Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ ФУТБОЛИСТА

   
В. П. Климин, кандидат педагогических наук, Московский институт инженеров гражданской авиации
 

Низкая эффективность индивидуальных тренировок существенно тормозит рост исполнительского мастерства советских футболистов. В практике подготовки команд мастеров индивидуальным занятиям уделяют неоправданно мало времени, а методическая обоснованность занятий оставляет желать лучшего.

Цель индивидуальной тренировки — повышение мастерства футболиста.

Спортивному совершенствованию футболистов нет предела, и наиболее сложная из многих решаемых ими задач — рост технико-тактического мастерства. Успешно решить ее можно, широко индивидуализируя учебно-тренировочный процесс. Что же касается содержания занятий, то здесь весьма важно выбрать рациональный, методически оправданный путь, который давал бы возможность воздействовать на ведущие компоненты мастерства целенаправленно и эффективно.

Методологически верным представляется такой подход к индивидуализации тренировки футболистов. Во-первых, следует определить «игровой профиль футболиста» — выявить, за счет каких технико-тактических действий (ТТД), приемов, качеств и навыков спортсмен играет. Здесь не особенно помогут валовые цифры, столь распространенные в педагогических наблюдениях за соревновательной деятельностью наших футболистов. Гораздо важнее знать, что футболист делает на поле с мячом и без мяча в разных фазах игры. Для нападающего важнее всего: участие в начале, развитии и завершении атак; действия при розыгрыше стандартных положений, связанных с угрозой воротам соперника, и в обороне; двигательная активность; умение вести единоборства. Например, в завершающей фазе наступательной операции футболист может непосредственно атаковать ворота, используя пас партнера (в том числе действовать на опережение).

Во-вторых, необходимо оптимизировать «игровой профиль футболиста». Смысл такой оптимизации, по существу, в выработке цели индивидуализированной тренировки. В соответствии с разработанными и принятыми в команде принципами ведения игры каждому перспективному футболисту определяют функции, реализуя которые он сможет наиболее полно и с возможно большей пользой для команды раскрыть свою футбольную индиви-

 

дуальность. При этом важно как можно четче определить основную игровую функцию футболиста, подчинив ей (по возможности) все ТТД. Если, к примеру, нападающему отведена роль на острие атаки, это не значит, что ничего другого (участвовать в организации и развитии атак, в обороне собственных ворот и в других действиях) ему делать не следует. Следует, но не забывая, что главное для него — завершение атак своей команды и что, исходя из этого, основными составляющими его игры должны быть: умение мгновенно нанести удар из любого положения, сыграть на опережение, своевременно выбрать позицию; умение и желание вести единоборства за мяч при прострелах, навесах и отскоках; комплекс психофизических качеств, определяемых как «чувство гола».

Так определяется своеобразный эталон игры конкретного футболиста. Путь к достижению его лежит через индивидуализированные тренировки.

В-третьих, обязательно выявить (с учетом уточненного игрового профиля футболиста) реальные резервы усиления игры. В одних случаях резервы эти очевидны (например, слабое владение какой-то разновидностью удара), в других — ситуация не столь проста ввиду малоэффективной «тренируемости» или многофакторности компонента мастерства, избранного для индивидуализированного совершенствования. «Тренируемость» можно определить таким методическим приемом: футболист в течение 10 — 15 дней систематически выполняет тренировочные задания с целью совершенствования какого-либо умения, навыка либо качества. По величине сдвига оценивают «тренируемость» этого компонента подготовленности: ощутимый положительный сдвиг дает основание для гипотезы об определенных резервах, которые следует использовать; нет сдвига — это звено, возможно, лимитирующее, и в нем следует четко определиться. Чаще всего положительные сдвиги имеют место при многофакторности «объекта совершенствования» (например, такого, как игра головой).

Много лет плохо играют головой наши нападающие. Положительных сдвигов в этом компоненте футбола у них все нет и нет. Дело, думаю, в том, что в игре головой тесно переплетены три взаимосвязанных фактора:

двигательный (он связан со способностями

Library   21   Up


Contents

 

Home
 

игрока выпрыгнуть выше соперника либо опередить его, зависящими от быстроты реакции футболиста и от развитости скоростно-силовых качеств мышц его ног, которая, в свою очередь, обусловлена силой мышечных групп, участвующих в отталкивании, и межмышечной координацией, соотношением «быстрых» и «медленных» волокон в мышцах и многим другим);

технический — умение рационально (с биомеханических позиций) выполнить подготовительные (разбег и отталкивание) и основные (замах и удар по мячу) движения;

тактический — наиболее сложный, требующий четких групповых взаимодействий и выражающийся в умении обеспечить себе выгодную позицию (за счет обманных действий, с помощью партнеров, используя ошибки соперников и др.), в согласованности действий прежде всего с партнером, от которого получает мяч (достичь ее можно только многократными упражнениями в сочетании с соревновательной практикой).

Важны в этом плане и такие качества, как смелость, самоотверженность, решительность.

Если повышение скоростно-силовых качеств соответствующих мышечных групп задача вполне разрешимая, то технику разбега, отталкивания, да и бега в целом, корректировать труднее, но все же можно (вполне убеждают в этом примеры, приводимые ленинградцем В. Гусевым*). Игровое мышление, лежащее в основе тактических способностей, развивается чрезвычайно трудно. Что же касается соотношения «быстрых» и «медленных» волокон в мышцах, то оно обусловлено генетически и влиять на него сегодня еще не научились.

На практике стремятся обычно воздействовать на все три фактора одновременно, лишь эпизодически обращая внимание на каждый в отдельности.

Методически оправданным представляется целенаправленное воздействие на каждый фактор в отдельности с последующим постепенным усложнением условий совершенствования в процессе выполнения игровых упражнений. Выбор наиболее рациональных средств и методов воздействия на каждый фактор — важный этап целенаправленной тренировки. Например, способность высоко выпрыгивать можно довольно быстро развить, выполняя такое упражнение, как прыжки в глубину, воздействуя электростимулятора ми на мышцы-разгибатели ног и др. Что касается техники удара по мячу головой, то совершенствовать ее можно, выполняя большое число соответствующих упражнений и параллельно коррек-


* См. «Футбол — Хоккей», 1982, № 3, с. 10 — 12.

 

тируя технику движений. Важно предусмотреть совершенствование техники ударов головой с учетом возросшего уровня скоростно-силовых качеств. Наконец, при отработке тактического компонента игры головой особенно важна заинтересованность самих игроков, ибо, как правило, подсказанный или (что бывает, увы, чаще) навязанный способ взаимодействия значительно менее эффективен, чем тот, к которому игроки придут сами. Суть способов взаимодействий в том, что завершающий атаку ударом головой должен знать, как (по какой траектории, с какой скоростью полета и т. п.) и когда ему будет адресован мяч. Но это «знание» необходимо скрыть от соперников, используя «маневры» партнеров, отвлекающие действия и т. п.

Выявленные реальные резервы усиления игры составляют основу индивидуальной программы тренировки.

В-четвертых, непременно разработать и реализовать на практике программу индивидуализированной тренировки. Эффективным этот процесс мол-сет быть при четком контроле как числа и эффективности выполненных тренировочных заданий, так и вызываемых ими изменений (контроль по процессу и по объекту). При этом необходимо своевременно выявить, исчерпаны ли основные резервы в совершенствовании конкретного ТТД (особенно скоростного характера), ибо если это произошло, то КПД от продолжения данной программы будет весьма невысоким и потребует коррективов в содержании программы. Целесообразно постоянно контролировать, насколько полно футболист использует в соответствующих технических действиях личные двигательные возможности, не допуская большого разрыва физических потенций и их реализации в игре. Один из способов такой проверки — вычленение разных характеристик ТТД. Пример: пробежать по сложному маршруту (между стоек, пилонов и т. п.) дистанцию сначала без мяча, а затем ведя мяч. Разность во времени выполнения попыток позволит судить о степени овладения техникой ведения мяча, о скоростных и координационных способностях футболиста. Далеко не каждый технический прием можно проверить описанным способом. Здесь важен сам принцип вычленения разных сторон подготовленности футболистов.

Таким образом, индивидуализация тренировки футболистов должна быть направлена на достижение конкретной реальной цели: не просто совершенствовать какие-то (быть может, и важные) качества, а обязательно преломлять их, тем самым развивая и совершенствуя, через ведущие игровые функции.

 
Library   22   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало