Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ных и городских федераций и секций, приходится не без грусти констатировать, что основное время и усилия наши федерации и секции футбола сосредоточивают на проведении соревнований. Нет слов, этот большой участок работы требует и большого внимания и много времени. Беда в другом. Не менее важные вопросы: контроль за выполнением пятилетнего плана развития футбола в республике, подготовка общественных тренеров, проведение массовых соревнований в коллективах, укрепление материально-технической базы — не находят должного отражения в делах тех, кто призван эти вопросы решать.

И вина в этом прежде всего наших спорткомитетов, добровольных спортивных обществ и ведомств: ведь если плохо работает та или иная федерация (секция) футбола, значит, прежде всего плохо поставлена работа в соответствующем спорткомитете (в ДСО).

Еще слабо обобщаем мы опыт работы луч-

 

ших федераций и секций. Чаще хотелось бы встречаться с активом наших общественников в республике.

Назрела необходимость более тесно контактировать с Федерацией футбола СССР, федерациями других республик.

В сентябрьском (1981 г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» подчеркнуто, что в условиях развитого социализма физкультура должна всемерно способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей советских людей, быть действенным средством всестороннего гармоничного развития личности и формирования активной жизненной позиции. Достижению этих целей и решению вытекающих из них конкретных задач всегда служил и продолжает служить наш массовый футбол — футбол миллионов.

 

 

ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВОВ


ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

   
Е. В. Скоморохов, кандидат педагогических наук,
В. В. Ковалев, аспирант лаборатории футбола ВНИИФКа
 

Характер физического развития и уровень основных физических качеств, а также особенности адаптивных реакций кровообращения и внешнего дыхания у подростков в большей степени связаны с биологическими закономерностями, чем с возрастом. Исходя из этого, в планировании тренировочного процесса спортсменов-подростков и в управлении этим процессом более рациональным представляется такой подход, при котором биологический возраст рассматривается как критерий, позволяющий регламентировать объем и направленность тренировочных воздействий — точнее соблюдать принцип доступности и индивидуализации. Лишь строгое соответствие тренировочных нагрузок функциональным возможностям организма позволяет, с одной стороны, исключить возможность неблагоприятных отклонений в развитии организма, а с другой — повысить эффективность подготовки резервов.

Данные научной литературы свидетельствуют о различиях некоторых показателей подготовленности у юных спортсменов в связи с особенностями их индивидуального развития. Однако практических рекомендаций для коррекции тренировочного процесса пока еще не выработано. Более конкретные результаты мож-

 

но получить, в частности, проводя динамические наблюдения и контролируя показатели основных сторон подготовленности, физического развития юных футболистов с учетом объема и направленности тренировочных нагрузок.

В команде футбол истов-подростков (14 — 15 лет) провели экспериментальное исследование. Предварительно всех испытуемых условно разделили на 3 группы в зависимости от биологического возраста *:

1.  «Отстающие» (ретардированный тип индивидуального развития).

2. «Средние».

3.  «Опережающие» (акселерированный тип индивидуального развития).

В течение шести месяцев экспериментального периода, состоявшего из общеподготовительного и специально-подготовительного этапов подготовительного периода, а также из части соревновательного периода, все тренировались по единой (общепринятой) программе в соответствии с методическими рекомендациями по организации и проведению учебно-тренировочного процесса с футболистами данного возраста. Исходные данные, характеризу-


* Биологический возраст определяли по уровню развития вторичных половых признаков.

Library   37   Up


Contents

 

Home
 

ющие уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности ребят*, получили в начале подготовительного периода. Контрольное тестирование проводили через три месяца и через полгода после начала эксперимента.

Основная задача исследования состояла в установлении эффективности единой тренировочной программы для футболистов 14 — 15 лет с разным уровнем биологической зрелости организма. Результативность тренировочных воздействий оценивали по темпам прироста изучаемых показателей. Предполагали, что если биологический возраст не влияет на кумулятивный эффект тренировки, то прирост показателей разных сторон подготовленности в итоге окажется примерно одинаковым во всех группах.

Исходные данные (см. таблицу) подтверждают тесную зависимость биологического возраста футболистов-подростков от показателей их физического развития, от физической и функциональной подготовленности: чем выше стадия биологического возраста, тем выше показанные результаты, и наоборот.

Особенно очевидны различия рассматриваемых показателей подготовленности у представителей первой и третьей групп Р < 0,05 — 0,01). Они сами по себе говорят о целесообразности индивидуального подхода в дозировании тренировочных воздействий. Полученные в дальнейшем данные полностью это подтверждают. Так, темп прироста показателей максимального потребления кислорода (МПК, в л/мин) у футболистов первой группы составил в исследуемый период 12,1%; второй группы — 8,9%, третьей — 4,1%. Темп прироста относительного МПК (в мл/кг. мин) в этих группах характеризуют такие цифры: 10, 7, 4 и 0,9%, темп прироста кислородного пульса (O2-пульс), отражающего эффективность деятельности кардиореспираторной системы, — 11,2; 3,5 и 3,3%, а прирост легочной вентиляции (в л/мин) — соответственно 7,1, 6,9 и 2,9%.

Динамика показателей, характеризующих изменения физической подготовленности футболистов-подростков, также различна. Наибольшие темпы прироста зарегистрированы у ребят с более выраженными признаками полового созревания. Например, стартовая скорость в беге на 15 м с места у футболистов первой группы не изменилась, а у подростков из второй и третьей возросла соответственно на 1,9 и на 2,7%. Прирост дистанционной скорости в беге на 15 м с разбега более интенсивным был у спортсменов третьей группы (8,2% против 7 и 2,4% соответственно во второй и первой группах). Аналогичная тенденция прослеживается и в динамике некоторых


* Применяли ступенчатое повышение нагрузки «до отказа» на тредбане.

 

других показателей физической подготовленности.

Отмеченные изменения функциональной и физической подготовленности происходили на фоне разных (для представителей отдельных групп) темпов прироста показателей физического развития. У подростков с низким исходным уровнем физического развития в дальнейшем интенсивнее был прирост длины и веса тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких (ЖЕЛ): соответственно — 1,8; 7,8; 3,2 и 10,3%. В остальных случаях у ребят второй и третьей групп показатели физического развития более низкие.

В целом результаты анализируемого исследования показывают, что тренировочный эффект в каждой отдельной группе оказался разным.

Паспортный возраст футболистов-подростков в действительности не всегда соответствует их биологическому возрасту. В то же время каждую стадию биологического возраста характеризует определенный уровень морфофункциональных признаков организма. Совокупность этих уровней в каждом конкретном случае в какой-то мере определяет возможный (допустимый) диапазон нагрузок, в границах которого можно достичь оптимального соотношения средств подготовки разной направленности и соответствия этих средств функциональным возможностям организма. В исследовании, проведенном нами, общий и частные объемы нагрузок для всех групп испытуемых были одинаковыми, хотя уровень физического развития, физическая и функциональная подготовленность спортсменов каждой из групп были разными, соответствуя в большей степени биологическому возрасту. Именно этим можно, по-видимому, объяснить неодинаковый тренировочный эффект в группах «испытуемых».

Итак, три группы футболистов одного паспортного, но разного биологического возраста, занимаясь по одной тренировочной программе, фактически не имели равных возможностей в повышении уровня физической и функциональной подготовленности. Создать такую возможность для всех — значит дифференцировать тренировочную нагрузку, привести ее в соответствие с реальными (а не с ожидаемыми, ориентируясь на паспортный возраст) возможностями организма конкретного контингента занимающихся. В этом отношении наиболее информативным критерием можно считать биологический возраст, позволяющий регламентировать тренировочные воздействия с целью повышения эффективности результатов подготовки футболистов-подростков.

Конкретно тренировочные нагрузки целесообразно дифференцировать в рамках достигнутого общего объема, соответственно изменяя соотношение частных объемов нагрузки разной направленности в каждой из групп.

 
Library   38   Up


Contents

 

Home
 

Такой подход представляется более перспективным. Увеличение объема нагрузки не может быть безграничным. Повышение эффективности тренировочного процесса видится в

 

рациональном соотношении средств подготовки разной направленности с учетом возрастных и индивидуальных (в пределах одной возрастной группы) особенностей развития ребят.

 

Показатели подготовленности и физического развития
юных футболистов в начале подготовительного периода

Показатели

Группы «испытуемых»

первая

вторая

третья

х±т

x±m

x±m

Физическое развитие

Длина тела, см

161±2,9

171,5±1,7

173,4±1,8

Вес тела, кг

51,4±3,8

58,4±1,5

64±3

Окружность грудной клетки, см

77,2±0,8

80,7±1,1

84,3±1

ЖЕЛ, мл

2975±291

3600±242

3943±223

Физическая подготовленность

Бег на 15 м, с:

с места

2,66±0,03

2,65±0,02

2,6±0,03

с разбега

2,12±0,02

2,08±0,02

2,03±0,02

Выпрыгивание вверх, см

33,2±0,8

36,5±1,4

39,4±1,5

Челночный бег на 180 м, с

47,9±0,6

46,3±0,5

45,8±0,3

Функциональная подготовленность

МПК, мл/кг.мин

55,8±1,6

60,6±2,2

61,5±1,6

МПК, л/мин

2,94±0,19

3,55±0,16

3,98±0,14

O2 = пульс, мл/уд•мин

15,2±1

19,7±0,8

20,5±0,8

ЛВ, л/мин

79,2±5,8

96,8±3,7

105,4±5,6

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
У ФУТБОЛИСТОВ 15 — 17 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
ТРЕНИРОВКИ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ)

   
Н. М. Люкшинов, заслуженный тренер РСФСР, доцент
В. Н. Шамардин, кандидат педагогических наук
 

Современный футбол с возросшими тренировочными и соревновательными нагрузками требует от юных спортсменов высокого уровня подготовленности, а большие тренировочные нагрузки предъявляют к окончательно еще не сформировавшемуся организму ребят повышенные требования. В связи с этим принципиально важное значение в занятиях с юными приобретает проблема нормирования физических нагрузок.

Величина тренировочной нагрузки должна

 

соответствовать функциональному состоянию организма и способствовать его развитию. К сожалению, еще нередко в практику работы с юношами целиком переносят принципы планирования и использования физических нагрузок, принятые в подготовке взрослых.

Создание специализированных классов по футболу с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом способствовало увеличению числа тренировочных занятий у юных до 10 — 12 в неделю.

Library   39   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало