![]() |
|
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ро оценивает другую (это в среднем). Если же рассматривать индивидуальные данные мастеров спорта, то игроки одной команды по быстроте сложной реакции делятся на три группы: первую составляют футболисты, реагирующие на любые ситуации быстро. Вторую — реагирующие всегда медленно. И, наконец, в третью группу входят спортсмены, быстроту реагирования которых предсказать невозможно. Их реакции нестабильны, и в игре или в тренировочном упражнении возможны случаи, когда сложную тактическую ситуацию они решают быстро, а простую — медленно. Такая структура быстроты реагирования должна учитываться при подборе тренировочных средств. Примерно 40% из них должны избирательно воздействовать на способность быстро принимать решения в определенных тактических ситуациях (например, только в ситуациях со множественным выбором). Выполнение этих упражнений у футболистов третьей группы не будет развивать быстроту тактического мышления для других ситуаций. Рассмотрим теперь показатели точности решения тактических задач, которые представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сравнительные значения точности решения
Прежде всего необходимо отметить информативность избранного способа контроля тактического мышления. Она определялась по квалификационному критерию, когда сопоставляли результаты мастеров спорта и спортсменов более низкой квалификации. Видно, что в среднем различия статистически достоверны. В то же время различия между показателями футболистов одной квалификационной группы статистически недостоверны. Сравнительный анализ показывает, что в целом все спортсмены воспринимали изобра- |
женные на слайдах тактические ситуации как примерно одинаковые по сложности. Этот факт представляется достаточно интересным, так как эксперты предварительно оценили данные ситуации как существенно различные. В эксперименте все спортсмены реагировали на каждый слайд трижды. Это, естественно, приводило к достаточно выраженному эффекту обучения. Так, например, средняя оценка точности решения сложных тактических задач у футболистов первой экспериментальной группы в первой попытке была 2,475 балла, а в третьей — 2,700. У юных футболистов такая динамика наблюдается при решении простых задач, а в сложных оценки одинаковы во всех попытках. Следовательно, эффект обучения более заметен у спортсменов высокой квалификации. Необходимо отметить и более высокую вариативность в показателях точности решения тактических задач юными футболистами, что является следствием большего количества ошибок, допущенных ими. До проведения эксперимента можно было предположить, что в соответствии с его результатами все футболисты разделятся на четыре группы. В первую должны были войти те, кто сумеет решить тактические задачи быстро и точно, во вторую — быстро и, как правило, неточно; в третью — медленно и, как правило, точно и, наконец, в четвертую — медленно и неточно. Это предположение подтвердилось, но при его анализе возникла необходимость оценить зависимость между быстротой и точностью решения тактических задач. Практическая важность исследования такой зависимости очевидна: если быстрота и точность решения взаимосвязаны, значит, возможно одновременное их совершенствование при выполнении упражнений. Если же связь невелика или отсутствует, то каждый компонент тактического мышления должен избирательно совершенствоваться с помощью разных упражнений. Для оценки уровня взаимосвязи рассчитывались коэффициенты корреляции. Использовали два подхода. В первом объединили результаты спортсменов всех квалифицированных групп; в этом случае зависимость между быстротой и точностью решения тактических задач оказалась достаточно большой. Это означает, что процесс становления тактического мышления идет за счет параллельного повышения точности решений и уменьшения их времени. Однако эта фундаментальная зависимость оказывается не всегда надежной, если используется второй подход — расчет коэффициентов корреляции по результатам, полученным в каждой квалификационной группе. В этом случае только у спортсменов высокой квалификации повышение точности тактического мышле- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
44 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||
ния сочетается с его быстротой. Данный вариант взаимосвязи следует считать оптимальным; если в ходе этапных обследований наличие такой зависимости систематически подтверждается, то это означает правильность средств и методов тактической подготовки, избранных тренером команды. В группах квалифицированных спортсменов зависимости весьма малы, и это означает, что среди футболистов этих групп в равной мере представлены все четыре типа решения тактических задач. Наряду с реагирующими быстро и точно там немало игроков, решающих задачи медленно и точно или быстро и неточно. В ходе этапных обследований необходимо выявлять таких футболистов и индивидуализировать им тренировочные упражнения в зависимости от типа реагирования. В группе юных футболистов (напомним, что их квалификация — юношеские разряды) зависимость статистически существенная, но отрицательная. Это означает, что наибольшая |
точность решения оказывается у тех игроков, которые решали тактические задачи дольше всех. Такой способ тактического мышления неэффективен, так как игрок (в связи с большими затратами времени) никогда не сможет реализовать на поле правильно принятое решение. Поэтому в специализированных занятиях юных футболистов, когда используются разнообразные технико-тактические и тактические упражнения, необходимо специально поощрять прежде всего тех, кто принимает тактически целесообразные решения. Умение точно и быстро оценивать возникающие в ходе игры ситуации и реализовывать их — важнейшее качество любого футболиста, и особенно юного. Именно такое умение нужно прежде всего развивать. Только при таком подходе можно воспитать спортсменов, которые созидают на поле, конструируют игру, отчего она делается зрелищной и результативной. |
|||
О НОВОМ ПОДХОДЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ |
||||
С. А. Савин, кандидат педагогических наук, М. С. Ким, аспирант ВНИИФКа |
||||
В наши дни интенсивно изучается соревновательная деятельность футболистов различного возраста и квалификации. Однако не все стороны соревновательной деятельности исследуются в равной степени. В основном внимание специалистов привлекают индивидуальные и командные технико-тактические действия. Кроме того, большинство исследователей не проявляют достаточного интереса к передвижениям футболистов в игре, несмотря на то, что в современном футболе эти передвижения приобретают все большее значение. В работах же, посвященных проблемам передвижений футболистов, отражается только количественная сторона различных способов передвижений (объем ходьбы и бега различной интенсивности). В то же время, как показывают педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью футболистов, все передвижения игроков носят специфический, осмысленный характер и за висят от особенностей индивидуальной, групповой и командной тактики. Все это выдвигает проблему разработки соответствующей классификации, с помощью которой можно было бы регистрировать, изучать и оценивать эту сторону соревновательной деятельности футболистов. Нами была разработана новая классификация передвижений футболистов, в которой по характеру двигательной деятельности, ее смысловому со- |
держанию, целевому назначению мы условно выделили две основные группы. 1. Сопряженные — все способы передвижений (нетипичные*, ходьба, бег различной интенсивности), выполняемые одновременно с каким-либо технико-тактическим действием (ТТД). 2. Свободные — все способы передвижений, не связанные целью выполнить ТТД, но в то же время создающие благоприятные условия для выполнения индивидуальных, групповых и командных технических и тактических действий. Группу сопряженных видов передвижений составили следующие подгруппы: а) организующие — передвижения, связанные с выполнением определенных ТТД с мячом (передачи, ведение, обводка, удары по воротам), направленные на организацию атакующих действий; б) разрушающие — передвижения, используемые для выполнения определенных ТТД с мячом (индивидуальный и групповой отбор, перехват), направленные на разрушение атаки противника и последующее овладение мячом. В группе свободных видов передвижений мы выделили следующие подгруппы:
* Под термином «нетипичные» мы объединили передвижения спиной вперед, боком, скрестными и приставными шагами. |
|||
![]() |
45 |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |