|
ющие уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности ребят*, получили в начале подготовительного периода. Контрольное тестирование проводили через три месяца и через полгода после начала эксперимента.
Основная задача исследования состояла в установлении эффективности единой тренировочной программы для футболистов 14 — 15 лет с разным уровнем биологической зрелости организма. Результативность тренировочных воздействий оценивали по темпам прироста изучаемых показателей. Предполагали, что если биологический возраст не влияет на кумулятивный эффект тренировки, то прирост показателей разных сторон подготовленности в итоге окажется примерно одинаковым во всех группах.
Исходные данные (см. таблицу) подтверждают тесную зависимость биологического возраста футболистов-подростков от показателей их физического развития, от физической и функциональной подготовленности: чем выше стадия биологического возраста, тем выше показанные результаты, и наоборот.
Особенно очевидны различия рассматриваемых показателей подготовленности у представителей первой и третьей групп Р < 0,05 — 0,01). Они сами по себе говорят о целесообразности индивидуального подхода в дозировании тренировочных воздействий. Полученные в дальнейшем данные полностью это подтверждают. Так, темп прироста показателей максимального потребления кислорода (МПК, в л/мин) у футболистов первой группы составил в исследуемый период 12,1%; второй группы — 8,9%, третьей — 4,1%. Темп прироста относительного МПК (в мл/кг. мин) в этих группах характеризуют такие цифры: 10, 7, 4 и 0,9%, темп прироста кислородного пульса (O2-пульс), отражающего эффективность деятельности кардиореспираторной системы, — 11,2; 3,5 и 3,3%, а прирост легочной вентиляции (в л/мин) — соответственно 7,1, 6,9 и 2,9%.
Динамика показателей, характеризующих изменения физической подготовленности футболистов-подростков, также различна. Наибольшие темпы прироста зарегистрированы у ребят с более выраженными признаками полового созревания. Например, стартовая скорость в беге на 15 м с места у футболистов первой группы не изменилась, а у подростков из второй и третьей возросла соответственно на 1,9 и на 2,7%. Прирост дистанционной скорости в беге на 15 м с разбега более интенсивным был у спортсменов третьей группы (8,2% против 7 и 2,4% соответственно во второй и первой группах). Аналогичная тенденция прослеживается и в динамике некоторых
* Применяли ступенчатое повышение нагрузки «до отказа» на тредбане.
|
|
других показателей физической подготовленности.
Отмеченные изменения функциональной и физической подготовленности происходили на фоне разных (для представителей отдельных групп) темпов прироста показателей физического развития. У подростков с низким исходным уровнем физического развития в дальнейшем интенсивнее был прирост длины и веса тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких (ЖЕЛ): соответственно — 1,8; 7,8; 3,2 и 10,3%. В остальных случаях у ребят второй и третьей групп показатели физического развития более низкие.
В целом результаты анализируемого исследования показывают, что тренировочный эффект в каждой отдельной группе оказался разным.
Паспортный возраст футболистов-подростков в действительности не всегда соответствует их биологическому возрасту. В то же время каждую стадию биологического возраста характеризует определенный уровень морфофункциональных признаков организма. Совокупность этих уровней в каждом конкретном случае в какой-то мере определяет возможный (допустимый) диапазон нагрузок, в границах которого можно достичь оптимального соотношения средств подготовки разной направленности и соответствия этих средств функциональным возможностям организма. В исследовании, проведенном нами, общий и частные объемы нагрузок для всех групп испытуемых были одинаковыми, хотя уровень физического развития, физическая и функциональная подготовленность спортсменов каждой из групп были разными, соответствуя в большей степени биологическому возрасту. Именно этим можно, по-видимому, объяснить неодинаковый тренировочный эффект в группах «испытуемых».
Итак, три группы футболистов одного паспортного, но разного биологического возраста, занимаясь по одной тренировочной программе, фактически не имели равных возможностей в повышении уровня физической и функциональной подготовленности. Создать такую возможность для всех — значит дифференцировать тренировочную нагрузку, привести ее в соответствие с реальными (а не с ожидаемыми, ориентируясь на паспортный возраст) возможностями организма конкретного контингента занимающихся. В этом отношении наиболее информативным критерием можно считать биологический возраст, позволяющий регламентировать тренировочные воздействия с целью повышения эффективности результатов подготовки футболистов-подростков.
Конкретно тренировочные нагрузки целесообразно дифференцировать в рамках достигнутого общего объема, соответственно изменяя соотношение частных объемов нагрузки разной направленности в каждой из групп. |
|