|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1
Показатели коллективных действий
Таблица 2
Показатели коллективных действий
Таблица 3
Показатели коллективных действий
|
Таблица 4
таются неудачными (—). Регистрации показателей групповых тактических действий ведется на специальном бланке, составленном в виде многомерной матрицы, где регистрируются ГТД обеих команд-соперников (форма 1). Результаты наблюдений и их анализ Результаты педагогических наблюдений за коллективными действиями команд высокой квалификации и юных футболистов приведены в табл. 1 — 4. Из результатов, приведенных в таблицах, видно, что преимущество победителей в количестве и надежности атакующих ГТД является тенденцией, не зависящей от квалификации футболистов. Данные табл. 1 свидетельствуют, что проигравшие команды выполняют несколько больше подготовительных ГТД. Однако качество этих действий ниже, чем у победителей, поэтому разница в количестве удачных подготовительных ГТД у победителей и проигравших несущественна. Это говорит прежде всего о более высокой продуктивности коллективных действий такого типа у победителей. Более высокий процент подготовительных действий у проигравших (83% по отношению к атакующим) говорит прежде всего о слабостях в организации атаки, где индивидуальные действия играют более значительную роль в структуре атакующей игры, чем это отмечается у победителей. Соотношение подготовительных и атакующих ГТД у победителей и проигравших говорит в пользу игры, при которой коллективные действия направлены преимущественно на |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 |
|
||||
создание свободных зон в обороне соперника и акцент делается на прорыв обороны именно путем коллективных действий. Конечно, в зависимости от характера и качества игры соперника тренер выбирает на каждый матч наиболее приемлемый в данном конкретном случае тактический вариант. Тем не менее независимо от выбранной модели игровых действий необходимо превосходить соперника как в количестве атакующих ГТД, так и в надежности их выполнения. Ярким примером может служить полуфинальный матч чемпионата мира 1982 г. между сборными Италии и Польши (табл. 2). В этом матче обе команды выбрали осторожный вариант игры с акцентом на длительный розыгрыш мяча. Однако при этом итальянцы значительно превзошли сборную Польши в объеме и надежности коллективных действий (в первую очередь атакующих), что и предопределило их преимущество на протяжении всего матча. В табл. 4 приведены данные, характеризующие структуру групповых тактических действий (соотношение ГТД по их сложности в зависимости от числа участвовавших в нем игроков). Данные табл. 4 свидетельствуют, что соотношение ГТД различной сложности практически одинаковы у победителей и побежденных (различия не превышают 2%). Это говорит о том, что результат игры определяется главным образом объемом и надежностью выполнения коллективных действий, а соотношение ГТД разной степени сложности является достаточно стабильным показателем у команд одной квалификационной группы. Если же сопоставлять эти же данные у команд разной квалификации, то обнаруживаются существенные различия как в структуре ГТД, так и в надежности их выполнения. Из табличных данных следует, что более высокому уровню игры соответствует и большая доля сложных комбинаций (с участием 3, 4, 5 и более игроков) при более высоком уровне их надежности. Такая динамика соотношения ГТД различной сложности и изменение надежности выполнения этих действий позволяет использовать эти показатели в качестве характеристик, с помощью которых можно оценивать уровень организации коллективных действий той или иной команды. Регистрируя показатели индивидуальных ГТД, следует в первую очередь классифицировать их исходя из того, как эти действия решают две основные тактические задачи. Поэтому все индивиду- |
альные действия с мячом условно можно разделить на две группы: 1) активные, контактные действия, направленные на преодоление единоборства с соперником; 2) подготовительные, неконтактные действия, выполняемые вне единоборства с соперником. Сюда относятся и передачи, выполняемые назад свободному партнеру. К ТТД первой группы относятся обводка, ведение в условиях физического единоборства с соперником, передачи мяча при непосредственном противодействии этому защитников. Противодействие может заключаться в попытке помешать игроку, выполняющему передачу, перехватить мяч или изменить направление его полета, либо отобрать мяч у игрока, принимающего мяч. К ТТД второй группы относятся все действия с мячом при отсутствии непосредственного физического противодействия соперников. Мы сознательно не предлагаем более сложной классификации ТТД, так как это резко снижает точность и объективность наблюдений. Кроме того, решение основных тактических задач — обыгрывания и реализации голевых ситуаций определяется именно уровнем противодействия, что предлагаемая классификация учитывает. ТТД следует фиксировать в различных зонах поля (своей и чужой) так же, как и показатели коллективных действий. Регистрация ТТД отдельных игроков может вестись как с помощью диктофона, так и на специальном бланке матричного типа. Последний способ регистрации позволяет значительно повысить оперативность обработки информации, что делает его более предпочтительным. Бланк для регистрации имеет следующий вид (форма 2). При фиксации ИТТД на магнитную ленту следует обозначать каждое ТТД в зависимости от того, к какой группе это действие принадлежит. Надежность ТТД футболиста оценивается отношением
ТТД+
эффективность оценивается
АТТД+
Игровая активность определяется по формуле:
АТТД Причем удары в створ ворот и обводки относятся к активным действиям. Имея данные о количестве и характере ГТД и сопоставляя их с показателями ИТТД, можно сделать выводы о характере участия того или иного футболиста в коллективной игре, о соотношении кол- |
|||
49 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма 2
Условные обозначения действий:
А — активные, К — контактные, |
лективных и индивидуальных средств атакующих действий, об игровой активности каждого футболиста в решении им основных тактических задач. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. 1. Предварительный анализ результатов педагогических наблюдений показал, что между некоторыми показателями групповых тактических действий и результатом матча имеется существенная взаимосвязь. Это дает право использовать показатели ГТД в качестве критериев качества коллективной игры футболистов. Представляется также целесообразным оценивать индивидуальные технико-тактические действия с точки зрения участия игрока в коллективных действиях и соотношения в его действиях индивидуальных решений тактических задач с групповыми (путем сопоставления с показателями ГТД). 2. Опираясь на понятие группового тактического действия, можно с помощью показателей ГТД составить обобщенные модели, характеризующие особенности стилей игры команд. 3. Различия показателей ГТД у команд разных квалификационных групп дают возможность использовать эти показатели как критерии мастерства команд, что может широко использоваться тренерами в учебно-тренировочном процессе для контроля за качеством игры. Это поможет также выявлять сильные и слабые стороны в подготовленности как своей команды, так и соперников. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С. Ю. Тюленьков |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление современным тренировочным процессом не может быть успешным без наличия в руках тренера объективных данных о текущем состоянии игрока, его способностей переносить тренировочные и соревновательные нагрузки, функциональной и физической подготовленности. Решению вышеуказанных задач служит система комплексного контроля за уровнем подготовленности футболистов. Его осуществляют сотрудники комплексных научных групп (КНГ), в состав которых входят специалисты различного профиля (педагоги, физиологи, биохимики, врачи, психологи и т. п.). Одной из составных частей комплексного контроля является контроль за |
функциональным состоянием организма футболистов. Всесторонняя оценка функциональных возможностей футболистов осуществляется при нагрузочном тестировании, являющемся неотъемлемой частью углубленных комплексных обследований (УКО), проводимых два раза в год на базе врачебно-физкультурных диспансеров с привлечением специалистов КНГ. Данные, получаемые в результате таких обследований, позволяют тренерам и врачам команд мастеров при составлении тренировочных программ учитывать индивидуальные особенности организма того или иного игрока. Игнорирование этого раздела работы может привести к несвоевременному достижению и невозмож- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |