Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

у нас затерялось, пропало немало молодых игроков, обещавших стать звездами, а некоторые, хоть и провели на поле отпущенный им срок, сделали малую долю того, на что были способны. Если подавлять личности в угоду умозрительным среднеарифметическим расчетам, футбол лишается возможности быть оригинальным, а без этого немыслимо приближение к высшему классу.

Форвард, наделенный талантом, заслуживает того, чтобы в командную игру — с соблюдением чувства меры, конечно, — вносились поправки на его своеобразие. Более всего чуток и прав бывает зритель, он быстро выделяет яркие индивидуальности, привязывается к ним, без них для него футбол — не футбол. И это не наивная болельщицская причуда, а вывод вполне реалистический, многократно подтвержденный жизнью большого футбола.

Не одни соображения общего характера заставляют размышлять о форвардах — за них теперь еще и тревожишься.

В последние годы перестали говорить «линия нападения», в обиход пущен термин «группа атаки». В эту группу, по сути дела, входят с разной долей участия все полевые игроки, включая свободного центрального защитника. Это прекрасно. Энергичные тактические перестроения, свойственные футболу наших дней, придают игре шахматный оттенок, разнообразят ее, обогащают, если, разумеется, подкреплены тренированностью и технической непринужденностью.

Но вот странность, вера во всемогущество многолюдной «группы атаки», может быть и без умысла, постепенно и незаметно отвлекла внимание от форвардов. Их, людей, от кого

 

в первую очередь ждут заключительного удара, кому дано решать судьбу матчей и турниров, становится все меньше. Редко увидишь в наших клубах трех форвардов (это считается богатством), чаще двух, а то и одного. Их почему-то называют «чистыми», — видимо, чтобы выделить из числа тех, чьи бомбардирские возможности сомнительны, темноваты. И чем меньше в игре «чистых» форвардов, тем, естественно, больше футболистов, не чувствующих себя обязанными забивать голы, да и не наделенных в должной мере этим редким даром. Вот и возникают территориальное превосходство, непрерывное давление, даже игра в одни ворота, кончающиеся нулем.

«Сокращение штатов» форвардов неминуемо урезало спрос на них. И уже слышишь сетования тренеров: «Некому забивать!» Это не удивительно. Те же самые тренеры в своем повальном увлечении модной универсальностью оказались «святее римского папы» и довели это понятие до крайности, если не до абсурда. Замечу и то, что из универсальности у нас более всего старались извлечь выгоды, которые она сулит обороне. А многолетний опыт настаивает: любые полезные новации не могут входить в противоречие с опорными истинами, на которых покоится благополучие игры.

В небе над любым стадионом должно быть различимо «созвездие форвардов». Тогда можно оставаться спокойным за будущее футбола.

Клуб Григория Федотова не просто чествует и выделяет самых искусных. Он — строгое напоминание о том, что превыше всего ценилось и ценится в футбольном умении. Повторим: сто — это класс!

 

 

ЗА РУБЕЖОМ


ДЕВЯТЬ ГОЛОВ МИШЕЛЯ ПЛАТИНИ

   
В. И. Симаков, судья республиканской категории
 

На VII чемпионате Европы 1984 года сборная Франции в захватывающей упорной борьбе завоевала первое место и стала обладательницей почетного приза — Кубка Европы для национальных сборных. Решающий вклад в эту победу внес ее лидер и капитан, полузащитник туринского клуба «Ювентус» Мишель Платини.

Платини действительно выдающийся игрок. Он лучший футболист Европы 1983 года, обладатель «Золотого мяча». Лучший снайпер итальянских чемпионатов 1983 года (18 мячей) и 1984 года (20 мячей). В составе клуба «Ювентус» стал обладателем Кубка кубков. Выступал в Монреале за олимпийскую сборную Франции, участвовал в финальных играх

 

чемпионата мира 1978 года в Аргентине и 1982 года в Испании.

В чемпионате Европы 1984 года в пяти матчах забил девять мячей из четырнадцати, дважды сделал «хет-трик» в играх предварительного группового турнира со сборными Бельгии и Югославии.

Платини играет вдохновенно и умно, умело маневрирует на поле, способен мгновенно убежать от защитников и, обладая особым чутьем на голевую ситуацию, не упустить возможности нанести завершающий удар по воротам. Он, как шахматист, может предвидеть развитие комбинации на несколько ходов вперед. Секрет лидера французской команды заключается в виртуозности, в необычности ата-

Library   54   Up


Contents

 

Home
  70047-12.jpg

Атакует Мишель Платини

 

кующих приемов, в молниеносных выходах на свободные позиции перед воротами соперников именно в то самое мгновение, когда там надо быть.

Вот что говорит о нем тренер сборном Франции Мишель Идальго: «У Платини выдающиеся организаторские способности. К ним он в последнее время добавил и точность завершающих ударов. Он может изменить ситуацию на поле, когда этого никто не ждет. Соперники, зная, вероятно, все его приемы, тем не менее ничего не могут с ним поделать».

В Платини подкупает еще одно качество. Он являет собой образец футболиста, очень тонко понимающего коллективную игру и строго выполняющего ее законы. «В современном футболе, — говорит он сам, — один игрок ничего не решает на поле». Вот почему в тяжелейших условиях бескомпромиссной борьбы Платини может вести всю команду за собой, проявляя мужество и не страшась риска получить травму.

На чемпионате Европы он девять раз заставлял вратарей вынимать мяч из сетки. Это были поучительные голы, совсем не стандартные, забитые необычным способом. Вспомним каждый из них.

Чемпионат открылся матчем сборных Франции и Дании 12 июня в Париже.

Французские футболисты начали матч с тактической схемы 4 + 2 + 4, имея в средней линии таких отличных игроков, как Платини, Жиресс и Тигана. Вместе с «чистыми» форвардами они много атаковали, часто били по во-

 

ротам, но их соперники, хорошо организовав оборону, сводили на нет все попытки открыть счет. Сборная Дании вначале играла по схеме 1 + 3 + 5 + 2, обеспечив надежную оборону за счет высококлассного заднего центрального защитника Ольсена, способного контролировать большую зону перед воротами и взять ответственность на себя, если соперник прорвет сеть из пяти полузащитников. Однако в ходе игры форвард Лаудруп иногда отходил назад в среднюю линию, и тогда схема становилась 1+3+6+1. При такой расстановке сил полузащитник Берггрен так плотно прикрыл Платини, что тот, казалось, был полностью выключен из игры. И все же свой первый гол в чемпионате он сумел забить. Это произошло на 78-й минуте встречи. И хотя, по мнению некоторых специалистов, гол был по-своему случайным, тем не менее заслуга в использовании случайности для поражения цели принадлежит именно капитану сборной Франции. Посмотрите на схему 1. После массированной атаки и поочередных ударов по воротам датчан вначале полузащитником Жирессом, а затем центральным нападающим Лякомбом, обороняющиеся — задний центральный защитник Ольсен и правый защитник Буек — замешкались, отбивая в падении мяч, и он отлетел к Платини, расположившемуся вблизи линии штрафной площади. Незамедлительно последовал сильный удар по воротам с ходу. Мяч попал в голову защитника Буска, изменил направление полета и влетел в сетку мимо опешившего от неожиданности голкипера Квиста. Это был 27-й гол Платини в его послужном списке в составе сборной.

Матч второго тура в первой группе между сборными Франции и Бельгии состоялся 16 июня в Нанте. Следует отметить, что в игре с командой Бельгии тренер сборной Франции Идальго, лишившись ранее двух защитников — М. Аморо и Ле Ру, не стал формировать оборону из четырех игроков, а решил сыграть с тремя защитниками, то есть по схеме 1+3+5+2. При этом тренер сумел создать на правом фланге эффективную связку из крайнего защитника Баттистона и полузащитника Фернандеса, действия которых во многом определили лицо команды в атаке. В этой встрече бельгийские футболисты почти ничего не могли противопоставить элегантной, высокоскоростной игре французской команды. Особенно великолепно действовал в атаке Платини. Он не только сумел повести игру сборной на высоком уровне, но и сам мастерски завершал ее комбинации. Причем он умел искусно извлечь выгоду из момента при острейшем дефиците времени и пространства.

Первый мяч в ворота соперников Платини забил на 4-й минуте. Произошло это так, как показано на схеме 2. Правый защитник Баттистон с мячом стремительно прошел по флангу к штрафной площади, но как только к не-

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
  70047-13.jpg  

му бросился обороняющийся, сразу же нанес сильный удар по воротам. Мяч угодил в перекладину, срикошетил в поле и, ударившись о землю перед защитниками Ламбрихтсом и де Греефом, перелетел через них по дуге к устремившемуся вперед Платини. Ворвавшись в штрафную площадь и не дав сопернику приблизиться к себе, он ударом левой ногой направляет мяч в ближний угол ворот. Попытка голкипера Пфаффа дотянуться до мяча и отбить его не увенчалась успехом. Не смогли предотвратить опасность и обороняющиеся, оказавшиеся в стороне от атакующего хавбека Платини.

На 74-н минуте игры после острой комбинации в одно касание Сикс — Женжини — Сикс последний обыграл вратаря бельгийцев, но перед ударом по воротам был сбит Пфаффом с ног. Одиннадцатиметровый удар решил пробить Платини. Взгляните на схему 3. Капитан сборной Франции только что нанес удар по мячу. Голкипер бросается влево, а мяч летит вправо.

Но атаки французских игроков не утихают. Они применяют неожиданные ходы, меняются местами, осуществляют остроумные розыгрыши, обстреливают ворота с разных позиций. Сборная Бельгии, твердо придерживавшаяся системы игры с четырьмя защитниками, таким же числом футболистов в средней линии и двумя форвардами (1+4+4+2), явно не справлялась со своими обязанностями в обороне, позволяя атакующим соперникам все ча-

 

Схема 1

 

ще наносить удары по воротам. И снова Платини проявил себя в подлинном блеске истинного лидера команды. Именно он после розыгрыша штрафного удара сумел забить свой третий гол в этом матче, сделав первый «хет-трик» в чемпионате Европы. Эта комбинация изображена на схеме 4. На 89-й минуте игры в ворота бельгийской команды назначается штрафной с правого фланга. Удар готовился произвести атакующий полузащитник Жиресс. Обороняющиеся, как и положено в таких случаях, быстро выстроили «стенку» из двух игроков. В нее встали левый защитник де Вольф и полузащитник Веркотерен. Голкипер Пфафф расположился в середине ворот и внимательно следит за происходящим на поле. Хавбек бельгийской сборной Кулеманс плотно опекает Платини, занявшего позицию в зоне одиннадцатиметровой отметки. Остальные обороняющиеся рассредоточились перед площадью ворот, наблюдая за действиями атакующих. Полузащитник Жиресс делает передачу в центр штрафной площади навесом, Платини в борьбе за верховой мяч выходит победителем и точным ударом головой направляет его в левый нижний угол ворот. Мяч ударяется в боковую стойку и рикошетом влетает в сетку.

Игра между сборными Франции и Югославии проходила 19 июня в Сент-Этьене и носила чисто престижный характер.

Library   56   Up


Contents

 

Home
  70047-14.jpg  

Схема 2

Хозяева поля предпочли действовать по схеме 1+3+5+2, а югославы применили расстановку 1 +4+5+1. Необходимо отметить, что футболисты сборной Югославии с первых же минут матча дали понять, что будут играть до конца, хотя одному выдвинутому вперед центральному нападающему Сушичу было в целом неуютно. Первыми забили гол югославские футболисты.

 

70047-15.jpg

 

Схема 3

 

Французы сумели отквитать гол лишь во втором тайме, на 59-й минуте. Этот момент показан на схеме 5. Полузащитник французской команды Феррери с мячом прорвался по правому краю, приблизился к штрафной площади соперников и, сумев с ходу обмануть левого защитника Стойковича, сделал подачу навесной траекторией чуть дальше одиннадцатиметровой отметки. Мяч ударился о землю, срикошетил к углу площади ворот, и набежавший Платини в выпаде левой ногой с ходу направил мяч в ворота. Выбежавший вперед голкипер Симович попытался броситься под удар атакующего, но это не привело к успеху.

Сборная Франции продолжает атаковать. Ее капитан выдвигается вперед, играет в одно касание, выводя своих партнеров на удар, да и сам часто угрожает воротам соперников. Второй гол в ворота югославской команды Платини забил так (схема 6). Почувствовав, что очередной проход по правому флангу крайнего защитника Баттистона завершится острой передачей в штрафную площадь, Платини устремился вперед из центрального круга, опередил преследовавших его соперников я

Library   57   Up


Contents

 

Home
  70047-16.jpg  

оказался один перед воротами. К этому времени Баттистон уже сделал прострельную передачу в район одиннадцатиметровой отметки мимо бросившегося навстречу левого защитника Стойковича и центрального защитника Заеца. Платини в полете дотянулся до мяча, искусно подсек его головой и точно направил в сторону ворот. Ударившись о землю перед голкипером Симовичем, мяч рикошетом влетел в сетку. Это произошло на 61-й минуте встречи.

И, наконец, свой третий гол в матче Платини забил на 76-й минуте. Этот момент показан на схеме 7. В очередной атаке полузащитник Жиресс был грубо сбит одним из югославских защитников у линии штрафной площади. Обороняющиеся быстро выстроили «стенку» из пяти игроков, закрыв ближний угол ворот. Рядом с ней вместе со своим «сторожем» расположился французский форвард Сикс. Платини не спеша установил мяч метрах в восемнадцати от ворот, выпрямился и без разбега и замаха неожиданно для обороняющихся резаным ударом направил мяч поверх «стенки» в правый от голкипера Симовича угол ворот — 3 : 1. Это был второй «Хет-трик» на европейском чемпионате.

Голы капитана сборной Франции очень поучительны. Бельгийцам он забил первый гол с левой ноги, при пробитии пенальти сумел обмануть вратаря, а последний отправил в сетку ударом головой. В матче с югославской командой продемонстрировал три способа завершения атак: удар с ходу, удар в падении головой и со штрафного. На прошедшем чем-

 

 

Схема 4

 

пионате Платини был одним из самых «опекаемых» игроков. Однако слепая персональная опека обернулась для двух команд шестью голами. «В обоих случаях вторые таймы, — писал футбольный обозреватель Дюкло, — принадлежали Платини».

Первый полуфинальный матч между сборными Франции и Португалии, в котором Платини забил свой очередной гол, состоялся 23 июня в Марселе. Четыре драматичных напряженных тайма вместо положенных двух провели футболисты в этой встрече. В ней обе команды продемонстрировали хорошую физическую подготовку, великолепное мастерство и высокие волевые качества. Достаточно сказать, что победитель определился за минуту до окончания добавочного времени. Сборная Франции вернулась к расстановке по схеме, которую применили в начале турнира — 1+4+4+2. Однако в ходе игры она была вынуждена серьезно перегруппироваться и выдвинуть центрального защитника Ле Ру в атаку для организации наступления, то есть действовать по уже опробованной схеме 1+3+5+2. Такая тактическая перестройка себя полностью оправдала. Португальская команда формально придерживалась схемы 1+4+4+2, однако в ходе матча с французами очень активно и постоянно поддерживал среднюю линию левый защитник Алваро. Таким образом, традиционное построение трансформировалось в схему 1+3+5+2.

Library   58   Up


Contents

 

Home
   

70047-17.jpg

 

Схема 5

 

70047-18.jpg

 

Схема 6

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
  70047-19.jpg

 

Схема 7

 

По мнению многих специалистов, в этом матче французскую сборную спас Тигана. И хотя он не нанес решающего удара по воротам, его вклад в победу и точный пас Платини в самый последний момент вывели команду в финал. Рассмотрим схему 8. За 64 секунды до конца игры Тигана совершил рывок по правому флангу в штрафную площадь соперников, с ходу обыграл на коротком расстоянии подряд двух защитников, в том числе очень опытного Пинту, и точно отдал пас несколько назад по диагонали Платини мимо

 

вратаря Бенту. Тот ни секунды не медля успел обработать мяч и точно направил его в ворота мимо бросившихся навстречу полузащитников Фрашку и Пачеку. Попытка одного из обороняющихся, оказавшегося перед воротами, отбить мяч в поле была тщетной.

Итак, финальный матч. На парижском стадионе «Парк де Пренс» 27 июня встретились сборные Франции и Испании.

Обе команды действовали на поле по схеме 1+3+5+2, но с первых же минут стали применять плотную персональную опеку. Жесткая борьба за каждый мяч продолжалась и во второй половине игры, никто не уступал друг другу. Напряжение нарастало. И вот последовало несколько острых рывков Тиганы, поддержанных Жирессом, Лякомбом и Беллоном. Используя индивидуальное мастерство, смело применяя обводку, они поставили перед соперниками целый ряд проблем, вынуждая их все чаще нарушать правила. В результате один из опасных рейдов привел к грубой игре испанского защитника, и судья назначил штрафной удар в 17 — 18 метрах от ворот. Посмотрите схему 9. Пять обороняющихся быстро встали в «стенку», прикрыв ближний угол ворот. Голкипер Арконада расположился в другом углу. Так было сделано не случайно: вратарь хорошо знал, что Платини эффективно исполняет удар поверх «стенки», и психологически, видимо, готовился отразить мяч в противоположном углу. Но Платини неожиданно направил мяч низом именно в тот угол, где был Арконада. Мяч полетел, казалось бы, прямо в руки вратарю, тот и овладел им, но неожиданно выпустил его (надо полагать, все-таки потому, что не был готов к такому удару), и мяч вкатился в ворота. Это был девятый гол Платини в чемпионате Европы.

Небезынтересно высказывание капитана сборной Франции о выполнении им штрафных ударов: «Когда я выполняю штрафной, то концентрирую внимание только на позиции вратаря и расположении штанг. Я не обращаю

 

70047-20.jpg

 

Схема 8

 

Library   60   Up


Contents

 

Home
  70047-21.jpg  

Схема 9

внимания на «стенку». Я знаю, что она не помешает мне закрутить мяч мимо нее».

Тренер бельгийской команды Ги Тис назвал М. Платини «главным действующим лицом турнира». «По сути, Платини и определяет здесь то, в чем выражается разница между сборной Франции и ее соперниками».

Голы Мишеля Платини были не результатом случая, а следствием множества проникающих атак, организованных вместе с парт-

 

нерами в условиях плотной «опеки», когда обороняющиеся грубых ошибок не совершали, действовали, казалось бы, безупречно, но тем не менее оказывались бессильными. Обладая повышенным чутьем на острые ситуации, Платини, как правило, занимал почти безошибочные, позиции, откуда сразу же производил удары по воротам. Задача же партнеров состояла только в том, чтобы своевременно и точно адресовать ему мяч, что они и делали.

 

КАК ГОТОВИТЬ КОМАНДУ К ЧЕМПИОНАТУ МИРА

   
А. Пехничек, тренер национальной команды Польши
 

Процесс подготовки сборных команд к отборочным играм и финальной части чемпионата мира очень сложен. Его эффективность зависит от конкретных мер, которые можно изучить исходя из принципов праксеологии (наука об эффективности действий). Правила праксеологии говорят: любое упражнение, как бы мало мы о нем ни знали, должно быть организовано в соответствии с принципами постепенного улучшения его выполнения.

В процессе тренировки перед тренером должны стоять следующие вопросы:

1. Определение основной цели тренировок и постановка задач.

2. Определение средств и мер, которые используются для решения задач.

3. Создание необходимых условий для выполнения задач (т. е. разработка такой про-

 

граммы тренировок, которая бы не исключала возможности внесения коррективов).

4. Достижение уровня поставленных задач согласно намеченной программе.

5. Разумный подход к достигнутой в ходе тренировки форме и в случае необходимости изменение уже одобренной программы.

Поскольку процесс постановки задач является сложным, подготовка команд на высоком уровне должна рассматриваться как система. Она включает в себя ряд целей и взаимосвязанных задач различной значимости. Данная система подразделяется на три подсистемы: соревнования, подготовка к соревнованиям, контроль за командой во время соревнований и подготовки к ним.

Имеются две стадии, отличающиеся в ходе соревнований: квалификационные матчи и за-

Library   61   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало