|
22,4% — от режима дня, 12% — от контроля со стороны тренера.
Важнейшим условием совершенствования работы спецклассов является рациональное соотношение учебной и тренировочной деятельности в режиме дня. Однако сейчас еще недостаточно научно обоснованных рекомендаций по рациональному планированию учебных и учебно-тренировочных занятий в специализированных спортивных классах по футболу.
Рациональное сочетание обучения и учебно-тренировочного процесса в режиме дня особенно важно при подготовке юных спортсменов. Тренировочные и учебные нагрузки при этом должны быть рационально спланированы с учетом возрастных особенностей и функционального состояния занимающихся. Планирование различных видов деятельности может оказать положительное влияние на умственную, физическую и функциональную подготовленность, благодаря оптимальному их сочетанию в течение дня.
С этой целью был проведен двухлетний педагогический эксперимент, в кото-ром участвовали юные футболисты 12 — 4 лет, учащиеся специализированных классов СДЮСШОР «Смена» (Ленинград). Одна группа («А») занималась по режиму: 9.00 — 10.30 — первое тренировочное занятие; 11.00 — 15.45 — учебные занятия; 15.45 — 17.30 — занятия в группе продленного дня; 17.30 — 19.00 — второе тренировочное занятие. Вторая группа («Б») занималась по режиму: 9.00 — 10.40 — учебные занятия; 11.00 — 12.30 — первое тренировочное занятие; 13.00 — 15.45 — учебные занятия; 15.45 — 17.30 — занятия в группе продленного дня; 17.30 — 19.00 — второе тренировочное занятие.
Для выявления особенностей адаптации юных спортсменов к учебной и физической нагрузкам при различных режимах их построения исследования велись в первые дни начала учебного года и в конце каждой учебной четверти. Все показатели изучались по 5 — 6 раз в день.
В результате установлено, что при различном планировании учебной и спортивной деятельности в организме возникают перестройки функций ведущих физиологических систем.
Анализ полученных материалов выявил определенные закономерности и взаимосвязи реакций некоторых физиологических систем организма детей 12 — 14 лет в процессе адаптации к учебной и физической нагрузкам в различные периоды тренировочного процесса.
|
|
В одинаковых условиях воздействия, но при различном сочетании организации учебных и тренировочных занятий, изменения функциональных, физических и психических показателей на протяжении всего учебного года были благоприятнее в группе «А», нежели в группе «Б».
Некоторое снижение умственной работоспособности, функциональной и физической подготовленности юных футболистов в группе «Б», по-видимому, обусловлено тем, что юные спортсмены 12 — 14 лет еще не готовы к такой частой смене видов деятельности. Низкий уровень всех вышеперечисленных показателей свидетельствует о том, что процесс адаптации у детей 12 — 14 лет удлиняется в результате напряженного режима дня. Механизмы долговременного приспособления в этом возрасте еще недостаточно развиты, они формируются постепенно в условиях длительного воздействия экзогенных факторов на основе детерминированных предпосылок. Между первым и вторым тренировочным занятиями проходило всего лишь 5 часов, что недостаточно для полного восстановления. Поэтому у спортсменов группы «Б» наблюдалось резкое снижение всех изучаемых показателей во второй половине учебного дня (в 15.40 и 17.30) в течение всего учебного года по сравнению с учащимися группы «А».
Юные футболисты, обучающиеся в группе «А», от начала учебного года, к концу каждой четверти и за весь период наблюдений сохранили постоянный уровень функционального, физического и умственного развития.
Данный режим благоприятно сказался на динамике всех изучаемых показателей, было выявлено относительное постоянство показателей функционального состояния ЦНС и уменьшения ЧСС, что указывает на повышение функциональных возможностей организма, а также дает возможность поддерживать его на таком уровне продолжительное время.
Таким образом, режим, по которому занимались юные футболисты группы «А», наиболее приемлем для учащихся специализированных классов. Такой режим обеспечивает повышение функциональных возможностей, физической и умственной работоспособности, высокую педагогическую эффективность, повышает познавательную активность занимающихся, обеспечивает непрерывность учебной работы и сокращает воздействие неблагоприятных' факторов на организм подростка.
|
|