Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

РАБОТАТЬ ПО НОВЫМ ПРОГРАММАМ

   
С. Н. Андреев, А. С. Соловьев,
тренеры Управления футбола Спорткомитета СССР
 

Повышение эффективности управления процессом подготовки спортивных резервов связано с решением комплекса научно-методических вопросов. В их ряду первостепенное значение имеет программно-методическое обеспечение юношеского футбола, что в значительной мере определяет содержание, формы и методы учебно-тренировочного процесса, а следовательно, и качество подготовки подрастающей футбольной смены.

Управление футбола Спорткомитета СССР всегда рассматривало совершенствование программно-методического обеспечения системы подготовки футбольных резервов в качестве одной из основных задач по дальнейшему развитию футбола среди подрастающего поколения. Например, начиная с 1976 года в соответствии с достижениями науки и передовой практики дважды подвергалась переработке учебная программа для спортивных школ, была разработана новая программа для занятий с юными футболистами в неурочное время в общеобразовательных школах, введен учебный материал по футболу в программу по физической культуре для учащихся 4 — 10-х классов и т. д. В ряду этих вопросов, естественно, пристальное внимание уделялось улучшению учебной программы для спортивных школ. Существующая до сих пор программа для этих подразделений юношеского футбола определяла круг знаний, умений и навыков, подлежащих обязательному усвоению учащимися. Учебный материал в ней был изложен в порядке последовательности по годам обучения. В целом она сыграла важную роль в совершенствовании работы спортивных школ. С помощью этой программы удалось повысить эффективность организации и методики проведения учебно-тренировочной работы. В определенной степени именно с этим фактором связаны были успехи сборных юношеских команд в последние годы в официальных международных турнирах. Повышение качества работы спортивных школ выразилось также в пополнении в течение ряда футбольных сезонов команд мастеров высшей и первой лиг значительным числом молодых перспективных игроков.

Однако время в спорте летит стремительно. То, что еще вчера нас устраивало, сегодняшним требованиям в полной мере удовлетворить не может. И это вполне закономерно. Юношескому футболу уделяется во многих странах повышенное внимание — в этом видят залог будущих успехов национальных команд на международной арене. Это наглядно про-

 

демонстрировал чемпионат Европы 1984 года среди юношей. Сборные многих стран показали высокий уровень физической, технико-тактической и психологической подготовленности, в основном следовали прогрессивным тенденциям развития современного футбола. В их составах были на сей раз не один-два, а целый ряд перспективных игроков. Чемпионат еще раз подтвердил, что необходимо дальнейшее совершенствование педагогического процесса подготовки нашей футбольной смены. Естественно, повышение требований к педагогическому процессу не мыслится без внесения существенных изменений в управление подготовкой юных футболистов, в которой главным фактором все более становится рациональный выбор средств и методов подготовки, правильное сочетание объема и интенсивности нагрузок.

Вот почему возникла необходимость более конкретно отразить в учебной программе для спортивных школ содержание учебно-тренировочного процесса занимающихся на весь многолетний период подготовки: от начального обучения до высокого спортивного мастерства.

Именно такой документ в форме поурочной программы и стал разрабатываться по инициативе Управления футбола Спорткомитета СССР. К работе над поурочной программой были привлечены кандидаты педагогических наук А. Сучилин, Н. Люкшинов, А. Шамардин, М. Полишкис, методисты С. Андреев и Ю. Буйлин, группа опытных тренеров. Разработанная в двух частях — для групп начальной подготовки, для учебно-тренироэочных групп и групп спортивного совершенствования, — программа конкретно определяет и регламентирует педагогическую деятельность тренеров-преподавателей спортивных школ, в то же время не ограничивая их инициативы и творчества в многолетнем процессе обучения и тренировки учащихся. В настоящее время поурочная программа активно вводится в практику работы спортивных школ по футболу.

Основным принципом построения учебно-тренировочной работы в группах начальной подготовки служит принцип универсальности в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем учащимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого юного футболиста. В процессе обучения учащихся создаются предпосылки для успешного овладения широким кругом технико-тактических действий, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности на по-

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

следующих этапах многолетнего процесса подготовки.

Программой предусматривается обучение в группах подготовки детей 8 — 10 лет (первый год обучения — 8 — 9 лет, второй год — 9 — 10 лет). Минимальное количество учащихся в каждой учебной группе — 18, максимальное количество часов в неделю — 8.

Приводим распределение учебного материала для групп начальной подготовки в годичном цикле (табл. 1):

 

Таблица 1

 

 Разделы программы

Количество часов

1-й год обучения

2-й год обучения

Техническая подготовка

168

180

Тактический подготовка

48

72

Физическая подготовка

156

120

Теоретическая подготовка

12

32

Прием контрольных нор-
мативов и нормативов комплекса ГТО

32

32

Всего часов:

416

416

 

Обучение футболистов 8 — 10 лет технике и тактике игры проводится при помощи упражнении, доступных для детей данного возраста. Не рекомендуется требовать от учащихся групп начальной подготовки выполнения упражнений в максимальном темпе, использовать много упражнений в тех случаях, когда детям приходится быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку, изучать в одном занятии более двух-трех технических приемов, проводить двусторонние игры в полных составах на полях стандартных размеров. Ознакомление же учащихся с основными группами технических приемов позволяет им успешно вести элементарную игровую деятельность и способствует формированию устойчивого интереса к футболу. Овладение тактическими действиями следует начинать с изучения индивидуальных и групповых действий в игровых групповых упражнениях 2x2, 3x3, 4x4, 5x5, 6x6 на площадках ограниченных размеров, а также в подвижных играх. Для воспитания игрового мышления предусматриваются различные средства, в том числе и подвижные игры, направленные на развитие быстроты сложной реакции, ориентировки, умения взаимодействовать с партнерами.

Учитывая, что двигательный навык более успешно формируется на базе достаточной физической подготовленности, в занятиях с учащимися первого года обучения примерно по-

 

ловина времени отводится физической подготовке. На втором году обучения время на физическую подготовку несколько уменьшается за счет увеличения времени на техническую подготовку. При этом занятия по физической подготовке должны отличаться преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств. На первом и втором годах обучения предусматривается также прием контрольных нормативов и сдача учащимися норм комплекса ГТО. Значительное внимание должно уделяться на занятиях воспитанию у учащихся правильной осанки (многие дети младшего школьного возраста подвержены нарушениям осанки, однако большинство этих нарушений имеет нестойкий, функциональный характер и может быть исправлено с помощью физических упражнений). В связи с этим учебная программа предусматривает специально подобранные комплексы физических упражнений.

При планировании учебно-тренировочного процесса с начинающими футболистами учебный материал подбирается с учетом проведения как комплексных, так и тематических уроков. В комплексных уроках одновременно используются упражнения по физической, технической и тактической подготовке.

При планировании учебно-тренировочного процесса для учащихся второго года обучения учебный материал надо подбирать с учетом ранее изученного Освоение теоретического материала на первом и втором годах обучения предусматривается в форме кратких бесед, не более 7 — 15 минут. Одновременно теоретические знания должны прививаться учащимся и на практических занятиях.

Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования предусматривает следующий состав учебных групп и режим учебно-тренировочной работы (табл. 2).

В поурочной программе учебный материал по теоретической и физической подготовке дан для всех учебных групп одновременно. В связи с этим тренеру предоставляется возможность в зависимости от подготовленности учащихся самостоятельно подбирать необходимый материал с учетом возраста юных футболистов и целевой направленности. Изучение теоретического материала в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования планируется в форме бесед или лекций продолжительностью 10 — 30 минут или специальных теоретических занятий продолжительностью до 45 минут.

Программа предусматривает также сообщение учащимся теоретических сведений и в ходе практических занятий по технической, тактической и физической подготовке. Учебный материал по технической и тактической подготовке распределен на каждые 1 — 2 года обу-

 
Library   34   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

 

Год обучения

Возраст учащихся

Минимальное колич. учебных групп и колич. учащихся в группе

Максимальное колич. учебных часов

Минимальные требования по спортивной подготовке

Учебно-тренировочные группы

1

2

3

4

5

6

10—11 лет

11—12 лет

12—13 лет

13—14 лет

14—15 лет

15—16 лег

2(15)

2(12)

2(12)

2(10)

2(10)

2(8)

8

10

12

15

18

20

 

III юн.

III юн.

II юн.

II юн.

I юн.

Группы спортивного совершенствования

I

II

С 16 лет

С 17 лет

(8)

(8)

24

30

II разряд

I разряд и войти в состав команды мастеров

 

 

чения. Причем для каждой возрастной группы излагается лишь новый материал. Для закрепления и совершенствования пройденного используется учебный материал, изложенный для более младших возрастных групп. Воспитание инструктивных и судейских навыков планируется с 13 — 14 лет. В каждой учебной группе предусматривается прием контрольных нормативов по общей и специальной физической и технической подготовке и подготовка к выполнению норм комплекса ГТО. Прием контрольных нормативов предусматривается не менее двух раз в течение года (апрель, май и сентябрь, ноябрь).

Программой для каждого года обучения учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования предусматриваются модельные занятия. Они представляют собой дальнейшую детализацию учебного материала. Для учебно-тренировочных групп модельные занятия разработаны на основе годовых планов-графиков спортивной подготовки и примерных недельных циклов на различных этапах. Причем следует учитывать, что для первого и второго годов обучения учебно-тренировочных групп в годичном цикле периодизация строго не соблюдается. Основное внимание уделяется обучению детей. В связи с этим для данных учебных групп предлагаются модельные занятия недельного тренировочного цикла на зимний период и на период пребывания учащихся в оздоровительно-спортивном лагере. В последующие годы обучения модельные занятия предлагаются для недельных циклов

 

на различных этапах подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Режим учебно-тренировочной работы в каждом недельном цикле предлагается с учетом организации в данных учебных группах специализированных классов.

Для групп спортивного совершенствования модельные занятия разработаны на основе годовых планов-графиков распределения учебного материала по недельным циклам. Эти планы-графики предусматривают разделение подготовительного периода на следующие этапы: общеподготовительный — 9 недель, специально-подготовительный — 7 недель. В свою очередь, общеподготовительный этап, продолжающийся более двух месяцев, состоит из двух мезоциклов: втягивающий — 4 недели (ординарный, ординарный, ординарный, восстановительный) и базовый — 5 недель (ударный, ординарный, ударный, ординарный, восстановительный). Специально-подготовительный этап также состоит из двух мезоциклов: контрольно-подготовительный — 5 недель (ординарный, ординарный, соревновательный, соревновательный, восстановительный) и предсоревновательный мезоцикл — 2 недели (ударный, подводящий).

Соревновательный период разбит на три этапа: первый круг соревнований (11 недель), летнеподготовительный этап (7 недель), второй круг соревнований (11 недель).

Переходный период длится 7 недель. Он построен по типу восстановительно-поддерживающего мезоцикла.

Library   35   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало