|
ределенный положительный опыт в этом у нас уже есть. В свое время на базе СДЮШОР спорткомитета Москвы была создана молодежная команда, участвующая в первенстве страны среди команд второй лиги. Затем из учащихся учебно-тренировочных групп было сформировано отделение футбола в одной из спортивных школ. Спортивную подготовку с учащимися этого отделения по-прежнему проводили тренеры СДЮШОР. Для проведения учебно-тренировочных занятий с юными футболистами использовались спортивные сооружения СДЮШОР. Таким образом, в подготовке футбольных резервов для московских команд мастеров были объединены усилия Государственного комитета по физической культуре и спорту и системы народного образования, что дало положительный результат: целый ряд воспитанников, прошедших подготовку в этой спортивной школе, пополнил московские команды мастеров.
Все большее значение в подготовке юных футболистов должен приобретать контроль за уровнем подготовленности учащихся спортивных школ. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Например, Управление футбола Госкомспорта СССР совместно с ВНИПИ «Спорт» разработали автоматизированную систему контроля, которая начала действовать с 1984/85 учебного года. Учащиеся 10 — 18 лет специализированных школ подвергались тестированию по методике, предусмотренной учебной программой для спортивных школ. Предварительные итоги автоматизированной обработки результатов тестирования юных футболистов позволяют сделать ряд интересных выводов. Так, явные просчеты имеются, особенно на начальных этапах обучения, в ряде спортивных школ и регионов страны в развитии у учащихся основных физических качеств. Встает вопрос о более глубоком научном обосновании контрольных нормативов учебной программы для спортивных школ. Последнее имеет важнейшее значение, поскольку именно такие нормативы являются наиболее объективными ориентирами для правильного построения учебно-тренировочного процесса с учащимися различных возрастов.
Работа, начатая Управлением футбола Госкомспорта СССР и ВНИПИ «Спорт», будет проводиться ежегодно. По мере накопления информации появится возможность вносить обоснованные коррективы в содержание учебной программы для спортивных школ, в модельные характеристики, сравнивать уровень
|
|
подготовленности учащихся «различного возраста отдельных СДЮШОР, отдельных союзных республик, географических зон, осуществлять контроль за уровнем подготовленности кандидатов в сборные юношеские команды страны, а также проводить ретроспективный анализ подготовленности юных футболистов.
Важное условие повышения качества подготовки учащихся спортивных школ — объективная оценка деятельности тренерского состава, занятого подготовкой резервов. Существующие в настоящее время критерии эффективности деятельности этой категории специалистов слабо стимулируют их труд, являются крайне разобщенными, применяются в основном на этапе спортивного совершенствования. Существующие критерии не сведены в единую систему, что не позволяет в полной мере использовать их для эффективного воздействия на учебно-тренировочный и воспитательный процесс с юными футболистами в спортивных школах.
Необходимо также отметить, что отсутствие разработанных критериев оценки деятельности тренеров ведет к искажению необходимой направленности учебно-тренировочного процесса, ориентирует тренеров на завоевание высоких мест в соревнованиях и в определенной мере нацеливает на игнорирование в работе с детьми конечных целей многолетнего процесса тренировки — воспитание квалифицированных молодых игроков.
Разработка объективных критериев и внедрение их в практику — задача ближайшего времени. Уже такая работа началась по инициативе Управления футбола Госкомспорта СССР. Учитывая сложившуюся ситуацию, среди тренеров спортивных школ всех союзных республик был проведен широкий анкетный опрос, позволивший выявить наиболее узкие места обсуждаемой проблемы и пути ее решения. На основании полученных данных была разработана система критериев эффективности деятельности тренеров спортивных школ на этапах многолетнего процесса подготовки учащихся. Эти предложения после широкого обсуждения получили одобрение специалистов.
Суть разработанных предложений в том, что на каждом этапе подготовки предусмотрены конкретные количественные показатели, отражающие основные задачи того или иного этапа, а следовательно, определяющие и основную направленность учебно-тренировочной работы с юными футболистами. Например, на этапе предварительной подготовки (8 — 10 лет) предусматривается выполнение в
|
|