Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

в году для футболистов разных возрастов представлено в табл. 2.

Повышение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок характерно для современного футбола. Однако освоение высоких нагрузок и быстрая адаптация будущих мастеров кожаного мяча к воздействию таких нагрузок невозможны без широкого комплекса восстановительных мероприятий (в первую очередь педагогических, ибо стимуляция восстановления и повышения спортивных результатов возможна только при рациональном построении тренировки, при соответствии объема нагрузок функциональному состоянию обучаемых). Структура отдельного тренировочного занятия и система тренировочных занятий в микроцикле должны предусматривать адекватное использование средств для решения конкретных и более отдаленных задач, возможность широкого варьирования нагрузок и регулярного переключения с одного вида деятельности на другой, широкий «спектр» упражнений для активного отдыха. Не менее важно учитывать влияние гигиенических факторов.

Рациональный распорядок дня, полноценное питание, постоянное соблюдение требований личной гигиены, закаливание — все это позволяет эффективно сочетать учебную деятельность со спортивной, повышать работоспособность, воспитывать в ребятах организованность и дисциплину.

 

Система подготовки футбольного резерва может успешно функционировать при соответствующем управлении, четкость которого позволяет реализовать учебно-тренировочные программы полноценно — на основе комплексного контроля, своевременно корректируя учебно-тренировочный процесс.

Комплексный контроль охватывает: педагогические обследования тренировочной и соревновательной деятельности обучаемых; оценку применяемых нагрузок; экспертную оценку мастерства юных футболистов; определение уровня физической и технико-тактической подготовленности ребят по информативным тестам; анализ состояния основных психомоторных функций; определение показателей, характеризующих состояние здоровья (физическое развитие, работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем). Оценка качества работы только по результатам участия в соревнованиях в работе с юными футболистами неприемлема.

Решить задачи, стоящие перед спортивными школами, без целенаправленного и систематического воспитательного процесса с использованием комплексного подхода, означающего единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, невозможно. Активная творческая деятельность тренеров — залог неуклонного совершенствования системы подготовки резервов и достижения высоких рубежей нашими футболистами.

 

 

ОРГАНИЗАЦИИ ЮНОШЕСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ — ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ

   
А. И. Исмоилов, преподаватель кафедры футбола ГЦОЛИФКа; С. Н. Андреев, тренер-методист Управления футбола Спорткомитета СССР
 

Положения, сформулированные в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» (сентябрь 1981 г.), диктуют необходимость коренного улучшения организации соревнований и по футболу. В полной мере относятся они и к организации юношеских турниров, в планировании и проведении которых, как показывает практика, далеко не везде изжиты серьезные недостатки. Наиболее существенные присущи соревнованиям в городах, районах и областях. Результаты анкетирования 727 специалистов, решающих проблемы и вопросы развития юношеского футбола во всех союзных республиках, позволили проанализировать состояние организации юношеских соревнований в целом по стране и в каждой союзной республике, выявить в первую очередь недостатки в планировании

 

соревнований с участием команд спортивных школ и коллективов физкультуры. Так, в календарных планах городских, районных и областных спорткомитетов нередко не предусмотрены соревнования не только для команд мальчиков 10 — 12 лет — столь печальный факт констатировали... 40% (!) опрошенных специалистов, — но и для 13 — 15-летних. Характерно, что этот недостаток присущ даже тем союзным республикам, которые традиционно отдавали развитию юношеского футбола должное (вкладывали большие средства и душой за исход дела болели). Так. на Украине на этом акцентировали внимание 45% опрошенных, в Российской Федерации и Грузии — по 32%, в Белоруссии — каждый четвертый. Такое, мягко говоря, несоразмерное планирование неизбежно влечет за собой нарушение одного из важнейших принципов подготовки

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

футболистов — взаимосвязи системы соревнований с учебно-тренировочным процессом. А ведь учебная программа в спортивных школах предусматривает для учащихся данного возраста соревновательную нагрузку именно в форме календарных игр.

Одновременно итоги анкетирования показали, что в регионах, где юношеские соревнования все же проводятся, немало изъянов в планировании. В частности, даже в близлежащих краях резки колебания в общем числе игр для футболистов одних и тех же возрастных групп в течение года. Например, 40% опрошенных в РСФСР констатировали, что 10 — 12-летние футболисты в таких соревнованиях вовсе не участвуют; 5% специалистов показали, что в течение года для их питомцев планируется не более 8 — 10 игр, 28% — до 15 игр, 8% — До 20 игр и 21% — до 25 игр. Аналогичны недостатки в планировании соревнований на спортивных аренах Узбекистана и Казахстана, в Грузии и других республиках. Причем присущи они и организации соревнований для команд более старших возрастных групп. Вот характерный пример. При планировании общего числа игр для футболистов 16 — 18 лет в 9% случаев в городских, районных и областных планах-календарях соревнования для этой возрастной категории вообще не были предусмотрены; в 8% — предполагают до 15 игр на год, в 32% — до 20, в 18% — до 25, в 15% — до 30 и в 13% — до 35 игр.

Отмечены в этом вопросе и другие недостатки; перерывы, приходящиеся на самое благоприятное для проведения юношеских соревнований время — на летние каникулы; кратковременность турниров; разного рода нарушения цикличности календарей. Причем перерывы в соревновательных календарях в летние каникулы даже весьма компетентные то-

 

варищи, как правило, объясняли отсутствием. оздоровительно-спортивных лагерей. На этот же фактор частично ссылались и в попытках оправдать нарушения цикличности календарей.

Результаты исследования состояния дел позволили выявить и типичные недостатки непосредственно в практике проведения соревнований городского, районного и областного масштаба. Нередко командам мальчиков и юношей приходится выступать на полях неудовлетворительного качества, в будничной обстановке (крайне слаба пропаганда таких соревнований — почти без участия местной прессы. А уж о красочных афишах, извещающих о предстоящих юношеских турнирах, и о наглядных таблицах, отражающих ход борьбы команд-участниц, во многих даже крупных городах стали забывать).

Указанные недостатки в организации юношеских соревнований характерны и для турниров с участием команд общеобразовательных школ, профтехучилищ и техникумов. Причем в данном звене они еще более остры.

Стала очевидной необходимость разработки и внедрения в практику работы физкультурных организаций научно обоснованной системы юношеских соревнований, которая удовлетворяла бы следующим требованиям:

достижению регулярности соревнований;

соблюдению цикличности календарей;

концентрации соревновательных нагрузок для футболистов каждой возрастной группы;

оптимизации общего числа игр и строгой возрастной преемственности соревновательных нагрузок;

логической и практической взаимосвязи между системой соревнований и выполнением разрядных норм и требований учебной программы по футболу для спортивных школ.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВРАТАРЯ В УСЛОВИЯХ ИГРЫ И ТРЕНИРОВКИ

   
А. И. Шамардин, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой футбола Волгоградского института физкультуры
 

Для правильного формирования основ технической и тактической подготовленности, для всестороннего развития двигательных качеств чрезвычайно важна в подготовке юных вратарей ранняя специализация.

Процесс специальной подготовки юных голкиперов должен строиться так, чтобы тренировочные задания соответствовали игровой практике, а применяемые средства тренировки целенаправленно воздействовали на организм.

Поэтому определение комплекса технико-тактических средств, применяемых юными и

 

взрослыми стражами ворот в условиях соревнований и тренировок, и выявление ведущих компонентов подготовленности вратарей необходимо рассматривать как пути создания рациональной модели специализированной подготовки юных голкиперов.

Серию педагогических наблюдений вели с целью последовательного решения двух задач:

выявления количественных характеристик действий, выполняемых стражами ворот в тренировке (для сопоставления этих характеристик с показателями игры);

Library   48   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало