Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

футболистов — взаимосвязи системы соревнований с учебно-тренировочным процессом. А ведь учебная программа в спортивных школах предусматривает для учащихся данного возраста соревновательную нагрузку именно в форме календарных игр.

Одновременно итоги анкетирования показали, что в регионах, где юношеские соревнования все же проводятся, немало изъянов в планировании. В частности, даже в близлежащих краях резки колебания в общем числе игр для футболистов одних и тех же возрастных групп в течение года. Например, 40% опрошенных в РСФСР констатировали, что 10 — 12-летние футболисты в таких соревнованиях вовсе не участвуют; 5% специалистов показали, что в течение года для их питомцев планируется не более 8 — 10 игр, 28% — до 15 игр, 8% — До 20 игр и 21% — до 25 игр. Аналогичны недостатки в планировании соревнований на спортивных аренах Узбекистана и Казахстана, в Грузии и других республиках. Причем присущи они и организации соревнований для команд более старших возрастных групп. Вот характерный пример. При планировании общего числа игр для футболистов 16 — 18 лет в 9% случаев в городских, районных и областных планах-календарях соревнования для этой возрастной категории вообще не были предусмотрены; в 8% — предполагают до 15 игр на год, в 32% — до 20, в 18% — до 25, в 15% — до 30 и в 13% — до 35 игр.

Отмечены в этом вопросе и другие недостатки; перерывы, приходящиеся на самое благоприятное для проведения юношеских соревнований время — на летние каникулы; кратковременность турниров; разного рода нарушения цикличности календарей. Причем перерывы в соревновательных календарях в летние каникулы даже весьма компетентные то-

 

варищи, как правило, объясняли отсутствием. оздоровительно-спортивных лагерей. На этот же фактор частично ссылались и в попытках оправдать нарушения цикличности календарей.

Результаты исследования состояния дел позволили выявить и типичные недостатки непосредственно в практике проведения соревнований городского, районного и областного масштаба. Нередко командам мальчиков и юношей приходится выступать на полях неудовлетворительного качества, в будничной обстановке (крайне слаба пропаганда таких соревнований — почти без участия местной прессы. А уж о красочных афишах, извещающих о предстоящих юношеских турнирах, и о наглядных таблицах, отражающих ход борьбы команд-участниц, во многих даже крупных городах стали забывать).

Указанные недостатки в организации юношеских соревнований характерны и для турниров с участием команд общеобразовательных школ, профтехучилищ и техникумов. Причем в данном звене они еще более остры.

Стала очевидной необходимость разработки и внедрения в практику работы физкультурных организаций научно обоснованной системы юношеских соревнований, которая удовлетворяла бы следующим требованиям:

достижению регулярности соревнований;

соблюдению цикличности календарей;

концентрации соревновательных нагрузок для футболистов каждой возрастной группы;

оптимизации общего числа игр и строгой возрастной преемственности соревновательных нагрузок;

логической и практической взаимосвязи между системой соревнований и выполнением разрядных норм и требований учебной программы по футболу для спортивных школ.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВРАТАРЯ В УСЛОВИЯХ ИГРЫ И ТРЕНИРОВКИ

   
А. И. Шамардин, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой футбола Волгоградского института физкультуры
 

Для правильного формирования основ технической и тактической подготовленности, для всестороннего развития двигательных качеств чрезвычайно важна в подготовке юных вратарей ранняя специализация.

Процесс специальной подготовки юных голкиперов должен строиться так, чтобы тренировочные задания соответствовали игровой практике, а применяемые средства тренировки целенаправленно воздействовали на организм.

Поэтому определение комплекса технико-тактических средств, применяемых юными и

 

взрослыми стражами ворот в условиях соревнований и тренировок, и выявление ведущих компонентов подготовленности вратарей необходимо рассматривать как пути создания рациональной модели специализированной подготовки юных голкиперов.

Серию педагогических наблюдений вели с целью последовательного решения двух задач:

выявления количественных характеристик действий, выполняемых стражами ворот в тренировке (для сопоставления этих характеристик с показателями игры);

Library   48   Up


Contents

 

Home
 

определения эффективности и надежности действий вратарей в условиях тренировки и соревнований.

Сопоставляли три типичные ситуации: игру (тренировку) в воротах; игру (тренировку) на выходах; введение мяча в игру. В условиях тренировки количественные показатели игровых действий, выполняемых голкиперами в первой ситуации, превышают аналогичные показатели, зарегистрированные в ходе соревнований, у взрослых стражей ворот более чем в 9 раз, а у юных — в 6,3 раза (табл. 1). Это объясняется особенностями содержания тренировок: в ходе тренировочных занятий по воротам фактически без противодействия обороняющихся полевых игроков бьют гораздо чаще, чем в играх. Меньше расхождения в объеме технико-тактических действий при игре на выходах: у взрослых квалифицированных вратарей — 1,6, у юных — 1,4 раза. Вместе с тем в тренировочном процессе, по данным наблюдений, практически не остается места для отработки третьей типичной ситуации — введения мяча в игру в целях организации атаки (см. табл. 1).

Таблица 1

Средний объем технико-тактических действий квалифицированных и юных вратарей в игре и в тренировке

Технико-тактические действия

Вратари

квалифици-
рованные

юные

Тренировка

Матч

Тренировка

Матч

В воротах

298

31

132

20,7

На выходах

56

36

34

23,2

Организация атак

49

29,2

Всего:

354

116

166

73,1

 

У взрослых квалифицированных вратарей по отдельным технико-тактическим приемам в первой типичной ситуации соревновательные надежность и эффективность большинства приемов ниже, чем тренировочные (табл. 2). Исключение составляют отбивания мяча на узловой без прыжка и в прыжке — 0,96 и 0,93 против 0,79 и 0,9. Что же касается эффективности отдельных приемов, то она у взрослых квалифицированных стражей ворот тоже выше в условиях тренировок. Исключение составля-

 

ет более высокая эффективность в ловле мяча без прыжка (22,6% против 19,1% в тренировке) у юных. Вместе с тем и средняя надежность и средняя эффективность выполнения технико-тактических действий, как и эффективность каждого действия, выше у взрослых квалифицированных вратарей на тренировках (см. табл. 2).

Еще более ярко выражены различия в игровой и тренировочной деятельности юных голкиперов, которые в условиях тренировок действуют значительно надежнее и эффективнее, чем в соревнованиях (см. табл. 2).

Так, если на тренировках средняя надежность действий юных стражей ворот равняется 0,72 (при общей эффективности 74% и средней — 8,5%), то в условиях соревнований соответственно лишь 0,57;. 59,5 и 7,1%. Объяснить это обстоятельство можно снижением сложности (отсутствием элемента неожиданности) атакующих действий на тренировках.

При сопоставлении количественных и качественных показателей технико-тактических действий юных и квалифицированных голкиперов в условиях соревнований и в ходе тренировок выяснилось: объем работы на тренировочных занятиях квалифицированных голкиперов более чем в два раза превышает аналогичный объем юных вратарей.

При игре на выходах перевес тоже на стороне взрослых (56 против 34). Однако в эффективности выполнения игровых приемов юными и взрослыми вратарями заметных различий не обнаружено.

Таким образом, сопоставление количественных и качественных характеристик технико-тактических действий взрослых и юных голкиперов показало: в условиях тренировки практически не создаются острые атакующие, ситуации, связанные с вероятностно-стохастическими условиями состязаний, которые требуют от игроков под № 1 выработки временной и пространственной антиципации и умения принимать экспромтные решения.

Многократные удары по воротам из заранее обусловленных точек на тренировках не соответствуют настройке вратарей и проявлению голкиперами нужных психофизиологических качеств в условиях соревнований.

В процессе тренировок в условиях залов «выпадает» совершенствование такого важного контратакующего действия, как введение мяча в игру. Кроме того, в этих условиях не учитывают воздействия внешних и внутренних сбивающих факторов: шума трибун, высокого уровня психофизиологических функций, противоборства с прорвавшимся соперником...

Желание воплотить теорию в практику послужило поводом для выработки экспериментальной методики тренировки вратарей, которая предусматривала бы большее приближение характера тренировок к условиям соревнований.

 
Library   49   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Сравнительная надежность и эффективность выполнения технико-тактических приемов квалифицированным и и юными вратарями в тренировке и в игре

Технико-
такти-
ческие действия и приемы

Тренировка •

Матч

Надежность

Эффективность технико-тактических приемов (в %)

Надежность

Э %

Э %

у квали-
фици-
рованных

у юных

у квали-
фици-
рованных

у юных

у квали-
фици-
рованных

у юных

у квали-
фици-
рованных

у юных

у квали-
фици-
рованных

у юных

у квали-
фици-
рованных

у юных

При игре в воротах

Ловля мяча:

без прыжка

0,88

0,84

19,1

19,7

0,88

0,74

22,6

15,1

в прыжке

0,82

0,71

10,4

7,6

15,2

11,6

0,67

0,51

6,4

5,1

12,9

9,6

в падении

0,99

0,62

16,1

7,5

0,6

0,62

9,7

9,4

Отбивание мяча:

без прыжка

0,79

0,74

6,4

4,5

0,96

0,64

6,2

9,4

в прыжке

0,91

0,69

13,4

6,8

9,1

6,8

0,8

0,53

12,9

5,3

8,6

6,6

в падении

0,76

0,75

7,4

13,6

0,68

0,49

6,6

5

Перевод мяча на угловой:

в прыжке

0,9

0,66

5,7

4,5

0,93

0,51

6

5,2

в падении

0,82

0,76

6

9,8

5,9

7,2

0,67

0,52

6,5

5

6,3

5,1

В среднем:

0,86

0,72

84,6

74

10,1

8,5

0,77

0,57

76,9

59,5

9,3

7,1

При игре на выходах

Ловля мяча:

без прыжка

0,69

0,66

19,8

17,6

0,64

0,61

19,5

13,2

в прыжке

0,7

0,8

12,5

11,7

12,6

11,7

0,67

0,77

11,1

13,4

12,1

10,3

в падении

0,6

0,66

5,4

5,8

0,67

0,48

5,6

4,2

Отбивание мяча:

без прыжка

0,71

0,76

8,9

8,9

0,75

0,5

8,4

4,2

в прыжке

0,75

0,66

5,4

5,8

6

6,9

0,67

0,65

5,6

8,4

6,5

5,7

в падении

0,67

0,66

3,6

5,9

0,67

0,49

5,6

4,4

Перевод мяча на угловой:

в прыжке

0,75

0,76

5,4

8,9

0,67

0,67

5,5

8,9

в падении

0,72

0,65

8,9

5,8

7,2

7,4

0,66

0,51

5,5

4,4

5,5

6,6

В среднем:

0,7

0,7

70

70,4

8,6

8,7

0,68

0,59

66,7

61,1

8

7,5

При организации атак

Розыгрыш удара от ворот

0,96

0,94

5,9

6,7

Удары ногой от ворот

0,64

0,55

18,4

17

17,3

16,4

Удары ногой с руки

0,55

0,61

20,4

20,9

Вбрасывание мяча рукой

0,86

0,75

24,5

20,8

В среднем:

1

0,75

0,71

69,1

65,4

17,3

16,4

 

 
Library   50   Up


Contents

 

Home
 

Принципиальное содержание этой методики сводилось к следующему.

Все тренировочные задания методики максимально приближены к рассмотренным типичным ситуациям игры стражей ворот. При этом предполагали, что такое построение тренировочных заданий усилит воздействие занятий на исследуемые психофизиологические функции вратарей.

Тренировочные задания имели определенную структуру, предусматривавшую взаимодействие компонентов задания в целях решения голкиперами двигательной задачи.

Такой системный подход к проведению тренировок стражей ворот, с одной стороны, способствовал выбору верных средств и мето-

 

дов тренировки, а с другой — позволил использовать комплекс разнообразных острых воздействий, непосредственно влияющих на психофизиологические функции юных вратарей. Сложность тренировочного задания регулировали, сокращая лимит времени на подготовку к очередному технико-тактическому действию; изменяя расстояние от места удара до ворот, а также создавая ситуационную неожиданность (нанесением ударов со штрафного из-за «стенки», неожиданностью ударов в игровых упражнениях и т. п.). Интенсивность тренировочного задания меняли, изменяя частоту ударов по воротам, проводя учебные игры в уменьшенных составах, увеличивая число одновременно используемых мячей.

 

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ СБОРНЫХ НА ЧЕМПИОНАТАХ МИРА

   


С. А. Савин, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории

теории и методики футбола ВНИИФКа;
Г. П. Семенов, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник группы прогнозирования спортивных достижений

ВНИИФКа;
А. С. Соловьев, тренер-методист Управления

футбола Спорткомитета СССР
 

Наш опыт разработки прогнозов по футболу ограничивался обоснованием предположения исходов олимпийских турниров 1976 и 1980 гг.* В отношении же чемпионатов мира подобная работа проводится впервые.

Итоги XII чемпионата мира подробно обсуждались и в нашей печати и в зарубежной. Вопросы тактики, техники, специальной подготовленности игроков и команд в целом и т. д. были предметом глубоких и всесторонних анализов специалистов.

Прогнозы в футболе — дело не новое. Особенно силен прогностический бум в преддверии чемпионатов мира и олимпийских турниров.

С какими же прогнозами распределения лучших команд мира выступили в печати тренеры некоторых сборных — участниц финального турнира?

Беарзот (Италия): Бразилия, Испания, Англия или СССР, Аргентина, ФРГ.

Пехничек (Польша): Бразилия, ФРГ, Бельгия, СССР или Польша.

Стейн (Шотландия): Бразилия, а потом — все остальные.

 


* Ежегодник «Футбол», 1981, с. 68 — 71.

 

Менотти (Аргентина): Бразилия или Аргентина; Аргентина, ФРГ, Бразилия, Испания.

Тис (Бельгия): ФРГ, Бразилия, Аргентина, Испания; Бразилия, СССР, ФРГ, Аргентина.

Месеи (Венгрия): Бразилия, ФРГ, СССР, Англия.

Венглош (ЧССР): Бразилия, Аргентина, СССР, Испания.

Милянич (Югославия): Аргентина, Бразилия, СССР, Испания, Югославия.

Сантана (Бразилия): Бразилия, ФРГ, СССР, Аргентина, Испания.

Выдающиеся в прошлом «звезды» мирового футбола — Пеле, Эйсебио, ди Стефано, Круифф, Беккенбауэр — в многочисленных интервью называли бесспорным фаворитом сборную Бразилии.

Всякий прогноз основывается прежде всего на знании предыстории явления и на экстраполяции сложившихся тенденций в будущее.

Хотя исход любого спортивного поединка примерно равных соперников ныне абсолютно точно практически невозможно ни предсказать, ни рассчитать, тем не менее в качественном смысле мы всегда отдаем предпочтение логичной зависимости: чем сильнее команда, тем больше у нее шансов победить слабую.

Library   51   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало