|
||||
в году для футболистов разных возрастов представлено в табл. 2. Повышение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок характерно для современного футбола. Однако освоение высоких нагрузок и быстрая адаптация будущих мастеров кожаного мяча к воздействию таких нагрузок невозможны без широкого комплекса восстановительных мероприятий (в первую очередь педагогических, ибо стимуляция восстановления и повышения спортивных результатов возможна только при рациональном построении тренировки, при соответствии объема нагрузок функциональному состоянию обучаемых). Структура отдельного тренировочного занятия и система тренировочных занятий в микроцикле должны предусматривать адекватное использование средств для решения конкретных и более отдаленных задач, возможность широкого варьирования нагрузок и регулярного переключения с одного вида деятельности на другой, широкий «спектр» упражнений для активного отдыха. Не менее важно учитывать влияние гигиенических факторов. Рациональный распорядок дня, полноценное питание, постоянное соблюдение требований личной гигиены, закаливание — все это позволяет эффективно сочетать учебную деятельность со спортивной, повышать работоспособность, воспитывать в ребятах организованность и дисциплину. |
Система подготовки футбольного резерва может успешно функционировать при соответствующем управлении, четкость которого позволяет реализовать учебно-тренировочные программы полноценно — на основе комплексного контроля, своевременно корректируя учебно-тренировочный процесс. Комплексный контроль охватывает: педагогические обследования тренировочной и соревновательной деятельности обучаемых; оценку применяемых нагрузок; экспертную оценку мастерства юных футболистов; определение уровня физической и технико-тактической подготовленности ребят по информативным тестам; анализ состояния основных психомоторных функций; определение показателей, характеризующих состояние здоровья (физическое развитие, работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем). Оценка качества работы только по результатам участия в соревнованиях в работе с юными футболистами неприемлема. Решить задачи, стоящие перед спортивными школами, без целенаправленного и систематического воспитательного процесса с использованием комплексного подхода, означающего единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, невозможно. Активная творческая деятельность тренеров — залог неуклонного совершенствования системы подготовки резервов и достижения высоких рубежей нашими футболистами. |
|||
|
||||
А. И. Исмоилов, преподаватель кафедры футбола ГЦОЛИФКа; С. Н. Андреев, тренер-методист Управления футбола Спорткомитета СССР |
||||
Положения, сформулированные в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» (сентябрь 1981 г.), диктуют необходимость коренного улучшения организации соревнований и по футболу. В полной мере относятся они и к организации юношеских турниров, в планировании и проведении которых, как показывает практика, далеко не везде изжиты серьезные недостатки. Наиболее существенные присущи соревнованиям в городах, районах и областях. Результаты анкетирования 727 специалистов, решающих проблемы и вопросы развития юношеского футбола во всех союзных республиках, позволили проанализировать состояние организации юношеских соревнований в целом по стране и в каждой союзной республике, выявить в первую очередь недостатки в планировании |
соревнований с участием команд спортивных школ и коллективов физкультуры. Так, в календарных планах городских, районных и областных спорткомитетов нередко не предусмотрены соревнования не только для команд мальчиков 10 — 12 лет — столь печальный факт констатировали... 40% (!) опрошенных специалистов, — но и для 13 — 15-летних. Характерно, что этот недостаток присущ даже тем союзным республикам, которые традиционно отдавали развитию юношеского футбола должное (вкладывали большие средства и душой за исход дела болели). Так. на Украине на этом акцентировали внимание 45% опрошенных, в Российской Федерации и Грузии — по 32%, в Белоруссии — каждый четвертый. Такое, мягко говоря, несоразмерное планирование неизбежно влечет за собой нарушение одного из важнейших принципов подготовки |
|||
47 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |