Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Такой подход представляется более перспективным. Увеличение объема нагрузки не может быть безграничным. Повышение эффективности тренировочного процесса видится в

 

рациональном соотношении средств подготовки разной направленности с учетом возрастных и индивидуальных (в пределах одной возрастной группы) особенностей развития ребят.

 

Показатели подготовленности и физического развития
юных футболистов в начале подготовительного периода

Показатели

Группы «испытуемых»

первая

вторая

третья

х±т

x±m

x±m

Физическое развитие

Длина тела, см

161±2,9

171,5±1,7

173,4±1,8

Вес тела, кг

51,4±3,8

58,4±1,5

64±3

Окружность грудной клетки, см

77,2±0,8

80,7±1,1

84,3±1

ЖЕЛ, мл

2975±291

3600±242

3943±223

Физическая подготовленность

Бег на 15 м, с:

с места

2,66±0,03

2,65±0,02

2,6±0,03

с разбега

2,12±0,02

2,08±0,02

2,03±0,02

Выпрыгивание вверх, см

33,2±0,8

36,5±1,4

39,4±1,5

Челночный бег на 180 м, с

47,9±0,6

46,3±0,5

45,8±0,3

Функциональная подготовленность

МПК, мл/кг.мин

55,8±1,6

60,6±2,2

61,5±1,6

МПК, л/мин

2,94±0,19

3,55±0,16

3,98±0,14

O2 = пульс, мл/уд•мин

15,2±1

19,7±0,8

20,5±0,8

ЛВ, л/мин

79,2±5,8

96,8±3,7

105,4±5,6

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
У ФУТБОЛИСТОВ 15 — 17 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
ТРЕНИРОВКИ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ)

   
Н. М. Люкшинов, заслуженный тренер РСФСР, доцент
В. Н. Шамардин, кандидат педагогических наук
 

Современный футбол с возросшими тренировочными и соревновательными нагрузками требует от юных спортсменов высокого уровня подготовленности, а большие тренировочные нагрузки предъявляют к окончательно еще не сформировавшемуся организму ребят повышенные требования. В связи с этим принципиально важное значение в занятиях с юными приобретает проблема нормирования физических нагрузок.

Величина тренировочной нагрузки должна

 

соответствовать функциональному состоянию организма и способствовать его развитию. К сожалению, еще нередко в практику работы с юношами целиком переносят принципы планирования и использования физических нагрузок, принятые в подготовке взрослых.

Создание специализированных классов по футболу с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом способствовало увеличению числа тренировочных занятий у юных до 10 — 12 в неделю.

Library   39   Up


Contents

 

Home
 

Грустно, но факт: научно обоснованных рекомендаций по планированию тренировочных нагрузок в микроциклах подготовительного и соревновательного периодов тренировки для учащихся специализированных классов в условиях двухразовых занятий в день наш футбол пока не имеет.

Ведущий фактор, определяющий изменение работоспособности и рост мастерства спортсменов, — тренировочные нагрузки, вызывающие в организме определенные функциональные сдвиги. Знание закономерностей влияния тренировочных нагрузок разной интенсивности на молодой организм позволит строить тренировочный процесс направленно и рационально.

Влияние тренировочных занятий разного характера на функциональное состояние организма изучали по показателям вариационной пульсометрии, упруго-вязких свойств мышц и по величине цветной осадочной реакции Ким-

 

баровского (ЦОРК). Определяли эти показатели в условиях двухразовых ежедневных тренировок — до и сразу после занятий, а также через 6 и 14 ч после их окончания.

Результаты проведенных нами исследований показали, что малоинтенсивные тренировочные занятия, направленные .на совершенствование индивидуального технического мастерства, вызывают в изучаемых показателях незначительные сдвиги (через 6 ч после тренировки ни один из показателей не имел достоверных отличий от исходных).

Под влиянием тренировочных занятий средней интенсивности, направленных на повышение технико-тактической подготовленности, сдвиги в изучаемых показателях были более значительными, чем под влиянием занятий малоинтенсивных (через 6 ч после таких занятий изучаемые показатели почти восстановились 92 — 98%).

 

Таблица 1

Недельный цикл на общеподготовительном этапе подготовительного периода тренировки

Дни недели

Номера занятий

Преимущественная направленность занятий

Продол-
житель-
ность занятий,
мин

Нагрузка

Понедельник

1

 

2

Совершенствование индивидуального технического мастерства

Развитие быстроты и ловкости с использованием неспецифических упражнений

90

 

90

Малая

 

Средняя

Вторник

1

 

2

Совершенствование технических приемов в игровых упражнениях

Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями

Мини-футбол

90
 

60
 

30

Средняя

 

Большая

Среда

1

Теоретическое (согласно тематическому плану программы)

Спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, регби)

45

 

45

Малая

Четверг

1

 

 

2

Совершенствование техники: удары по катящемуся и летящему мячу, передачи, прием мяча, ведение и обводка

Мини-футбол

Развитие специальной выносливости с использованием упражнений неспецифического характера

60

 

 

30

90

Средняя

 

 

Большая

Пятница

1

 

2

Совершенствование индивидуального технического мастерства

Технико-тактическая подготовка в игровых упражнениях (3X2; 4X2; 4X3; 6X6) со взятием ворот

90

 

90

Малая

 

Средняя

Суббота

1

Развитие общей выносливости

Кросс

Совершенствование индивидуального технического мастерства

Восстановительные мероприятия

45

 

45

Средняя

Воскресенье

 

Отдых

 

 

Library   40   Up


Contents

 

Home
 

После высокоинтенсивных занятий, направленных на развитие скоростно-cиловых качеств (или после календарных игр, которые в большинстве случаев дают большую нагрузку), происходили значительные сдвиги в функциональном состоянии сердца, скелетных мышцах и величине ЦОРК. В восстановительном периоде (спустя 6 и 14 ч после занятий) изучаемые показатели приходили в норму лишь частично.

Полученные нами данные позволяют рекомендовать при двухразовых тренировочных

 

занятиях в день утреннюю тренировку как занятие по совершенствованию техники или как технико-тактическое: после ночного отдыха юные футболисты выполняют упражнения, связанные с совершенствованием технико-тактического мастерства, наиболее успешно. Такие тренировки способствуют улучшению функциональных возможностей организма.

На вечерней тренировке целесообразнее решать задачи, связанные с повышением физических и функциональных возможностей организма.

 

Таблица 2

Недельный цикл на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки

Дни недели

Номера занятий

Преимущественная направленность занятий

Продол-
житель-
ность занятий, мин

Нагрузка

Понедельник

 

Активный отдых. Восстановительные мероприятия (сауна, бассейн)

 

 

Вторник

1

 

 

2

Технико-тактическая подготовка. Взаимодействие при выполнении комбинаций: игры «в стенку», «скрещивание», «смена мест»; передачи в одно касание

Скоростно-силовая подготовка в упражнениях с мячом и без мяча. Прыжки, упражнения с отягощениями. Игровые упражнения с заданием: персональной опекой, быстротой выполнения, разной скоростью перемещения

90

 

 

90

Средняя

 

 

Большая

Среда

1

 

 

2

Теоретическая подготовка (согласно тематическому плану программы)

Игра на одной половине поля со взятием малых ворот

Совершенствование техники с учетом выполнения основных функций

45

 

45

90

 

 

Малая

Средняя

Четверг

1

 

 

 

 

2

Совершенствование индивидуального технического мастерства. Отработка силы и точности ударов ногой и головой

Совершенствование взаимодействия в игровых упражнениях

Совершенствование быстроты в упражнениях технико-тактической направленности. Эстафеты с мячом, удары по воротам после рывков

45

 

 

45

 

90

Средняя

 

 

 

 

Большая

Пятница

1

 

2

Повышение общей и специальной выносливости в игровых упражнениях

Совершенствование ловкости в упражнениях технико-тактической направленности. Акробатические упражнения с мячом

90

 

90

Средняя

 

Малая

Суббота

Совершенствование тактики игры.

Разучивание и отработка отдельных тактических комбинаций и стандартных положений

90

Малая

Воскресенье

Технико-тактическая подготовка в ходе учебно-тренировочных и контрольных игр

90

Большая

 

Library   41   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 3

Недельный цикл в соревновательном периоде

Дни недели

Номера занятий

Преимущественная направленность занятий

Продол-
житель-
ность занятий, мин

Нагрузка

Понедельник

1

 

 

2

Теоретическое (разбор игры)

Совершенствование ловкости и технического мастерства в игровых упражнениях: 4x2, 4x3, 4x4

Активный отдых. Восстановительные мероприятия

45

45

Малая

Вторник

1

 

 

2

Совершенствование технико-тактического мастерства: отработка ударов и передач мяча на разные расстояния, игровые упражнения

Скоростно-силовая подготовка: старты из разных исходных положений, прыжковые упражнения, рывки с максимальной скоростью

90

90

Средняя

Большая

Среда

1

2

Совершенствование технического мастерства

Совершенствование комбинаций при розыгрыше стандартных положений или двусторонняя учебно-тренировочная игра

90

90

Малая

Средняя

Четверг

1

 

2

Совершенствование специальной выносливости в упражнениях технико-тактической направленности

Совершенствование индивидуального технического мастерства

90

 

90

Большая

 

Малая

Пятница

1

 

 

2

Развитие ловкости. Акробатика, упражнения в быстро меняющейся обстановке. Эстафеты. Игра на одной половине поля со взятием малых ворот

Совершенствование технико-тактической подготовленности и аэробно-анаэробных возможностей в игровых упражнениях

45

45

 

90

Средняя

 

 

Средняя

Суббота

1

Совершенствование индивидуальных и групповых тактических действий: «открывания», «закрывания», «скрещивания», игры в «стенку», ведения, передачи

90

Малая

Воскресенье

Установка на игру. Календарная игра

90

Большая

 

С учетом более высокой интенсивности восстановительных процессов у юных, а также результатов их игровой деятельности были разработаны недельные тренировочные и межигровые циклы. При построении недельного тренировочного цикла мы исходили из того, что он должен состоять из занятий с большими нагрузками, временно снижающими функциональные возможности организма, средними, закрепляющими тренировочный эффект, и с малыми нагрузками, способствующими восстановлению и создающими базу для наращивания нагрузок в дальнейшем.

Тренировочные и межигровые микроциклы в подготовительном и соревновательном периодах представлены в табл. 1 — 3. Утренние тре-

 

нировочные занятия проводились с 9.00 до 10.30, вечерние — с 17.00 до 18.30.

Двухлетний педагогический эксперимент, проведенный на базе СДЮСШОР «Смена» (Ленинград), показал, что распределение нагрузок, разных по интенсивности, в тренировочных и межигровых микроциклах существенно влияет на физическую, функциональную и техническую подготовленность юных футболистов.

Результаты его позволяют утверждать, что рационализация тренировочного процесса в микроциклах может обеспечить совершенствование спортивной работоспособности юных футболистов даже без увеличения объема и без повышения интенсивности нагрузок.

Library   42   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало