|
||||
Рис. 1. Скорость бега и ее прирост у футболистов разного возраста (вверху — показатели скорости бега на 15 м с места, внизу — на 30 м с места). Пунктир — показатели скорости бега футболистов основных составов команд мастеров подвижность нервных процессов, свойственная детям этого возраста, обусловливает быстроту чередования сокращений и расслаблений мышц, максимальный темп движений. Прежде чем говорить о средствах и методах воспитания скорости бега, наиболее эффективных для каждого этапа подготовки, необходимо напомнить, что при воспитании быстроты используют следующие методы: метод динамических усилий; повторный метод выполнения упражнений в максимальном темпе; методы облегченных и затрудненных условий при выполнении упражнений; игровой и др. На этапе предварительной подготовки и начальной специализации эффективны как средства воспитания скоростных возможностей у юных футболистов подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, бег на короткие дистанции, прыжки и др. На этом этапе ограничиваться воспитанием скорости |
бега только при помощи игры в футбол нецелесообразно. При использовании метода повторного выполнения упражнений желательны эстафеты: они поддерживают (и даже повышают) интерес ребят к упражнению. Важно, чтобы каждое повторное выполнение не приходилось на фазу недовосстановления. При воспитании скоростных возможностей на этапе углубленного обучения (12 — 16 лет) предпочтителен повторный метод выполнения упражнений. Сами упражнения могут носить оттенок технико-тактической направленности. На данном этапе акцент следует делать на скоростно-силовой подготовке, а также на выполнении упражнений в затрудненных условиях. На этапе спортивного совершенствования применяют все перечисленные мною методы, однако предпочтение отдают повторному методу выполнения упражнений и методу динамических усилий. В тренировках широко используют скоростные, скоростно-силовые и собственно-силовые упражнения. Учитывая то, что для воспитания скорости бега наиболее эффективен возраст от 12 до 13 лет, а наиболее часто применяемый метод тренировки — повторный, исследовали влияние длительности паузы отдыха на скорость бега во время повторений. У 13-летних футболистов в сериях рывков на 30 м со старта определяли скорость бега в восьми повторениях (рывки через каждые 15, 30 и 60 с). Физическая работоспособность футболистов, определенная по тесту PWCm, равнялась в среднем 15,6 кгм/мин/кг (максимальная — 19,03; минимальная — 11,1). В первой серии повторений (рывки каждые 15 с) скорость бега резко снижалась у всех. Если лучшие показатели скорости принять за 100%, то в пятом повторении скорость снизилась в среднем у группы на 10%. Факт, явно свидетельствующий о том, что пауза отдыха, равная 10 с, способствует воспитанию не скорости, а скоростной выносливости. В серии повторений с паузами отдыха, равными 25 с (рывки каждые 30 с), скорость бега тоже снижалась (в среднем на 2%), причем более всего у ребят с низкими показателями физической работоспособности. Так, у юношей с физической работоспособностью, равной 11 — 15 кгм/мин/кг снижение скорости составляло в среднем 4 — 6%. Частота пульса перед каждым следующим повторением составляла (в среднем) 165 — 175 уд/мин. Значит, юные футболисты, по существу, не успевали восстанавливаться и каждое последующее ускорение выполняли в состоянии недовосстановления. Однако подвижность и слаженность нервных процессов в коре головного мозга позволяли юным спортсменам «настраиваться» на последующую работу в полной мере и выполнять ее достаточно эффективно. В серии рывков, где каждое очередное по- |
|||
44 |
|
||||
Рис. 2. Изменения скорости бега у 13-летних футболистов в сериях рывков на 30 м с места с разными паузами отдыха между повторениями: вторение следовало через 55 с, скорость бега, по существу, не снижалась: к концу восьмого повторения была не ниже, чем в первом и втором (рис. 2). Частота пульса перед каждым следующим повторением равнялась 150 — 160 уд/мин. Учитывая более высокую, чем у взрослых, ЧСС у юных футболистов в состоянии покоя, можно говорить, что снижение ЧСС может служить показателем, характеризующим скорость бега. |
Рис. 3. Изменения скорости бега у 13-летних футболистов разных игровых амплуа (А — вратари, Б — защитники, В — нападающие, Г — полузащитники). Бег на 30 м — с паузой 30 с
Определение падения скорости бега у футболистов разных игровых амплуа показало,. что более всего в серии рывков через 25 с скорость бега снижается у вратарей. Это связано прежде всего с уровнем физической работоспособности стражей ворот (рис. 3). У юных футболистов других игровых амплуа скорость тоже снижается, но не столь существенно. |
|||
|
||||
С. Н. Андреев, А. С. Соловьев, тренеры-методисты Управления футбола Спорткомитета СССР |
||||
Дальнейшее развитие футбола в стране, рост мастерства советских футболистов невозможны без улучшения работы с молодежью непосредственно в учебных заведениях. Сегодня футбол в учебных заведениях занимает еще далеко не соответствующее ему место среди других средств физического воспитания: мало секций, недостаточно и число занимающихся в них. Эти грустные факты, к сожалению, типичны для всех типов учебных заведений — от общеобразовательных школ до вузов. Низка эффективность соревнований по футболу среди учащейся молодежи. Крайне редко проводятся увлекательные турниры по упрощенным правилам или по мини-футболу. В планах с портивно-массовых мероприятий общеобразовательных школ, профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений поч- |
ти не значатся соревнования по футболу среди команд классов, групп, курсов, факультетов, отделений. Многочисленны недостатки и в организации массовых соревнований по футболу среди учащейся молодежи в городах, районах и областях. Например, как свидетельствуют результаты анкетного опроса специалистов, проведенного в прошедшем году Управлением футбола Спорткомитета СССР, в соревнованиях, как правило, участвует очень мало команд, а сами турниры проходят скоротечно. Частенько нарушается цикличность календарей, значительными бывают перерывы в проведении соревнований. Не балует вниманием футбол на местах пресса. А сколько прорех в планировании таких соревнований... Редко планируют организа- |
|||
45 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |