Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТИ БЕГА У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

   
А. А. Кириллов, старший преподаватель кафедры футбола ГЦОЛИФКа, кандидат педагогических наук
 

Потребность в систематическом пополнении команд мастеров высококвалифицированными футболистами обязывает заботиться о планомерном воспитании резервов на уровне современных требований.

Требования к уровню подготовленности юных футболистов постоянно повышаются, поэтому необходимо внедрять в практику футбола наиболее эффективные, научно обоснованные средства и методы тренировки. Наряду с другими аспектами подготовленности футболистов это касается и подготовки физической. Важный раздел физической подготовки — воспитание у юных футболистов быстроты и (как ее частного) скорости бега.

Прежде чем говорить о воспитании скорости бега у юных футболистов, нужно изучить

 

ее динамику, дабы определить наиболее высокие темпы прироста с учетом возрастных особенностей ребят. Результаты исследования получены при многолетнем тестировании скоростных качеств юных футболистов СДЮСШОР «Спартака», ФШМ, «Локомотива», а также юношеских сборных СССР. При определении скоростных возможностей время бега на 15 и 30 м со старта фиксировали (с применением электронного миллисекундомера) с момента начала движения.

Результаты тестирования свидетельствуют о повышении уровня развития скоростных качеств под влиянием занятий футболом. Возрастная динамика временных показателей приведена в таблице.

Динамика показателей времени бега юных футболистов
на 15 и 30 м со старта

Возраст футболистов, лет

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Время бега на 15 м со старта
)

3,22

 0,19

3,12

0,18

3

0,22

2,74

 0,19

2,65

 0,21

2,58

0,2

2,52

 0,21

2,48

0,19

2,45

0,22

Время бега на 30 м со старта
)

5,44

0,22

5,32

0,19

5,16

 0,24

4,81

0,22

4,59

0,16

4,41

0,17

4,36

0,16

4,32

 0,19

4,25

 0,18

Время бега на 15 и 30 м уменьшается по сравнению с исходным (взятым у 10-летних) и у 18-летних футболистов, по существу, достигает уровня игроков команд мастеров. За время подготовки в специализированных спортшколах улучшение результатов бега достигает соответственно 27 и 25%. Факт стабилизации скорости бега у 17 — 18-летних футболистов на уровне взрослых квалифицированных спортсменов говорит о том, что в дальнейшем значительного прироста этого физического качества не предвидится и можно лишь совершенствовать его в процессе круглогодичной тренировки. С практической точки зрения это важно еще и потому, что уже в таком возрасте можно отбирать футболистов в команды мастеров по показателям, характеризующим скоростные возможности.

С возрастом скорость бега меняется неравномерно (рис. 1). Так, в беге на 15 м прирост скорости у ребят в возрасте от 10 до 14 лет составляет 20%, а в беге на 30 м — 17,5%.

 

Приведенные цифры — красноречивые свидетели того, что именно этот возраст можно считать самым предпочтительным с точки зрения воспитания скоростных возможностей. На период же от 14 до 18 лет приходится всего около 8% прироста скорости. Однако даже столь малоприятное для специалистов заключение — не повод для отрицания необходимости заниматься воспитанием скорости бега в этот период жизни футболиста. Воспитывать скорость бега нужно и после 14 лет, особенно тщательно выбирая средства тренировки в соответствии с требованиями каждой возрастной группы. Наибольший прирост скорости бега (в среднем от 7 до 9%) отмечен у ребят 12 — 13 лет.

Значительное повышение скорости бега у ребят 10 — 14 лет обусловлено прежде всего высокой возбудимостью иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также значительной интенсивностью обменных процессов. Высокая

Library   43   Up


Contents

 

Home
   

Рис. 1. Скорость бега и ее прирост у футболистов разного возраста (вверху показатели скорости бега на 15 м с места, внизу на 30 м с места). Пунктир показатели скорости бега футболистов основных составов команд мастеров

подвижность нервных процессов, свойственная детям этого возраста, обусловливает быстроту чередования сокращений и расслаблений мышц, максимальный темп движений.

Прежде чем говорить о средствах и методах воспитания скорости бега, наиболее эффективных для каждого этапа подготовки, необходимо напомнить, что при воспитании быстроты используют следующие методы: метод динамических усилий; повторный метод выполнения упражнений в максимальном темпе; методы облегченных и затрудненных условий при выполнении упражнений; игровой и др.

На этапе предварительной подготовки и начальной специализации эффективны как средства воспитания скоростных возможностей у юных футболистов подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, бег на короткие дистанции, прыжки и др. На этом этапе ограничиваться воспитанием скорости

 

бега только при помощи игры в футбол нецелесообразно. При использовании метода повторного выполнения упражнений желательны эстафеты: они поддерживают (и даже повышают) интерес ребят к упражнению. Важно, чтобы каждое повторное выполнение не приходилось на фазу недовосстановления.

При воспитании скоростных возможностей на этапе углубленного обучения (12 — 16 лет) предпочтителен повторный метод выполнения упражнений. Сами упражнения могут носить оттенок технико-тактической направленности.

На данном этапе акцент следует делать на скоростно-силовой подготовке, а также на выполнении упражнений в затрудненных условиях.

На этапе спортивного совершенствования применяют все перечисленные мною методы, однако предпочтение отдают повторному методу выполнения упражнений и методу динамических усилий. В тренировках широко используют скоростные, скоростно-силовые и собственно-силовые упражнения. Учитывая то, что для воспитания скорости бега наиболее эффективен возраст от 12 до 13 лет, а наиболее часто применяемый метод тренировки — повторный, исследовали влияние длительности паузы отдыха на скорость бега во время повторений. У 13-летних футболистов в сериях рывков на 30 м со старта определяли скорость бега в восьми повторениях (рывки через каждые 15, 30 и 60 с).

Физическая работоспособность футболистов, определенная по тесту PWCm, равнялась в среднем 15,6 кгм/мин/кг (максимальная — 19,03; минимальная — 11,1). В первой серии повторений (рывки каждые 15 с) скорость бега резко снижалась у всех. Если лучшие показатели скорости принять за 100%, то в пятом повторении скорость снизилась в среднем у группы на 10%. Факт, явно свидетельствующий о том, что пауза отдыха, равная 10 с, способствует воспитанию не скорости, а скоростной выносливости.

В серии повторений с паузами отдыха, равными 25 с (рывки каждые 30 с), скорость бега тоже снижалась (в среднем на 2%), причем более всего у ребят с низкими показателями физической работоспособности. Так, у юношей с физической работоспособностью, равной 11 — 15 кгм/мин/кг снижение скорости составляло в среднем 4 — 6%. Частота пульса перед каждым следующим повторением составляла (в среднем) 165 — 175 уд/мин. Значит, юные футболисты, по существу, не успевали восстанавливаться и каждое последующее ускорение выполняли в состоянии недовосстановления. Однако подвижность и слаженность нервных процессов в коре головного мозга позволяли юным спортсменам «настраиваться» на последующую работу в полной мере и выполнять ее достаточно эффективно.

В серии рывков, где каждое очередное по-

 
Library   44   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 2. Изменения скорости бега у 13-летних футболистов в сериях рывков на 30 м с места с разными паузами отдыха между повторениями:
А — через каждые 15 с, Б — через каждые 30 с, В — через каждые 60 с

вторение следовало через 55 с, скорость бега, по существу, не снижалась: к концу восьмого повторения была не ниже, чем в первом и втором (рис. 2). Частота пульса перед каждым следующим повторением равнялась 150 — 160 уд/мин. Учитывая более высокую, чем у взрослых, ЧСС у юных футболистов в состоянии покоя, можно говорить, что снижение ЧСС может служить показателем, характеризующим скорость бега.

 

Рис. 3. Изменения скорости бега у 13-летних футболистов разных игровых амплуа (А вратари, Б защитники, В нападающие, Г полузащитники). Бег на 30 м — с паузой 30 с

 

 

Определение падения скорости бега у футболистов разных игровых амплуа показало,. что более всего в серии рывков через 25 с скорость бега снижается у вратарей. Это связано прежде всего с уровнем физической работоспособности стражей ворот (рис. 3). У юных футболистов других игровых амплуа скорость тоже снижается, но не столь существенно.

 

 

ФУТБОЛ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

   
С. Н. Андреев,
А. С. Соловьев, тренеры-методисты
Управления футбола Спорткомитета СССР
 

Дальнейшее развитие футбола в стране, рост мастерства советских футболистов невозможны без улучшения работы с молодежью непосредственно в учебных заведениях. Сегодня футбол в учебных заведениях занимает еще далеко не соответствующее ему место среди других средств физического воспитания: мало секций, недостаточно и число занимающихся в них. Эти грустные факты, к сожалению, типичны для всех типов учебных заведений — от общеобразовательных школ до вузов. Низка эффективность соревнований по футболу среди учащейся молодежи. Крайне редко проводятся увлекательные турниры по упрощенным правилам или по мини-футболу. В планах с портивно-массовых мероприятий общеобразовательных школ, профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений поч-

 

ти не значатся соревнования по футболу среди команд классов, групп, курсов, факультетов, отделений.

Многочисленны недостатки и в организации массовых соревнований по футболу среди учащейся молодежи в городах, районах и областях. Например, как свидетельствуют результаты анкетного опроса специалистов, проведенного в прошедшем году Управлением футбола Спорткомитета СССР, в соревнованиях, как правило, участвует очень мало команд, а сами турниры проходят скоротечно. Частенько нарушается цикличность календарей, значительными бывают перерывы в проведении соревнований. Не балует вниманием футбол на местах пресса.

А сколько прорех в планировании таких соревнований... Редко планируют организа-

Library   45   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало