Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

10.  Жонглирование головой. Выполнить те же требования,- что в тесте 9. При падении мяча взять его руками, подбросить над собой и продолжать упражнение с места, где произошла ошибка. Допускается не более двух падений мяча. Для детей 7 — 8 лет количество падений мяча не лимитируется.

11.   Ведение мяча с обводкой стоек. Стойки расположены буквой «Т». Надо обвести пять стоек, расположенных на расстоянии друг от друга в 1 м. Результат определяется временем выполнения задания, старт и финиш — в одном месте.

12.  Удары по мячу ногой в цель. Нужно выполнить 10 ударов (по 5 ударов

 

каждой ногой). Целью служат обычные футбольные ворота, поделенные тесьмой на 9 прямоугольников. Мяч располагается на следующем расстоянии от ворот: для детей 7 лет на 7 м; для 8 лет на 8 м; для 9 лет на 9 м; для 10 лет на 10 м; для 11 лет на 11 м; для 12 лет на 12 м.

13. Челночный бег «восьмеркой», обегая две стойки, расположенные на расстоянии 5 м друг от друга. Общая протяженность бега 30 м. Регистрируется время бега.

Анализ представленных выше тестов показывает, что с их помощью можно оценить уровень развития качеств и способностей, ведущих для футбола.

 

 

СОЧЕТАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В СДЮСШОР

   
Г. Шамардина, кандидат
педагогических наук
 

В настоящее время роль юношеского спорта неуклонно возрастает, так как он является важнейшей базой подготовки спортивных резервов. Современный уровень спортивных достижений требует целенаправленной многолетней подготовки юных спортсменов, поиска эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы. Одной из эффективных форм подготовки юных спортсменов являются специализированные классы по различным видам спорта.

В последние годы приток новичков в футбольные школы сократился, что имеет место и в других видах спорта. На наш взгляд, система подготовки резервов не использует все имеющиеся для этого возможности, она может быть значительно эффективнее. И в первую очередь нужно сказать о привлечении одаренных детей к занятиям в специализированных классах СДЮСШОР. Это поможет улучшить возможности подготовки молодежи, более четко и продуманно руководить звеньями детского и юношеского футбола. Необходим единый подход к учебе и спортивному совершенствованию. Напряженный жизненный ритм, интенсивные тренировки, ежедневно формируемые педагогами и тренерами навыки самодисциплины и организованности — все это способствует достижению у ребят сознательного отношения и к учебе, и к спорту.

Организация специализированных

 

спортивных классов приобрела теперь особую актуальность. Введение новых повышенных режимов учебно-тренировочной работы с юными футболистами 12 — 14 лет связано с организацией двухразовых тренировок в течение учебного дня. Осуществить это практически возможно лишь в условиях тесной связи учебной и спортивной деятельности.

Однако создать спецклассы, собрать в один класс одаренных юных спортсменов — это еще не все и не самое главное. Все решают последующие мероприятия: установление четкой и гибкой взаимосвязи учебного и тренировочного процессов, интенсификация спортивной подготовки, единый воспитательный подход к подростку со стороны учителя и тренера.

Анкетирование учителей и тренеров выявило их положительное отношение к созданию специализированных классов. Однако многие из них отмечают, что методика обучения в специализированных классах еще недостаточно разработана. Так, 26,6% учителей и 54,5% тренеров считают, что юные футболисты могут успешно сочетать обучение и тренировочные занятия, 73,4% учителей и 45,5% тренеров отмечают, что это не всегда удается. Это подтверждают и . данные, полученные при опросе учащихся. 46,6% из них считают, что успехи в учебе зависят от собственных усилий, 19% — от полученной информации на уроках,

Library   44   Up


Contents

 

Home
 

22,4% — от режима дня, 12% — от контроля со стороны тренера.

Важнейшим условием совершенствования работы спецклассов является рациональное соотношение учебной и тренировочной деятельности в режиме дня. Однако сейчас еще недостаточно научно обоснованных рекомендаций по рациональному планированию учебных и учебно-тренировочных занятий в специализированных спортивных классах по футболу.

Рациональное сочетание обучения и учебно-тренировочного процесса в режиме дня особенно важно при подготовке юных спортсменов. Тренировочные и учебные нагрузки при этом должны быть рационально спланированы с учетом возрастных особенностей и функционального состояния занимающихся. Планирование различных видов деятельности может оказать положительное влияние на умственную, физическую и функциональную подготовленность, благодаря оптимальному их сочетанию в течение дня.

С этой целью был проведен двухлетний педагогический эксперимент, в кото-ром участвовали юные футболисты 12 — 4 лет, учащиеся специализированных классов СДЮСШОР «Смена» (Ленинград). Одна группа («А») занималась по режиму: 9.00 — 10.30 — первое тренировочное занятие; 11.00 — 15.45 — учебные занятия; 15.45 — 17.30 — занятия в группе продленного дня; 17.30 — 19.00 — второе тренировочное занятие. Вторая группа («Б») занималась по режиму: 9.00 — 10.40 — учебные занятия; 11.00 — 12.30 — первое тренировочное занятие; 13.00 — 15.45 — учебные занятия; 15.45 — 17.30 — занятия в группе продленного дня; 17.30 — 19.00 — второе тренировочное занятие.

Для выявления особенностей адаптации юных спортсменов к учебной и физической нагрузкам при различных режимах их построения исследования велись в первые дни начала учебного года и в конце каждой учебной четверти. Все показатели изучались по 5 — 6 раз в день.

В результате установлено, что при различном планировании учебной и спортивной деятельности в организме возникают перестройки функций ведущих физиологических систем.

Анализ полученных материалов выявил определенные закономерности и взаимосвязи реакций некоторых физиологических систем организма детей 12 — 14 лет в процессе адаптации к учебной и физической нагрузкам в различные периоды тренировочного процесса.

 

В одинаковых условиях воздействия, но при различном сочетании организации учебных и тренировочных занятий, изменения функциональных, физических и психических показателей на протяжении всего учебного года были благоприятнее в группе «А», нежели в группе «Б».

Некоторое снижение умственной работоспособности, функциональной и физической подготовленности юных футболистов в группе «Б», по-видимому, обусловлено тем, что юные спортсмены 12 — 14 лет еще не готовы к такой частой смене видов деятельности. Низкий уровень всех вышеперечисленных показателей свидетельствует о том, что процесс адаптации у детей 12 — 14 лет удлиняется в результате напряженного режима дня. Механизмы долговременного приспособления в этом возрасте еще недостаточно развиты, они формируются постепенно в условиях длительного воздействия экзогенных факторов на основе детерминированных предпосылок. Между первым и вторым тренировочным занятиями проходило всего лишь 5 часов, что недостаточно для полного восстановления. Поэтому у спортсменов группы «Б» наблюдалось резкое снижение всех изучаемых показателей во второй половине учебного дня (в 15.40 и 17.30) в течение всего учебного года по сравнению с учащимися группы «А».

Юные футболисты, обучающиеся в группе «А», от начала учебного года, к концу каждой четверти и за весь период наблюдений сохранили постоянный уровень функционального, физического и умственного развития.

Данный режим благоприятно сказался на динамике всех изучаемых показателей, было выявлено относительное постоянство показателей функционального состояния ЦНС и уменьшения ЧСС, что указывает на повышение функциональных возможностей организма, а также дает возможность поддерживать его на таком уровне продолжительное время.

Таким образом, режим, по которому занимались юные футболисты группы «А», наиболее приемлем для учащихся специализированных классов. Такой режим обеспечивает повышение функциональных возможностей, физической и умственной работоспособности, высокую педагогическую эффективность, повышает познавательную активность занимающихся, обеспечивает непрерывность учебной работы и сокращает воздействие неблагоприятных' факторов на организм подростка.

 
Library   45   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало