Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

конце второго года обучения учащимися каждой учебной группы нормативов по технической и общефизической подготовке при минимуме отсева из учебных групп. При выполнении данных требований тренер может получить вторую категорию. Таким образом, на данном этапе главное внимание уделяется освоению учащимися технических приемов на основе всесторонней физической подготовки, повышению качества предварительного отбора юных футболистов, что. должно стимулировать тренеров к активному поиску способных детей, более широкому использованию разнообразных организационных форм отбора (посещение и просмотр соревнований младших школьников в общеобразовательных школах, создание здесь групп начальной подготовки, просмотр уроков физкультуры), а также улучшению агитационно-пропагандистской работы среди детей и их родителей.

На этапе начальной спортивной специализации (10 — 12 лет) предусмотрено выполнение учащимися контрольных нормативов по технической, общей физической и специальной физической подготовке. На этапе углубленной тренировки (13 — 15 лет) к ним прибавляются показатели подготовки воспитанников в сборные юношеские команды своего региона, союзной республики, страны (или подготовки и направления их в спортивные школы более высокого ранга). На этапе начальной спортивной специализации предполагается присвоение тренеру за выполнение указанных показателей только второй категории, а на этапе углубленной тренировки — и первой, и второй (в этом случае показатели их деятельности дифференцированы).

На этапе спортивного совершенствования направленность критериев согласуется с необходимостью приобретения учащимися соревновательного опыта в турнирах всесоюзного уровня, подготовки перспективных игроков для сборных юношеских команд союзных республик, команд мастеров, сборных юношеских команд СССР. Показатели на данном

 

этапе также дифференцированы. Примечательно, что при условии дальнейшего прогрессирования воспитанников тренеру проработавшему с учащимися не менее 3 — 4 лет, может быть присвоена высшая категория.

Предложения, разработанные Управлением футбола Госкомспорта СССР, будут уточняться и совершенствоваться. Однако уже сейчас ясно, что найдено правильное направление в определении критериев эффективности деятельности тренеров спортивных школ по подготовке футболистов на различных этапах многолетнего процесса обучения и тренировки. Внедрение этой системы в практику, несомненно, скажется положительно на процессе подготовки футбольных резервов.

Начавшийся этап в развитии юношеского футбола в значительной мере будет определяться эффективностью деятельности спорткомитетов, ДСО и ведомств различного уровня, умением перестроить свою работу в соответствии с требованиями времени, научной организацией труда штатных сотрудников, занимающихся проблемами подготовки спортивных резервов. Пока же, надо признать, в организационно-управленческой деятельности физкультурно-спортивных организаций имеется еще немало недостатков. Остановимся лишь на некоторых из них. Так, значительные резервы имеются в работе спорткомитетов, ДСО и ведомств городского и районного уровня по организации пропаганды футбола среди детей и юношей, а также в осуществлении повышения квалификации тренерского состава спортивных школ. Штатные работники физкультурно-спортивных организаций областного уровня недостаточно осуществляют контроль за работой спортивных школ. Эти же пробелы имеют место в деятельности специалистов, работающих в спорткомитетах, ДСО и ведомствах республиканского и всесоюзного значения. Явно недостаточная помощь оказывается физкультурно-спортивными организациями по итогам проверок спортивных школ.

 

 

ОТБОР ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

   
М. А. Годик, А. Н. Чкуасели,
А. А. Гукасян, Б. Ф. Бойченко
 

Подготовка высококвалифицированного резерва во многом зависит от того, как организованы отбор и начальная подготовка юных футболистов. Успеш-

 

ное решение этих задач определяет эффективность последующего обучения я тренировки спортсменов.

Анализ научно-методической литера-

Library   40   Up


Contents

 

Home
 

туры и практического опыта показывает, что в настоящее время реально используются два метода отбора:

1)  тренер делит новичков на команды, которые встречаются друг с другом. В ходе игры, наблюдая за действиями детей, он выделяет из них наиболее сообразительных, ловких, активных. После этого начинается начальный этап подготовки с естественным отсевом и доукомплектованием учебной группы;

2)  дополнительно к экспертной оценке игровых действий используются тесты: бег на различных отрезках, прыжковые упражнения, простейшие технические приемы: удары на точность и дальность, передачи, ведения и т. п. Установлено, что прогностическая информативность многих таких тестов низка и прежде всего потому, что новички — это дети с различным двигательным опытом вообще и игры в футбол в частности. Таким образом, в момент отбора оцениваются умения и навыки, которыми овладел ребенок к определенному моменту в своей жизни. Нужно же оценивать потенциальные возможности детей, на основании которых можно дать прогноз об их перспективности по отношению к футболу. Если этого не делать, то чаще всего оказывается, что лучшими в тестах будут не самые способные, а те, кто больше двигался в детстве, кто уже выполнял тестовые задания в играх на улице, в физкультурных занятиях в школе, в детском саду.

Более высокие результаты в тестах могут показать дети, имеющие лучшее по сравнению с остальными физическое состояние. Например, мальчики с длинными ногами быстрее пробегут 30 м, выносливые — 300 — 400 м, прыгучие дальше или выше прыгнут. Однако это вовсе не означает, что именно они в будущем будут лучше остальных играть в футбол.

Представляется, что эффективность отбора перспективных для футбола детей во многом зависит от решения двух проблем: метрологической (какие показатели используются в качестве критериев отбора, как часто и насколько точно проводятся измерения в них) и методической (как организованы воспитательный и учебно-тренировочный процессы на начальных этапах отбора). К настоящему времени накоплено немало исследований по этим проблемам, а в трудах В. К. Бальсевича, Н. Ж. Булгаковой, М. А. Годика, В. М. Зациорского, В. П. Филина и других специалистов сформулированы основные пути их решения, а также некоторые достижения.

Установлено, что тесты отбора должны соответствовать следующим опреде-

 

ленным требованиям: они должны обладать прогностической информативностью; быть надежными; иметь стандартизированную систему измерений; результаты в них должны иметь систему оценок.

Кроме того, предполагается, что мо4 тивация на достижении максимальных результатов обязательна, так как Дети знают, что в зависимости от результатов тестирования они будут или не будут играть в футбол в ДЮСШ. Присущий детям соревновательный дух также является хорошей основой мотивации.

Однако наличие метрологически корректных тестов еще не гарантирует эффективного отбора. Он возможен, если решены следующие исследовательские задачи, в общем виде сформулированные В. М. Зациорским. В данной статье они представлены в специфическом приложении к футболу:

1)   необходимо определить основные тенденции развития футбола и осуществить прогноз, каким он будет через 10 — 15 лет. В свою очередь, это даст возможность установить требования к «футболисту относительно недалекого будущего»;

2)   определить уровень двигательных возможностей, структуру личности и других качеств юных футболистов, классифицировать их по результатам контроля и осуществить прогноз о будущих достижениях;

3)   организовать отбор на начальном этапе подготовки в условиях определенным образом спланированной структуры нагрузок.

 

Тенденции развития футбола

Анализ крупнейших соревнований, состоявшихся в 1972 — 1984 гг., позволяет сделать следующие обобщения: в современном футболе повысится значение коллективного начала игры, базирующегося как на расширении универсальных возможностей игроков, так и на успешном совмещении в команде высоких индивидуальных качеств каждого игрока.

Эти утверждения базируются на следующих основаниях. Универсализм футболистов, так ярко проявившийся в действиях сборной команды Голландии на чемпионате мира 1974 г. («тотальный футбол»), становится все более распространенным. При этом универсальным считается спортсмен, умеющий безукоризненно сыграть на своем месте, а в случае необходимости — хорошо на любом участке поля, как в обороне, так и при завершении атаки. Отмечается также

 
Library   41   Up


Contents

 

Home
 

умение игроков поддерживать высокий темп от начала и до конца игры.

Приведенные выше факты интенсификации игры будут влиять на ее качественные и количественные параметры и в дальнейшем, и вести игру в будущем смогут футболисты, предположительно имеющие следующие показатели физического состояния: 1) максимальная скорость бега — 11,0 — 11,3 м/с; 2) дистанционная скорость бега — 45,5 — 47,0% от максимальной. Это позволит пробегать 3000 м за 9 мин 40 с — 10 мин; 3) МПК — 60 — 70 мл/кг/мин; 4) максимальная концентрация молочной кислоты — 18 — 22 мМ; 5) прыжок в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами, — 75 — 85 см; 6) жир в массе тела — 7 — 9%; 7) мышечная масса — 52 — 54%; 8) максимальная анаэробная мощность (МАМ, по Маргариа) — 1,75 м/с; 9) быстрота решения тактических задач с 3 — 4 альтернативами — 0,8 — 1,0 с.

Футболисты, имеющие такое физическое состояние, в будущем смогут безболезненно выполнять такие объемы нагрузок: 60 — 70 игр, 520 — 550 тренировочных занятий. Средняя продолжительность тренировочного занятия возрастет с 70 до 90 — 100 мин.

Измерение, классификация и прогнозирование двигательных возможностей футболистов

Измерение двигательных возможностей футболистов и оценка их перспективности должны проводиться с помощью прогностически информативных тестов, то есть таких, результаты в которых отражают уровень развития ведущих для футбола качеств и способностей. Определение таких качеств проводилось в ходе экспертной оценки мнений ведущих специалистов футбола. В анкете, предложенной им, перечислялись практически все качества и способности, от которых, по мнению разных авторов, зависит эффективность игры в футбол. Эксперты должны были выделить из них наиболее важные. Обработка результатов экспертизы позволила установить следующую иерархию качеств:

1)   тактическое мышление (в более широком смысле слова — это способность быстро и точно решать задачи различной степени сложности);

2)   быстрота обучения различным приемам и действиям;

3)   умение точно выполнять относительно сложные двигательные задания;

4)   способность быстро перестраивать

 

свои действия в связи с изменением ситуации;

5)    стартовая скорость;

6)   дистанционная скорость;

7)    прыгучесть;

8)  выносливость;

9)  силовые качества.

Приведем некоторые из наиболее информативных тестов, которые можно использовать на этапе начальной подготовки для отбора.

1.   Тест для измерения быстроты и точности решения тактических задач. Юным футболистам предъявляются тактические ситуации разной степени сложности, изображенные на слайдах. Каждая из них имеет от 1 до 4 возможных решений. В ситуациях со множеством решений группой экспертов установлена приоритетность каждого из них, оцениваемая в баллах (3, 2, 1 и 0). Увидев на экране ситуацию, футболист оценивает ее и принимает решение. Измеряется время ответа и точность. Хорошими для новичков являются следующие значения: времени решения наиболее сложных задач — 0,4 — 1,0 с; точности решения — 2,0 — 2,2 балла из трех.

2.  Тесты для измерения быстроты обучаемости. Условно их можно разделить на две группы: естественные и лабораторные. В первом случае регистрируются показатели обучаемости основным техническим действиям. Объем работы в количестве повторений каждого приема, количестве занятий или часов необходим для того, чтобы тренер мог сказать, что мальчик научился, предположим, останавливать мяч, — рассматривается критерием обучаемости. Во втором случае используются аппаратурные методики с многократным выполнением одного и того же задания. Например, можно несколько раз подряд предъявить юным футболистам один и тот же набор игровых ситуаций, изображенных на слайдах. По динамике быстроты и точности решения тактических задач можно будет судить об обучаемости юных футболистов.

3.   Тест для измерения точности выполнения движений может использоваться в различных вариантах. Одним из них является следующий: остановка падающего мяча серединой подъема. Мяч скатывается по желобу, установленному на штативе, скатывание обеспечивает электромагнитное реле с дистанционным пультом управления. На стопе юного футболиста укрепляется ловушка, в которую необходимо поймать мяч. Можно усложнить тест, укрепив по ловушке на обеих ногах мальчика. В этом случае используются мячи разного цвета: белый

 
Library   42   Up


Contents

 

Home
 

нужно ловить правой ногой, желтый — левой. Частота скатывания регулируется тренером и также является критерием отбора: для каждого новичка существует ее критическое значение, превышение которого резко увеличивает количество ошибок.

4.  Для оценки способности перестраивать свою деятельность в связи с изменением ситуации можно использовать результаты этих трех тестов. Кроме того, целесообразно применять два следующих: 1) футболист должен движениями стопы прокатить в лабиринте шарик из одной ловушки в другую. Лабиринт крепится на основании с шарнирной опорой, а стопа испытуемого устанавливается на педали. Движение стопы изменяет угол наклона лабиринта и обеспечивает нужное направление перемещения шарика. Регистрируется время перемещений, и оно будет тем короче, чем быстрее и целесообразнее изменяется положение стопы при движении шарика; 2) на отрезке в 40 м устанавливаются три легкоатлетических барьера высотой 76,2 см (до первого барьера и между барьерами — по 10 м). На краях каждого из них укрепляются лампочки, соединенные с пультом. Юный футболист должен начать бег с максимальной скоростью; когда он окажется в 5 м от барьера, то может вспыхнуть правая лампочка (ситуация 1), левая (ситуация 2) или же обе сразу (ситуация 3). В первом случае нужно пробежать мимо барьера справа, во втором — слева, в третьем — перепрыгнуть через барьер. Дети 7 — 8 лет должны пролезть под барьером. Регистрируется время задания и ошибки, допущенные при его выполнении. Результат в этом тесте зависит от двух факторов: скорости бега и способности быстро реагировать на загорание лампочек. Может оказаться так, что одинаковые результаты в тесте покажут юные футболисты, один из которых быстро бегает, но медленно перестраивает свои действия, а другой — наоборот: медленный в беге, но быстрый в перестройке. Чтобы оценить эту способность в чистом виде, нужно из времени теста вычесть время бега на 40 м без барьеров; полученная разница будет более объективно отражать способность к быстрой перестройке действий.

5.  Для оценки стартовой и дистанционной скорости используется бег на отрезке 40 м, с автоматическим измерением времени пробегания 3, 6, 9, 12, 15, 30 и 40 м. Время пробегания первых пяти участков дистанции характеризует важнейшее качество футболиста — умение быстро набирать скорость. Быстрота пре-

 

одоления отрезка с 15 до 30 м будет характеризовать дистанционную скорость, а разница между первым и вторым 15-метровыми отрезками — соответствие между стартовой и дистанционной скоростью. Для детей 7 — 9 лет время пробегания последних 10 м дистанции будет в определенной степени отражать уровень развития скоростной выносливости.

6.   Измерение прыгучести может проводиться так. Футболист встает на платформу, верхняя и нижняя части которой соединены электроконтактом, подключенным к секундомеру. Отрыв от платформы размыкает контакт и запускает секундомер, приземление останавливает его. Время полета по известной из школьного курса физики формуле переводится в высоту в сантиметрах.

7.   Для контроля силовых качеств предлагается устройство, которое позволяет в естественных условиях регистрировать максимальную силу удара по мячу ногой, а также точность воспроизведения задаваемых тренером уровней проявления силы движений. Оно состоит из мяча и тензокольца, соединенных металлическим тросом. Тензокольцо крепится также к стойке. В результате удара по мячу происходит растяжение тензодатчиков, зависящие от силы удара. Последняя регистрируется на осциллографе. Юным футболистам необходимо выполнить два типа заданий: ударить по мячу в полную силу и в половину силы. В первом случае определяются максимальные силовые возможности, во втором — умение выполнить движение с требуемым усилием.

8.  Для контроля выносливости целесообразнее всего использовать такой тест, как время бега со скоростью, равной 50% от максимальной. Последняя, как было сказано выше, определяется по результату в беге на 15 м с ходу. Например, при пробегании 40-метрового отрезка участок дистанции с 15 до 30 м футболист 8 лет преодолел за 2,63 с. Следовательно, максимальная скорость его бега составляет 5,7 м/с. Выносливость этого мальчика будет определяться временем (или расстоянием) бега со скоростью 2,85 м/с. Это означает, что в беге по стадиону каждый 100-метровый отрезок должен преодолеваться им за 35 с.

9.  Жонглирование ногами. Двигаться к цели, стоящей на расстоянии 11 м. При касании мяча о землю поднять его в воздух ногой с места касания и продолжать движение. Допускается не более двух падений мяча. Для детей 7 — 8 лет количество падений мяча не лимитируется.

 
Library   43   Up


Contents

 

Home
 

10.  Жонглирование головой. Выполнить те же требования,- что в тесте 9. При падении мяча взять его руками, подбросить над собой и продолжать упражнение с места, где произошла ошибка. Допускается не более двух падений мяча. Для детей 7 — 8 лет количество падений мяча не лимитируется.

11.   Ведение мяча с обводкой стоек. Стойки расположены буквой «Т». Надо обвести пять стоек, расположенных на расстоянии друг от друга в 1 м. Результат определяется временем выполнения задания, старт и финиш — в одном месте.

12.  Удары по мячу ногой в цель. Нужно выполнить 10 ударов (по 5 ударов

 

каждой ногой). Целью служат обычные футбольные ворота, поделенные тесьмой на 9 прямоугольников. Мяч располагается на следующем расстоянии от ворот: для детей 7 лет на 7 м; для 8 лет на 8 м; для 9 лет на 9 м; для 10 лет на 10 м; для 11 лет на 11 м; для 12 лет на 12 м.

13. Челночный бег «восьмеркой», обегая две стойки, расположенные на расстоянии 5 м друг от друга. Общая протяженность бега 30 м. Регистрируется время бега.

Анализ представленных выше тестов показывает, что с их помощью можно оценить уровень развития качеств и способностей, ведущих для футбола.

 

 

СОЧЕТАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В СДЮСШОР

   
Г. Шамардина, кандидат
педагогических наук
 

В настоящее время роль юношеского спорта неуклонно возрастает, так как он является важнейшей базой подготовки спортивных резервов. Современный уровень спортивных достижений требует целенаправленной многолетней подготовки юных спортсменов, поиска эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы. Одной из эффективных форм подготовки юных спортсменов являются специализированные классы по различным видам спорта.

В последние годы приток новичков в футбольные школы сократился, что имеет место и в других видах спорта. На наш взгляд, система подготовки резервов не использует все имеющиеся для этого возможности, она может быть значительно эффективнее. И в первую очередь нужно сказать о привлечении одаренных детей к занятиям в специализированных классах СДЮСШОР. Это поможет улучшить возможности подготовки молодежи, более четко и продуманно руководить звеньями детского и юношеского футбола. Необходим единый подход к учебе и спортивному совершенствованию. Напряженный жизненный ритм, интенсивные тренировки, ежедневно формируемые педагогами и тренерами навыки самодисциплины и организованности — все это способствует достижению у ребят сознательного отношения и к учебе, и к спорту.

Организация специализированных

 

спортивных классов приобрела теперь особую актуальность. Введение новых повышенных режимов учебно-тренировочной работы с юными футболистами 12 — 14 лет связано с организацией двухразовых тренировок в течение учебного дня. Осуществить это практически возможно лишь в условиях тесной связи учебной и спортивной деятельности.

Однако создать спецклассы, собрать в один класс одаренных юных спортсменов — это еще не все и не самое главное. Все решают последующие мероприятия: установление четкой и гибкой взаимосвязи учебного и тренировочного процессов, интенсификация спортивной подготовки, единый воспитательный подход к подростку со стороны учителя и тренера.

Анкетирование учителей и тренеров выявило их положительное отношение к созданию специализированных классов. Однако многие из них отмечают, что методика обучения в специализированных классах еще недостаточно разработана. Так, 26,6% учителей и 54,5% тренеров считают, что юные футболисты могут успешно сочетать обучение и тренировочные занятия, 73,4% учителей и 45,5% тренеров отмечают, что это не всегда удается. Это подтверждают и . данные, полученные при опросе учащихся. 46,6% из них считают, что успехи в учебе зависят от собственных усилий, 19% — от полученной информации на уроках,

Library   44   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало