|
тренеров следует проводить круглогодично — по одному-два занятия в месяц (в форме лекций, к чтению которых привлекать опытных тренеров, ученых, врачей, организаторов). Эффективность учебы будет зависеть и от того, насколько тщательно подготовят тематический план.
Например, в Экспериментальной школе высшего спортивного мастерства по футболу Спорткомитета Москвы лекции по актуальным проблемам подготовки резерва читают ученые ГЦОЛИФКа и ВНИИФКа, работники столичного и Всесоюзного спорткомитетов.
Важное место в повышении квалификации тренеров (в первую очередь начинающих) должны занимать открытые учебно-тренировочные занятия. Содержание таких занятий должно быть тематическим, т. е. отражать их специфику в зависимости от возраста занимающихся, от места и времени проведения.
Такая форма, как открытые уроки с последующим их анализом и обсуждением на тренерских советах, нашла применение в СДЮСШОР «Динамо» (Киев) и «Смена» (Ленинград), «Локомотив» (Москва) и гороно (Каунас). К сожалению, в большинстве спортивных школ эта форма методической работы практикуется мало. Предложенную форму работы с юными футболистами можно расширить за счет просмотра учебно-тренировочных занятий, проводимых лучшими специалистами города, а также направляя отдельных тренеров стажироваться на учебно-тренировочные сборы разных рангов.
Каждый методический кабинет должен располагать своей библиотекой и постоянно пополнять ее новинками учебно-методической литературы (прежде всего по видам спорта, культивируемым в школе). Помимо обеспечения литературой центральных и республиканских издательств необходимо организовать поиск методических материалов, выпускаемых спортивными организациями.
Из методических разработок наибольшую ценность представляют те, что освещают конкретные вопросы методики обучения и тренировки. Например, такие, как «Круговая тренировка для повышения специальной физической подготовленности футболистов», «Эффективность индивидуальной подготовки футболистов», «Построение многолетней подготовки юных футболистов», «Идейно-воспитательная работа в футбольных командах», «Средства и методы скоростно-силовой подготовки футболистов». Необходимость издания и даже переиздания литературы по такой тематике давно уже назрела.
В распоряжении учащихся СДЮСШОР «Смена» (Ленинград) самая разнообразная литература по вопросам подготовки юных
|
|
футболистов. Она тщательно систематизирована, что во много раз облегчает тренерскому составу школы возможность регулярного ее использования в подготовке к учебно-тренировочным занятиям.
В каждой школе необходимо создать такие условия, чтобы тренеры в обязательном порядке знакомились со всей литературой, имеющей отношение к их деятельности (в первую очередь с содержащей научные и методические рекомендации, которые могут быть приняты к сведению).
Особо тщательно должно быть организовано обучение тренерских кадров на факультетах повышения квалификации в институтах физкультуры, участие специалистов в работе конференций и семинаров тренеров.
Эту работу нужно вести по системе, предусматривающей последовательную профессиональную учебу всех тренеров. Каждый тренер, побывавший на всесоюзной или республиканской конференции или на семинаре коллег, обязан выступить с сообщением на одном из занятий.
Накопление и обобщение опыта работы ведущих тренеров спортшколы — первоочередная забота школьных методистов. К сожалению, во многих школах опыт работы лучших тренеров почти не обобщается и не распространяется. В прессе и даже в узковедомственной спортивной литературе крайне редки статьи о достижениях наших выдающихся тренеров.
Важный раздел методической работы — методическая помощь тренерам (прежде всего молодым). Здесь наиболее эффективной формой стало наставничество. Однако далеко не везде помощь в форме наставничества приобрела характер систематической, далеко не всегда контролирует ее администрация школы. Молодому тренеру на первых порах, видимо, крайне важна помощь в установлении деловых контактов с занимающимися.
Общешкольные и методические конференции необходимо проводить ежегодно, заранее готовя их программы. К участию в работе конференций, помогающих обмену и распространению передового опыта, повышению квалификации тренеров, можно приглашать и высококвалифицированных специалистов из разных спортивных организаций, а также представителей науки.
Таковы основные формы методической работы в спортивной школе. Безусловно, в каждой из школ, исходя из местных условий работы, предпочтение может быть отдано какой-то конкретной форме методической работы, более всего соответствующей конкретным условиям. Но ни одну из форм не должно предавать забвению. |
|