|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грустно, но факт: научно обоснованных рекомендаций по планированию тренировочных нагрузок в микроциклах подготовительного и соревновательного периодов тренировки для учащихся специализированных классов в условиях двухразовых занятий в день наш футбол пока не имеет. Ведущий фактор, определяющий изменение работоспособности и рост мастерства спортсменов, — тренировочные нагрузки, вызывающие в организме определенные функциональные сдвиги. Знание закономерностей влияния тренировочных нагрузок разной интенсивности на молодой организм позволит строить тренировочный процесс направленно и рационально. Влияние тренировочных занятий разного характера на функциональное состояние организма изучали по показателям вариационной пульсометрии, упруго-вязких свойств мышц и по величине цветной осадочной реакции Ким- |
баровского (ЦОРК). Определяли эти показатели в условиях двухразовых ежедневных тренировок — до и сразу после занятий, а также через 6 и 14 ч после их окончания. Результаты проведенных нами исследований показали, что малоинтенсивные тренировочные занятия, направленные .на совершенствование индивидуального технического мастерства, вызывают в изучаемых показателях незначительные сдвиги (через 6 ч после тренировки ни один из показателей не имел достоверных отличий от исходных). Под влиянием тренировочных занятий средней интенсивности, направленных на повышение технико-тактической подготовленности, сдвиги в изучаемых показателях были более значительными, чем под влиянием занятий малоинтенсивных (через 6 ч после таких занятий изучаемые показатели почти восстановились 92 — 98%). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1 Недельный цикл на общеподготовительном этапе подготовительного периода тренировки
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
После высокоинтенсивных занятий, направленных на развитие скоростно-cиловых качеств (или после календарных игр, которые в большинстве случаев дают большую нагрузку), происходили значительные сдвиги в функциональном состоянии сердца, скелетных мышцах и величине ЦОРК. В восстановительном периоде (спустя 6 и 14 ч после занятий) изучаемые показатели приходили в норму лишь частично. Полученные нами данные позволяют рекомендовать при двухразовых тренировочных |
занятиях в день утреннюю тренировку как занятие по совершенствованию техники или как технико-тактическое: после ночного отдыха юные футболисты выполняют упражнения, связанные с совершенствованием технико-тактического мастерства, наиболее успешно. Такие тренировки способствуют улучшению функциональных возможностей организма. На вечерней тренировке целесообразнее решать задачи, связанные с повышением физических и функциональных возможностей организма. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Недельный цикл на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Недельный цикл в соревновательном периоде
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С учетом более высокой интенсивности восстановительных процессов у юных, а также результатов их игровой деятельности были разработаны недельные тренировочные и межигровые циклы. При построении недельного тренировочного цикла мы исходили из того, что он должен состоять из занятий с большими нагрузками, временно снижающими функциональные возможности организма, средними, закрепляющими тренировочный эффект, и с малыми нагрузками, способствующими восстановлению и создающими базу для наращивания нагрузок в дальнейшем. Тренировочные и межигровые микроциклы в подготовительном и соревновательном периодах представлены в табл. 1 — 3. Утренние тре- |
нировочные занятия проводились с 9.00 до 10.30, вечерние — с 17.00 до 18.30. Двухлетний педагогический эксперимент, проведенный на базе СДЮСШОР «Смена» (Ленинград), показал, что распределение нагрузок, разных по интенсивности, в тренировочных и межигровых микроциклах существенно влияет на физическую, функциональную и техническую подготовленность юных футболистов. Результаты его позволяют утверждать, что рационализация тренировочного процесса в микроциклах может обеспечить совершенствование спортивной работоспособности юных футболистов даже без увеличения объема и без повышения интенсивности нагрузок. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |