Подготовка высококвалифицированных пловцов тесно связана с воспитанием психологической основы спортивной деятельности, с воспитанием активности спортивной позиции, что и стало основной целью нашей работы с группой, в которую входили 18 девочек и 25 мальчиков. Вся учебно-тренировочная работа строилась таким образом, чтобы в ней исключались негативные стороны. Занятия чередовались с играми на воде (водное поло, эстафеты) и суше (футбол, баскетбол, регби, эстафеты).
Используя различные упражнения, мы строим их на сознательном отношении учеников, т. е. вызываем активную мотивацию выполнения всех упражнений, особенно сложных. Мотивация служит своеобразным энергетическим зарядом, определяющим активность деятельности занимающихся.
Практика тренерско-преподавательской работы показала, что предъявляемые к юным пловцам требования иногда являются только желаемой целью тренера, дети же выполняют заданное упражнение без особого желания и иногда лишь из боязни быть наказанными тренером или родителями.
Для того чтобы юные пловцы выполняли все упражнения с желанием, проявляя при этом волевые усилия, мы пользовались в нашей работе двумя действенными методами мотивации упражнений: 1) методом оценки упражнений по уровню сложности; 2) методом командных и индивидуальных соревнований, проводимых в течение учебно-тренировочного процесса.
Метод оценки упражнений по уровню сложности. Мои наблюдения показали, что дети особенно недолюбливают сложные упражнения, требующие преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Необходимость же этих упражнений не вызывала сомнений, так как усвоение их повышало уровень развития нужных пловцу физических качеств. Например, для развития силы рук включаются подтягивания на перекладине. Предлагается задание: подтянуться 30 раз с наименьшим количеством подходов.
Для того чтобы все дети выполнили это задание, надо заинтересовать их. Необходимо добиться, чтобы каждый ученик сознательно, с желанием стремился его выполнить. Для этого перед выполнением подтягиваний занимающимися мы проводим с ними краткую
|
|
беседу о важности развития у каждого пловца физических качеств, в том числе силы рук, приводим примеры из практики подготовки сильнейших советских пловцов и лучших пловцов нашей ДЮСШ, показывающие, как сила помогает достижению высоких результатов в плавании. Затем перед ребятами ставится задача: «Для тех, кто хочет стать сильным, быстро и красиво плавать, — нужно научиться подтягиваться минимум 10 раз, на оценку «хорошо» — 20 раз, «отлично» — 30 раз». После этого все занимающиеся выполняют подтягивания и тут же мы уточняем личные обязательства ребят и убеждаемся, что почти все ставят перед собой задачу-максимум. Таким образом, задача тренера становится и личной задачей каждого из учеников.
Как показали соревнования по ОФП, в начале учебного года девочки подтянулись в среднем 1,8 раза, мальчики — 4,8 раза, в конце же второго учебного года результаты стали соответственно 17,6 и 19,4 раза. Как видим, прогресс налицо. И конечно, не только в подтягивании (о нем мы рассказали как об одном из типичных примеров), но и в других упражнениях ОФП. Одним из них является упражнение для мышц живота (из и. п. лежа на спине перейти в положение сидя и коснуться грудью ног). Здесь занимающимся предлагается следующая установка: для оценки «отлично» выполнить упражнение 50 раз, для оценки «хорошо» — 40 раз и «удовлетворительно» — 30 раз. Ребята стремились не только выполнить, но и перевыполнить трудное задание.
Особое внимание мы уделяем упражнениям на воде. И тут требуется серьезное изучение зависимости степени сложности выполнения занимающимся упражнения от уровня владения плавательными навыками на основе сознательного отношения к заданию. Воспитывая у юного пловца такое отношение, мы помогаем ему активно преодолевать монотонность, однообразие плавательных движений и повышать эффективность занятий. Например, на определенном этапе работы проплывание 1000 м кролем на груди являлось для учеников трудным заданием. Мы объясняли спортсменам важность для каждого пловца выработки общей выносливости, достигаемой с помощью проплывания без остановки 1000 м. Затем сообщали оценки: 1000 м — «отлично»,
|