Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

и сумками к месту очередного матча. С удовольствием, позабыв о трудностях, мчатся туда, где будут играть в футбол. А они называют это «разминкой» и только посмеиваются, втискиваясь в городской транспорт в часы «пик» или поспевая за уходящим автобусом. Когда у людей увлеченных хорошее настроение, никакие мелочи его испортить не в состоянии. А если проигран ответственный матч? Что ж, от поражений не застрахован никто. За призы в городском первенстве с «Радугой» соперничают еще тринадцать команд. Все тренируются и готовятся серьезно. А кое-кто не брезгует пригласить в команду порхающую «звезду», играющую за тех, кто больше посулит. Количество таких «гастролеров» уменьшается, потому что у себя на Львовщине мы ведем с этим самую решительную борьбу. Федерация футбола старается следить за чистотой футбольных рядов, не забывая о том, что для тысяч любителей и энтузиастов футбол — не способ для существования, а любимая игра. Увлечение на всю жизнь. «Радуга» в этом плане — пример для подражания, своеобразный клуб по футбольным интересам для своих рабочих и служащих.

Конечно, членам такой рабочей команды не просто собираться на каждую тренировку в полном составе. Смены не у всех совпадают. Случаются срочные за-

 

дания на производстве. Да и у каждого семейные обязанности, общественные поручения. Но бывают счастливые дни, когда сходятся на стадионе все: и ветераны, и молодежь, и основные, и те, что в запасе, и просто энтузиасты, не претендующие в силу различных причин на право надеть футболку с номером. Чаще всего это происходит в выходные дни, во время мини-турниров. И тогда начинается праздник. Каждый вживается в роль футболиста, чтобы хотя бы на часок окунуться в радостный мир футбола. И тогда на поле все равны. Здесь нет заместителя директора или рабочего, есть игроки, поглощенные общей задачей забить в чужие ворота и не пропустить в свои. И когда это удается, каждый чувствует себя таким нужным коллективу, гордится собой и товарищами. И болельщики тоже не проводят время зря. Они создают атмосферу, настрой для игры.

Не так ли и на производстве, где сообща решаются сложные задачи? Как радостно слышать, что лучшие футболисты рабочей команды — лучшие производственники. Сколько было аплодисментов, когда на одном собрании игрокам «Радуги» были вручены сначала грамоты за успехи в социалистическом соревновании, а затем — дипломы победителей городского первенства по футболу. Вот уж где на самом деле с полным основанием можно сказать: спорт и труд рядом идут.

 

 

ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВОВ


СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВОВ

   
С. Н. Андреев, заместитель председателя комиссии подготовки резервов Федерации футбола СССР
 

Процесс развития юношеского футбола — основной базы подготовки квалифицированных футболистов для сборных юношеских команд союзных республик, страны и команд мастеров — прошел в нашей стране ряд этапов, каждому из которых были присущи свои организационные формы и научно-методическое и материально-техническое обеспечение, система соревнований и т. д.

Одним из важных рубежей в развитии юношеского футбола стала середина 70-х гг. В постановлении Спорткомитета СССР от 26 марта 1975 г. «О неудовлетворительном состоянии футбола в стране и задачах по повышению мастерства советских футболистов» намечался ком-

 

плекс мер по расширению сети спортивных школ, открытию на базе групп подготовки молодых футболистов при командах мастеров крупных специализированных школ, созданию специализированных классов с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом, по улучшению научно-методического обеспечения и совершенствованию системы детских и юношеских соревнований. Словом, это решение было направлено на дальнейшее развитие системы подготовки футбольных резервов и совершенствование организации подготовки юных футболистов в спортивных школах. Выполняя постановление, физкультурно-спортивные организации страны сов-

Library   36   Up


Contents

 

Home
 

70046-11.jpg

Удар короток — и мяч в воротах

 

местно с профсоюзными и комсомольскими организациями, органами народного образования активизировали свою деятельность в направлении развития юношеского футбола. Заметные изменения произошли в развитии организационной структуры юношеского футбола. Так, число отделений футбола ДЮСШ в 1984 г. по сравнению с 1976 г. увеличилось на 446 и достигло 1422, а число занимающихся за этот период достигло 224,3 тыс. За этот же период на 28 увеличилось число СДЮШОР по футболу, а число занимающихся в школах этого типа возросло на 12 тыс. Значительное развитие получила и сеть специализированных классов, ставших одной из основных организационных форм работы с учащимися в ДЮСШ и СДЮШОР. В настоящее время в спецклассах обучаются 12 тыс. юных футболистов. Следует заметить, что в 1975 г. в стране было создано лишь три таких класса. Расширилось также

 

число отделений футбола в ШВСМ; в 1984 г. их стало соответственно 19 и 24.

Все это позволило создать в ряде регионов благоприятные условия для целенаправленной многолетней подготовки футболистов — от новичков до игроков команд мастеров. Так, в Украинской ССР подготовку резервов для команд мастеров осуществляют 12 СДЮШОР и 302 ДЮСШ, в Белорусской ССР — 49 ДЮСШ, 9 СДЮШОР и одна ШИСП, в Армянской ССР — 48 ДЮСШ и 2 СДЮШОР. Развитая организационная структура подготовки резервов создана также в ряде регионов РСФСР, в Грузинской, Молдавской, Азербайджанской, Таджикской, Узбекской союзных республиках.

За прошедший период значительно поднялся и уровень научно-методического обеспечения юношеского футбола. В 1976 г. вышла новая учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР, которая затем

Library   37   Up


Contents

 

Home
  70046-12.jpg

 

Обработка мяча — дело нелегкое

 

периодически совершенствовалась. Важнейшим шагом в развитии футбола среди детей и юношей стало включение учебного материала по футболу в программу по физической культуре для IV — X классов общеобразовательных школ. Ранее по инициативе Управления футбола Госкомспорта СССР и отдела физического воспитания Министерства просвещения СССР была издана программа для школьных секций по футболу. В целом за это время удалось решить проблему включения в программы физического воспитания учащихся учебных заведений всех типов элементов футбола и таким образом охватить организованными занятиями данным видом спорта определенную часть детей, подростков и юношей.

Усовершенствование системы всесоюзных юношеских соревнований по футболу, связанное с созданием трехчастной системы турниров такого ранга, позволило выделить: массовые соревнования с участием команд общеобразовательных школ и профтехучилищ, детских дворовых коллективов; соревнования для команд спортивных школ различных типов и турниры сборных команд республик. В целом это дало возможность организовать широкий просмотр перспективных юных футболистов, стимулировало деятельность спортивных школ, способствовало упорядочению системы республиканских, областных и городских детских и юношеских соревнований. Создание 5 сборных юношеских команд СССР содействовало приобретению соревновательного опыта в турнирах меж-

 

дународного уровня значительной группе перспективных юных футболистов.

Безусловно, прошедший этап сыграл определенную положительную роль в совершенствовании системы подготовки футбольных резервов. Не случайно целый ряд талантливых юношей — воспитанников спортивных школ — успешно вписался в состав ведущих советских клубов и сборных команд страны.

В то же время нельзя видеть, что подобный экстенсивный путь развития юношеского футбола чреват значительными издержками и требует пересмотра, ибо за прошедший период ряд важнейших вопросов подготовки футбольных резервов решить так и не удалось. В первую очередь необходимо отметить неудовлетворительный уровень учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ, недостаточную профессиональную подготовку тренерского состава, слабую материально-техническую базу юношеского футбола и как итог этого невысокий общий уровень подготовленности учащихся спортивных школ. Значительно снижает возможности системы подготовки футбольных резервов Сложность многоуровневой организационной структуры, что в значительной степени связано с многоведомственной системой физической культуры и спорта в нашей стране, диспропорцией в развитии сети спортивных школ, в привлечении детей и юношей к занятиям футболом в различных регионах страны, с несовершенством контроля за работой спорткомитетов, ДСО, ведомств и спортивных школ по подготовке квалифицированных резервов. В связи с этим на повестку дня остро встает вопрос о совершенствовании существующей организационной структуры (сокращение лишних звеньев, определение конкретных задач для каждого звена и др.), коренном улучшении материально-технической базы, поиске новых организационных форм работы с юными футболистами, внедрении в практику более эффективных средств и методов подготовки учащихся спортивных школ и т. д.

Совершенствование организационной структуры подготовки футбольных резервов предполагает концентрацию ресурсов и объединение усилий различных ДСО и ведомств, что позволит полнее использовать имеющуюся материально-техническую базу, тренерские кадры. Оп-

 
Library   38   Up


Contents

 

Home
 

ределенный положительный опыт в этом у нас уже есть. В свое время на базе СДЮШОР спорткомитета Москвы была создана молодежная команда, участвующая в первенстве страны среди команд второй лиги. Затем из учащихся учебно-тренировочных групп было сформировано отделение футбола в одной из спортивных школ. Спортивную подготовку с учащимися этого отделения по-прежнему проводили тренеры СДЮШОР. Для проведения учебно-тренировочных занятий с юными футболистами использовались спортивные сооружения СДЮШОР. Таким образом, в подготовке футбольных резервов для московских команд мастеров были объединены усилия Государственного комитета по физической культуре и спорту и системы народного образования, что дало положительный результат: целый ряд воспитанников, прошедших подготовку в этой спортивной школе, пополнил московские команды мастеров.

Все большее значение в подготовке юных футболистов должен приобретать контроль за уровнем подготовленности учащихся спортивных школ. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Например, Управление футбола Госкомспорта СССР совместно с ВНИПИ «Спорт» разработали автоматизированную систему контроля, которая начала действовать с 1984/85 учебного года. Учащиеся 10 — 18 лет специализированных школ подвергались тестированию по методике, предусмотренной учебной программой для спортивных школ. Предварительные итоги автоматизированной обработки результатов тестирования юных футболистов позволяют сделать ряд интересных выводов. Так, явные просчеты имеются, особенно на начальных этапах обучения, в ряде спортивных школ и регионов страны в развитии у учащихся основных физических качеств. Встает вопрос о более глубоком научном обосновании контрольных нормативов учебной программы для спортивных школ. Последнее имеет важнейшее значение, поскольку именно такие нормативы являются наиболее объективными ориентирами для правильного построения учебно-тренировочного процесса с учащимися различных возрастов.

Работа, начатая Управлением футбола Госкомспорта СССР и ВНИПИ «Спорт», будет проводиться ежегодно. По мере накопления информации появится возможность вносить обоснованные коррективы в содержание учебной программы для спортивных школ, в модельные характеристики, сравнивать уровень

 

подготовленности учащихся «различного возраста отдельных СДЮШОР, отдельных союзных республик, географических зон, осуществлять контроль за уровнем подготовленности кандидатов в сборные юношеские команды страны, а также проводить ретроспективный анализ подготовленности юных футболистов.

Важное условие повышения качества подготовки учащихся спортивных школ — объективная оценка деятельности тренерского состава, занятого подготовкой резервов. Существующие в настоящее время критерии эффективности деятельности этой категории специалистов слабо стимулируют их труд, являются крайне разобщенными, применяются в основном на этапе спортивного совершенствования. Существующие критерии не сведены в единую систему, что не позволяет в полной мере использовать их для эффективного воздействия на учебно-тренировочный и воспитательный процесс с юными футболистами в спортивных школах.

Необходимо также отметить, что отсутствие разработанных критериев оценки деятельности тренеров ведет к искажению необходимой направленности учебно-тренировочного процесса, ориентирует тренеров на завоевание высоких мест в соревнованиях и в определенной мере нацеливает на игнорирование в работе с детьми конечных целей многолетнего процесса тренировки — воспитание квалифицированных молодых игроков.

Разработка объективных критериев и внедрение их в практику — задача ближайшего времени. Уже такая работа началась по инициативе Управления футбола Госкомспорта СССР. Учитывая сложившуюся ситуацию, среди тренеров спортивных школ всех союзных республик был проведен широкий анкетный опрос, позволивший выявить наиболее узкие места обсуждаемой проблемы и пути ее решения. На основании полученных данных была разработана система критериев эффективности деятельности тренеров спортивных школ на этапах многолетнего процесса подготовки учащихся. Эти предложения после широкого обсуждения получили одобрение специалистов.

Суть разработанных предложений в том, что на каждом этапе подготовки предусмотрены конкретные количественные показатели, отражающие основные задачи того или иного этапа, а следовательно, определяющие и основную направленность учебно-тренировочной работы с юными футболистами. Например, на этапе предварительной подготовки (8 — 10 лет) предусматривается выполнение в

 
Library   39   Up


Contents

 

Home
 

конце второго года обучения учащимися каждой учебной группы нормативов по технической и общефизической подготовке при минимуме отсева из учебных групп. При выполнении данных требований тренер может получить вторую категорию. Таким образом, на данном этапе главное внимание уделяется освоению учащимися технических приемов на основе всесторонней физической подготовки, повышению качества предварительного отбора юных футболистов, что. должно стимулировать тренеров к активному поиску способных детей, более широкому использованию разнообразных организационных форм отбора (посещение и просмотр соревнований младших школьников в общеобразовательных школах, создание здесь групп начальной подготовки, просмотр уроков физкультуры), а также улучшению агитационно-пропагандистской работы среди детей и их родителей.

На этапе начальной спортивной специализации (10 — 12 лет) предусмотрено выполнение учащимися контрольных нормативов по технической, общей физической и специальной физической подготовке. На этапе углубленной тренировки (13 — 15 лет) к ним прибавляются показатели подготовки воспитанников в сборные юношеские команды своего региона, союзной республики, страны (или подготовки и направления их в спортивные школы более высокого ранга). На этапе начальной спортивной специализации предполагается присвоение тренеру за выполнение указанных показателей только второй категории, а на этапе углубленной тренировки — и первой, и второй (в этом случае показатели их деятельности дифференцированы).

На этапе спортивного совершенствования направленность критериев согласуется с необходимостью приобретения учащимися соревновательного опыта в турнирах всесоюзного уровня, подготовки перспективных игроков для сборных юношеских команд союзных республик, команд мастеров, сборных юношеских команд СССР. Показатели на данном

 

этапе также дифференцированы. Примечательно, что при условии дальнейшего прогрессирования воспитанников тренеру проработавшему с учащимися не менее 3 — 4 лет, может быть присвоена высшая категория.

Предложения, разработанные Управлением футбола Госкомспорта СССР, будут уточняться и совершенствоваться. Однако уже сейчас ясно, что найдено правильное направление в определении критериев эффективности деятельности тренеров спортивных школ по подготовке футболистов на различных этапах многолетнего процесса обучения и тренировки. Внедрение этой системы в практику, несомненно, скажется положительно на процессе подготовки футбольных резервов.

Начавшийся этап в развитии юношеского футбола в значительной мере будет определяться эффективностью деятельности спорткомитетов, ДСО и ведомств различного уровня, умением перестроить свою работу в соответствии с требованиями времени, научной организацией труда штатных сотрудников, занимающихся проблемами подготовки спортивных резервов. Пока же, надо признать, в организационно-управленческой деятельности физкультурно-спортивных организаций имеется еще немало недостатков. Остановимся лишь на некоторых из них. Так, значительные резервы имеются в работе спорткомитетов, ДСО и ведомств городского и районного уровня по организации пропаганды футбола среди детей и юношей, а также в осуществлении повышения квалификации тренерского состава спортивных школ. Штатные работники физкультурно-спортивных организаций областного уровня недостаточно осуществляют контроль за работой спортивных школ. Эти же пробелы имеют место в деятельности специалистов, работающих в спорткомитетах, ДСО и ведомствах республиканского и всесоюзного значения. Явно недостаточная помощь оказывается физкультурно-спортивными организациями по итогам проверок спортивных школ.

 

 

ОТБОР ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

   
М. А. Годик, А. Н. Чкуасели,
А. А. Гукасян, Б. Ф. Бойченко
 

Подготовка высококвалифицированного резерва во многом зависит от того, как организованы отбор и начальная подготовка юных футболистов. Успеш-

 

ное решение этих задач определяет эффективность последующего обучения я тренировки спортсменов.

Анализ научно-методической литера-

Library   40   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало