Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

тивного режима (сон, питание и др.) и другие показатели. Естественно, что набор показателей должен быть, с одной стороны, достаточно простым и информативным, с другой — он зависит от возможностей получения подобной информации.

По горизонтали представлены календарные даты, по которым и фиксируются выше отмеченные, а вернее, избранные тренером показатели подготовки и подготовленности футболиста.

Резюмируя, уточним функции тренера и футболиста. Тренер при участии футболиста

 

разрабатывает годовой план индивидуальной тренировки. Он составляет тренировочные задания по основным разделам индивидуальной тренировки и осуществляет совместно с футболистом количественно-качественный анализ подготовки в целом и вносит необходимые коррекции. Футболист реализует план на практике, тщательно фиксирует в дневнике выполненные тренировочные задания, свои данные о сдвигах в совершенствуемых качествах (в том числе в играх), анализирует свои тренировки и состояние, регулярно информирует о динамике тренированности.

 

 

РЕШЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ: КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА

   
М. А. Годик, профессор, доктор педагогических наук,
Адель Масуд Омар Сайд, кандидат педагогических наук,
В. Е. Папаев, мастер спорта международного класса,
Д. В. Кузьмичев, тренер команды СКА (Хабаровск)
 

В настоящее время бесспорным является положение о том, что планирование учебно-тренировочного процесса должно осуществляться по результатам комплексного контроля. Однако анализ программ такого контроля показывает, что они включают в себя (в большом количестве) неспецифические тесты: бег на 15, 20, 30, 60 м; 400 и 3000 м; челночный бег; прыжковые упражнения.

Применение таких тестов позволяет выявить потенциальные возможности футболистов, уровень их работоспособности, двигательных качеств. Вместе с тем, когда неспецифических тестов много, а специфических (технических, тактических) мало, возникает парадоксальная ситуация, при которой обоснованно планировать можно лишь средства общей (неспецифической) подготовки.

Наиболее сложное положение сложилось с контролем тактического мастерства. Отсутствие информации о нем приводит к просчетам в организации тренировочного процесса.

Совершенствование футболистов во многом зависит от использования в тренировочном процессе специализированных упражнений, избирательно воздействующих на тактическое мастерство игроков. Тактические действия, выполняемые ими во время игр, являются реализацией тактических знаний, а также решений, принимаемых футболистами после оценки сложившейся на поле ситуации. Именно поэтому уровень тактического мышления обусловливает эффективность техники, позволяет использовать двигательный потенциал в наиболее целесообразных формах и условиях.

Составными элементами тактического мышления являются (по М. С. Полишкису):

 

1) получение информации о возникающих в ходе игры тактических ситуациях («умение предвидеть и видеть»);

2) переработка этой информации с выделением наиболее существенных моментов;

3) принятие решений о наиболее целесообразных способах и методах тактической борьбы с соперником.

Оценить их по отдельности невозможно, но косвенно судить о каждом элементе вполне реально.

Для этого необходимо создать ситуации, которые футболист должен быстро и точно оценить и в которых должен принять решение.

Измерение быстроты и точности решения тактических задач проводилось так: пять экспертов (слушатели ВШТ — три мастера спорта международного класса и два мастера спорта) просмотрели 15 тактических ситуаций, изображенных на слайдах, и оценили их по степени сложности.

Простыми были признаны ситуации, в которых игрок, владеющий мячом, мог принять только одно решение (например, ударить по воротам). Средняя сложность — у ситуаций, в которых возможных два выбора (например, либо ударить по воротам, либо сделать передачу на фланг). Сложными ситуациями считали такие, в которых возможны три-четыре решения (удар по воротам, передача на фланг, ведение, обводка). Естественно, что в двух последних случаях только одно из возможных решений было тактически целесообразным, а остальные — либо приемлемыми, либо нет.

Быстрота и точность решения тактических задач определялись с помощью устройства, состоявшего из: 1) стандартного проектора

Library   42   Up


Contents

 

Home
 

«Горизонт», слайдпереводящее устройство которого было соединено с электронным секундомером; 2) электронного секундомера; 3) экрана, на котором экспонировались слайды; 4) пульта спортсмена, нажатие на кнопку которого останавливало работу секундомера; 5) пульта экспериментатора, с помощью которого синхронно с появлением слайда запускался электросекундомер.

Все испытания проводились в стандартных условиях; расстояние между спортсменом и экраном составляло 1 м. Перед проведением основной серии экспериментов футболистам предъявляли три пробных слайда; контролировали правильность их действий и исправляли ошибки.

Увидев ситуацию, изображенную на слайде, футболист должен был одновременно:

а) нажать на кнопку (в исходном положении указательный палец правой руки спортсмена находился на ней);

б) сказать о выбранном им варианте решения тактической задачи. Синхронность нажатия и ответа контролировалась одним из экспериментаторов. Весь набор из 15 слайдов предъявлялся трижды. Кроме того, у каждого из футболистов измеряли время простой реакции.

В эксперименте участвовали пять групп футболистов: 1) высококвалифицированные спортсмены (11 мастеров спорта международного класса и 5 мастеров спорта); 2) квалифицированные спортсмены, играющие в разных футбольных командах (1 мастер спорта международного класса, 9 мастеров спорта, 1 кандидат в мастера спорта, 2 перворазрядника); 3) квалифицированные спортсмены, играющие в одной футбольной команде (5 мастеров спорта международного класса, 8 мастеров спорта, 2 кандидата в мастера спорта, 2 перворазрядника); 4) квалифицированные спортсмены, прекратившие занятия футболом (17 слушателей Высшей школы тренеров); 5) юные футболисты (18 спортсменов юношеских разрядов).

Обработка результатов измерений, проведенная на ЭВМ, позволила установить ряд принципиальных фактов. Первый из них заключается в том, что среднее время простой реакции у спортсменов всех пяти групп приблизительно одинаково. Различий между высококвалифицированными футболистами (0,203 с) и начинающими (0,205 с) нет; вместе с тем необходимо отметить, что вариативность времени реакции в разных попытках у квалифицированных футболистов примерно вдвое ниже, чем у новичков. Поэтому показатели среднего времени простой реакции не информативны и их нельзя использовать для контроля.

Можно для этого использовать показатель вариативности: измерить время реакции 9 — 11 раз подряд и вычислить коэффициент ва-

 

риативности. Чем выше квалификация футболистов, тем его значение должно быть меньше. Если вдруг у мастера спорта вариативность времени реакции окажется значительной, то это будет означать, что одно из проявлений скоростных качеств у него на должном уровне. Совсем иная ситуация в показателях времени сложной реакции, где различия между средними значениями квалифицированных и начинающих футболистов существенны (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Сравнительные значения времени сложной реакции у футболистов (с)

 

Тактические
ситуации

Группы футболистов

1-я

2-я

3-я

4-я

5-я

Простые

0,889

1,089

0,780

1,133

1,144

Средние

0,955

1,282

0,972

1,325

1,555

Сложные

1,093

1,517

1,098

1,464

1,658

_
X

0,979

1,296

0,950

1,307

1,452

 

Это означает, что время сложной реакции (реакции выбора) информативно отражает уровень скоростных качеств спортсмена.

Показатели времени сложной реакции были подвергнуты факторному анализу. Выявлено, что в основе быстроты реагирования юных футболистов на разные тактические ситуации лежит обобщенный (генерализованный) фактор. С практической точки зрения это означает, что, во-первых, юноша, быстро решающий одну игровую ситуацию, будет быстро решать и другую. Во-вторых, любое тренировочное упражнение (простое или сложное), по ходу выполнения которого необходимо быстро реагировать, будет воздействовать на совершенствование тактического мастерства во всем многообразии его проявлений. Таким образом, любое технико-тактическое упражнение обладает развивающим эффектом в подготовке юных футболистов.

Совсем иная картина у квалифицированных футболистов, факторная структура тактического мышления которых многокомпонентна. Она состоит из обобщенного фактора (его вклад около 60%) и нескольких специфических (их вклад 40%). С методической точки зрения это означает, что мастер спорта, быстро оценивающий одну ситуацию, не всегда столь же быст-

 
Library   43   Up


Contents

 

Home
 

ро оценивает другую (это в среднем). Если же рассматривать индивидуальные данные мастеров спорта, то игроки одной команды по быстроте сложной реакции делятся на три группы: первую составляют футболисты, реагирующие на любые ситуации быстро. Вторую — реагирующие всегда медленно. И, наконец, в третью группу входят спортсмены, быстроту реагирования которых предсказать невозможно. Их реакции нестабильны, и в игре или в тренировочном упражнении возможны случаи, когда сложную тактическую ситуацию они решают быстро, а простую — медленно.

Такая структура быстроты реагирования должна учитываться при подборе тренировочных средств. Примерно 40% из них должны избирательно воздействовать на способность быстро принимать решения в определенных тактических ситуациях (например, только в ситуациях со множественным выбором). Выполнение этих упражнений у футболистов третьей группы не будет развивать быстроту тактического мышления для других ситуаций.

Рассмотрим теперь показатели точности решения тактических задач, которые представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

 

Сравнительные значения точности решения
тактических задач футболистами разной
квалификации (баллы)

 

Тактические
ситуации

Группы футболистов

1-я

2-я

3-я

4-Я

5-я

Простые

2,700

2,318

2,388

2,494

2,222

Средние

2,333

2,153

2,259

2,459

2,378

Сложные

2,700

2,246

2,199

2,402

1,967

_
X

2,578

2,239

2,282

2,452

2,189

 

Прежде всего необходимо отметить информативность избранного способа контроля тактического мышления. Она определялась по квалификационному критерию, когда сопоставляли результаты мастеров спорта и спортсменов более низкой квалификации. Видно, что в среднем различия статистически достоверны. В то же время различия между показателями футболистов одной квалификационной группы статистически недостоверны.

Сравнительный анализ показывает, что в целом все спортсмены воспринимали изобра-

 

женные на слайдах тактические ситуации как примерно одинаковые по сложности. Этот факт представляется достаточно интересным, так как эксперты предварительно оценили данные ситуации как существенно различные.

В эксперименте все спортсмены реагировали на каждый слайд трижды. Это, естественно, приводило к достаточно выраженному эффекту обучения. Так, например, средняя оценка точности решения сложных тактических задач у футболистов первой экспериментальной группы в первой попытке была 2,475 балла, а в третьей — 2,700.

У юных футболистов такая динамика наблюдается при решении простых задач, а в сложных оценки одинаковы во всех попытках. Следовательно, эффект обучения более заметен у спортсменов высокой квалификации.

Необходимо отметить и более высокую вариативность в показателях точности решения тактических задач юными футболистами, что является следствием большего количества ошибок, допущенных ими.

До проведения эксперимента можно было предположить, что в соответствии с его результатами все футболисты разделятся на четыре группы. В первую должны были войти те, кто сумеет решить тактические задачи быстро и точно, во вторую — быстро и, как правило, неточно; в третью — медленно и, как правило, точно и, наконец, в четвертую — медленно и неточно.

Это предположение подтвердилось, но при его анализе возникла необходимость оценить зависимость между быстротой и точностью решения тактических задач. Практическая важность исследования такой зависимости очевидна: если быстрота и точность решения взаимосвязаны, значит, возможно одновременное их совершенствование при выполнении упражнений. Если же связь невелика или отсутствует, то каждый компонент тактического мышления должен избирательно совершенствоваться с помощью разных упражнений.

Для оценки уровня взаимосвязи рассчитывались коэффициенты корреляции. Использовали два подхода. В первом объединили результаты спортсменов всех квалифицированных групп; в этом случае зависимость между быстротой и точностью решения тактических задач оказалась достаточно большой. Это означает, что процесс становления тактического мышления идет за счет параллельного повышения точности решений и уменьшения их времени.

Однако эта фундаментальная зависимость оказывается не всегда надежной, если используется второй подход — расчет коэффициентов корреляции по результатам, полученным в каждой квалификационной группе. В этом случае только у спортсменов высокой квалификации повышение точности тактического мышле-

 
Library   44   Up


Contents

 

Home
 

ния сочетается с его быстротой. Данный вариант взаимосвязи следует считать оптимальным; если в ходе этапных обследований наличие такой зависимости систематически подтверждается, то это означает правильность средств и методов тактической подготовки, избранных тренером команды.

В группах квалифицированных спортсменов зависимости весьма малы, и это означает, что среди футболистов этих групп в равной мере представлены все четыре типа решения тактических задач. Наряду с реагирующими быстро и точно там немало игроков, решающих задачи медленно и точно или быстро и неточно.

В ходе этапных обследований необходимо выявлять таких футболистов и индивидуализировать им тренировочные упражнения в зависимости от типа реагирования.

В группе юных футболистов (напомним, что их квалификация — юношеские разряды) зависимость статистически существенная, но отрицательная. Это означает, что наибольшая

 

точность решения оказывается у тех игроков, которые решали тактические задачи дольше всех. Такой способ тактического мышления неэффективен, так как игрок (в связи с большими затратами времени) никогда не сможет реализовать на поле правильно принятое решение.

Поэтому в специализированных занятиях юных футболистов, когда используются разнообразные технико-тактические и тактические упражнения, необходимо специально поощрять прежде всего тех, кто принимает тактически целесообразные решения. Умение точно и быстро оценивать возникающие в ходе игры ситуации и реализовывать их — важнейшее качество любого футболиста, и особенно юного. Именно такое умение нужно прежде всего развивать.

Только при таком подходе можно воспитать спортсменов, которые созидают на поле, конструируют игру, отчего она делается зрелищной и результативной.

 

 

О НОВОМ ПОДХОДЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ

   
С. А. Савин, кандидат педагогических наук,
М. С. Ким, аспирант ВНИИФКа
 

В наши дни интенсивно изучается соревновательная деятельность футболистов различного возраста и квалификации. Однако не все стороны соревновательной деятельности исследуются в равной степени. В основном внимание специалистов привлекают индивидуальные и командные технико-тактические действия. Кроме того, большинство исследователей не проявляют достаточного интереса к передвижениям футболистов в игре, несмотря на то, что в современном футболе эти передвижения приобретают все большее значение. В работах же, посвященных проблемам передвижений футболистов, отражается только количественная сторона различных способов передвижений (объем ходьбы и бега различной интенсивности). В то же время, как показывают педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью футболистов, все передвижения игроков носят специфический, осмысленный характер и за висят от особенностей индивидуальной, групповой и командной тактики.

Все это выдвигает проблему разработки соответствующей классификации, с помощью которой можно было бы регистрировать, изучать и оценивать эту сторону соревновательной деятельности футболистов. Нами была разработана новая классификация передвижений футболистов, в которой по характеру двигательной деятельности, ее смысловому со-

 

держанию, целевому назначению мы условно выделили две основные группы.

1. Сопряженные — все способы передвижений (нетипичные*, ходьба, бег различной интенсивности), выполняемые одновременно с каким-либо технико-тактическим действием (ТТД).

2. Свободные — все способы передвижений, не связанные целью выполнить ТТД, но в то же время создающие благоприятные условия для выполнения индивидуальных, групповых и командных технических и тактических действий.

Группу сопряженных видов передвижений составили следующие подгруппы:

а) организующие — передвижения, связанные с выполнением определенных ТТД с мячом (передачи, ведение, обводка, удары по воротам), направленные на организацию атакующих действий;

б) разрушающие — передвижения, используемые для выполнения определенных ТТД с мячом (индивидуальный и групповой отбор, перехват), направленные на разрушение атаки противника и последующее овладение мячом.

В группе свободных видов передвижений мы выделили следующие подгруппы:

 


* Под термином «нетипичные» мы объединили передвижения спиной вперед, боком, скрестными и приставными шагами.

Library   45   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало