|
||||
футболистов — взаимосвязи системы соревнований с учебно-тренировочным процессом. А ведь учебная программа в спортивных школах предусматривает для учащихся данного возраста соревновательную нагрузку именно в форме календарных игр. Одновременно итоги анкетирования показали, что в регионах, где юношеские соревнования все же проводятся, немало изъянов в планировании. В частности, даже в близлежащих краях резки колебания в общем числе игр для футболистов одних и тех же возрастных групп в течение года. Например, 40% опрошенных в РСФСР констатировали, что 10 — 12-летние футболисты в таких соревнованиях вовсе не участвуют; 5% специалистов показали, что в течение года для их питомцев планируется не более 8 — 10 игр, 28% — до 15 игр, 8% — До 20 игр и 21% — до 25 игр. Аналогичны недостатки в планировании соревнований на спортивных аренах Узбекистана и Казахстана, в Грузии и других республиках. Причем присущи они и организации соревнований для команд более старших возрастных групп. Вот характерный пример. При планировании общего числа игр для футболистов 16 — 18 лет в 9% случаев в городских, районных и областных планах-календарях соревнования для этой возрастной категории вообще не были предусмотрены; в 8% — предполагают до 15 игр на год, в 32% — до 20, в 18% — до 25, в 15% — до 30 и в 13% — до 35 игр. Отмечены в этом вопросе и другие недостатки; перерывы, приходящиеся на самое благоприятное для проведения юношеских соревнований время — на летние каникулы; кратковременность турниров; разного рода нарушения цикличности календарей. Причем перерывы в соревновательных календарях в летние каникулы даже весьма компетентные то- |
варищи, как правило, объясняли отсутствием. оздоровительно-спортивных лагерей. На этот же фактор частично ссылались и в попытках оправдать нарушения цикличности календарей. Результаты исследования состояния дел позволили выявить и типичные недостатки непосредственно в практике проведения соревнований городского, районного и областного масштаба. Нередко командам мальчиков и юношей приходится выступать на полях неудовлетворительного качества, в будничной обстановке (крайне слаба пропаганда таких соревнований — почти без участия местной прессы. А уж о красочных афишах, извещающих о предстоящих юношеских турнирах, и о наглядных таблицах, отражающих ход борьбы команд-участниц, во многих даже крупных городах стали забывать). Указанные недостатки в организации юношеских соревнований характерны и для турниров с участием команд общеобразовательных школ, профтехучилищ и техникумов. Причем в данном звене они еще более остры. Стала очевидной необходимость разработки и внедрения в практику работы физкультурных организаций научно обоснованной системы юношеских соревнований, которая удовлетворяла бы следующим требованиям: достижению регулярности соревнований; соблюдению цикличности календарей; концентрации соревновательных нагрузок для футболистов каждой возрастной группы; оптимизации общего числа игр и строгой возрастной преемственности соревновательных нагрузок; логической и практической взаимосвязи между системой соревнований и выполнением разрядных норм и требований учебной программы по футболу для спортивных школ. |
|||
СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВРАТАРЯ В УСЛОВИЯХ ИГРЫ И ТРЕНИРОВКИ |
||||
А. И. Шамардин, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой футбола Волгоградского института физкультуры |
||||
Для правильного формирования основ технической и тактической подготовленности, для всестороннего развития двигательных качеств чрезвычайно важна в подготовке юных вратарей ранняя специализация. Процесс специальной подготовки юных голкиперов должен строиться так, чтобы тренировочные задания соответствовали игровой практике, а применяемые средства тренировки целенаправленно воздействовали на организм. Поэтому определение комплекса технико-тактических средств, применяемых юными и |
взрослыми стражами ворот в условиях соревнований и тренировок, и выявление ведущих компонентов подготовленности вратарей необходимо рассматривать как пути создания рациональной модели специализированной подготовки юных голкиперов. Серию педагогических наблюдений вели с целью последовательного решения двух задач: выявления количественных характеристик действий, выполняемых стражами ворот в тренировке (для сопоставления этих характеристик с показателями игры); |
|||
48 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |