Contents   Home
 

глубина — за счет достаточно частых ударов по воротам с дальних дистанций и за счет участия группы мобильных агрессивных игроков во втором эшелоне. Своеобразным цементирующим началом наступления служат два опорных полузащитника, действующих в центральной зоне.

6.   При организации оборонительных действий по-прежнему «в ходу» зонный, смешанный и персональный способы. С поправками на расширение зон действий игроков и на взаимозаменяемость.

7.   Большую роль играют в современном футболе быстрые переходы от обороны к атаке и обратные, мгновенное переключение игроков с оборонительных действий (опеки соперника, перекрытия опасных зон и др.) на атакующие (быстрое выдвижение вперед, на свободное место и др.).

8.   Только гармоничное развитие всех сторон мастерства футболистов — их всесторонней и качественной технической оснащенности, широкого тактического кругозора — на базе высокоразвитых морально-волевых и двигательных качеств может обеспечить стабильность успехов в ответственных соревнованиях. Продолжающийся процесс универсализации игроков теперь протекает на более высоком качественном уровне. Возрастает роль самоподготовки и самоанализа тренировочной и соревновательной деятельности футболистов с целью расширения индивидуальных тренировок.

9.   При первостепенности коллективных начал в футболе достаточно значимой остается и роль выдающихся индивидуальностей-лидеров. Их наличие — один из признаков команды высокого класса.

10.   В большинстве ведущих «футбольных» стран заметно повысилось качество учебно-

 

тренировочного процесса. Обычными стали тренировки в условиях гор. В большинстве команд сумели решить весьма непростые проблемы восстановления работоспособности футболистов после напряженных матчей, проходивших в сложных климатических условиях.

11.   В учебно-тренировочном процессе при обследованиях соревновательной деятельности ведущих команд мира все более широко используются технические средства (видео- и радиотехника, телеметрическая аппаратура, электронно-вычислительные машины и др.).

12.   Дальнейшее повышение качества подготовки высококвалифицированных футболистов все в большей степени определяется квалификацией тренерского состава, способностями руководителей команд к управленческой деятельности.

Обзор подготовили: канд. пед. наук В. А. Выжгин; канд. пед. наук В. П. Климин (общая редакция); засл. тренер РСФСР, доцент Н. М. Люкшинов; засл. тренер РСФСР, канд. пед. наук Ю. А. Морозов; канд. пед. наук Ю. М. Портнов; канд. пед. наук Е. В. Скоморохов.

Использованы данные: мсмк А. Г. Андреасяна, засл. тренера РСФСР И. И. Бецы, Ш. В. Варги, мс В. А. Гулямхайдарова, П. Ф. Ежова, Б. Зелькявичюса, В. В. Ковалева, доц. Г. С. Ласина, засл. тренера СССР В. В. Лобановского, засл. тренера УССР Е. Ф. Лемешко, мс Г. О. Логофета, засл. тренера БССР Э. В. Малофеева, засл. тренера РСФСР В. С. Марьенко, Ю. П. Мельникова, Н. М. Марченко, Г. В. Мешкова, О. А. Сергеева, А. А. Седова, С. В. Полевого, В. Ф. Терентьева, Д. В. Чулибаева, канд. пед. наук В. И. Шамардина и В. И. Шустова.

 

 

У ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ


Статья физиолога из ЧССР И. Довалила посвящена проблемам воспитания выносливости у футболистов. Рассматривая энергетические источники ресинтеза АТФ, автор приходит к выводу о необходимости комплексного развития у игроков трех источников энергообеспечения мышечной деятельности — аэробного, гликолитического и креатинфосфокиназного (алактатного).

Широкое представление результатов советских ученых в статье И. Довалила позволило несколько сократить ее объем в русском переводе.

С. К. Сарсания, кандидат
медицинских наук

 
Library       Up


Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

 
   
Иозеф Довалил, кандидат наук, Карлов университет (ЧССР)
 

Упрощенно под выносливостью понимают способность противостоять утомлению. Применительно к футболу — это возможность выполнять сложные двигательные действия в предельно высоком темпе на протяжении всей игры. Обширный комплекс тактических и технических приемов, выполняемых футболистами в течение матча, предъявляет повышенные требования к организму. Поэтому, чтобы правильно вести тренировочный процесс, направленный на воспитание выносливости, необходимо вооружить тренеров знаниями о биохимических и физиологических аспектах мышечной деятельности.

Обеспечивает двигательную деятельность энергия, выделяющаяся при расщеплении АТФ. Концентрация АТФ в мышцах почти всегда постоянна, однако запаса ее хватает для выполнения работы в течение лишь нескольких секунд. Чтобы мышцы могли сокращаться более длительный срок, запас АТФ необходимо постоянно пополнять. Известны три способа ресинтеза АТФ:

за счет энергии, образующейся при распаде креатинфосфата (КрФ);

за счет энергии, выделяющейся при гликолитическом распаде гликогена или глюкозы до молочной кислоты (лактата);

за счет окислительных процессов.

Образование АТФ за счет энергии, образующейся при распаде КрФ. Этот процесс не требует кислорода. После 10 — 20 с интенсивной работы запасы КрФ в мышцах исчерпываются. Креатинфосфатный источник энергии обеспечивает выполнение мышечной работы с предельной интенсивностью.

Гликолитический путь ресинтеза АТФ. При интенсивной мышечной деятельности запасы КрФ быстро истощаются. Главным поставщиком энергии становится анаэробный гликолиз — расщепление гликогена (или глюкозы) до лактата в бескислородной среде. Как результат этого процесса в мышцах и в крови может скапливаться много молочной кислоты, вызывая сдвиг кислотно-щелочного равновесия «в пользу» кислоты, а это, в свою очередь, — снижение активности некоторых ключевых ферментов. В конечном итоге нарушится координация движений.

Энергии, образующейся в результате гликолиза, хватает для обеспечения напряженной мышечной деятельности в течение 2 — 3 мин.

Ресинтез АТФ за счет процесса окислительного фосфорилирования (аэробный путь энергообеспечения). В данном случае источником энергии для образования АТФ оказывается полное — до образования воды и двуокиси уг-

 

лерода (CO2) — окисление жиров и углеводов. Этот механизм энергообеспечения становится основным по мере увеличения продолжительности работы. Процесс окислительного фосфорилирования очень экономичен и самый энергоемкий.

Для протекания аэробных процессов необходим кислород. Он доставляется в мышечную ткань с током крови. У каждого человека определенный уровень максимального потребления кислорода (Vo2max). У спортсменов,, тренирующихся на выносливость, этот уровень может достигать 70 — 80 мл/мин/кг; у футболистов — 50 — 60 мл/мин/кг. Максимальное потребление кислорода характеризует мощность аэробного процесса энергообеспечения. «Среднему» человеку поддерживать этот уровень удается в течение 5 — 6 мин, а наиболее выдающимся стайерам — в течение 20 — 25 мин.

Анаэробные процессы энергообеспечения протекают в условиях недостатка кислорода. В связи с этим в организме может образовываться кислородный долг, в котором различают две фракции — быструю (алактатную) и медленную (лактатную). Быстрая фракция кислородного долга «оплачивается» в первые 30 — 40 с восстановления, медленная — более длительное время.

Определить степень вовлечения анаэробных процессов в энергообеспечение деятельности мышц можно только при микробиопсии мышечной ткани. На практике чаще всего анаэробные процессы оценивают по показателям кислородного долга, концентрации лактата и кислотно-щелочного равновесия крови.

Все три механизма энергообеспечения функционируют одновременно, но в разной степени.

Аэробный и анаэробный процессы энергообеспечения находятся во взаимосвязи. Степень их участия в обеспечении организма энергией зависит от интенсивности и продолжительности выполнения упражнений.

Суммарные данные об участии аэробных и анаэробных процессов образования энергии в обеспечении мышечной деятельности приведены в табл. 1.

С учетом энергетических процессов тренировочные нагрузки можно разделить на алактатные, гликолитические, смешанные (аэробно-гликолитические) и аэробные. Вследствие этого можно говорить об алактатной, гликолитической и аэробной выносливости. Аэробную выносливость в практике спорта часто называют общей.

Используя энергетические показатели, можно оценивать интенсивность выполняемой работы. Интенсивность физических упражнений

Library   42   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Участие аэробных и анаэробных процессов образования энергии в обеспечении мышечной деятельности разной продолжительности и разной интенсивности

Энергетическая система

Предельное время выполнения упражнений

Выносливость

Интенсивность двигательной деятельности

Алактатная (креатинфосфокиназная)

До 20 с

Анаэробная

Специальная

Максимальная

Гликолитическая

2 — 3 мин

Анаэробная

Специальная

Субмаксимальная

Аэробная

Более 3 мин

Аэробная

Общая

Умеренная

Таблица 2

Функциональные характеристики разных зон интенсивности работы мышц

Функциональные характеристики

Интенсивность

максимальная

субмакси-мальная

средняя

умеренная

Продолжительность упражнения

До 20 с

2 — 3 мин

3 — 8 мин

Более 8 мин

Степень участия аэробного процесса в энергообеспечении работы мышц (в %)

5

10 — 23

50

90

Степень участия анаэробных процессов в энергообеспечении работы мышц (в %)

95

77 — 90

50

10

Частота сокращений сердца (ЧСС)

170 — 190

170 — 190

170 — 190

140 — 170

Минутный объем крови (л/мин)

10 — 15

15 — 35

20 — 30

8 — 10

Потребление O2 (л/мин)

0,25 — 0,8

3,5 — 5,5

4 — 5

2 — 3

Кислородный долг (л)

3 — 8

8 — 18

5 — 15

0 — 3

 

 

часто делят на максимальную, субмаксимальную, среднюю и умеренную (табл. 2).

В футболе требования к функциональным возможностям организма определяются продолжительностью и конкретным содержанием игры. Исследования, проведенные Хоуткой, Палфаи и Наварой, показывают, что взрослые футболисты за матч пробегают (в зависимости от амплуа) от 4,5 до 7 км. Интенсивность бега часто меняется по ходу решения конкретных тактических задач. На протяжении матча игрокам приходится выполнять работу, относящуюся ко всем 4 зонам интенсивности. Удалось установить, что 25 — 30% общего времени матча игроки проводят в условиях кислородного долга.

Поскольку футболистам на протяжении матча приходится совершать многочисленные ускорения с паузами отдыха разной продолжительности, то необходимо развивать у них отдельно алактатную, гликолитическую и аэ-

 

робную выносливость. Вследствие этого в тренировке футболистов пристального внимания требуют развитие кардиореспираторной системы, повышение эффективности окислительных процессов в мышечной ткани, развитие работоспособности в условиях максимального кислородного долга.

Тренировочная нагрузка эффективна только в том случае, когда приводит к утомлению. Вызывать утомление организма спортсмена можно, варьируя продолжительность и интенсивность выполнения упражнений, длительность пауз между упражнениями, число повторений и характер отдыха между ними.

Выносливость развивают разными методами (в частности — равномерным, переменным, интервальным и повторным).

Равномерный метод характеризуется длительностью непрерывной работы с невысокой интенсивностью.

Под переменным методом понимают дли-

Library   43   Up


Contents

 

Home
 

тельное выполнение непрерывной тренировочной нагрузки с переменной интенсивностью. В период работы повышенной интенсивности в организме спортсмена образуется кислородный долг, который позже устраняется при работе меньшей интенсивности. Одна из разновидностей этого метода — фартлек. Особенность этого метода состоит в произвольном чередовании пробегания отрезков с высокой и низкой скоростью, основанном на субъективных ощущениях спортсмена.

В основе интервального метода тренировки, разработанного немецкими физиологами Рейнделлом, Росскамом и Гершлером и предусматривающего чередование фаз нагрузки и отдыха, лежит тезис о том, что продукты анаэробного обмена, образующиеся в ходе кратковременной интенсивной работы организма, мощно стимулируют окислительные процессы в фазе отдыха. После окончания первой нагрузки возрастает потребление кислорода и повышаются некоторые показатели функционирования кардиореспираторной системы (систолический объем, частота сокращений сердца и др.). После 3 — 4 повторений достигается определенный (относительный) стабильный уровень потребления кислорода, сохраняющийся до конца работы.

Продолжительность выполнения упражнения должна быть примерно 90 с, а интенсивность такая, чтобы ЧСС достигла 180 уд/мин

 

(лишь при таких параметрах организм работает в условиях кислородного долга и максимум потребления кислорода наступает в паузе отдыха). Продолжительность паузы подбирают так, чтобы ЧСС успела снизиться до 120 — 140 уд/мин. Интервальная тренировка проводится до момента резкого замедления восстановительных процессов. Интервальный метод позволяет в короткое время повысить аэробные способности спортсмена. Однако достигаемый уровень этих способностей не очень стабилен и может быстро снижаться.

Повторный метод тренировки характеризуется выполнением тренировочных нагрузок, при которых потребление кислорода достигает максимума, а паузы отдыха длятся до полного восстановления организма. Интенсивность работы, при которой впервые удается достичь уровня максимального потребления кислорода, называется критической. Салтин, Астранд, Родал, Волков доказали: работать столь интенсивно можно в течение 5 — 8 мин без перерыва. В то же время при этой интенсивности активизируются и анаэробные процессы, что приводит к накоплению лактата и к закислению внутренней среды. В этом диапазоне нагрузок исчерпываются внутримышечные запасы гликогена.

Приведенные конкретные цифры, характеризующие продолжительность и интенсивность выполнения упражнений и длительность пауз

 

Таблица 3

Влияние тренировочных нагрузок разной интенсивности и продолжительности на развитие аэробного, гликолитического и алактатного механизмов энергообразования

Механизм энергообразования

Время нагрузки (с)

Число повто-
рений в трени-
ровоч-
ном за-
нятии

Число серий в трени-
ровоч-
ном занятии

Число повто-
рений в серии

Соотношение нагрузки и отдыха

Характер отдыха

Интенсивность нагрузки

Креатинфосфо-киназный (алак-татный)

10

15

20

25

50

45

40

32

5

5

4

4

10

9

10

8

1:3

Пассивный

Максималь-
ная

Гликолитический

30

40—50

60—70

80

25

20

15

10

5

4

3

2

5

5

5

5

 

1:3

 

1:2

Активный

Субмакси-
мальная

Аэробный

3 — 4 мин

4 — 5 мин

4

3

1

1

4

3

1:1

1:0,5

Пассивный

»

Средняя

 

Library   44   Up


Contents

 

Home
 

между упражнениями, ориентировочные. Для более точной дозировки нагрузок необходимо детальное обследование каждого спортсмена с определением Vo2 max, максимального накопления лактата, а также порога анаэробного обмена (ПАНО). При определении ПАНО обязателен учет динамики накопления лактата, выделения СO2, а также легочной вентиляции. Границей ПАНО считают начало нелинейного изменения прироста этих показателей при повышении интенсивности нагрузки.

Анаэробные способности развиваются при выполнении тренировочных нагрузок, вызывающих усиление креатин фосфатного и гликолитического механизмов энергообразования. Анаэробный гликолиз лучше всего развивать при выполнении интенсивных упражнений в течение 30 — 120 с, а креатинфосфокиназную систему

 

энергообеспечения — при многократном повторении кратковременных (не дольше 10 с) упражнений с максимальной интенсивностью. Влияние тренировочных нагрузок разной продолжительности и разной интенсивности на развитие аэробного, гликолитического и алактатного механизмов энергообразования «расшифровано» в табл. 3.

Знание параметров тренировочных нагрузок и их физиологической значимости еще не означает полного решения вопроса' воспитания выносливости. Необходимо, помимо всего прочего, еще и правильно планировать тренировочные занятия в микро-, мезо- и макроциклах. Лишь комплексный подход к сложному процессу тренировки позволит воспитывать выносливость у спортсменов правильно.

 

 

ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВОВ


КОМПЛЕКС ЗАДАЧ

   


A.  А. Сучилин, кандидат педагогических наук, проректор Волгоградского института физкультуры;

B. А. Выжгин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры футбола ГЦОЛИФКа
 

Повышение уровня мастерства советских футболистов неразрывно связано с непрерывным улучшением качества подготовки резервов.

Систему подготовки резервов в футболе составляют следующие основные элементы: целевая установка, отбор, воспитательная работа*, учебно-тренировочный процесс, соревнования, восстановительные мероприятия, комплексный контроль.

Целевая установка предусматривает гармоничное развитие и воспитание игроков высокой квалификации, отвечающих современным требованиям развития мирового футбола, соответствующих модельным характеристикам мастеров международного класса и способных вести игру в современных тактических построениях в экстремальных условиях жесткого, бескомпромиссного соперничества.

Успех в решении задач подготовки таких футболистов во многом определяют правильная (четкая) организация и научно обоснованная методика отбора детей и подростков, а также своевременность начала занятий отобранных детей в спортивных школах. Совре-

 


* Этот элемент подготовки юных футболистов столь значим, что требует глубокого рассмотрения в отдельной статье.

 

менные научные данные и опыт передовой практики убедительно свидетельствуют о необходимости организации групп начальной подготовки (для детей не старше 8 лет). В этих группах можно и должно обеспечить разносторонность подготовки учащихся на основе комплекса ГТО и раздела по общей физической подготовке из программы для спортивных школ, прививать устойчивый интерес к систематическим занятиям футболом, осваивать азбуку футбола, выявлять наиболее перспективных для последующего совершенствования в учебно-тренировочных группах.

Отбор (селекция) — длительный педагогический процесс, основанный на изучении соответствующих способностей с использованием комплекса информативных показателей, которые характеризуют состояние здоровья, функциональное состояние ведущих систем организма, уровень развития физических и психических качеств, технико-тактическую и теоретическую подготовленность игроков.

При отборе недостаточно ориентироваться только на начальный уровень показателей (он свидетельствует лишь об исходных данных и почти ничего не говорит о способностях начинающих к обучению). Крайне важно оценивать темпы прироста результатов занимающихся (табл. 1). Общую оценку потенциальных

Library   45   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало