назначение упражнения, определяем оценки за его выполнение: за проплывание кролем на груди с дыханием под правую и левую руку — оценка 5, за дыхание только в одну сторону — оценка 2. Никто из ребят не захотел получить за плавание двойку. Стремление выполнить задание как можно лучше помогло всей группе правильно освоить упражнение. Приведу некоторые другие плавательные упражнения, которые осваивались таким же образом: плавание на 50 м дельфином — 2 раза — «удовлетворительно»,

3   раза — «хорошо», 4 раза — «отлично». Плавание на 50 м кролем на груди: с дыханием через 3 гребка — «удовлетворительно», через

4   гребка — «хорошо», через 5 гребков — «отлично».

Метод соревнований. Этот метод мы используем для воспитания бойцовских качеств в конкретной спортивной борьбе и как способ активизации психологического настроя на выполнение некоторых упражнений с целью повышения их эффективности.

На одном из первых занятий группы мы применили для развития гибкости такое упражнение: из и. п. ноги шире плеч, руки за спиной «в замок» наклоны вперед с рывком рук, с задачей — коснуться руками пола впереди. Эффективность этого упражнения оказалась низкой: из 43 учеников пола смогли коснуться только 4. Тогда мы провели это упражнение в форме соревнования, разбив группу на две подгруппы. Упражнение выполнялось с эмоциональным подъемом. Ребята дружно поддерживали друг друга, встречали успех своих товарищей по команде одобрительными возгласами. Через несколько таких занятий результаты резко изменились: из 43 учеников пола могли касаться уже 37 человек. Теперь все упражнения на гибкость, которые вызывают болевые ощущения и требуют волевых усилий, мы проводим в форме командных соревнований. Приведу некоторые из таких упражнений: 1) и. п. — лежа на груди, руки на затылке «в замок». Соединить локти за головой с помощью партнера; 2) и. п. —

 

стоя на коленях, руки на поясе. Наклоном назад коснуться головой пола, не опуская таза; 3) сделав мост, пройти в этом положении через всю длину спортзала. Проигрывает команда, участник которой последним закончит упражнение; 4) и. п. — сидя на полу. По команде ноги образуют угол. Проигрывает команда, в которой 3 человека первыми опустят ноги.

Большой популярностью у ребят пользуются самые разнообразные эстафеты, например следующие: 1) в упоре лежа передвижение на руках с ведением набивного мяча (партнер идет следом, держа «идущего» за стопы). Затем подтянуться на перекладине 5 раз, поменяться ролями и возвратиться назад; 2) в упоре сзади передвижение спиной вперед на руках (партнер идет следом, держа «идущего» за стопы). Далее подтянуться на перекладине 5 раз, поменяться ролями и возвратиться назад; 3) в положении приседа руки с набивным мячом за головой передвижение прыжками, затем подтянуться 5 раз и возвратиться бегом назад.

Большое значение для юных пловцов имеет проводимое в форме соревнований дистанционное плавание с оценками. Например, для детей, занимающихся в группе второй год, плавание на 2000 м: 400 м кролем на груди + 400 м кролем на спине + 400 м кролем на груди + 400 м брассом + 400 м кролем на груди. Занявшие первые места среди мальчиков и девочек награждаются какой-либо книгой о спорте с памятной надписью. Приплывший последним получает двойку, при заметном старании — тройку, трое последующих оцениваются тройкой, четыре последующих получают по четверке, все остальные — пятерки. В таких и подобных им соревнованиях принимает участие вся группа — 18 девочек и 25 мальчиков. Оценки выставляются с указанием занятого места.

Проводим в форме соревнований и такие упражнения на воде: кто быстрее проплывает поперек бассейна (в обе стороны) каждым из четырех способов плавания, старт — общий; ныряние поперек бассейна (в одну сторону) при помощи движений одними ногами способами дельфин или кроль на груди; кто быстрее проплывет поперек бассейна (в обе стороны) любым способом с выбыванием победителей (для подтягивания отстающих).

Таким образом, учебно-тренировочный процесс мы стремимся осуществлять так, чтобы у занимающихся формировались активные мотивы, поднимающие эффективность занятий, создавалась активная мотивация выполнения трудных нагрузок. В итоге спортивные результаты нашей группы росли, ребята выигрывали областные соревнования, матчевые встречи, и к концу второго учебного года все 43 человека выполнили III спортивные разряды для взрослых, а 14 из них — II разряды.

 
Library   42   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало