Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

между упражнениями, ориентировочные. Для более точной дозировки нагрузок необходимо детальное обследование каждого спортсмена с определением Vo2 max, максимального накопления лактата, а также порога анаэробного обмена (ПАНО). При определении ПАНО обязателен учет динамики накопления лактата, выделения СO2, а также легочной вентиляции. Границей ПАНО считают начало нелинейного изменения прироста этих показателей при повышении интенсивности нагрузки.

Анаэробные способности развиваются при выполнении тренировочных нагрузок, вызывающих усиление креатин фосфатного и гликолитического механизмов энергообразования. Анаэробный гликолиз лучше всего развивать при выполнении интенсивных упражнений в течение 30 — 120 с, а креатинфосфокиназную систему

 

энергообеспечения — при многократном повторении кратковременных (не дольше 10 с) упражнений с максимальной интенсивностью. Влияние тренировочных нагрузок разной продолжительности и разной интенсивности на развитие аэробного, гликолитического и алактатного механизмов энергообразования «расшифровано» в табл. 3.

Знание параметров тренировочных нагрузок и их физиологической значимости еще не означает полного решения вопроса' воспитания выносливости. Необходимо, помимо всего прочего, еще и правильно планировать тренировочные занятия в микро-, мезо- и макроциклах. Лишь комплексный подход к сложному процессу тренировки позволит воспитывать выносливость у спортсменов правильно.

 

 

ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВОВ


КОМПЛЕКС ЗАДАЧ

   


A.  А. Сучилин, кандидат педагогических наук, проректор Волгоградского института физкультуры;

B. А. Выжгин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры футбола ГЦОЛИФКа
 

Повышение уровня мастерства советских футболистов неразрывно связано с непрерывным улучшением качества подготовки резервов.

Систему подготовки резервов в футболе составляют следующие основные элементы: целевая установка, отбор, воспитательная работа*, учебно-тренировочный процесс, соревнования, восстановительные мероприятия, комплексный контроль.

Целевая установка предусматривает гармоничное развитие и воспитание игроков высокой квалификации, отвечающих современным требованиям развития мирового футбола, соответствующих модельным характеристикам мастеров международного класса и способных вести игру в современных тактических построениях в экстремальных условиях жесткого, бескомпромиссного соперничества.

Успех в решении задач подготовки таких футболистов во многом определяют правильная (четкая) организация и научно обоснованная методика отбора детей и подростков, а также своевременность начала занятий отобранных детей в спортивных школах. Совре-

 


* Этот элемент подготовки юных футболистов столь значим, что требует глубокого рассмотрения в отдельной статье.

 

менные научные данные и опыт передовой практики убедительно свидетельствуют о необходимости организации групп начальной подготовки (для детей не старше 8 лет). В этих группах можно и должно обеспечить разносторонность подготовки учащихся на основе комплекса ГТО и раздела по общей физической подготовке из программы для спортивных школ, прививать устойчивый интерес к систематическим занятиям футболом, осваивать азбуку футбола, выявлять наиболее перспективных для последующего совершенствования в учебно-тренировочных группах.

Отбор (селекция) — длительный педагогический процесс, основанный на изучении соответствующих способностей с использованием комплекса информативных показателей, которые характеризуют состояние здоровья, функциональное состояние ведущих систем организма, уровень развития физических и психических качеств, технико-тактическую и теоретическую подготовленность игроков.

При отборе недостаточно ориентироваться только на начальный уровень показателей (он свидетельствует лишь об исходных данных и почти ничего не говорит о способностях начинающих к обучению). Крайне важно оценивать темпы прироста результатов занимающихся (табл. 1). Общую оценку потенциальных

Library   45   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Характеристика способностей детей в зависимости от соотношения их исходного уровня и темпов прироста

Исходные уровни и темпы прироста

Способности

Высокий уровень и высокие темпы

Очень большие (одаренность)

Высокий уровень и средние темпы (и наоборот)

Большие

Высокий уровень и низкие темпы (и наоборот)

Средние

Средний уровень и низкие темпы (и наоборот)

Малые

Низкий уровень и низкие темпы

Очень малые

 

 

возможностей юных футболистов можно выводить по схеме, разработанной в секторе юношеского спорта ВНИИФКа с учетом исходного уровня тех или иных способностей (I этап отбора) и темпов развития этих способностей (II этап). К сожалению, часто при отборе основным показателем было и остается (увы!) «умение играть». Да, этот показатель важен. Даже очень. Но... отражает он подготовленность начинающих футболистов лишь на данный момент, их уровень технико-тактических умений, а не возможности к совершенствованию.

Учебно-тренировочный процесс направлен на решение основных задач подготовки будущих мастеров кожаного мяча. Он строится на основе программного материала и режима работы спортивных школ. Чтобы решать стоящие перед школами задачи наиболее успешно, необходимо программировать учебно-тренировочный процесс по таким критериям, которые обеспечили бы разносторонность подготовленности юных футболистов. Примерное соотношение объема используемых средств общей и специальной физической подготовки в начальных группах планируется как 3 : 1, а в учебно-тренировочных — 2 : 1. Предпочтение отдается естественным движениям, выполняемым в игровой форме. Освоение материала с использованием спортивных, подвижных и других игр должно занимать до половины учебного времени. Не менее важно в подготовке юных футболистов усиление работы над овладением техникой игры и над совершенствованием навыков выполнения широкого «ассортимента» технических приемов в вариативных условиях, близких к игровым. На решение именно этой задачи должны быть направлены специальные, дополнительные и индивидуальные занятия.

В старших учебных группах вследствие увеличения общего объема применяемых средств тренировки все большее значение получает использование одного упражнения для решения нескольких задач с учетом сопря-

 

женных воздействий. Подбирают упражнения и планируют нагрузки:

по специализированности (специфические упражнения с мячом и неспецифические без мяча);

по направленности (упражнения, воздействующие на отдельные функции энергообеспечения организма: на аэробные, аэробно-анаэробные, анаэробно-гликолитические, анаэробно-алактатные);

по объему нагрузок.

Регулируя компоненты нагрузки (продолжительность и интенсивность выполнения упражнений, длительность и характер отдыха в паузах, число повторений), можно целенаправленно совершенствовать технико-тактическое мастерство и развивать физические качества.

Соревнования — важное средство морально-волевой подготовки, повышения игрового мастерства и психической устойчивости, совершенствования специальных атлетических качеств. Достаточная соревновательная практика позволяет вести на высоком уровне интегральную подготовку. Оптимальное число игр

Таблица 2

Оптимальное число игр в году для футболистов разных возрастов

Возраст (лет)

Число игр в году

Из них официальных

8 — 9

15 — 20

8

9 — 10

20 — 25

10

10 — 11

25 — 30

14

11 — 12

30 — 35

15

12 — 13

30 — 35

17

13 — 14

35 — 40

20

14 — 15

35 — 40

22

15 — 16

40 — 45

25

16 — 17

45 — 50

27

17 — 18

45 — 50

30

Library   46   Up


Contents

 

Home
 

в году для футболистов разных возрастов представлено в табл. 2.

Повышение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок характерно для современного футбола. Однако освоение высоких нагрузок и быстрая адаптация будущих мастеров кожаного мяча к воздействию таких нагрузок невозможны без широкого комплекса восстановительных мероприятий (в первую очередь педагогических, ибо стимуляция восстановления и повышения спортивных результатов возможна только при рациональном построении тренировки, при соответствии объема нагрузок функциональному состоянию обучаемых). Структура отдельного тренировочного занятия и система тренировочных занятий в микроцикле должны предусматривать адекватное использование средств для решения конкретных и более отдаленных задач, возможность широкого варьирования нагрузок и регулярного переключения с одного вида деятельности на другой, широкий «спектр» упражнений для активного отдыха. Не менее важно учитывать влияние гигиенических факторов.

Рациональный распорядок дня, полноценное питание, постоянное соблюдение требований личной гигиены, закаливание — все это позволяет эффективно сочетать учебную деятельность со спортивной, повышать работоспособность, воспитывать в ребятах организованность и дисциплину.

 

Система подготовки футбольного резерва может успешно функционировать при соответствующем управлении, четкость которого позволяет реализовать учебно-тренировочные программы полноценно — на основе комплексного контроля, своевременно корректируя учебно-тренировочный процесс.

Комплексный контроль охватывает: педагогические обследования тренировочной и соревновательной деятельности обучаемых; оценку применяемых нагрузок; экспертную оценку мастерства юных футболистов; определение уровня физической и технико-тактической подготовленности ребят по информативным тестам; анализ состояния основных психомоторных функций; определение показателей, характеризующих состояние здоровья (физическое развитие, работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем). Оценка качества работы только по результатам участия в соревнованиях в работе с юными футболистами неприемлема.

Решить задачи, стоящие перед спортивными школами, без целенаправленного и систематического воспитательного процесса с использованием комплексного подхода, означающего единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, невозможно. Активная творческая деятельность тренеров — залог неуклонного совершенствования системы подготовки резервов и достижения высоких рубежей нашими футболистами.

 

 

ОРГАНИЗАЦИИ ЮНОШЕСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ — ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ

   
А. И. Исмоилов, преподаватель кафедры футбола ГЦОЛИФКа; С. Н. Андреев, тренер-методист Управления футбола Спорткомитета СССР
 

Положения, сформулированные в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» (сентябрь 1981 г.), диктуют необходимость коренного улучшения организации соревнований и по футболу. В полной мере относятся они и к организации юношеских турниров, в планировании и проведении которых, как показывает практика, далеко не везде изжиты серьезные недостатки. Наиболее существенные присущи соревнованиям в городах, районах и областях. Результаты анкетирования 727 специалистов, решающих проблемы и вопросы развития юношеского футбола во всех союзных республиках, позволили проанализировать состояние организации юношеских соревнований в целом по стране и в каждой союзной республике, выявить в первую очередь недостатки в планировании

 

соревнований с участием команд спортивных школ и коллективов физкультуры. Так, в календарных планах городских, районных и областных спорткомитетов нередко не предусмотрены соревнования не только для команд мальчиков 10 — 12 лет — столь печальный факт констатировали... 40% (!) опрошенных специалистов, — но и для 13 — 15-летних. Характерно, что этот недостаток присущ даже тем союзным республикам, которые традиционно отдавали развитию юношеского футбола должное (вкладывали большие средства и душой за исход дела болели). Так. на Украине на этом акцентировали внимание 45% опрошенных, в Российской Федерации и Грузии — по 32%, в Белоруссии — каждый четвертый. Такое, мягко говоря, несоразмерное планирование неизбежно влечет за собой нарушение одного из важнейших принципов подготовки

Library   47   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало