|
игрока выпрыгнуть выше соперника либо опередить его, зависящими от быстроты реакции футболиста и от развитости скоростно-силовых качеств мышц его ног, которая, в свою очередь, обусловлена силой мышечных групп, участвующих в отталкивании, и межмышечной координацией, соотношением «быстрых» и «медленных» волокон в мышцах и многим другим);
технический — умение рационально (с биомеханических позиций) выполнить подготовительные (разбег и отталкивание) и основные (замах и удар по мячу) движения;
тактический — наиболее сложный, требующий четких групповых взаимодействий и выражающийся в умении обеспечить себе выгодную позицию (за счет обманных действий, с помощью партнеров, используя ошибки соперников и др.), в согласованности действий прежде всего с партнером, от которого получает мяч (достичь ее можно только многократными упражнениями в сочетании с соревновательной практикой).
Важны в этом плане и такие качества, как смелость, самоотверженность, решительность.
Если повышение скоростно-силовых качеств соответствующих мышечных групп задача вполне разрешимая, то технику разбега, отталкивания, да и бега в целом, корректировать труднее, но все же можно (вполне убеждают в этом примеры, приводимые ленинградцем В. Гусевым*). Игровое мышление, лежащее в основе тактических способностей, развивается чрезвычайно трудно. Что же касается соотношения «быстрых» и «медленных» волокон в мышцах, то оно обусловлено генетически и влиять на него сегодня еще не научились.
На практике стремятся обычно воздействовать на все три фактора одновременно, лишь эпизодически обращая внимание на каждый в отдельности.
Методически оправданным представляется целенаправленное воздействие на каждый фактор в отдельности с последующим постепенным усложнением условий совершенствования в процессе выполнения игровых упражнений. Выбор наиболее рациональных средств и методов воздействия на каждый фактор — важный этап целенаправленной тренировки. Например, способность высоко выпрыгивать можно довольно быстро развить, выполняя такое упражнение, как прыжки в глубину, воздействуя электростимулятора ми на мышцы-разгибатели ног и др. Что касается техники удара по мячу головой, то совершенствовать ее можно, выполняя большое число соответствующих упражнений и параллельно коррек-
* См. «Футбол — Хоккей», 1982, № 3, с. 10 — 12.
|
|
тируя технику движений. Важно предусмотреть совершенствование техники ударов головой с учетом возросшего уровня скоростно-силовых качеств. Наконец, при отработке тактического компонента игры головой особенно важна заинтересованность самих игроков, ибо, как правило, подсказанный или (что бывает, увы, чаще) навязанный способ взаимодействия значительно менее эффективен, чем тот, к которому игроки придут сами. Суть способов взаимодействий в том, что завершающий атаку ударом головой должен знать, как (по какой траектории, с какой скоростью полета и т. п.) и когда ему будет адресован мяч. Но это «знание» необходимо скрыть от соперников, используя «маневры» партнеров, отвлекающие действия и т. п.
Выявленные реальные резервы усиления игры составляют основу индивидуальной программы тренировки.
В-четвертых, непременно разработать и реализовать на практике программу индивидуализированной тренировки. Эффективным этот процесс мол-сет быть при четком контроле как числа и эффективности выполненных тренировочных заданий, так и вызываемых ими изменений (контроль по процессу и по объекту). При этом необходимо своевременно выявить, исчерпаны ли основные резервы в совершенствовании конкретного ТТД (особенно скоростного характера), ибо если это произошло, то КПД от продолжения данной программы будет весьма невысоким и потребует коррективов в содержании программы. Целесообразно постоянно контролировать, насколько полно футболист использует в соответствующих технических действиях личные двигательные возможности, не допуская большого разрыва физических потенций и их реализации в игре. Один из способов такой проверки — вычленение разных характеристик ТТД. Пример: пробежать по сложному маршруту (между стоек, пилонов и т. п.) дистанцию сначала без мяча, а затем ведя мяч. Разность во времени выполнения попыток позволит судить о степени овладения техникой ведения мяча, о скоростных и координационных способностях футболиста. Далеко не каждый технический прием можно проверить описанным способом. Здесь важен сам принцип вычленения разных сторон подготовленности футболистов.
Таким образом, индивидуализация тренировки футболистов должна быть направлена на достижение конкретной реальной цели: не просто совершенствовать какие-то (быть может, и важные) качества, а обязательно преломлять их, тем самым развивая и совершенствуя, через ведущие игровые функции.
|
|