Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ПОКАЗАТЕЛИ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ КАК КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИГРЫ ФУТБОЛИСТОВ

 

   
М. С. Полишкис, зав. кафедрой
футбола ГЦОЛИФКа, доцент,
Ю. Я. Поволоцкий, ст. инженер кафедры футбола ГЦОЛИФКа
 

Контроль технико-тактического мастерства в спортивных играх, и в частности в футболе, является одним из наиболее значимых разделов в системе подготовки спортсменов. Вместе с тем это и наиболее сложный раздел, в котором имеется немало серьезных проблем. Сложности связаны главным образом с оптимизацией выбора показателей технико-тактического мастерства, подлежащих контролю.

На наш взгляд, к информативности показателей технико-тактического мастерства футболистов следует предъявлять два основных требования:

1.   Показатели должны давать возможность учитывать характер противодействия противника.

2.  Влияние выбранных показателей на результат игры должно быть математически значимым.

Показатели, применяемые в настоя. щее время для характеристики технико-тактического мастерства футболистов, удовлетворяют, как правило, второму требованию. Вместе с тем очевидно, что наличие показателей, отражающих существенные моменты организации игры команды и значительно влияющих на результат матча, позволяют получать информацию о том, какие конкретные моменты коллективных действий необходимо улучшить, в каком направлении совершенствовать командную игру. Показатели коллективных действий должны быть логически взаимосвязаны с показателями индивидуальных ТТД. Эта взаимосвязь должна выражаться в учете тех индивидуальных ТТД, которые определяют организацию коллективной игры. Эти ТТД должны давать информацию об эффективности действий футболиста с точки зрения его вклада в достижение победного результата матча. При этом ведущее место в системе комплексного анализа соревновательной деятельности футболистов должны занимать показатели коллективных действий. Это диктуется коллективным характером футбольной игры.

При выборе показателей технико-так-

 

тических действий необходимо исходить из тактических задач, решаемых футболистами в игре. Только в этом случае можно говорить о тактической целесообразности определенных действий, как коллективных, так и индивидуальных. По существу, все многообразие действий футболистов направлено на решение следующих задач:

1)  обыгрыш соперника с целью создания голевой ситуации или сохранения контроля над мячом;

2)  реализация голевой ситуации (удар в ворота).

Таким образом, выбирая показатели коллективных и индивидуальных действий, необходимо, чтобы они отражали эффективность решения футболистами упомянутых выше тактических задач.

Одним из таких показателей являются удары в створ ворот. Данные собственных наблюдений, а также результаты других многочисленных исследований показывают, что показатель общего количества ударов по воротам не имеет достоверной статистической связи с результатом матча. В то же время показатель количества ударов в створ ворот у победителей достоверно выше (Р < 0,05), чем у побежденных. Этот показатель можно использовать для оценки эффективности атакующих действий футболистов, так как взаимосвязь его с результатом матча очень высока (d = 0,82).

Регистрируя показатели коллективных действий, мы предлагаем опираться на понятие группового тактического действия (ГТД), под которым понимается взаимодействие двух и более игроков, направленное на обыгрывание соперника. ГТД являются, по существу, основой атакующих действий команды, поэтому регистрация показателей этих действий может дать объективную информацию об уровне технико-тактической подготовленности футболистов. Эта информация показывает также уровень организации коллективных действий с позиции решения упомянутых выше тактических задач. Наконец, полученные количественные

Library   46   Up


Contents

 

Home
 
70046-13.jpg

Рис. 1

70046-15.jpg

Рис. 2

70046-14.jpg

Рис. 3

 

 

данные тренер может использовать в занятиях по тактической подготовке, а также при моделировании упражнений технико-тактического плана.

Для экспериментальной проверки этих положений была разработана методика регистрации и анализа показателей ГТД, которая была апробирована в 60 матчах различного ранга (высококвалифицированные футболисты — 48 матчей, юные футболисты — 12 матчей). Данные наблюдений за показателями ГТД в этих матчах дают основание утверждать, что предложенная методика оценки коллективных действий весьма эффективна для оценки качества игры футбольных команд.

Регистрировалось количество игроков, участвующих в каждом ГТД, зона поля, а также характер действия. Под характером ГТД понимается следующее. С помощью коллективных действий соперник может быть обыгран с продвижением атакующих вперед, но возможен вариант, когда мяч из зоны активной борьбы передается свободному партнеру назад. В последнем случае защитник, активно боровшийся за мяч, обыгрывается, но атакующие не продвигаются вперед. Групповые тактические действия в первом случае можно назвать атакующими, поскольку взаимодействуя таким способом, команда, владеющая мячом, проникает сквозь оборону соперника, разрушая ее. Групповые тактические действия второго типа можно именовать подготовительными, так как с их помощью команда сохраняет мяч, вынуждает соперника вести активную борьбу за него, но оборона в результате таких действий не разрушается. К подготовительным ГТД были отнесены и такие комбинации, в которых мяч передается игроку для индивидуального обыгрыша с помощью обводки.

Приводим примеры различных групповых действий. На рис. 1 показано ата-

 

кующее ГТД с участием трех игроков. Здесь необходимо отметить, что свободным считается игрок, который может выполнить больше трех касаний мяча без противодействия соперника; игроки № 7, 11 — первый и последний в данном ГТД.

На рис. 2 показан пример подготовительного ГТД. Наконец, на рис. 3 приведен пример сочетания двух подготовительных ГТД с атакующим. Первое заканчивается передачей мяча игроку № 11, второе — передачей игроку № 5, который после обводки выполняет передачу в свободную зону партнеру № 10.

ГТД, закончившиеся ударом в ворота, штрафным или свободным в пользу атакующих, либо ГТД, в результате которых команда продолжает контролировать мяч, считаются удачными (+). ГТД, в результате которых команда теряет мяч либо он отбивается защитниками на другой участок поля или за линию поля, счи-

Форм а 1

 

Зона поля

ГТД

Игроки

2

3

5 и

более

1

Атаку-
ющие

+ + –

+ –

Подго-
тови-
тель-
ные

+ + +    

+

2

Атаку-
ющие

+ + +

+ + + + – +

+

– – +

Подго-
тови-
тель-
ные

 

– + – +

+ –  

 

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 1

 

Показатели коллективных действий
команд высокой квалификации

 

Показатели

Команды

победители

проигравшие

Общее количество ГТД

203 (136+) брак 33%

198 (126+) брак 36%

Атакующие ГТД

122 (72+) брак 41%

108 (58+) брак 46%

Подготовительные ГТД

81 (64+) брак 21%

90 (68+) брак 26%

 

Таблица 2

 

Показатели коллективных действий
команд в полуфинале чемпионата
мира 1982 г.
(Италия — Польша) 2 : 0

 

Показатели

Команды

победители

проигравшие

Общее количество ГТД

197 (148+) брак 25%

131 (76+) брак 32%

Атакующие ГТД

97 (61+) брак 37%

66 (26+) брак 61%

Подготовительные ГТД

ГТД (87+) брак 13%

65 (50+) брак 23%

 

Таблица 3

 

Показатели коллективных действий
юных футболистов

 

Показатели

Команды

победители

проигравшие

Общее количество ГТД

131 (65+) брак 51%

91 (40+) брак 56%

Атакующие ГТД

91 (37+) брак 59%

66 (23+) брак 65%

Подготовительные ГТД

40 (28+) брак 30%

25 (17+) брак 32%

 

 

Таблица 4

 

Контингент спортсменов

Команды

Кол-во игроков

2

3

4

5 и более

Юные футболисты

Победители, %

71

26

3

Проигравшие, %

73

25

2

Высоко-
квалифи-
цирован-
ные
спортсмены

Победители, %

60

31

7

2

Проигравшие, %

58

30

8

4

 

таются неудачными (—). Регистрации показателей групповых тактических действий ведется на специальном бланке, составленном в виде многомерной матрицы, где регистрируются ГТД обеих команд-соперников (форма 1).

Результаты наблюдений и их анализ

Результаты педагогических наблюдений за коллективными действиями команд высокой квалификации и юных футболистов приведены в табл. 1 — 4.

Из результатов, приведенных в таблицах, видно, что преимущество победителей в количестве и надежности атакующих ГТД является тенденцией, не зависящей от квалификации футболистов. Данные табл. 1 свидетельствуют, что проигравшие команды выполняют несколько больше подготовительных ГТД. Однако качество этих действий ниже, чем у победителей, поэтому разница в количестве удачных подготовительных ГТД у победителей и проигравших несущественна. Это говорит прежде всего о более высокой продуктивности коллективных действий такого типа у победителей. Более высокий процент подготовительных действий у проигравших (83% по отношению к атакующим) говорит прежде всего о слабостях в организации атаки, где индивидуальные действия играют более значительную роль в структуре атакующей игры, чем это отмечается у победителей. Соотношение подготовительных и атакующих ГТД у победителей и проигравших говорит в пользу игры, при которой коллективные действия направлены преимущественно на

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

создание свободных зон в обороне соперника и акцент делается на прорыв обороны именно путем коллективных действий.

Конечно, в зависимости от характера и качества игры соперника тренер выбирает на каждый матч наиболее приемлемый в данном конкретном случае тактический вариант. Тем не менее независимо от выбранной модели игровых действий необходимо превосходить соперника как в количестве атакующих ГТД, так и в надежности их выполнения. Ярким примером может служить полуфинальный матч чемпионата мира 1982 г. между сборными Италии и Польши (табл. 2). В этом матче обе команды выбрали осторожный вариант игры с акцентом на длительный розыгрыш мяча. Однако при этом итальянцы значительно превзошли сборную Польши в объеме и надежности коллективных действий (в первую очередь атакующих), что и предопределило их преимущество на протяжении всего матча.

В табл. 4 приведены данные, характеризующие структуру групповых тактических действий (соотношение ГТД по их сложности в зависимости от числа участвовавших в нем игроков).

Данные табл. 4 свидетельствуют, что соотношение ГТД различной сложности практически одинаковы у победителей и побежденных (различия не превышают 2%). Это говорит о том, что результат игры определяется главным образом объемом и надежностью выполнения коллективных действий, а соотношение ГТД разной степени сложности является достаточно стабильным показателем у команд одной квалификационной группы. Если же сопоставлять эти же данные у команд разной квалификации, то обнаруживаются существенные различия как в структуре ГТД, так и в надежности их выполнения. Из табличных данных следует, что более высокому уровню игры соответствует и большая доля сложных комбинаций (с участием 3, 4, 5 и более игроков) при более высоком уровне их надежности. Такая динамика соотношения ГТД различной сложности и изменение надежности выполнения этих действий позволяет использовать эти показатели в качестве характеристик, с помощью которых можно оценивать уровень организации коллективных действий той или иной команды.

Регистрируя показатели индивидуальных ГТД, следует в первую очередь классифицировать их исходя из того, как эти действия решают две основные тактические задачи. Поэтому все индивиду-

 

альные действия с мячом условно можно разделить на две группы:

1)  активные, контактные действия, направленные на преодоление единоборства с соперником;

2)     подготовительные, неконтактные действия, выполняемые вне единоборства с соперником. Сюда относятся и передачи, выполняемые назад свободному партнеру.

К ТТД первой группы относятся обводка, ведение в условиях физического единоборства с соперником, передачи мяча при непосредственном противодействии этому защитников. Противодействие может заключаться в попытке помешать игроку, выполняющему передачу, перехватить мяч или изменить направление его полета, либо отобрать мяч у игрока, принимающего мяч.

К ТТД второй группы относятся все действия с мячом при отсутствии непосредственного физического противодействия соперников. Мы сознательно не предлагаем более сложной классификации ТТД, так как это резко снижает точность и объективность наблюдений. Кроме того, решение основных тактических задач — обыгрывания и реализации голевых ситуаций определяется именно уровнем противодействия, что предлагаемая классификация учитывает. ТТД следует фиксировать в различных зонах поля (своей и чужой) так же, как и показатели коллективных действий.

Регистрация ТТД отдельных игроков может вестись как с помощью диктофона, так и на специальном бланке матричного типа. Последний способ регистрации позволяет значительно повысить оперативность обработки информации, что делает его более предпочтительным.

Бланк для регистрации имеет следующий вид (форма 2).

При фиксации ИТТД на магнитную ленту следует обозначать каждое ТТД в зависимости от того, к какой группе это действие принадлежит. Надежность ТТД футболиста оценивается отношением

ТТД+               
———— • 100 %,
ТТД            
    

эффективность оценивается

АТТД+  
Кэфф = ———— • 100 %.
ТТД
   

Игровая активность определяется по формуле:

         АТТД
Какт = ————.
         ТТД

Причем удары в створ ворот и обводки относятся к активным действиям.

Имея данные о количестве и характере ГТД и сопоставляя их с показателями ИТТД, можно сделать выводы о характере участия того или иного футболиста в коллективной игре, о соотношении кол-

 
Library   49   Up


Contents

 

Home
 

Форма 2

 

ТТД

Зона поля

1

2

Передачи

А

   

П

   

Ведение

А

   

П

   

Обводка

   

Удары в створ ворот

   

Отбор

К

   

НК

   

 

Условные обозначения действий:

А — активные, К — контактные,
П — подготовительные, НК — неконтактные.

 

лективных и индивидуальных средств атакующих действий, об игровой активности каждого футболиста в решении им основных тактических задач.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1.  Предварительный анализ результатов педагогических наблюдений показал, что между некоторыми показателями групповых тактических действий и результатом матча имеется существенная взаимосвязь. Это дает право использовать показатели ГТД в качестве критериев качества коллективной игры футболистов. Представляется также целесообразным оценивать индивидуальные технико-тактические действия с точки зрения участия игрока в коллективных действиях и соотношения в его действиях индивидуальных решений тактических задач с групповыми (путем сопоставления с показателями ГТД).

2.  Опираясь на понятие группового тактического действия, можно с помощью показателей ГТД составить обобщенные модели, характеризующие особенности стилей игры команд.

3.   Различия показателей ГТД у команд разных квалификационных групп дают возможность использовать эти показатели как критерии мастерства команд, что может широко использоваться тренерами в учебно-тренировочном процессе для контроля за качеством игры. Это поможет также выявлять сильные и слабые стороны в подготовленности как своей команды, так и соперников.

 

 

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

   
С. Ю. Тюленьков
 

Управление современным тренировочным процессом не может быть успешным без наличия в руках тренера объективных данных о текущем состоянии игрока, его способностей переносить тренировочные и соревновательные нагрузки, функциональной и физической подготовленности. Решению вышеуказанных задач служит система комплексного контроля за уровнем подготовленности футболистов. Его осуществляют сотрудники комплексных научных групп (КНГ), в состав которых входят специалисты различного профиля (педагоги, физиологи, биохимики, врачи, психологи и т. п.).

Одной из составных частей комплексного контроля является контроль за

 

функциональным состоянием организма футболистов. Всесторонняя оценка функциональных возможностей футболистов осуществляется при нагрузочном тестировании, являющемся неотъемлемой частью углубленных комплексных обследований (УКО), проводимых два раза в год на базе врачебно-физкультурных диспансеров с привлечением специалистов КНГ. Данные, получаемые в результате таких обследований, позволяют тренерам и врачам команд мастеров при составлении тренировочных программ учитывать индивидуальные особенности организма того или иного игрока. Игнорирование этого раздела работы может привести к несвоевременному достижению и невозмож-

Library   50   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало