Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ ПО ФУТБОЛУ

   
Ю. Ф. Буйлин, тренер-методист Спорткомитета СССР
 

Методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса играет в повышении качества и эффективности работы детско-юношеских спортивных школ все более значительную роль. Оно охватывает, во-первых, непосредственно учебно-тренировочный процесс и, во-вторых, все, что связано с повышением профессионального мастерства тренеров. Умело, со знанием дела организованная методическая работа обеспечивает возможность рационального и оперативного использования непрерывно накапливаемого передового тренерского опыта, а также новейших достижений спортивной науки.

Главным объектом всех методических усилий должны стать тренер и спортсмен, их знания, навыки, умения, убеждения. Основные критерии в оценке методической работы — реальные успехи в учебно-тренировочной работе, рост мастерства, четкость в реализации современных программно-методических требований.

К сожалению, сегодня в подавляющем большинстве спортивных школ организация методической работы не стала еще первоочередной заботой ни дирекции, ни учебной части. Неумение наладить бесперебойную систематическую методическую работу в ДЮСШ иногда приводит к внедрению в практику недостаточно научно обоснованных методов тренировки. Основанием для внедрения сомнительных «новинок» нередко становится случайный успех пусть даже выдающегося спортсмена в том или ином виде спорта, о методах подготовки которого порой футбольные тренеры и знают-то только понаслышке. По той же причине остаются недопустимо многочисленными факты подмены планомерной подготовки спортсменов натаскиванием. Пробелы в методической работе приводят (опять-таки во многих случаях) к безответственности. Тренер должен постоянно учиться (как организованно, так и самостоятельно). Именно об этом и должны беспокоиться прежде всего учебная часть школ и инструкторы-методисты. Между тем в спортивных школах по футболу данному разделу работы, как правило, должного внимания еще не уделяют. Проведенный Управлением футбола Спорткомитета СССР анкетный опрос административного состава спортивных школ показал, что в 69,3% футбольных ДЮСШ методическая работа проводится от случая к случаю, в 16,5% — планируется

 

лишь на самое ближайшее время, а в 14,2% — не проводится вовсе.

Методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса предполагает:

обеспечение наглядными учебными пособиями (кинограммами, учебными плакатами, схемами, таблицами);

оснащение киноаппаратурой, кинокольцовками;

внедрение тренажерных устройств, приборов срочной информации, другого учебного оборудования.

Правильное использование наглядных учебных пособий, плакатов, киноматериалов крайне важно как средство повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в спортивных школах.

Применение всевозможных тренажерных устройств для обучения спортивной технике и ее совершенствования, для общей и специальной физической подготовки позволяет значительно расширить круг средств специальной физической, технической и тактической подготовки спортсмена любой специализации, а внедрение подсобного учебного оборудования — значительно повысить интенсивность занятий, обострить интерес к ним. Уже сейчас придумано великое множество вспомогательных средств обучения и тренировки, многие из которых посильно сделать самим ребятам. Однако в педагогический процесс эти новшества внедряются крайне медленно.

Методическое обеспечение, направленное на повышение профессионального мастерства тренеров, охватывает:

производственную учебу тренерского состава;

открытые учебно-тренировочные занятия (по типу открытых уроков в общеобразовательных школах);

удовлетворение спроса тренеров на учебно-методическую литературу;

направление тренеров на курсы повышения квалификации, на семинары и конференции;

накопление и обобщение опыта работы ведущих тренеров спортивных школ;

методическую помощь молодым тренерам;

проведение общешкольных конференций по вопросам обучения и тренировки спортсменов разного возраста и разной квалификации.

Вся эта работа должна вестись на базе методического кабинета спортивной школы.

Так, например, производственную учебу

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

тренеров следует проводить круглогодично — по одному-два занятия в месяц (в форме лекций, к чтению которых привлекать опытных тренеров, ученых, врачей, организаторов). Эффективность учебы будет зависеть и от того, насколько тщательно подготовят тематический план.

Например, в Экспериментальной школе высшего спортивного мастерства по футболу Спорткомитета Москвы лекции по актуальным проблемам подготовки резерва читают ученые ГЦОЛИФКа и ВНИИФКа, работники столичного и Всесоюзного спорткомитетов.

Важное место в повышении квалификации тренеров (в первую очередь начинающих) должны занимать открытые учебно-тренировочные занятия. Содержание таких занятий должно быть тематическим, т. е. отражать их специфику в зависимости от возраста занимающихся, от места и времени проведения.

Такая форма, как открытые уроки с последующим их анализом и обсуждением на тренерских советах, нашла применение в СДЮСШОР «Динамо» (Киев) и «Смена» (Ленинград), «Локомотив» (Москва) и гороно (Каунас). К сожалению, в большинстве спортивных школ эта форма методической работы практикуется мало. Предложенную форму работы с юными футболистами можно расширить за счет просмотра учебно-тренировочных занятий, проводимых лучшими специалистами города, а также направляя отдельных тренеров стажироваться на учебно-тренировочные сборы разных рангов.

Каждый методический кабинет должен располагать своей библиотекой и постоянно пополнять ее новинками учебно-методической литературы (прежде всего по видам спорта, культивируемым в школе). Помимо обеспечения литературой центральных и республиканских издательств необходимо организовать поиск методических материалов, выпускаемых спортивными организациями.

Из методических разработок наибольшую ценность представляют те, что освещают конкретные вопросы методики обучения и тренировки. Например, такие, как «Круговая тренировка для повышения специальной физической подготовленности футболистов», «Эффективность индивидуальной подготовки футболистов», «Построение многолетней подготовки юных футболистов», «Идейно-воспитательная работа в футбольных командах», «Средства и методы скоростно-силовой подготовки футболистов». Необходимость издания и даже переиздания литературы по такой тематике давно уже назрела.

В распоряжении учащихся СДЮСШОР «Смена» (Ленинград) самая разнообразная литература по вопросам подготовки юных

 

футболистов. Она тщательно систематизирована, что во много раз облегчает тренерскому составу школы возможность регулярного ее использования в подготовке к учебно-тренировочным занятиям.

В каждой школе необходимо создать такие условия, чтобы тренеры в обязательном порядке знакомились со всей литературой, имеющей отношение к их деятельности (в первую очередь с содержащей научные и методические рекомендации, которые могут быть приняты к сведению).

Особо тщательно должно быть организовано обучение тренерских кадров на факультетах повышения квалификации в институтах физкультуры, участие специалистов в работе конференций и семинаров тренеров.

Эту работу нужно вести по системе, предусматривающей последовательную профессиональную учебу всех тренеров. Каждый тренер, побывавший на всесоюзной или республиканской конференции или на семинаре коллег, обязан выступить с сообщением на одном из занятий.

Накопление и обобщение опыта работы ведущих тренеров спортшколы — первоочередная забота школьных методистов. К сожалению, во многих школах опыт работы лучших тренеров почти не обобщается и не распространяется. В прессе и даже в узковедомственной спортивной литературе крайне редки статьи о достижениях наших выдающихся тренеров.

Важный раздел методической работы — методическая помощь тренерам (прежде всего молодым). Здесь наиболее эффективной формой стало наставничество. Однако далеко не везде помощь в форме наставничества приобрела характер систематической, далеко не всегда контролирует ее администрация школы. Молодому тренеру на первых порах, видимо, крайне важна помощь в установлении деловых контактов с занимающимися.

Общешкольные и методические конференции необходимо проводить ежегодно, заранее готовя их программы. К участию в работе конференций, помогающих обмену и распространению передового опыта, повышению квалификации тренеров, можно приглашать и высококвалифицированных специалистов из разных спортивных организаций, а также представителей науки.

Таковы основные формы методической работы в спортивной школе. Безусловно, в каждой из школ, исходя из местных условий работы, предпочтение может быть отдано какой-то конкретной форме методической работы, более всего соответствующей конкретным условиям. Но ни одну из форм не должно предавать забвению.

 
Library   53   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало