Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ТЕХНИКА, ТАКТИКА


ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ФУТБОЛИСТОВ

   


А. С. Зеленцов, В. В. Лобановский, Е. А. Разумовский
 

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Утвердившись в современном мировом футболе, концепция «тотального футбола» тем. не менее еще не стала универсальной, всеобъемлющей, общепризнанной. И этому есть несколько причин. Во- первых, не все специалисты целиком и полностью эту концепцию приняли: некоторые посчитали нецелесообразным брать на вооружение все ее «параметры»; кто-то оказался не в состоянии ассимилировать, реализовать и внедрить элементы современного футбола в практику игры и подготовки своих команд и т. д. Однако, по словам союзного капитана Миляна Милянича (Югославия), «там, где не приняли новинку («тотальный футбол»), долго чувствовали последствия своей инертности — футбол оказался в застое».*

Более того,, определенная часть футбольных экспертов не увидела в современном тотальном футболе элементы футбола будущего, в котором главная роль будет принадлежать:

—  спортсменам с исключительной игровой индивидуальностью, боевитостью и с высочайшим исполнительским мастерством;

—  игрокам с высоким уровнем физической (общей и специальной) и психической готовности;

—  футболистам, которые в состоянии направить ход игры в русло, наиболее соответствующее их индивидуальным особенностям;

—  универсалам, которые в любой игровой ситуации и на любом участке поля могли бы действовать в любом амплуа;

—  коллективности игры с созданием численного преимущества на разных участках поля как игрокам нападения так и представителям защиты;

— коллективным действиям с более рациональным распределением игровой нагрузки на всех.

Эти требования «футбола будущего» дают основания особенно внимательно следить за формированием и совершенствованием технико-тактических действий футболистов.

Вот почему, анализируя эволюцию футбола, считаем необходимым отметить: логика мышления специалистов сводится к тому, чтобы, изучая разные способы раскрытия функциональных возможностей и способности их реализовать, расширить сферу применимости коллективного тактического мышления и взаимодействия футболистов в плане использования игрового пространства, в плане взаимозаменяемости, повышения скорости коллективных действий и т.д. Это, в свою очередь, послужило основанием для уточнения некоторых сторон: тренировочного процесса; отбора футболистов; разработки систе-


* «Футбол». Ежегодник. М., ФиС, 1980, с. 13-14.

 

мы измерений разных компонентов деятельности игроков; других аспектов игры.

Некоторые компоненты игры (приемы владения мячом, правила игры, организация турниров и др.) за длительное время эволюции футбола изменились незначительно. В то же время тактические действия футболистов (особенно коллективные), требования к функциональным возможностям спортсменов, подбор игроков, построение тренировочного процесса и другое претерпели значительные изменения.

В первую очередь это касается  и с х о д н о й (так называемой статической) с т р у к т у р ы, или, иначе говоря, расстановки игроков. Во вторую — д и н а м и ч е с к о й   с т р у к т у р ы, выраженной в индивидуальных и групповых действиях малых, средних и больших коалиций в обороне и в атаке. Однако исходная расстановка футболистов в последнее время начинает стабилизироваться и играет все меньшую роль, поскольку значительно расширились зоны действия отдельных игроков, а в связи с этим четко обозначилось более эффективное использование игрового пространства.

Заметно возросла не только скорость отдельных индивидуальных действий, но «скорость коллективная». Шире стал диапазон варьирования тактическими схемами. Сформировалось иное представление о необходимости и значимости моделирования разных тактических действий, стратегии матчей и турниров и т. д.

Все это направлено на достижение единственной цели — о б ы г р а т ь   с о п е р н и к а. Эффективность реализации ее обеспечивается высокоорганизованной деятельностью всего коллектива. Структура его деятельности должна базироваться:

—   на высоком уровне техники владения мячом;

—   на индивидуальных и коллективных действиях с мячом и без мяча;

—   на высокой скорости передвижения отдельных игроков и команды в целом;

—  на умении игроков длительное время поддерживать скоростные перемещения товарищей по команде для реализации тактических принципов и установок;

—  на расширении объема и повышении скорости игрового мышления футболистов;

—   на четкости принципов организации тактических действий;

—   на реализации всех элементов, составляющих стратегию игры, в зависимости от действий соперника;

—   на высокой функциональной готовности игроков для обеспечения целесообразных коллективных действий в рамках заранее разработанного тактического плана.

Library   9   Up


Contents

 

Home
 

 

 

...И все же лучший бомбардир советского футбола Олег Блохин неудержим

Неожиданно возникающие и быстро меняющиеся ситуации на поле требуют от игроков высокой степени умения творчески воспринимать отдельные отрезки игры, оценивать их с учетом личных способностей к оперативному принятию решений. Принятие решений о необходимости выполнить то или иное тактическое действие — по сути, сигнал для комплексного применения накопленных технических приемов, для отбора их элементов и сочетаний в целях реализации необходимых игровых концепций.

Действия футболиста можно классифицировать как  а л ь т е р н а т и в н ы е  и игровые эвристические; в свою очередь, каждый из этих видов подразделяется на две категории:

1.   Решения на основе заранее выработанных алгоритмов действий, сообразных со сложившейся игровой ситуацией (в ы р а б о т а н н ы е   р е ш е н и я).

2.    Решения в непредвиденных ситуациях. Они не позволяют игроку воспользоваться готовыми моделями или установками, однако альтернативный тип решения требует новых или уже известных сочетаний элементов действий, но на базе уже встречавшихся алгоритмов.

Согласно такой классификации действий футболиста, выработанные решения наиболее просты. Они свойственны главным образом начинающим игрокам. С ростом спортивного мастерства футболиста все большее значение приобретают игровые решения, т.е. решения, принимаемые в непредвиденных ситуациях. И чем выше умение находить игровые решения, тем выше мастерство футболиста.

При альтернативном типе действий футболист

 

перебирает все накопленные в его арсенале модели действий, заложенные в долговременной памяти и более или менее подходящие для решения конкретной ситуации. Идет напряженный процесс поиска правильного решения, а следовательно, и нужного для его воплощения технико-тактического приема. Идет сложный процесс сопоставления отобранных алгоритмов деятельности; формируется (из отдельных частей) предварительная модель решения, которая должна воплотиться в действия, приводящие к выигрышу конкретной ситуации.

Этот алгоритм действий «включается» не сразу: напоминает о себе общеизвестная задержка времени принятия решения (до 15 — 20%), возникающая в непредвиденных ситуациях.

Если же этот процесс происходит в условиях «жесткого сопротивления», то значительно возрастают шансы какого-либо варианта неправильного принятия решения (а следовательно, и неверного выбора технико-тактического приема).

При игровых (эвристического типа) действиях предполагаемое выполнение приемов, направленных на выигрыш ситуации, рассматривается, согласно теории игр, как задача максимизации ожидаемой полезности и обеспечения минимума «потерь».

При заранее моделируемых игровых действиях футболист обычно отчетливо представляет последовательность (алгоритм) деятельности, наилучшую тактику индивидуальных и коллективных действий и даже предвидит логику тактики соперника — к каким последствиям эта тактика может привести; заранее знает, когда нужно использовать те или иные приемы, изменить скорость своих действий в соответствии со скоростью работы партнеров и т.д. Сопоставляя заранее планируемые индивидуальные и коллектив-

Library   10   Up


Contents

 

Home
 

ные действия с реальными, футболист может внести в их выполнение коррективы и, если нужно, даже повторить тактические ходы, но уже с другой стратегией.

Непредвиденная игровая ситуация может создаться на любом этапе игры на любом участке поля. Логика ее возникновения не всегда бывает ясна футболисту (чаще всего при острейшем дефиците времени, при отсутствии опыта и мастерства, при недостаточно широком объеме заранее разученных вариантов ведения игры, а также в условиях наступившего утомления, психической неустойчивости, поспешности действий, особенностей поведения соперника и других факторов). К тому же непрерывно появляющаяся новая информация, суммируясь, неизбежно превращается в избыточную. В результате возрастает неопределенность возможности выхода из создавшейся ситуации, возрастает число индивидуальных и коллективных ошибок.

Кроме того, появление неопределенных ситуаций очень часто связано с нарушением обратных связей (типа «партнеры — я») и с возможностью (а чаще и с необходимостью) перехода команды на новые тактические рельсы. Психологически эта разновидность принятия решений обходится без «внутренней модели». Организм часто не подготовлен к функционированию в данных условиях.

Из всех описанных вероятностных процессов и складывается структура игровой деятельности команды. Вот почему с каждым годом все более возрастает значение тренировочного процесса, в числе основных задач которого — уменьшение неопределенности в возможности непредвиденных игровых действий, уменьшение возможности принятия неправильных решений в непредвиденных ситуациях игры. ,

В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что импровизация футболистов в игре, их мастерство и заключаются в таком уровне тренированности, какой позволяет варьировать технико-тактические модели в целях увеличения числа ситуаций, непредвиденных для соперника, и уменьшения таковых для себя (а значит, и для , команды). Если же такие ситуации и возникнут, то накопленные с опытом варианты заранее смоделированных алгоритмов деятельности открывают возможность выхода из затруднительных положений по крайней мере «с минимальными потерями». Игровой (эвристический) тип действий футболиста предопределяет не столько выбор одного из вариантов решений, сколько построение принципиально нового варианта.

Для достижения высокого уровня мастерства необходимы многократные индивидуальные и коллективные повторения как отдельных элементов избранных специальных действий, так и их комплексов.

Организовать эффективную игру не удастся, не имея «банка» (определенного числа) технических и тактических элементов двигательных действий с мячом и без мяча, элементов,

 

«организованных» в группы структур в виде специальных технико-тактических упражнений. Эти упражнения выполняют тройную роль: объединяют технические элементы владения мячом в логическую схему тактической подготовки; позволяют разграничить тактические структуры в зависимости от решаемых задач; служат основным средством тренировки.

Каждое упражнение характеризуется показателями, параметры которых усиливают или уменьшают эффект воздействия упражнения на организм: интенсивностью и продолжительностью выполнения упражнений, числом повторений, режимом чередования упражнений с отдыхом. Чтобы добиться наибольшего1 эффекта в достижении тренированности, необходимо найти соотношения указанных факторов, оптимальные для решения каждой конкретной задачи, с целью повышения эффективности процесса управления функциональной активностью систем организма, которые создают и более благоприятные условия для воплощения технико-тактических вариантов ведения игры.

Поскольку игровые упражнения для футболистов — основное средство тренировки, была сделана попытка разделить их на группы (с учетом задач действия), составляющие основной объем структуры игры.

На наш взгляд, принцип разделения игровых упражнений исходя из задач действия дает возможность тренеру творчески подходить к выбору таких упражнений, конструировать новые, более четко варьировать основные фрагменты игры, составлять алгоритм тренировочной программы технико-тактической направленности, создавать у футболистов в процессе теоретических занятий полное представление о своих и командных действиях, о деятельности на поле и т. д. К каждой из намеченных задач технико-тактических действий подбирают соответствующие упражнения определенной продолжительности, после чего последовательно распределяют эти упражнения в разных по. направленности тренировочных занятиях.

В зависимости от направленности занятий продолжительность серий упражнений с теми или иными задачами от повторения к повторению может возрастать или убывать (либо одна постоянная длительность чередуется с другой).

Например: 6 мин. — развитие скоростных качеств (с нацеленными передачами и завершающим ударом, в группах по 3 и по 4 футболиста); 8 мин. — прессинг в условиях лимита игрового пространства (n x n игроков); 10 мин. — создание численного преимущества при атакующих или оборонительных действиях (n x n игроков); 12 мин. — индивидуальные и коллективные действия «на опережения» при отборе мяча или при завершении атаки; 15 мин. — целенаправленное расширение зон действия при взаимозаменяемости футболистов (n x n игроков); 20 мин. — коллективный встречный отбор мяча (n x n игроков) и т.д.

 
Library   11   Up


Contents

 

Home
   

Число повторений серий можно рассматривать как показатель тренировочного воздействия на организм футболистов. Разные по продолжительности паузы отдыха между игровыми сериями (в зависимости от модели тренировочного занятия) заполняются индивидуальными занятиями по совершенствованию технических приемов.

Есть предпосылки, свидетельствующие о том, что в зависимости от периода подготовки тренировочные занятия разной направленности и с соответствующими им средствами и задачами действия предпочтительнее проводить в таких соотношениях.

В начале подготовительного периода:

до 50% — занятия, направленные на совершенствование технико-тактических действий в малых коалициях с одновременным развитием разных видов выносливости (1);

 

Эстафета поколений: Виктор Хлус (в центре кадра) удостоен чемпионской медали впервые; Владимир Веремеев (на фото справа) в шестой раз

до 25% — совершенствование технико-тактических задач в средних коалициях и развитие специальной скорости, силы, прыгучести, координации (2);

до 25% — занятия по отработке тактических действий в больших коалициях с поддержанием достигнутого уровня функциональных возможностей (3).

Во второй половине подготовительного периода это соотношение меняется: направленность (1) сокращается до 30%, направленность (2) увеличивается до 45%, а направленность (3) сохраняется. В соревновательном периоде это

Library   12   Up


Contents

 

Home
   

соотношение бывает — соответственно — 15, 30, 55%.

Такое построение занятий, циклов, периодов позволяет целенаправленно совершенствовать коллективные технико-тактические умения и одновременно развивать разные стороны функциональных возможностей футболистов, а систематическое чередование тренировочной работы в малых, средних и больших коалициях — быстрее преодолевать путь от альтернативных действий футболиста к игровым.

 
   

КРИТЕРИИ МАСТЕРСТВА

   


B. В. Кублицкий, мастер спорта, тренер-методист Управления футбола Спорткомитета СССР
С. А. Савин, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник. Лаборатория теории и методики футбола ВНИИФКа
 

В практике подготовки высококвалифицированных футболистов все большее распространение получает тестирование. Процесс совершенствования его представляет большой интерес. Так, в 1980 — 1981 гг. в целях оценки уровня физической подготовленности у футболистов принимали контрольные нормативы (бег на 30 м, на 400 и на 3000 м, пятикратный прыжок).

Нормативы и их оценка (в баллах) были следующие:

 

Бег 30 м, с

Бег 400 м, с

Бег 3000 м,

мин, с

Пятикратный

прыжок, и

Баллы

4,0

4,1

4,2

57

59

62

10.30

11.00

11.30

14,5

14,0

13,5

5

4

3

 

Контрольные испытания проводили дважды в году: перед началом розыгрыша Кубка страны

 

или чемпионата СССР и в середине сезона (после завершения игр первого круга).

Результаты тестирования позволили оценить скорость бега футболистов (по «секундам» в беге на 30 м), скоростную выносливость (ее объективно характеризовало время в беге на 400 м), общую выносливость (она в прямой зависимости от показателей секундомера в беге на 3000 м) и взрывную силу (по «метражу» пятикратного прыжка).

Какими же, к примеру, были оценки названных здесь факторов физической подготовленности у футболистов высшей лиги в 1981 г. (в %)?

Ответ дает табл. 1

Т а б л и ц а  1

Тесты

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовле-
творитель-
но»

Бег на 30 м с ходу

37

38

25

Бег на 400 м

.14

13

73

Бег на 3000 м

16

30

64

Пятикратный прыжок

14

22

64

Library   13   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало