Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
  70047-21.jpg  

Схема 9

внимания на «стенку». Я знаю, что она не помешает мне закрутить мяч мимо нее».

Тренер бельгийской команды Ги Тис назвал М. Платини «главным действующим лицом турнира». «По сути, Платини и определяет здесь то, в чем выражается разница между сборной Франции и ее соперниками».

Голы Мишеля Платини были не результатом случая, а следствием множества проникающих атак, организованных вместе с парт-

 

нерами в условиях плотной «опеки», когда обороняющиеся грубых ошибок не совершали, действовали, казалось бы, безупречно, но тем не менее оказывались бессильными. Обладая повышенным чутьем на острые ситуации, Платини, как правило, занимал почти безошибочные, позиции, откуда сразу же производил удары по воротам. Задача же партнеров состояла только в том, чтобы своевременно и точно адресовать ему мяч, что они и делали.

 

КАК ГОТОВИТЬ КОМАНДУ К ЧЕМПИОНАТУ МИРА

   
А. Пехничек, тренер национальной команды Польши
 

Процесс подготовки сборных команд к отборочным играм и финальной части чемпионата мира очень сложен. Его эффективность зависит от конкретных мер, которые можно изучить исходя из принципов праксеологии (наука об эффективности действий). Правила праксеологии говорят: любое упражнение, как бы мало мы о нем ни знали, должно быть организовано в соответствии с принципами постепенного улучшения его выполнения.

В процессе тренировки перед тренером должны стоять следующие вопросы:

1. Определение основной цели тренировок и постановка задач.

2. Определение средств и мер, которые используются для решения задач.

3. Создание необходимых условий для выполнения задач (т. е. разработка такой про-

 

граммы тренировок, которая бы не исключала возможности внесения коррективов).

4. Достижение уровня поставленных задач согласно намеченной программе.

5. Разумный подход к достигнутой в ходе тренировки форме и в случае необходимости изменение уже одобренной программы.

Поскольку процесс постановки задач является сложным, подготовка команд на высоком уровне должна рассматриваться как система. Она включает в себя ряд целей и взаимосвязанных задач различной значимости. Данная система подразделяется на три подсистемы: соревнования, подготовка к соревнованиям, контроль за командой во время соревнований и подготовки к ним.

Имеются две стадии, отличающиеся в ходе соревнований: квалификационные матчи и за-

Library   61   Up


Contents

 

Home
 

ключительныи турнир. Должна существовать общая концепция игры, разработанная для каждой стадии соревнований, которая бы содержала определение основных методов. На этапе квалификационных матчей определяют тот ключ, который будет использован в каждом из матчей, и выявляют методы для достижения этого.

Для финального турнира следует запланировать тактические положения для каждого из матчей в первом круге, во втором круге, для полуфиналов и финалов.

Система подхода к каждому матчу требует четкого определения задач и разработки методов, необходимых для достижения этих целей. Эти методы рассматриваются в следующей последовательности: ход развития игры, результат текущего матча, число игроков в защите и нападении, использование игрового пространства, достижение преимущества во время матчевых ситуаций.

Следовательно, матчи обычно проводятся в соответствии с концепциями, разработанными на основании оценки общего впечатления от игры. Метод состоит из способов:

1) концентрации сильнейшего элемента игры во времени и пространстве в ответственные моменты соревнования;

2) завоевания победы путем принятия решения в нужное время и в нужном месте;

3) использования действий и возможностей соперника в собственных интересах;

4) нейтрализации сильнейшего игрока команды соперников;

5) использования тактики выжидания и элемента внезапности;

6) использования свершившегося факта (гол, забитый в начале игры).

На каждой стадии разработки данных положений необходима соответствующая система контроля:

проверка субъективных игровых возможностей (в зависимости от биологических возможностей команды или отдельных игроков); это, в свою очередь, включает физические, моторные и психологические возможности;

проверка объективных возможностей, т. е. не зависящих от игроков (внешние факторы, игра команды соперников, различные правила и положения).

Подобная система контроля рассматривается в качестве средства определения фактора поведения игрока в нападении и в обороне и используется для оценки целей, задач и методов при установке на игру.

В результате исследования команд, принимавших участие в чемпионате мира 1982 года, а также исходя из собственного опыта, можно поставить вопросы: какие методы станут использовать ведущие команды в ближайшее и более отдаленное будущее? В каком направлении скорее всего будет развиваться футбол?

Как представляется, прогнозы относительно

 

будущего развития лучше всего основываются на анализе субъективных возможностей, включая индивидуальные и коллективные психологические, физические, а также двигательные возможности игроков.

Коллективные психологические возможности будут иметь следующие тенденции:

число игроков, принимающих участие в атакующих и оборонительных действиях, увеличится;

взятие ворот будет осуществляться 2 — 4 футболистами с применением минимального числа пасов в короткий период времени и на высокой скорости;

в связи с необходимостью удерживать мяч на определенном отрезке времени роль несхематической позиционной атаки, заканчивающейся ударом по воротам или длинным поперечным пасом, станет более важной;

роль частоты использования и эффективности стандартных положений значительно возрастет;

если команда терпит поражение, игроки постараются отобрать мяч на половине соперника или в середине поля, когда игровая ситуация может позволить им начать собственные атакующие действия;

команды, пытающиеся вести более экономичную игру, особенно в выигрышном положении, будут чаще начинать контратаку из глубины своей половины поля;

команды в нападении будут придерживаться «тесного» футбола на небольших площадях и усовершенствуют свои возможности в удержании мяча на ограниченных площадях;

в обороне команды станут уделять еще больше внимания надежности;

различные группы игроков будут располагать большим количеством методов ведения матча;

по мере возрастания важности коллективной игры необходимо разбираться в ней быстрее и точнее;

тактический аспект в коллективной игре станет более важным;

игроки должны играть по конкретным моделям в соответствии с логикой футбольной стратегии, что означает лучшее понимание тактики.

Что касается индивидуальных психологических возможностей, то ожидается, что:

значительное внимание будет уделяться способности игрока преодолевать неудачи в ходе матча, а также ликвидировать слабости в своей игре;

футболисты научатся лучше понимать ход игры;

игроки будут более интеллектуально подходить к матчу, особенно в плане предвидения развития ситуации; кроме того, они должны будут не только разбираться в возникшей ситуации, но и стараться найти самый благоприятный момент для вмешательства в игру;

 
Library   62   Up


Contents

 

Home
  70047-22.jpg

Один из ведущих тренеров Югославии Милян Милянич и знаменитый советский футболист Давид Кипиани

 

увеличится значение футболиста, способного эффективно сыграть против конкретного соперника;

возрастет роль игроков, способных взять на себя решающие наступательные действия

В отношении двигательных возможностей спортсменов во время игры предполагается, что:

важнее станет точное обращение" с мячом даже в условиях жесткого противоборства со стороны соперника;

более значимыми окажутся удары по воротам без предварительной обработки мяча.

В отношении физических возможностей игроков ожидается, что:

увеличится аэробная деятельность;

возрастет частота анаэробных действий, высокоинтенсивные физические нагрузки будут продолжительнее;

интенсивность матча станет более контролируемой, причем команды будут сознательно сбивать темп после проведения динамичной атаки и переходить к заранее намеченной оборонительной игре на ограниченном пространстве.

Как только тренер осознает перспективы развития футбола, т. е. выработает собственную концепцию игры, и как только подберется группа игроков, способных претворить эту концепцию в жизнь, он может начинать подготовку команды к конкретным матчам. Такая подготовка проходит две стадии: первая — к отборочным матчам, вторая — к финалу. В обоих случаях процесс подготовки определяется как субъективными возможностями, так и внешними факторами.

 

В процессе подготовки, основанной на субъективных возможностях, необходимо проводить различие между тремя намеченными программами улучшения игры команды, которые связаны с физическими, двигательными и психологическими возможностями. Этого можно достигнуть следующим образом:

специальной подготовкой в виде матчей, предназначенных: для определения состава команды; для тренировочных целей; для наблюдения за игрой; для внесения определенных коррективов;

конкретной подготовкой с помощью средств, сходных по характеристикам с условиями реальной игры; такая подготовка не может быть реализована во время тренировочных матчей;

общей подготовкой с использованием средств к футболу не относящихся, но позволяющих создать систему физического развития, а также общефизической и психологической подготовки игроков.

Система контроля основывается на сравнении поставленных и фактически достигнутых задач в подготовительной фазе. Таким образом сопоставляются желаемые и достигнутые уровни физических, двигательных и психологических возможностей в общей, конкретной и специальной программах подготовки. Чем точнее определены характеристики предполагаемых параметров, тем более значительную роль приобретает система контроля в процессе подготовки к предстоящим матчам. Не менее важное значение имеет исследование влияния внешних факторов на результаты подготовительного периода, хотя в общем плане подобная процедура контроля скорее относится к организационной стороне тренерского процесса.

На практике улучшение спортивной формы непосредственно связано с намеченными тренировочными циклами. В зависимости от продолжительности они делятся на следующие подгруппы: 1) макроциклы — длительные, например один год тренировки; 2) мезоциклы — средние, до 6 недель; 3) микроциклы — краткосрочные, приблизительно одна неделя.

Краткосрочные циклы наиболее часто используются при подготовке национальных сборных к отборочным матчам, а именно: мезоциклы (приблизительно 10 дней) или микроциклы (менее 3 дней). Например, в ходе подготовки польской сборной к отборочным матчам чемпионата мира 1982 г. использовались в основном 10-дневные мезоциклы, состоящие из двух микроциклов. При подготовке к финальной части чемпионата мира в основном применялись мезоциклы продолжительностью в среднем 6 недель. Некоторые другие команды отдают предпочтение более коротким циклам (в среднем не более 3 недель).

 
Library       Up

 

   Prev Назад   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало