|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
тельное выполнение непрерывной тренировочной нагрузки с переменной интенсивностью. В период работы повышенной интенсивности в организме спортсмена образуется кислородный долг, который позже устраняется при работе меньшей интенсивности. Одна из разновидностей этого метода — фартлек. Особенность этого метода состоит в произвольном чередовании пробегания отрезков с высокой и низкой скоростью, основанном на субъективных ощущениях спортсмена. В основе интервального метода тренировки, разработанного немецкими физиологами Рейнделлом, Росскамом и Гершлером и предусматривающего чередование фаз нагрузки и отдыха, лежит тезис о том, что продукты анаэробного обмена, образующиеся в ходе кратковременной интенсивной работы организма, мощно стимулируют окислительные процессы в фазе отдыха. После окончания первой нагрузки возрастает потребление кислорода и повышаются некоторые показатели функционирования кардиореспираторной системы (систолический объем, частота сокращений сердца и др.). После 3 — 4 повторений достигается определенный (относительный) стабильный уровень потребления кислорода, сохраняющийся до конца работы. Продолжительность выполнения упражнения должна быть примерно 90 с, а интенсивность такая, чтобы ЧСС достигла 180 уд/мин |
(лишь при таких параметрах организм работает в условиях кислородного долга и максимум потребления кислорода наступает в паузе отдыха). Продолжительность паузы подбирают так, чтобы ЧСС успела снизиться до 120 — 140 уд/мин. Интервальная тренировка проводится до момента резкого замедления восстановительных процессов. Интервальный метод позволяет в короткое время повысить аэробные способности спортсмена. Однако достигаемый уровень этих способностей не очень стабилен и может быстро снижаться. Повторный метод тренировки характеризуется выполнением тренировочных нагрузок, при которых потребление кислорода достигает максимума, а паузы отдыха длятся до полного восстановления организма. Интенсивность работы, при которой впервые удается достичь уровня максимального потребления кислорода, называется критической. Салтин, Астранд, Родал, Волков доказали: работать столь интенсивно можно в течение 5 — 8 мин без перерыва. В то же время при этой интенсивности активизируются и анаэробные процессы, что приводит к накоплению лактата и к закислению внутренней среды. В этом диапазоне нагрузок исчерпываются внутримышечные запасы гликогена. Приведенные конкретные цифры, характеризующие продолжительность и интенсивность выполнения упражнений и длительность пауз |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Влияние тренировочных нагрузок разной интенсивности и продолжительности на развитие аэробного, гликолитического и алактатного механизмов энергообразования
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 |
|
||||
между упражнениями, ориентировочные. Для более точной дозировки нагрузок необходимо детальное обследование каждого спортсмена с определением Vo2 max, максимального накопления лактата, а также порога анаэробного обмена (ПАНО). При определении ПАНО обязателен учет динамики накопления лактата, выделения СO2, а также легочной вентиляции. Границей ПАНО считают начало нелинейного изменения прироста этих показателей при повышении интенсивности нагрузки. Анаэробные способности развиваются при выполнении тренировочных нагрузок, вызывающих усиление креатин фосфатного и гликолитического механизмов энергообразования. Анаэробный гликолиз лучше всего развивать при выполнении интенсивных упражнений в течение 30 — 120 с, а креатинфосфокиназную систему |
энергообеспечения — при многократном повторении кратковременных (не дольше 10 с) упражнений с максимальной интенсивностью. Влияние тренировочных нагрузок разной продолжительности и разной интенсивности на развитие аэробного, гликолитического и алактатного механизмов энергообразования «расшифровано» в табл. 3. Знание параметров тренировочных нагрузок и их физиологической значимости еще не означает полного решения вопроса' воспитания выносливости. Необходимо, помимо всего прочего, еще и правильно планировать тренировочные занятия в микро-, мезо- и макроциклах. Лишь комплексный подход к сложному процессу тренировки позволит воспитывать выносливость у спортсменов правильно. |
|||
ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВОВ |
||||
B. А. Выжгин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры футбола ГЦОЛИФКа |
||||
Повышение уровня мастерства советских футболистов неразрывно связано с непрерывным улучшением качества подготовки резервов. Систему подготовки резервов в футболе составляют следующие основные элементы: целевая установка, отбор, воспитательная работа*, учебно-тренировочный процесс, соревнования, восстановительные мероприятия, комплексный контроль. Целевая установка предусматривает гармоничное развитие и воспитание игроков высокой квалификации, отвечающих современным требованиям развития мирового футбола, соответствующих модельным характеристикам мастеров международного класса и способных вести игру в современных тактических построениях в экстремальных условиях жесткого, бескомпромиссного соперничества. Успех в решении задач подготовки таких футболистов во многом определяют правильная (четкая) организация и научно обоснованная методика отбора детей и подростков, а также своевременность начала занятий отобранных детей в спортивных школах. Совре-
* Этот элемент подготовки юных футболистов столь значим, что требует глубокого рассмотрения в отдельной статье. |
менные научные данные и опыт передовой практики убедительно свидетельствуют о необходимости организации групп начальной подготовки (для детей не старше 8 лет). В этих группах можно и должно обеспечить разносторонность подготовки учащихся на основе комплекса ГТО и раздела по общей физической подготовке из программы для спортивных школ, прививать устойчивый интерес к систематическим занятиям футболом, осваивать азбуку футбола, выявлять наиболее перспективных для последующего совершенствования в учебно-тренировочных группах. Отбор (селекция) — длительный педагогический процесс, основанный на изучении соответствующих способностей с использованием комплекса информативных показателей, которые характеризуют состояние здоровья, функциональное состояние ведущих систем организма, уровень развития физических и психических качеств, технико-тактическую и теоретическую подготовленность игроков. При отборе недостаточно ориентироваться только на начальный уровень показателей (он свидетельствует лишь об исходных данных и почти ничего не говорит о способностях начинающих к обучению). Крайне важно оценивать темпы прироста результатов занимающихся (табл. 1). Общую оценку потенциальных |
|||
45 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |