Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Рис. 2. Изменения скорости бега у 13-летних футболистов в сериях рывков на 30 м с места с разными паузами отдыха между повторениями:
А — через каждые 15 с, Б — через каждые 30 с, В — через каждые 60 с

вторение следовало через 55 с, скорость бега, по существу, не снижалась: к концу восьмого повторения была не ниже, чем в первом и втором (рис. 2). Частота пульса перед каждым следующим повторением равнялась 150 — 160 уд/мин. Учитывая более высокую, чем у взрослых, ЧСС у юных футболистов в состоянии покоя, можно говорить, что снижение ЧСС может служить показателем, характеризующим скорость бега.

 

Рис. 3. Изменения скорости бега у 13-летних футболистов разных игровых амплуа (А вратари, Б защитники, В нападающие, Г полузащитники). Бег на 30 м — с паузой 30 с

 

 

Определение падения скорости бега у футболистов разных игровых амплуа показало,. что более всего в серии рывков через 25 с скорость бега снижается у вратарей. Это связано прежде всего с уровнем физической работоспособности стражей ворот (рис. 3). У юных футболистов других игровых амплуа скорость тоже снижается, но не столь существенно.

 

 

ФУТБОЛ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

   
С. Н. Андреев,
А. С. Соловьев, тренеры-методисты
Управления футбола Спорткомитета СССР
 

Дальнейшее развитие футбола в стране, рост мастерства советских футболистов невозможны без улучшения работы с молодежью непосредственно в учебных заведениях. Сегодня футбол в учебных заведениях занимает еще далеко не соответствующее ему место среди других средств физического воспитания: мало секций, недостаточно и число занимающихся в них. Эти грустные факты, к сожалению, типичны для всех типов учебных заведений — от общеобразовательных школ до вузов. Низка эффективность соревнований по футболу среди учащейся молодежи. Крайне редко проводятся увлекательные турниры по упрощенным правилам или по мини-футболу. В планах с портивно-массовых мероприятий общеобразовательных школ, профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений поч-

 

ти не значатся соревнования по футболу среди команд классов, групп, курсов, факультетов, отделений.

Многочисленны недостатки и в организации массовых соревнований по футболу среди учащейся молодежи в городах, районах и областях. Например, как свидетельствуют результаты анкетного опроса специалистов, проведенного в прошедшем году Управлением футбола Спорткомитета СССР, в соревнованиях, как правило, участвует очень мало команд, а сами турниры проходят скоротечно. Частенько нарушается цикличность календарей, значительными бывают перерывы в проведении соревнований. Не балует вниманием футбол на местах пресса.

А сколько прорех в планировании таких соревнований... Редко планируют организа-

Library   45   Up


Contents

 

Home
 

торы зимние соревнования по мини-футболу; в планах городских и районных спорткомитетов не находят места соревнования среди команд пионерских лагерей. А есть и такие «регионы», где городские (не говоря уже о районных) соревнования среди учащихся общеобразовательных школ, профтехучилищ или техникумов даже не планируются.

Особо хотели бы остановиться на проведении соревнований по футболу среди детей, отдыхающих в пионерских лагерях. Еще в 60 — 70-е годы турниры между командами пионерлагерей практиковались повсеместно. Большую популярность, в частности, снискали такие состязания в Московской области. Проводились они по «кустовому принципу», что позволяло не отвлекать детей от участия в воспитательной работе непосредственно в лагерях. Предварительно районные и городские спорткомитеты определяли возрастные группы участников, формировали «кусты» из ближайших лагерей и лагерных инструкторов физкультуры назначали ответственными за организацию турниров. Состязания проходили очень увлекательно и потому сами по себе служили отличным средством пропаганды футбола среди детей. Их заключительную часть, как правило, приурочивали к концу лагерных смен и включали в программу массовых детских физкультурных праздников. К сожалению, положительный опыт не получил по-настоящему широкого распространения.

Почему же футбол — одна из самых популярных игр среди молодежи — не используется в системе физического воспитания учащейся молодежи должным образом? Прежде всего из-за малоэффективной организаторской деятельности физкультурных организаций, не стимулирующих .работу секций по футболу непосредственно в общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях и организацию массовых соревнований футболистов в соответствующих коллективах физкультуры. Безусловно, отрицательную роль сыграло и исключение (хотя и временное) футбола из программ физического воспитания во всех учебных заведениях, за исключением профтехучилищ.

Отрадно, что в последнее время отношение физкультурных организаций к развитию футбола в учебных заведениях меняется к лучшему.

Важный шаг — введение футбола (с 1983/84 учебного года) в программу по физической культуре для общеобразовательных школ. Эта программа предусматривает обучение школьников элементам футбола (или на выбор другой спортивной игры) с четвертого класса. В четвертых — шестых классах на изучение спортивных игр отводится по 16 ч. Главная задача педагогов на данном этапе — ознакомить школьников с основными элемен-

 

тами техники игры, одновременно нацеливая ребят на совершенствование в секциях (во внеурочное время) непосредственно в школах, по месту жительства, при производственных коллективах физкультуры, а также через систему домашних заданий. В седьмых — десятых классах программа предусматривает освоение одной игры — по выбору — по 16 ч.

Значительно усложняется содержание учебного материала. Если ранее предполагалось знакомить школьников с такими элементарными техническими приемами, как, например, удар внутренней стороной стопы по неподвижному и катящемуся мячу, простейшие остановки внутренней стороной стопы и подошвой, медленное ведение мяча по прямой и по кругу и т. п. (и изучать эти приемы), то теперь начиная с седьмого класса школьники будут изучать значительно более сложный материал. Так, уже в седьмом классе планируется освоение учащимися ведения мяча внутренней и внешней частью подъема с изменением скорости и направления, а также ударов по катящемуся мячу и ударов головой. В восьмом классе, например, предусматривается обучение ударам по летящему мячу и остановке летящего мяча, а в девятом и десятом классах — таким сложным технико-тактическим элементам, как удар средней частью подъема по летящему мячу, удар головой в прыжке и с разбега, отбор мяча у соперника толчком плечом в плечо, обманные движения, зонная и персональная защита. Проведение двусторонних игр на уроках физкультуры предусматривается с шестого класса.

Организационно-методическая работа по развитию футбола в школах ныне не ограничивается рамками учебного процесса. Приняты и другие меры, способствующие более интенсивному внедрению любимой детьми спортивной игры в систему физического воспитания школьников. Например, с 1983 г. во всех трех возрастных группах всесоюзных турниров на призы клуба ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч» наряду с командами, созданными по месту жительства, полноправное место занимают и школьные. Такое решение безусловно всколыхнет внеклассную работу по развитию футбола в общеобразовательных школах, будет способствовать более широкому охвату детей этой спортивной игрой, станет определенным стимулом для преподавателей физкультуры и для общественного актива, занятого в работе с юными футболистами.

В целях улучшения организации занятий футболом в школьных секциях отдел физического воспитания Министерства просвещения СССР совместно с Управлением футбола Спорткомитета СССР разработал и выпустил программу для внеклассной работы по развитию футбола. В практической работе на местах этот документ оказывает существенную помощь. В соответствии с требованиями вре-

 
Library   46   Up


Contents

 

Home
 

мени он предусматривает четыре возрастные группы: начальной подготовки (11 — 12 лет), подростковую (13 — 14 лет), младшую юношескую (15 — 16 лет) и старшую юношескую (17 — 18 лет). Число занимающихся в каждой возрастной группе — 15 чел. Продолжительность занятий — 60 — 90 мин. Программа предусматривает изучение теоретического материала, практические занятия по физической, технической и тактической подготовке, а также участие в соревнованиях, инструкторскую и судейскую практику. Школьникам 11 — 12 лет на изучение учебного материала отводится 122 ч в год, учащимся 13 — 14 лет — 138, 15 — 16-летним — 154, старшим юношам — 163.

Безусловно, чтобы правильно организовать обучение школьников элементам футбола, регулярно проводить увлекательные массовые внутришкольные соревнования, вооружить физкультурный актив специальными знаниями, необходимо специальное учебное пособие. Подготовленное Управлением футбола Спорткомитета СССР, оно выйдет в свет в издательстве «Просвещение». С выходом этого пособия работа по организационно-методическому обеспечению школьного футбола, по существу, завершится.

Усиление внимания к развитию популярной игры в школе совпадает с необходимостью решения такой актуальной задачи, как совершенствование всех составных звеньев системы подготовки резервов по футболу в целях пополнения команд мастеров и сборных СССР высококвалифицированными кадрами. Общеобразовательная школа — неистощимый кладезь спортивных талантов — рассматривается как важнейшее звено данной системы, способное не только пополнять школы спортивные, но и в определенной степени совместно со спортшколами решать задачу подготовки юных футболистов высокой квалификации. Пример тому — специализированные классы с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом по футболу, получившие в стране широкое развитие. Тесно сближая задачи общеобразовательной и спортивной школ по организации воспитательной работы с учащимися, специализированные классы располагают достаточными возможностями для обеспечения подготовки футболистов. Не случайно их называют «школьными футбольными маяками». Сегодня в специализированных классах обучается более 12 тыс. юных футболистов.

Трудно рассчитывать на усиление развития футбола в школах без действенной помощи и активного участия местных спорткомитетов. Организация семинаров и инструктивных занятий с преподавателями физкультуры, оборудование и строительство футбольных полей и площадок для мини-футбола, организация красочных массовых соревнований школьных

 

команд — вот первостепенные мероприятия, требующие активного участия работников спорткомитетов.

Определенный положительный опыт в развитии школьного футбола, достойный всемерного распространения, накоплен в сельской Эркин-Юртской средней школе Карачаево-Черкесской автономной области (здесь создана футбольная секция, в которой круглый год. проводят увлекательные соревнования с участием большого числа занимающихся — до 90% мальчиков четвертых — десятых классов), Клайпеде Литовской ССР (где футбол вообще считается среди школьников спортом № 1. Не случайно все 20 общеобразовательных школ города-порта располагают футбольными полями или простейшими площадками), Волгоградской области (здесь регулярно соревнуются не только учащиеся городских школ, но и команды школ на селе). И таких примеров становится все больше.

Предпринят ряд мер, направленных на развитие футбола среди учащихся и средних специальных и высших учебных заведений. В уже разработанных проектах новых программ по физическому воспитанию для учебных заведений этих типов обязательными стали разделы по футболу. В зависимости от условий для: развития физической культуры и спорта среднему специальному учебному заведению предоставлено право выбора одной из спортивных игр. На изучение материала по футболу как профилирующей спортивной игры, на освоение технико-тактических действий и усвоение теоретических сведений отводится от 18 до 26 ч. В зависимости от условий работы вуз имеет право выбрать одну из спортивных игр, в том числе и футбол. Несомненно, утверждение новых программ должно положительно повлиять на увеличение числа занимающихся футболом как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях,

В профтехучилищах программы по физическому воспитанию предусматривают раздел по футболу уже довольно продолжительное время (правда, тоже на правах выбора из перечня спортивных игр). Изучению материала по футболу ежегодно предусматривается отводить до 12 ч. Раздел по футболу охватывает учебный материал по технико-тактической подготовке, теоретические сведения и материал для развития двигательных качеств.

В целях еще более широкого развития футбола среди учащихся в системе профтехобразования, выявления лучших команд среди учебных заведений данного типа в городах, районах, областях, краях, автономных и союзных республиках Центральный совет «Трудовых резервов» в течение ряда лет успешно проводит всесоюзные турниры «Рабочая смена». Соревнования эти снискали популярность, поскольку на первом этапе выявляют лучшие команды непосредственно в училищах, а игра.

 
Library   47   Up


Contents

 

Home
 

по упрощенным правилам намного расширяет «заявочные списки» команд-участниц. Сегодня в футбольных секциях профтехучилищ страны занимаются около 183 тыс. юных футболистов.

Особо следует сказать о мерах, принятых Управлением футбола Спорткомитета СССР в целях дальнейшего совершенствования организации соревнований по футболу среди команд учебных заведений. Так, для упорядочения проведения соревнований по мини-футболу на местах разработаны единые правила игры.

Совершенствованию организации соревнований по футболу с участием школьников, учащихся профтехучилищ и средних специальных учебных заведений помогут методические рекомендации, подготовленные сотрудниками Управления футбола Спорткомитета СССР. Рекомендации охватывают широкий круг проблем по планированию и проведению турниров с участием учащейся молодежи непосредственно в учебных заведениях, а также в городах, районах и областях. Например, соревнования в общеобразовательных школах специалисты рекомендуют проводить лишь при соответствующем материально-техническом обеспечении и

 

в основном по упрощенным правилам (или по мини-футболу). Организовывать турниры желательно между командами классов, предварительно планируя их на полугодие (либо на весь учебный год) и вводя в план спортивно-массовых мероприятий как составной элемент программы «Стартов надежд», массовых физкультурных праздников и т. п. В числе рекомендаций есть и такая: организовывать кратковременные турниры с приглашением команд близлежащих школ, средних специальных учебных заведений, посвящая соревнования юбилейным датам, большим спортивным событиям. Очень конкретизируют методические рекомендации типовые календарные планы соревнований для соответствующих учебных заведений, а также типовой календарный план юношеских соревнований в городах, районах и областях с участием команд общеобразовательных школ, профтехучилищ и средних специальных учебных заведений. Конкретным помощником каждого организатора можно считать таблицу соревновательных нагрузок для юных футболистов разных возрастных групп.

 

Возраст участников, годы

Соревнования

в пионерских лагерях (в течение смены)

по месту жительства (школы , профтехучилища среднего специального учебного заведения)

в спортшколах, производственных коллективах физкультуры (в течение года)

Всего игр

Всего игр

из них календарных

Всего игр

из них календарных

7 — 9

6

10

б

15 — 20

8

9 — 10

8

12

6

20 — 25

8 — 10

10 — 11

9

15

8

25 — 30

14

11 — 12

9

15

8

30 — 35

15

12 — 13

10

18

12

30 — 35

17

13 — 14

10

18

12

35 — 40

20

14 — 15

10

22

14

35 — 40

22

15 — 16

10

22

14

40 — 45

25

16 — 17

25

16

45 — 50

27

17 — 18

25

16

45 — 50

30

Таким образом, совершенствуя организацию юношеских соревнований с участием команд учебных заведений, физкультурные организации должны придерживаться основных требований данного документа — внедрять в практику стабильные календари юношеских турниров на всех уровнях, достигать их цикличности, строго соблюдать возрастную преемственность соревновательных нагрузок и добиваться логической взаимосвязи календаря

 

турниров с выполнением футболистами разрядных норм согласно требованиям Единой всесоюзной спортивной классификации.

Первые, но весьма важные шаги, сделанные в этом направлении, требуют подкрепления активной организаторской деятельностью физкультурных организаций. Лишь при этом можно будет рассчитывать на расширение числа секций по футболу в учебных заведениях, на их организационное укрепление.

Library   48   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало