Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

своевременность перехода от децентрализованной к централизованной подготовке;

разработку четких количественных плановых показателей для конкретных организаций, отвечающих за их выполнение;

высококачественный отбор и подготовку резервов и комплектование команды;

осуществление дополнительного строительства и реконструкции спортивных баз;

образование научно-спортивного объединения.

В итоге этой четырехлетней подготовки предусматривается завоевание командой звания чемпиона и обладателя Кубка СССР, а также выигрыш международного Кубка.

Стратегическая цель и направленность подготовки базируются на изучении тенденции развития отечественного и мирового футбола, изучении потенциальных соперников и реализации своих возможностей.

Непосредственным резервом команды являются футболисты, играющие во взрослых, детских и юношеских командах ДСО «Спартак».

Основной состав в 1981 — 1984 гг. пополнялся главным образом за счет собственного резерва и лишь в крайних случаях в «Спартак» приглашались подготовленные футболисты (Э. Гесс, С. Базулев, А. Бубнов и др.). В дальнейшем доукомплектование команды будет происходить так:

 

 

1985

1986

1987

 1988

Вратари

1

1

Защитники

3

2

2

Полузащитники

3

2

1

1

Нападающие

2

2

1

1

 

Показатели видов подготовки:

Виды подготовки

1985

1986

1987

1988

Соревнования (кол-во)

73

75

80

80

Занятия (%):

 

 

 

 

групповые

 85

80

80

75

индивидуальные и самоподготовка

15

20

20

25

Технико-тактическая подготовка (%)

75

75

80

85

Физическая подготовка (%)

25

25

20

 15

 

Система управления тренировкой предусматривает разработку моделей состава и игры команды образца 1988 г., усовершенствование контроля за процессом подготовки для получения необходимой информации о динамике состояния футболистов на разных этапах их деятельности.

Основной задачей материально-технического обеспечения подготовки команды является завершение в 1985 — 1986 гг. переоборудования базы в Тарасовке, оснащение которой должно отвечать требованиям будущего уровня развития системы тренировок и реабилитации.

Предусматривается также строительство в Москве футбольного стадиона и здания восстановительного центра (два поля с дополнительным оборудованием, бассейн, баня, медицинские и лабораторные кабинеты и другие помещения).

В очередном четырехлетнем цикле особое внимание будет обращено на дальнейшее совершенствование управления подготовкой команды, пополнение высококвалифицированными резервами, воспитание идейных, стойких духом игроков, способных решать сложные за* дачи в матчах самого высокого ранга.

 

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ

   
В. П. Климин, доцент Московского института инженеров гражданской авиации, кандидат педагогических наук
 

Наиболее ощутимым резервом повышения мастерства советских футболистов в настоящее время является индивидуальная подготовка. Низкая ее эффективность во многом связана с неясностями в планировании и учете.

Для устранения разночтений целесообразно

 

уточнить существующие терминологические понятия «индивидуальная тренировка», «индивидуальная подготовка», «индивидуализированная тренировка».

Индивидуальная тренировка — это целенаправленное (планомерное и систематическое)

Library   38   Up


Contents

 

Home
 

воздействие, осуществляемое при выполнении тренировочных и соревновательных упражнений, на конкретные компоненты подготовленности и подготовленность футболиста в целом с целью их дальнейшего развития или совершенствования. Индивидуальная тренировка — это тренировка по индивидуальному плану, выполнение индивидуальных заданий. Она может осуществляться в рамках командных, групповых и индивидуальных занятий.

Индивидуальная подготовка — педагогически направленный процесс развития или совершенствования подготовленности (мастерства) футболиста в целом, включающий всю совокупность факторов, связанных с тренировкой, соревнованиями, восстановлением, с помощью которых достигается готовность футболиста к играм.

Индивидуализированная тренировка — это управляемый педагогический процесс, при котором выбор средств, методов, условий тренировки учитывает достигнутый уровень развития способностей, потенциальные возможности для совершенствования игровых, двигательных, психомоторных качеств, избранный игровой профиль футболиста и реализуется в процессе общекомандной тренировки.

Для футболистов высокой квалификации оптимальный объем индивидуальной тренировки составляет 25 — 30% от общего, бюджета тренировочного времени.

Индивидуальная тренировка может быть направлена на: 1) совершенствование основных технико-тактических действий, соответствующих игровому профилю футболиста, его ведущим игровым функциям;

2) совершенствование «коронных» технических приемов как через реализацию в них достигнутого более высокого уровня физической готовности, так и за счет улучшения биомеханической структуры движений;

3) совершенствование вариативности и достоверности подготовительных, в том числе обманных, движений, основная цель которых — создать для соперника неудобную ситуацию и в то же время обеспечить для себя выгодную позицию для выполнения технико-тактического действия;

4) повышение надежности основных технико-тактических действий;

5) доведение скоростных, скоростно-силовых, координационных и других двигательных качеств до оптимального уровня;

6) исправление недостатков в физической, технической и технико-тактической подготовленности;

7) восстановление утраченных качеств и навыков после травм и других вынужденных перерывов в тренировках.

Определяя цели и задачи индивидуальной тренировки, нужно помнить, что это одно из важных звеньев системы подготовки высококвалифицированных футболистов в целом.

 

Очевидно, что план тренировки должен давать четкие ответы на следующие вопросы:

над чем и сколько (причем не только по времени, но и по числу повторений и другим параметрам) нужно работать футболисту?

развиваются (совершенствуются) ли в результате тренировки ведущие игровые функции, насколько эффективен этот процесс?

управляем ли этот процесс, есть ли возможности внести в тренировку современные и оправданные коррективы?

Должно ли все это отражаться в документах индивидуальной тренировки? Вопрос этот сложный. Особенно если учесть, что в силу различий в двигательной одаренности, в тактическом мышлении и других индивидуальных особенностях различным футболистам требуется неодинаковое время для освоения внешне сходных технико-тактических действий.

Выход видится в ведении футболистом дневника индивидуальных тренировок, а еще лучше — подготовки в целом. Это, кстати, является обычным в так называемых индивидуальных видах спорта.

Кто лучше самого футболиста знает, что, сколько и, главное, как он сделал на тренировке? Не случайно многие выдающиеся футболисты отмечают, что рост их спортивного мастерства тесно связан с индивидуальными тренировками в юношеском, а нередко и в зрелом футбольном возрасте. Поэтому важно научить футболистов объективно фиксировать и всесторонне анализировать собственную тренировочную и соревновательную деятельность. Задача тренера — направлять индивидуальную тренировку в нужное русло, но не «на глазок», не только по интуиции, а и на основе объективных данных текущего и этапного контроля, анализа игровой деятельности, т. е. тренер должен осуществлять методическое руководство и контроль за индивидуальной тренировкой футболиста.

Годовой план индивидуальной тренировки футболиста включает объяснительную записку и основные показатели, отражающие содержание тренировочной работы, сроки и результаты текущего, этапного и итогового контроля. В объяснительной записке в основном отражаются данные о спортивном анамнезе футболиста: год рождения; амплуа; число матчей, проведенных в разных лигах; освоенный объем и вид тренировочных нагрузок (например, в предыдущем сезоне); травмы и заболевания, последствия которых необходимо учитывать; характеристика игровой деятельности, основные задачи индивидуальной тренировки.

Основные показатели индивидуальной тренировки футболиста целесообразно распределить по видам подготовки (технико-тактическая, техническая, физическая, морально-волевая).

Приведем несколько примеров конкретных задач индивидуальной тренировки.

 
Library   39   Up


Contents

 

Home
  70047-10.jpg  

Кубок обладателей кубков. «Динамо» (Москва) — «Хайдук» (Югославия)

 

1. По технико-тактической подготовке:

1) совершенствование функций разыгрывающего игрока:

а) отработка связки ТТД «освобождение от опеки — прием мяча — ведение — передача — улучшение позиции»;

б) отработка связки ТТД «рывок — выход на позицию для игры в «стенку» — получение мяча и в одно касание пас мяча партнеру для удара по воротам — рывок на добивание»;

в) повышение двигательной активности и снижение процента брака;

2) совершенствование действий в завершающей стадии атаки:

а) совершенствование связки ТТД «выбор позиции — старт — удар в ворота головой с преодолением противодействия соперника — добивание»;

б) совершенствование связки ТТД «выбор позиции — рывок на опережение соперника — удар в ворота — добивание».

2. По технической подготовке:

а) совершенствование ударов по воротам с дальней дистанции;

б) совершенствование удара в ворота после рывка с мячом;

 

в) совершенствование удара в ворота после розыгрыша стандартных положений;

г) совершенствование нацеленных передач при угловых, свободных, штрафных ударах;

д) совершенствование ударов по воротам с короткой дистанции после прострелов в условиях скученности перед воротами.

3. По физической подготовке:

а) повышение двигательной активности в матчах;

б) увеличение суммарного метража рывков и ускорений до 3000 м;

в) повышение скоростной выносливости.

4. По морально-волевой подготовке:

а) увеличение количества единоборств за мяч на половине поля соперника;

б) повышение эффективности игры против персональной опеки;

в) повышение надежности и эффективности ТТД в играх на поле соперников.

Оценивая содержание индивидуальной тренировки, тех или иных ее составляющих, можно использовать количественные показатели, например ТТД (с учетом их качества, целесообразности, эффективности), метраж скоростной работы, число, качество, эффективность единоборств. Могут иметь место и экспертные оценки в баллах либо в других единицах. Хотя следует отметить, что некоторой доли субъективизма в таких оценках избежать вряд ли удастся.

Library   40   Up


Contents

 

Home
  70047-11.jpg  

Кубок УЕФА. «Динамо» (Минск) — «Порту» (Португалия)

 

Естественно, что шкала оценок исходного состояния, текущего, этапного и итогового контроля должна быть идентичной.

Заключение по итогам выполнения плана индивидуальной тренировки должно содержать оценку роста спортивного мастерства футболиста и вскрывать имеющиеся резервы в его подготовке, тренировке, а в конечном счете — в росте спортивного мастерства.

Следующий этап планирования индивидуальной тренировки футболиста — разработка тренировочных заданий по конкретным разделам индивидуального плана. Тренировочные задания содержат набор упражнений с повышающейся степенью сложности самих ТТД и условий их выполнения, в том числе характера противодействия, постепенного увеличения дефицита времени и пространства. При этом должна четко выдерживаться тенденция максимального приближения предлагаемых футболисту тренировочных заданий к игровым условиям реальных матчей.

До настоящего времени этот раздел планирования индивидуальной тренировки наименее разработан. И прав Ю. С. Седов*, отметив-


* «Футбол — Хоккей», 1983, № 35, стр. 13.

 

ший: «Кто может ответить сегодня, сколько нужно сделать повторений для того, чтобы научиться бить правильно, далеко, точно, сильной или слабой ногой, с ходу, с лета, т. е. научиться по-настоящему управлять своими движениями в этих сложнокоординационных двигательных действиях? Можно с уверенностью сказать, что никто».

Вариантов учета основных показателей подготовки футболистов может быть много. Наиболее удачна схема, предложенная В. М. Сальковым. Суть ее в следующем.

По вертикали представлены параметры по основным разделам подготовки. Это характеристика тренировочных нагрузок. В физической подготовке, например, выделяют три типа тренировочных воздействий: на выносливость, на скоростно-силовые качества и комплексные, которые нередко интерпретируются как поддерживающие (могут выражаться в процентах); в технико-тактической подготовке и игровой деятельности — сумма и оценка ТТД, процент брака и др. По вертикали также представлены данные о переносимости тренировочных нагрузок (биохимические показатели, данные ортостатической пробы, артериального давления, динамики восстановления ЧСС и др.), о состоянии здоровья (вес тела, заболевания, травмы и др.); сведения о днях отдыха, дополнительных занятиях, индивидуальных тренировках, различных нарушениях спор-

Library   41   Up


Contents

 

Home
 

тивного режима (сон, питание и др.) и другие показатели. Естественно, что набор показателей должен быть, с одной стороны, достаточно простым и информативным, с другой — он зависит от возможностей получения подобной информации.

По горизонтали представлены календарные даты, по которым и фиксируются выше отмеченные, а вернее, избранные тренером показатели подготовки и подготовленности футболиста.

Резюмируя, уточним функции тренера и футболиста. Тренер при участии футболиста

 

разрабатывает годовой план индивидуальной тренировки. Он составляет тренировочные задания по основным разделам индивидуальной тренировки и осуществляет совместно с футболистом количественно-качественный анализ подготовки в целом и вносит необходимые коррекции. Футболист реализует план на практике, тщательно фиксирует в дневнике выполненные тренировочные задания, свои данные о сдвигах в совершенствуемых качествах (в том числе в играх), анализирует свои тренировки и состояние, регулярно информирует о динамике тренированности.

 

 

РЕШЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ: КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА

   
М. А. Годик, профессор, доктор педагогических наук,
Адель Масуд Омар Сайд, кандидат педагогических наук,
В. Е. Папаев, мастер спорта международного класса,
Д. В. Кузьмичев, тренер команды СКА (Хабаровск)
 

В настоящее время бесспорным является положение о том, что планирование учебно-тренировочного процесса должно осуществляться по результатам комплексного контроля. Однако анализ программ такого контроля показывает, что они включают в себя (в большом количестве) неспецифические тесты: бег на 15, 20, 30, 60 м; 400 и 3000 м; челночный бег; прыжковые упражнения.

Применение таких тестов позволяет выявить потенциальные возможности футболистов, уровень их работоспособности, двигательных качеств. Вместе с тем, когда неспецифических тестов много, а специфических (технических, тактических) мало, возникает парадоксальная ситуация, при которой обоснованно планировать можно лишь средства общей (неспецифической) подготовки.

Наиболее сложное положение сложилось с контролем тактического мастерства. Отсутствие информации о нем приводит к просчетам в организации тренировочного процесса.

Совершенствование футболистов во многом зависит от использования в тренировочном процессе специализированных упражнений, избирательно воздействующих на тактическое мастерство игроков. Тактические действия, выполняемые ими во время игр, являются реализацией тактических знаний, а также решений, принимаемых футболистами после оценки сложившейся на поле ситуации. Именно поэтому уровень тактического мышления обусловливает эффективность техники, позволяет использовать двигательный потенциал в наиболее целесообразных формах и условиях.

Составными элементами тактического мышления являются (по М. С. Полишкису):

 

1) получение информации о возникающих в ходе игры тактических ситуациях («умение предвидеть и видеть»);

2) переработка этой информации с выделением наиболее существенных моментов;

3) принятие решений о наиболее целесообразных способах и методах тактической борьбы с соперником.

Оценить их по отдельности невозможно, но косвенно судить о каждом элементе вполне реально.

Для этого необходимо создать ситуации, которые футболист должен быстро и точно оценить и в которых должен принять решение.

Измерение быстроты и точности решения тактических задач проводилось так: пять экспертов (слушатели ВШТ — три мастера спорта международного класса и два мастера спорта) просмотрели 15 тактических ситуаций, изображенных на слайдах, и оценили их по степени сложности.

Простыми были признаны ситуации, в которых игрок, владеющий мячом, мог принять только одно решение (например, ударить по воротам). Средняя сложность — у ситуаций, в которых возможных два выбора (например, либо ударить по воротам, либо сделать передачу на фланг). Сложными ситуациями считали такие, в которых возможны три-четыре решения (удар по воротам, передача на фланг, ведение, обводка). Естественно, что в двух последних случаях только одно из возможных решений было тактически целесообразным, а остальные — либо приемлемыми, либо нет.

Быстрота и точность решения тактических задач определялись с помощью устройства, состоявшего из: 1) стандартного проектора

Library   42   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало