Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ния сочетается с его быстротой. Данный вариант взаимосвязи следует считать оптимальным; если в ходе этапных обследований наличие такой зависимости систематически подтверждается, то это означает правильность средств и методов тактической подготовки, избранных тренером команды.

В группах квалифицированных спортсменов зависимости весьма малы, и это означает, что среди футболистов этих групп в равной мере представлены все четыре типа решения тактических задач. Наряду с реагирующими быстро и точно там немало игроков, решающих задачи медленно и точно или быстро и неточно.

В ходе этапных обследований необходимо выявлять таких футболистов и индивидуализировать им тренировочные упражнения в зависимости от типа реагирования.

В группе юных футболистов (напомним, что их квалификация — юношеские разряды) зависимость статистически существенная, но отрицательная. Это означает, что наибольшая

 

точность решения оказывается у тех игроков, которые решали тактические задачи дольше всех. Такой способ тактического мышления неэффективен, так как игрок (в связи с большими затратами времени) никогда не сможет реализовать на поле правильно принятое решение.

Поэтому в специализированных занятиях юных футболистов, когда используются разнообразные технико-тактические и тактические упражнения, необходимо специально поощрять прежде всего тех, кто принимает тактически целесообразные решения. Умение точно и быстро оценивать возникающие в ходе игры ситуации и реализовывать их — важнейшее качество любого футболиста, и особенно юного. Именно такое умение нужно прежде всего развивать.

Только при таком подходе можно воспитать спортсменов, которые созидают на поле, конструируют игру, отчего она делается зрелищной и результативной.

 

 

О НОВОМ ПОДХОДЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ

   
С. А. Савин, кандидат педагогических наук,
М. С. Ким, аспирант ВНИИФКа
 

В наши дни интенсивно изучается соревновательная деятельность футболистов различного возраста и квалификации. Однако не все стороны соревновательной деятельности исследуются в равной степени. В основном внимание специалистов привлекают индивидуальные и командные технико-тактические действия. Кроме того, большинство исследователей не проявляют достаточного интереса к передвижениям футболистов в игре, несмотря на то, что в современном футболе эти передвижения приобретают все большее значение. В работах же, посвященных проблемам передвижений футболистов, отражается только количественная сторона различных способов передвижений (объем ходьбы и бега различной интенсивности). В то же время, как показывают педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью футболистов, все передвижения игроков носят специфический, осмысленный характер и за висят от особенностей индивидуальной, групповой и командной тактики.

Все это выдвигает проблему разработки соответствующей классификации, с помощью которой можно было бы регистрировать, изучать и оценивать эту сторону соревновательной деятельности футболистов. Нами была разработана новая классификация передвижений футболистов, в которой по характеру двигательной деятельности, ее смысловому со-

 

держанию, целевому назначению мы условно выделили две основные группы.

1. Сопряженные — все способы передвижений (нетипичные*, ходьба, бег различной интенсивности), выполняемые одновременно с каким-либо технико-тактическим действием (ТТД).

2. Свободные — все способы передвижений, не связанные целью выполнить ТТД, но в то же время создающие благоприятные условия для выполнения индивидуальных, групповых и командных технических и тактических действий.

Группу сопряженных видов передвижений составили следующие подгруппы:

а) организующие — передвижения, связанные с выполнением определенных ТТД с мячом (передачи, ведение, обводка, удары по воротам), направленные на организацию атакующих действий;

б) разрушающие — передвижения, используемые для выполнения определенных ТТД с мячом (индивидуальный и групповой отбор, перехват), направленные на разрушение атаки противника и последующее овладение мячом.

В группе свободных видов передвижений мы выделили следующие подгруппы:

 


* Под термином «нетипичные» мы объединили передвижения спиной вперед, боком, скрестными и приставными шагами.

Library   45   Up


Contents

 

Home
 

а) конструктивные — передвижения игроков, реально претендующих на возможный прием мяча от партнера, и непосредственно связанные с атакующими действиями команды (отвлекающие передвижения, передвижения на удобную позицию и т. д.);

б) сдерживающие — передвижения футболистов, во многом напоминающие разрушающие, однако не завершающиеся выполнением соответствующих ТТД (отбор, перехват) вследствие изменившейся игровой обстановки. Например, игрок атакует противника, но в последний момент прекращает атаку в связи с тем, что последний успел выполнить ТТД или его опередил партнер по команде или судья зафиксировал нарушение правил (эти передвижения в конечном счете создают препятствия, сдерживают развитие атакующих действий команды противника);

в) позиционные — передвижения футболистов, не оказывающие прямого влияния на конкретную игровую обстановку, но в то же время создающие благоприятные предпосылки для успешного решения командных тактических задач в условиях атаки и обороны (возвращение в свою зону при срыве атаки, персональная опека соперника, выбор места при обороне своих ворот и др.);

г) пассивные — малоинтенсивные передвижения, преимущественно «нетипичные», ходьба, легкий бег, во время которых футболист фактически не принимает участия в игровых действиях команды в силу наступившего утомления или непонимания создавшейся игровой ситуации (например, защитник при срыве атаки не спешит возвращаться на свое место).

Применение структурных элементов новой классификации передвижений в процессе регистрации соревновательной деятельности впервые позволяет рассмотреть передвижения футболистов через призму интеллектуальной деятельности в игре.

В качестве примера приведем некоторые стороны соревновательной деятельности двух юных футболистов — центрального нападающего сборной команды Москвы Р-ва (15 лет) и центрального нападающего сборной команды СССР Т-ка (18 лет) в играх с примерно равными по уровню подготовленности соперниками (см. таблицу).

Как видно из таблицы, за игру юные футболисты выполнили значительный объем

передвижений:

Р-в

4779

——

482

и Т-к

7033*

——  .

 633    

Из

них соответственно «нетипичных»

1157

—— 
37

 и

258

——,

73

ходьбы —

2214

——

217

 и

2337

——

255

; легкого бега —

 1655

 ——

159

 


* Цифра в числителе показывает объем передвижений (в м), цифра в знаменателе — количество отрезков.

 
и

2862
——, 
205  

865

——

69

 и

 2862

——

205

, скоростных передви-

женнй —

865

——

69

 и

1576

——

100

. Соотношение различных

передвижений в процентах соответственно

составляет у Р-ва:

2,4
——;
7,7

44,2
——;
45,0

34,6
——;
33,0

18,7*
——;
14,3

у Т-ка:

3,7

——;
11,5

33,2
——;
40,2

40,7
——;
32,4

 22,4
——;
15,8

от общего

объема передвижений. Эти данные свидетельствуют об активности игроков, их физической подготовленности и являются характерным примером традиционной интерпретации передвижений футболистов в соревновании.

Если рассматривать передвижения в свете разработанной классификации, то обращает на себя внимание значительная разница между двумя основными группами передвижений — сопряженными и свободными. Соответственно

475
——
53

 и

4304
———
429

 у Р-ва,

688
——
53

и

6345
———
580

у Т-ка, что

в процентах составляет у первого

9,9
——
11,0

 и

90,1
——,
89,0

у второго —

9,8
——
8,4

 и

90,2
——
91,6

. Эти показатели пере-

кликаются с ранее полученными данными (С. А. Савин, 1975), согласно которым футболист в игре владеет мячом около 2 — 4 мин. Примерно одинаковое соотношение сопряженных и свободных передвижений у обоих футболистов, видимо, отражает специфику двигательной деятельности игроков данного амплуа.

В то же время в структуре сопряженных и свободных передвижений наблюдаются характерные отличия игровой деятельности этих футболистов. Так, например, у Т-ка больше разрушающих и сдерживающих передвижений.

Соответственно

193
——
18

 и

224
——
18

— и, что в процентах
выглядит так:

2,7
——
2,8

 и

3,2
——
2,8

. Эти показатели гово-

рят о диапазоне двигательной деятельности и в определенной степени подчеркивают универсализм игрока сборной команды СССР, который не ограничивается выполнением функций игрока передней линии. У Р-ва разрушающих

передвижений значительно меньше — 30
——
3

, что 

в процентах составляет 0,6
——
0,6

 от общего объе-

ма передвижений. Данный факт и полное отсутствие в игре этого нападающего сдерживающих передвижений указывают на неумение данного игрока выполнять оборонительные функции, что, несомненно, обедняет игру и уменьшает его вклад в общекомандные действия.


* Цифра в числителе обозначает объем передвижений в процентах от общего объема передвижений, цифра в знаменателе — количество отрезков в про­ центах от общего количества отрезков.

 
Library   46   Up


Contents

 

Home
 

 

Передвижение юных футболистов в игре

Передвижения

Футболист

Сопряженные

Свободные

Всего

Организующие

Разрушающие

Итого

Конструктивные

Сдерживающие

Позиционные

Пассивные

Итого

Нетипичные

Р-в

22
6

22
6

8
2

85
29

93
31

115
37

Т-к

19
6

19
6

16
3

223
64

239
67

258
73

Ходьба

Р-в

28
5

28
5

2086
212

2086
212

2114
217

Т-к

15
2

15
2

2322
253

2322
253

2337
255

Легкий бег

 

Р-в

130
17

130
17

173
21

1352
121

1525
142

1655
159

Т-к

83
8

35
4

118
12

130
11

73
7

2541
175

2744
193

2862
205

Скоростной бег

Р-в

265
22

30
3

295
25

585
43

15
1

600
44

895
69

Т-к

393
21

143
12

536
33

724
48

151
11

165
8

1040
67

1576
100

Всего

 

Р-в

445
50

30
3

475
53

766
66

3538
363

4304
429

4779
482

Т-к

495
35

193
18

688
53

870
62

224
18

5251
500

6345
580

7033
633

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

Что касается организующих передвижений, то у Р-ва их больше, чем у Т-ка. Соответственно

445
——
50

или

 9,3
——
10,4

против

495
——
35

или

  7,0
——
5,5

.

Однако анализ полученных данных показывает, что у Р-ва преобладают передвижения, связанные с индивидуальной игрой (обводка, ведение), что, как правило, приводило к неоправданным передержкам мяча. Кроме того, можно предположить, что относительно меньшие показатели у Т-ка связаны с более равномерным распределением соревновательной нагрузки среди футболистов команды более старшего возраста.

Говоря об организующих передвижениях, связанных с последующим действием с мячом, необходимо отметить, что оба нападающих в каждом игровом эпизоде достаточно активно действовали и без мяча, чем повышали эффективность атакующих действий партнеров по команде, применяя при этом конструктивные передвижения, объем которых

в конечном итоге составил у Р-ва

870
——
62

 или

766
——
66

,
у Т-ка —

16,0
——
13,7

или

 12,4
——
9,8

 . Несколько больший

процент конструктивных передвижений у Р-ва можно отнести к достоинствам этого игрока, который стремится к комбинационной игре.

 

В целом оба футболиста активно провели игру, что подтверждается не только экспертными оценками, но и данными регистрации соревновательной деятельности, в которых, в частности, отсутствуют пассивные передвижения. Несмотря на перечисленные достоинства и недостатки в игре обоих футболистов, надо отдать должное центральному нападающему сборной СССР Т-ку, игра которого отличается постоянной активностью, хорошими скоростными качествами, желанием участвовать и в организации атакующих действий, и в оборонительных действиях команды. Его молодой коллега должен в перспективе сбалансировать свою игру и активнее принимать участие в отборе и перехвате мяча.

Наряду с изложенным такой подход позволяет косвенно характеризовать эффективность игровой деятельности средней линии команды, которая организует и направляет атакующие действия нападающих. В данном случае полузащитники сборной юношеской команды Москвы больше внимания уделяли конструктивным передвижениям своего нападающего и лучше снабжали его мячами.

Можно предположить, что данный подход к оценке соревновательной деятельности футболистов будет способствовать более объективному анализу игры и поможет эффективному решению задач обучения и совершенствования.

 

 

ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РАЗМЫШЛЕНИЯ


ПЕЛЕ ПРЕДЛОЖИЛ...

   
Кирилл Герасимов, Болгария
 

Думаю, не сделаю никакого открытия, если скажу, что футбол стал менее зрелищным.

Известно, что почти все спортивные игры в течение последних десятилетий претерпели существенные изменения правил, и только футбол, подобно шахматам (для сравнения с которыми в общем-то нет никаких оснований), продолжает оставаться консервативным, ревностно оберегая свои правила пятидесятилетней давности, с 1925 года, когда были изменены правила «вне игры».

Нельзя сказать, что не предпринимались попытки их изменения, и дело доходило даже до экспериментальных игр в конце 60-х — начале 70-х годов (например, в Англии), но потом все заглохло. А сейчас, насколько мне известно, предложения в этом направлении даже не рассматриваются. Более того, в прессе ряда стран на людей, делающих подобные предложения, смотрят с удивлением. Не дают скидок «реформаторам», даже когда предло-

 

жения вносятся такими авторитетами, как, например, Пеле.

Между тем оснований для такого отношения нет. Трибуны стадионов пустеют и будут продолжать пустеть. Очевидно, нужно что-то предпринимать радикальное. Конечно, среди предложений об изменении правил есть и наивные, и недостаточно обоснованные, и спорные. Но есть и обоснованные, в которых есть зерно рационального.

Мне кажется, самым лучшим подходом к вопросу об изменении правил в футболе был бы такой, при котором мы подходили бы к ним с точки зрения их нынешнего несовершенства и возможного улучшения. Двигателем же изменения правил в спортивных играх была их практика, а среди компонентов игры — рост технического мастерства игроков.

Специально в футболе возможные изменения правил игры с точки зрения их характера можно было бы подразделить на две

Library   48   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало