Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

бы клуба, продолжать борьбу за чистоту тренерского состава. Имеются проблемы и в сооружении спортивных баз, в приобретении формы, футбольных мячей. Вероятно, все это надо считать трудностями роста клуба «Кожаный мяч».

 

ЦК ВЛКСМ совместно с другими общественными организациями оказывает постоянную помощь клубу «Кожаный мяч». Мы уверены, что совместными усилиями сможем решить все проблемы, стоящие на пути развития популярного детского клуба.

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА

   
В. Герлицын, директор ЭШВСМ по футболу, заслуженный тренер РСФСР
 

Ровно тридцать лет назад в Москве была открыта футбольная школа молодежи. В те годы царствовал дворовый футбол. Прямо из дворов тысячи мальчишек приходили на просмотр в футбольные секции коллективов физкультуры, в группы подготовки при московских командах мастеров. И вот, наконец, открытие настоящей футбольной школы при горспорткомитете, где по тем временам были созданы для занятий исключительные условия. Это стало событием в спортивной жизни столицы. В школе, которая послужила прообразом нынешних футбольных школ, были директор и тренеры, администратор и врач. У учеников — красивая спортивная форма. С 1957 года школа стала базироваться на Центральном стадионе имели В. И. Ленина, где юным футболистам предоставили для занятий футбольное поле и площадки Детского городка. Удалось преодолеть ведомственные барьеры и собрать в школу самых одаренных московских мальчишек из разных клубов и коллективов. Все самое лучшее, весь цвет московского юношеского футбола оказался в школе. Несомненно, это заслуга тренеров, работавших в школе в первые годы ее существования.

Отдаем дань глубокого уважения этим людям, одно перечисление фамилий которых дает ответ на вопрос: как за столь короткий срок (с 1954 по 1958 г.) смогли они подготовить для московских команд мастеров и сборных команд страны большую группу игроков, которые долгие годы приносили славу нашему футболу?

В те годы, когда в ФШМ работали Н. Н. Никитин, К. И. Бесков, В. А. Маслов, В. Т. Лахонин, Н. Т. Дементьев, из ее стен вышли В. Шустиков, Н. Маношин, И. Численко, В. Воронин, В. Короленков, К. Доронин, В. Аничкин, В. Амбарцумян, Г. Логофет, Г. Гусаров, О. Сергеев, С. Рожков, В. Федотов и многие другие мастера. К сожалению, через пять лет школу расформировали, тренеры перешли работать в команды мастеров. Но усилиями энтузиастов Н. П. Боровкова, М. А. Васильева, А. Г. Иванюшина удалось сохранить учащихся младших групп и продолжать работать с ними. Пришли новые тренеры, появились и новые мастера: М. Гершко-

 

вич и С. Ольшанский, несколько позднее В. Круглое, С. Петренко, Е. Сидоров.

Шло время, в ДСО и ведомствах открылись и свои собственные футбольные школы. Подготовкой футбольного резерва стали заниматься серьезно и основательно. А в Лужниках, уже у нового поколения тренеров, продолжали расти мастера для московского футбола.

Для детско-юношеских спортивных школ по футболу была создана новая программа, подготовлены методические рекомендации для тренеров. Постоянно улучшается ее материально-техническая база. Многие юные футболисты сегодня имеют возможность тренироваться на хороших травяных полях, а зимой — в прекрасных футбольных манежах. В школьные каникулы воспитанники школы выезжают на турниры в другие города, чтобы соревноваться со своими сверстниками.

В последние годы сложилась стройная организационная структура подготовки резервов для футбольных команд мастеров и сборных команд страны. Это отделения футбола в ДЮСШ и СДЮШОР, ШВСМ, специализированные классы с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом, отделения футбола в общеобразовательных школах-интернатах спортивного профиля. Свыше 215 тысяч юных футболистов под руководством тренеров постигают футбольную науку. И все же высококлассных игроков для сборных страны, для команд мастеров пока маловато.

Поиск новых эффективных форм методики и организации учебно-тренировочного процесса, необходимых условий для планомерной, круглогодичной учебно-тренировочной работы привел к реорганизации в Москве, на Центральном стадионе имени В. И. Ленина, футбольной школы молодежи в экспериментальную школу высшего спортивного мастерства (ЭШВСМ), школу, где можно было бы совместить самые совершенные формы обучения, иметь возможность наблюдать за ростом учеников начиная с «нулевой отметки» в группах начальной подготовки и до собственной команды мастеров, выступающей во второй лиге класса «А», постоянно совершенствовать контрольные норма-

Library   30   Up


Contents

 

Home
 

тивы по общей физической подготовке и технике футбола. В помощь тренеру здесь привлечена спортивная наука, готовятся к выпуску методические письма и рекомендации по самому широкому кругу вопросов подготовки футболистов. Вот неполный перечень задач и вопросов, которые призвана решать ШВСМ. И конечно же школа должна продолжать готовить футболистов для большого футбола.

Как же удалось это совмещать и что удалось сделать за те три неполных года, прошедших со дня реорганизации?

В школе занимается 300 человек в возрасте от 6 до 20 лет. Сам по себе столь широкий возрастной диапазон в детской спортивной школе необычен. Впервые в стране был произведен эксперимент по набору и обучению в футбольной школе 6 — 7-летних детей. Набирал первую группу и вот уже на протяжении трех лет проводит с нею занятия заслуженный тренер РСФСР Б. Я. Цирик. Вслед за ним группы такого же возраста набрали и проводят с ними работу мастера спорта В. М. Амбарцумян и Ю. П. Верейкин, заслуженный тренер РСФСР О. Б. Лапшин. При наборе помощь тренерам оказывали сотрудники лаборатории психологии спорта Института общей психологии Академии педагогических наук СССР (руководитель лаборатории П. А. Жоров) и врач школы К. К. Чернов.

Потенциальные функциональные, и физические возможности наших будущих воспитанников определялись посредством специальных тестов на быстроту реакции, способность к восприятию упражнений, умение быстро и рационально бегать, прыгать, на сообразительность, активность, бойцовский характер, умение быть полезным коллективу.

Пока, конечно, рано делать далеко идущие выводы, но твердо можно сказать, что целесообразно принимать детей в футбольные школы именно с этого возраста. К 10 годам ребята овладевают набором технических приемов, начинают разбираться в игровой обстановке, проявляют стойкий интерес к тренировочным занятиям, а в своем физическом развитии, особенно в таких качествах, как быстрота, ловкость, координация движений, превосходят сверстников, которые приходят на просмотр в 9 — 10 лет. В 1985 году группа наших тренеров готовит к выпуску методические рекомендации по набору в детские спортивные школы по футболу 6 — 7-летних детей. Управлением футбола Спорткомитета СССР одобрены новые документы планирования и учета работы, разработанные у нас тренером-методистом С. Н. Андреевым. Сейчас эти документы рекомендовали для работы всем футбольным школам страны.

Интересны, на мой взгляд, и наши взаимоотношения с общеобразовательной школой-интернатом спортивного профиля. Мы попробовали объединить наши усилия и совместно

 

вести подготовку футболистов. ЭШВСМ полностью отвечает за комплектование и организацию учебно-тренировочного процесса, интернат — за обучение, питание, проживание, жилищно-бытовые условия, а также за идейно-патриотическое воспитание, дисциплину и организацию досуга и отдыха ребят. Начали в 1981 году с 18 человек, сейчас же отделение футбола насчитывает около 60 (7 — 10-е классы). Первые же в этом году успешно окончили 10-й класс и всей группой, опять-таки в порядке эксперимента, были приняты в московскую команду мастеров «Локомотив». Есть среди них и кандидаты в сборные юношеские страны. Многие выпускники стали студентами вузов.

Но и нерешенных вопросов пока еще много. Планируем увеличить объем учебно-тренировочной работы и разнообразить ее, используя все самые современные формы и методы, пригодные для подготовки спортсменов высокого класса. Особое место в наших планах занимает и вопрос укрепления дисциплины, что особенно актуально — ведь юноша воспитывается в интернате, как правило, в отрыве от дома, от семьи, и наша главная задача (и тренеров, и учителей, и воспитателей) — подготовить не только высококлассного футболиста, но в первую очередь гражданина, физически крепкого и закаленного молодого человека, готового к труду и защите коммунистических идеалов.

Иг каждый юноша, закончивший футбольную школу, по целому ряду причин может быть принят в команду мастеров. Ведь многие раскрывают свои возможности и способности спустя еще два-три года! Помочь этим футболистам в совершенствовании спортивного мастерства, вести с ними активную, целенаправленную круглогодичную работу с одновременным участием в соревнованиях взрослых и было целью создания в ЭШВСМ из группы воспитанников старшего возраста команды мастеров, участвующей в первенстве СССР во второй лиге. Результат участия в соревнованиях пока неудовлетворительный — последнее место в своей зоне. Но ведь переданы в большой футбол В. Каратаев, М. Каратаев, В. Пивцов, И. Теренин, Д. Кузнецов, А. Дозморов. Видимо, эту работу следует продолжать. Надо расширить поиск способной молодежи, по тем или другим причинам не попавшей в поле зрения тренеров именитых команд. Ни один из одаренных юношей не должен пропасть для большого футбола. В этом и видится конечная цель эксперимента.

При всевозрастающих требованиях к конечному результату работы тренера, выпуску футболистов, способных выступать в основных составах команд мастеров и в сборных командах страны, острее звучит вопрос совершенствования планирования и организации учебно-тренировочного процесса. Нужны также кон-

 
Library   31   Up


Contents

 

Home
 

кретные критерии оценки работы тренера в процессе всей его многолетней деятельности. Как правило, тренер детской спортивной школы, сделав набор в группу начальной подготовки, переходит со своими учениками в учебно-тренировочные группы, затем в группы спортивного совершенствования и снова набирает малышей. Сегодня срок обучения от групп начальной подготовки до выпуска составляет почти десять лет.

Правильно ли мы делаем, что не учитываем индивидуальных особенностей наставника, его знания, опыт успешной работы со старшими юношами, отсылая его снова к малышам? С другой стороны, есть тренеры, имеющие определенный талант при работе только с малышами. Ведь многолетние традиции средней общеобразовательной школы не случайны; здесь есть учителя только начальной школы, учителя, работающие в средних классах и только со старшеклассниками. Не исключен здесь и бригадный метод работы. Бригадир, более опытный и авторитетный специалист, ведет группы спортивного совершенствования, другой тренер передает ему учеников из групп учебно-тренировочных, в свою очередь принимая их от тренера, который сделал набор и провел курс начального обучения. Такая форма организации работы мне кажется наиболее рациональной и дает возможность использовать того или иного работника именно на том участке, где он проявляет наибольшие способности. Но это ни в коем случае не ставит никакого заслона перед тренером, который постоянно совершенствуется, повышает свой профессиональный уровень и высокими результатами добивается права работать и в среднем звене и в высшем. И наоборот, тренер, не справившийся с работой в группах спортивного совершенствования, может быть переведен в учебно-тренировочные группы, а не показавший результата и там может быть направлен в группы начальной подготовки.

Задачи ЭШВСМ видятся и в том, чтобы способствовать повышению квалификации тренерского корпуса, разрабатывав методические рекомендации по обучению техническим приемам, развитию тех или иных физических качеств у детей различного возраста. Как организовать специальные группы вратарей, защитников, нападающих и подготовить для них специальную программу по возрастам, как организовать индивидуальные занятия? Все это в поле зрения наших тренеров и учебной части. Разработка специальных комплексов упражнений с подсобным оборудованием, разработка новых тестов для каждого возраста, которые помогли бы определить способности и рост спортивного мастерства юного спортсме-

 

на, — все это будет необходимым подспорьем в работе детских тренеров.

Наряду со специальными знаниями тренер должен постоянно совершенствовать практику ведения воспитательной работы и психологической подготовки учащихся. Ведь не секрет, что в спорте достижение высоких результатов зависит не только от технической, физической я тактической подготовки спортсмена, но и во многом от морально-волевой подготовки. Вопросы воспитания воли, характера приобретают в работе с детьми и юношами все большую значимость. Всевозрастающая роль тренера, который зачастую имеет на подростка большее влияние, чем даже родители и школьные учителя, предъявляет к нему и определенные требования. Тренер, обладающий трудолюбием, выдержкой, дисциплинированностью, общительностью и активной жизненной позицией, служит для ученика образцом.

Можно рекомендовать перед началом учебного года в футбольных школах проводить с тренерским составом собеседование, включая в него помимо специальных вопросов по методике подготовки футболистов и вопросы психологической подготовки, воспитательной работы с учениками. К этим беседам нужно привлекать педагогов, комсомольских работников, психологов, что, несомненно, повысит ответственность тренера и поможет ему в приобретении новых знаний и навыков. Помимо обязательных, общешкольных планов воспитательной работы тренер составляет личный творческий план для каждой группы.

Обязательное идейно-патриотическое, трудовое и нравственное воспитание должно быть основным направлением в работе детско-юношеских спортивных школ по футболу. Можно рекомендовать такие формы воспитательной работы с юными футболистами, как контроль и помощь в учебе, проведение различных диспутов на актуальные темы, лекции и беседы, направленные на развитие коммунистического мировоззрения, организацию социалистического соревнования среди учебных групп под девизом «За честь команды», традиционные встречи с выдающимися людьми, ветеранами войны и труда, известными спортсменами и тренерами. Оказание помощи школе и стадиону, обязательное участие в коммунистических и комсомольских субботниках, множество других мероприятий воспитательного характера, проводимых тренером в содружестве с учителями и родителями, будут отвечать главной нашей цели — воспитать всесторонне и гармонически развитую личность, человека, способного продолжить славные традиции советского спорта.

 
Library   32   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало