Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ков и десятерых нетренированных молодых людей.

Двигательный режим футболистов составляли:

утренняя вводная гимнастика (30 мин); купания дважды в день (по 30 мин);

кратковременные (в течение часа) подъемы на большую (до 3000 м) высоту;

двусторонняя игра в течение часа (во второй половине дня через день);

календарные игры в Душанбе (каждые 4 — 5 дней); у нетренированных двигательный режим включал:

утреннюю гимнастику (15 мин);

прогулки (до 2 ч в день); купание.

Определяли влияние начальной фазы акклиматизации на сердечно-сосудистую систему (по пульсу и артериальному давлению в покое), изменение реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную повторную (бег 2x15 с) и субмаксимальную (степ-тест) нагрузки; рассчитывали работоспособность (по тесту PWC170 и МПК).

Удалось выявить, что в первые дни подъема как у тренированных, так и у нетренированных и в покое и при выполнении физической нагрузки усиливается функция кровообращения. В конце двухнедельного пребывания в среднегорье улучшилась реакция сердечнососудистой системы и сократилось время восстановления на стандартную работу. На четвертый день реакклиматизации количественные и качественные изменения сердечно-сосудистой системы на повторный бег максимальной интенсивности сохранялись хорошими и были лучше, чем до подъема в горы (реакция сердечно-сосудистой системы у всех нормотоническая, амплитуда пульса меньше, пульсовое давление выше), что говорит не только о восстановлении, но и об улучшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Работоспособность на третий день пребывания футболистов в горах снизилась на 4,09% (в Душанбе она составляла 22±0,74 кгм/мин и 3,79±0,097 л/мин; на тре-

 

тий день — 21,1±0,36 кгм/мин и 3,71±0,081 л/мин; к седьмому дню восстановилась до исходной, а на 12-й день имела тенденцию к повышению (22,2±0,34 кгм/мин и 3,84±0,115 л/мин). Реакция сердечно-сосудистой системы на субмаксимальную нагрузку у тренированных и нетренированных по мере акклиматизации выражалась не столько в количественном, сколько в качественном изменении. Из восьми обследованных футболистов, тренировавшихся в Душанбе, у четырех отмечена нормотоническая реакция, у четырех — дистоническая. На третий день жизни в горах реакция испытуемых ухудшилась (у трех сохранилась дистоническая, у двух появилась гипотоническая). На седьмой день у семерых она была уже нормотонической, у одного — дистонической; на 12-й у шести — нормотонической, у двух — дистонической, с восстановлением диастолического давления на 2 — 3-й мин.

У нетренированных работоспособность во все дни наблюдений оставалась на одном уровне (20,2±0,5 кгм/мин и 3,56±0,131 л/мин; 19,8±0,24 кгм/мин и 3,51±0,133 л/мин; 20,5±0,22 кгм/мин и 3,59±0,107 л/мин). Было отмечено учащение пульса на нагрузку и преобладание дистонической реакции: на 12-й день нормотоническая реакция отмечена у троих, а дистоническая — у семерых.

Оценивая динамику показателей сердечнососудистой системы и работоспособности в условиях среднегорья, можно сказать, что все показатели относительно нормализовались к 12-му дню. Значит, именно 12 дней достаточно не только для завершения острого периода акклиматизации, а и для нормализации ослабленной функции сердечно-сосудистой системы, от способности которой во многом зависит работоспособность организма. Полученные нами данные позволяют рекомендовать как одно из средств восстановления и поддержания работоспособности футболистов в соревновательный период двухнедельный активный отдых в среднегорье.

 

 

ЗА РУБЕЖОМ


СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ В ИТАЛИИ

   
В. В. Варюшин (Высшая школа тренеров при ГЦОЛИФКе)
 

Сегодня футбол в Италии — самый популярный, самый любимый из всех видов спорта — широко и красочно рекламируется всеми средствами информации.

Наблюдая в течение двух недель за футбольной .жизнью в этой стране, мы с удив-

 

лением констатировали: футболом живет (в полном смысле этого слова) буквально каждый, независимо от возраста, профессии, социального положения и т. п. Бурно переживают, дискутируют на всех уровнях итоги каждого тура национального чемпионата.

Library   55   Up


Contents

 

Home
 

Именно в этом корень зрелищности и результативности игр.

Вместе с тем (и это не скрывают ни политические, ни промышленные, ни спортивные руководители страны) футбол становится все более мощным средством отвлечения миллионов итальянцев от политики и от житейских невзгод.

«Футбольное дело» в Италии поставлено так, что через четкую систему детских соревнований «пробует себя в футболе» почти каждый мальчик.

Большой приток игроков в профессиональный футбол идет с юга Италии, где жизненный уровень особенно низок и борьба за существование вынуждает мальчиков основательно трудиться с раннего детства. Вместе с тем многие (если не все) родители заинтересованы, чтобы их сыновья попадали в профессиональные команды. «Без этого условия вряд ли мы могли бы иметь хороший футбол», — говорит бывший тренер сборной страны Феруччо Валкареджи.

В Италии нет специальных вузов, где готовили бы тренерские кадры. Их «заменяют» специальные курсы с продолжительностью обучения от месяца (для команд любительских) до 9 месяцев (для профессиональных клубов). Работу этих курсов направляет и контролирует Итальянская федерация футбола. Основной учебный центр по подготовке футбольных тренеров находится в Коверчиани (Флоренция). Руководит им доктор Аллоди, ответственный за тренерские кадры в национальной федерации футбола.

Футбольный центр располагает всем необходимым для проведения учебного процесса: аудиториями, современной аппаратурой, качественными полями и т. п.

Тренерские кадры по футболу в Италии делят на три категории: первую, вторую и любительскую.

Тренеров первой категории готовят в течение 9 месяцев с отрывом от работы. Рекомендуют их на учебу как клубы, так и частные лица. При зачислении на курсы все проходят собеседование.

Каждый слушатель заполняет анкету, в которой наряду с общими данными (фамилией, именем, родом деятельности и т. п.) должен дать подробные ответы на следующие вопросы:

интересы и любимые занятия в свободное время;

три значимых достижения до поступления на курсы и мотивы этих достижений;

ситуация, в которой получено ответственное задание, и опыт, приобретенный в результате выполнения этого задания;

объективное отражение позитивных и негативных черт собственного характера;

профессиональные цели на ближайшие три года.

 

В конце анкеты подписавший ее официально заявляет, что он знает и принимает условия обучения на курсах, и заверяет, что все ответы на вопросы полные и верные.

По окончании собеседования комиссия дает заключение о приеме слушателя на курсы. Каждый из 25 зачисляемых оплачивает затраты на обучение, питание, стажировку. Занятия длятся с сентября по июнь, пять дней в неделю, по 7 — 9 часов.

Учебный процесс по специализации ведут два штатных преподавателя, а все другие дисциплины учебного плана — преподаватели, приглашенные из Сьенского университета и из других учебных заведений, а также зарубежные специалисты.

Учебный план рассчитан на 789 часов: техника футбола — 129; физическая подготовка — 166; медицина — 112; психология — 18; массажетерапия — 5; устав Федеральной хартии — 4; положение о соревновании — 11; положения о дисциплине (национальное и интернациональное) — 6; организация общественных клубов — 14; юриспруденция и профсоюзное дело — 4; английский язык — 50; общая культура — 20; техника вратаря — 10; конференции, дискуссии, семинары, «круглый стол» — 208; просмотр видеозаписей учебных фильмов — 32.

Весь период обучения делится на 5 фаз. В течение первой (3 месяца) слушатели получают общетеоретическую подготовку по специализации, анатомии, гигиене, биохимии, биоэнергетике, физиологии, психологии. По завершении — экзамен по всему пройденному курсу. Задача экзамена — выявить аналитические, творческие способности каждого слушателя. Сдавшие экзамен продолжают обучение на следующей фазе, а несдавшие подлежат отчислению.

Вторая фаза (2,5 месяца) отводится более глубокому и специализированному изучению дисциплин учебного плана. По заключению экспертной комиссии слушателей распределяют (с учетом способностей) на две учебные группы: для работы с профессиональными футболистами (игроками категории) и для работы с юношами.

Третья фаза (месяц) — обязательная стажировка в ведущих футбольных клубах мира (бразильских, аргентинских, английских, западногерманских и др.), после которой каждый слушатель обязан представить отчет с подробным анализом тренировочной и организационной работы в клубе.

Четвертая фаза (месяц) предполагает участие слушателей в работе всевозможных конференций и семинаров, в дискуссиях и встречах за «круглым столом» с ведущими тренерами, журналистами и специалистами. Тематика встреч за «круглым столом» — широчайшая: «Физическая подготовка и ее «место в современном футболе», «Универсализм в футболе», «Тренеры вчера, сегодня и завтра»,

 
Library   56   Up


Contents

 

Home
 

«Футбол в Южной и Центральной Италии», «Футбол завтра», «Тактика футбола в Италии и за границей», «Взаимоотношения тренеров сборных и клубных команд» и др. Задача фазы — помочь слушателям в практическом использовании полученных знаний и в отстаивании личных позиций в вопросах спорта.

Пятая фаза (две недели) — экзамены и защита дипломной работы по специализации.

Выпускники курсов, как правило, попадают в ведущие клубы страны. Так, например, де Сиети возглавил «Фиорентину», Джекамини — «Интер»... Некоторые слушатели не прерывали связь со «своими» клубами и в ходе учебы выполняли обязанности селекционеров, помощников тренеров. Клуб — в порядке материальной компенсации такой деятельности — частично (а иногда и полностью) брал на себя расходы по обучению слушателя.

Вторая группа выпускников получает дипломы инструкторов юношеских команд.

Тренеров второй категории готовят на месячных Центральных курсах, функционирующих только во время летнего перерыва в чемпионате страны. Слушателей этих курсов (20 — 30 представителей клубов) знакомят с основами теории и методики футбола, физиологии, психологии, медицины, с уставом национальной федерации футбола... По окончании курсов выпускники приобретают право работать вторыми тренерами в профессиональных (а иногда и первыми в полупрофессиональных) командах.

Число обучающихся на курсах строго контролирует национальная федерация футбола (с учетом наличия мест работы в командах). В зависимости от конъюнктуры число слушателей на курсах периодически сокращается (вплоть до того, что иногда курсы закрываются, дабы избежать «перепроизводства» тренерских кадров).

Тренеров для любительских команд готовят (из лучших игроков команд любителей) на пяти региональных месячных курсах. Все желающие поступить на эти курсы подают заявление, проходят собеседование и сдают экзамен по специальности, который включает умение объяснять и демонстрировать упражнения по технике или тактике, выявлять основные ошибки при выполнении упражнения и находить средства и методы для их устранения.

Во избежание жалоб на федерацию к собеседованию допускают всех желающих, за исключением тех, кому уже свыше 40 лет. Могут поступать на курсы и действующие игроки, при условии, что им не менее 30 лет.

После собеседования всех абитуриентов делят на три категории: 25 успешно сдавших экзамен, прошедших собеседование и зачисленных на курсы;

20 сдавших экзамен, но не прошедших собеседования и потому не зачисленных на кур-

 

сы. Этих абитуриентов примут на следующий год без отбора. Обязательное условие для них — пройти повторное собеседование;

все остальные абитуриенты. Как не проявившим способностей к данной профессии, им предложено больше не участвовать в конкурсе.

Число обучающихся на одном курсе — 25. Всего открывают пять курсов в месяц.

В процессе обучения слушателей знакомят с основами теории и методики футбола, с организацией учебного процесса и проведения соревнований. В течение двух сезонов тренеры любительских команд обязаны выступить на конференциях по темам: «Современная техника футбола», «Тактика футбола», «Специальная физическая подготовка», «Восстановительные мероприятия в футболе» и еще по одной теме на выбор. По окончании курсов каждый слушатель проводит зачетный урок.

Тех, кто за время учебы на курсах второй категории проявит способность к творчеству, руководство курсов может рекомендовать для поступления на курсы первой категории и на курсы инструкторов юношеских команд.

Подготовка менеджеров. Хозяйство футбольных клубов ныне настолько разрослось, что управлять им становится весьма сложно. В связи с этим возникает насущная необходимость в подготовке высококвалифицированных руководителей (менеджеров), которые координировали бы всю управленческую деятельность и контролировали бы все функции клуба за исключением тренерской.

Задачи первого курса — подготовить современных менеджеров-управляющих, привлечь к учебе работающих менеджеров, чтобы помочь им совершенствовать свою работу с учетом современных управленческих требований.

Данный курс вызвал большой интерес не только в Италии, но и за рубежом, поскольку стал первым в истории мирового футбола. Рассчитан он на тех, кто способен приступить к работе в футбольном клубе сразу же по окончании учебы.

Поэтому из многочисленных кандидатов предпочтением при зачислении на курсы пользуются те, кого непосредственно рекомендуют футбольные клубы.

Учитывая разный профессиональный и культурный уровень кандидатов, основной принцип преподавания строят на конкретности и практическом применении получаемых знаний.

В связи с этим задачи преподавательского состава не только освещать «случаи» и «варианты» и практиковать стажировку в клубах, но главным образом активно вовлекать в учебный процесс всех слушателей.

Такая «внешняя практика» во всей многогранности дает возможность познать среду, в которой будущим менеджерам предстоит работать.

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
 

Для выполнения поставленных задач совет федерации назначил комиссию, которая разработала и утвердила учебный план и определила преподавательский состав курсов. В постоянном штате курсов — директор и два преподавателя специализации.

Для чтения лекций по учебному плану был заключен контракт с ведущими преподавателями Миланского и Сьенского университетов.

Первую часть дисциплин учебного плана («информатику», «функцию рынка», «администрацию и контроль за управлением», «финансы», «банковские и вспомогательные операции», «налоговую систему», «экономику», читали специалисты Сьенского университета.

В заключительном цикле при участии специалистов Миланского университета был прочитан специальный курс лекций и проведены практические занятия по планированию и производственной стратегии; по технике организации и управлению производством и их применению в футболе; по организации спорта в целом и футбола в частности в Италии и за рубежом; по психологии, общественным отношениям, управлению и организации персонала; по организации спортивных выступлений; по футбольной регламентации и юриспруденции; по праву гражданскому, торговому, трудовому, административному, налоговому, уголовному, международному, конституционному, по иностранному языку.

Профессор Миланского университета сеньор Ди Наро выступил с лекцией на тему: «Создание микроклимата в футбольной команде», осветив следующие вопросы.

1) прием нового игрока и оценка его максимальных возможностей,

2) методы и средства получения максимальной эффективности от приобретенного игрока; как повысить ценность нового приобретения «через» максимальное использование.

В процессе обучения слушатели курсов под руководством приглашенных опытных президентов клубов, менеджеров, тренеров проходят

 

практику в банках, в редакциях газет и журналов, на радио и телевидении, в туристских агентствах, в секретариате федерации, в иностранных клубах высшего класса; под руководством преподавателей специализации тщательно изучают устав и футбольную хартию.

Весь период обучения идет с отрывом от работы с сентября по июнь и делится на четыре цикла: общеподготовительный (теоретический) — 3 месяца; специально-подготовительный (2,5 месяца); стажировка в зарубежных клубах (2 недели); общее повторение курса непосредственно на практических занятиях в учреждениях; обсуждение и защита дипломных работ (1,5 месяца).

Число обучающихся на первых курсах менеджеров — 25. Каждый из них за весь срок обучения на курсах оплачивает стоимость двухразового питания, проживания, обучения и стажировки в зарубежных клубах. Занятия проходят 5 дней в неделю, по 8 — 9 часов в день с трехчасовым дневным перерывом.

Не прошедшие обучения на таких курсах работать тренерами по футболу не имеют права.

За четыре года работы школы в ее адрес не поступило ни одной рекламации, что свидетельствует о качественном отборе и высокой профессиональной подготовленности выпускников.

Таким образом, действующая в Италии методика подготовки тренерских кадров устраняет возможность проникновения в футбол людей случайных, не имеющих профессиональных знаний и способностей. Число выпускаемых специалистов строго регулируется и контролируется. Это гарантирует эффективность учебно-тренировочного процесса на любом уровне.

Открытие специальных курсов для подготовки менеджеров команд заслуживает изучения и использования в соответствующем преломлении в нашем футболе.

 

 

МИШЕЛЬ ИДАЛЬГО: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

   
Александр Шорин
 

Девятый год старшим тренером сборной Франции по футболу работает Мишель Идальго. Точнее даже — старшим тренером национальных сборных Франции, поскольку у всех команд, защищающих национальные цвета французского флага, фактически один руководитель. Единоначалие чувствуется на любом уровне футбола Франции. Вспомним юношескую сборную, которая приезжала на турнир памяти В. Гранаткина в минувшем году — это ведь была юная копия первой сборной и по столь же страстной, наступательной манере игры, и по изяществу обращения с

 

мячом, и даже чисто внешне (были в той команде свои Платини, Жиресс, Рошто)!

Что же происходит с французским футболом в последнее время? Почему национальная сборная, с 1966 г. не попадавшая в число лучших в мире, спустя 12 лет дважды под. ряд — в 1978 и 1982 гг. — сумела пробиться в число участников финальных турниров, оспаривавших право называться первой командой планеты? И как играла! Лучшими матчами турнира в Аргентине-78 весьма компетентное жюри признало встречи Аргентина — Франция и Франция — Венгрия. Некоторая нервозность

Library   58   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало