|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цифры, приведенные в ней, убеждают: уровень физической подготовленности наших мастеров еще недостаточно высок. Сравнительные показатели контрольных испытаний, проведенных в 1980 и 1981 гг. в командах высшей лиги, свидетельствуют о том, что заметных изменений в уровне развития физических качеств у футболистов не произошло (табл. 2) Т а б л и ц а 2 Оценки физической подготовленности футболистов высшей лиги в сезонах 1980 и 1981 гг.
Усредненные данные показывают: в абсолютных показателях футболисты, выступающие в командах высшей лиги, существенных преимуществ по сравнению с игроками первой лиги не имеют. Что же касается представляющих вторую лигу, то они заметно отстают от футболистов и высшей и первой лиг почти по всем показателям (табл. 3), Т а б л и ц а 3 Показатели физической подготовленности футболистов команд высшей, первой и второй лиг
|
Практика проведения тестирования в динамике позволяет считать тестирование уровня развития физических качеств важным средством определения сдвигов в подготовленности футболистов, несущим ценную информацию для практических работников. Такое тестирование должно получить еще больший размах и организационную стройность. И в первую очередь при разработке способов оценки технико-тактической подготовленности футболистов. Ведь физическая подготовка играющих в футбол тесно взаимодействует с технико-тактическим мастерством, оцениваемым (в отличие от физической подготовки) чаще всего косвенно — по показателям деятельности (коэффициенту надежности действий, числу операций с мячом и т. п.) без соблюдения требований стандартности и др. Что мы имеем в этом отношении? Обратимся к прошлому. Более 20 лет назад (в 1961 г.) контрольные испытания на предмет физической и технической подготовленности игроков команд классов «А» и «Б», а также членов сборных СССР проводили по такой системе: по общей физической и технической подготовленности — в начале и в конце подготовительного периода, а по специальной физической и технической — в начале и в конце соревновательного. Организация и проведение контрольных испытаний (в легкоатлетических секторах, на беговых дорожках и спортивных площадках. Обязательное условие — туфли без шипов) были в компетенции тренеров. Контрольные испытания по специальной физической и технической подготовленности проводились на футбольных полях, а игроки обязаны были быть в полной футбольной форме (бутсах, гетрах, трусах, футболках). Иначе: требования в этом плане существенно не менялись. А вот в выборе тестов и в их научном обосновании произошли серьезные изменения (и прежде всего благодаря расцвету метрологии. Табл. 4). Таким образом, в те годы «банк» составляли 12 тестов, разделенных на 3 группы. В 1974 г. из этого «банка» были исключены как малоинформативные бег на 100 м и на 1500 м, 5 х 30 м и на 30 м с мячом, а также прыжок в высоту и подтягивание. Вместо них в «банк» ввели бег на 30 м и трижды 5 x 30 м без мяча, бег по окружности с мячом, вбрасывание мяча рукой (для вратарей) и тройной прыжок, а также бег в течение 12 мин (тест Купера). Суммарно «банк» тестов не сократился, зато качественно вновь включенные оказались выше: приблизились к специфике футбола, более надежны и информативны по сравнению с «отвергнутыми». Кстати, именно в то десятилетие (1956 — 1966) советские футболисты стали олимпийскими чемпионами и выиграли первенство Европы, а в чемпионате мира дошли до полуфинала. В дальнейшем менее живучими оказались тесты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т а б л и ц а 4 Виды испытаний и нормативные требования по общей физической подготовленности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для оценки технической подготовленности футболистов. По труднообъяснимым причинам не попали в «банк» такие тесты, как удары на дальность и на точность, а также ведение мяча («слалом»), которые после стандартизации условий их выполнения вполне могли бы оказаться пригодными. Что касается нормативных требований к этим тестам, то они требуют уточнения и приведения в соответствие с современным уровнем подготовленности футболистов. Так, например, для играющих в командах высшей лиги удар на дальность должен оцениваться баллом «отлично», если мяч после него летит на 70 м и более, «хорошо» — на 60 м и более, «удовлетворительно» — на 50 м и более. Впоследствии обязательные для всех команд контрольные испытания волевым решением «сверху» на длительное время были вычеркнуты из разряда обязательных (что не могло отрица- |
тельно не сказаться и, конечно же, именно отрицательно сказалось на темпах роста подготовленности советских футболистов) и лишь в 1980 г. вновь обрели «права гражданства». Ограничиваться уже предпринятыми в этом отношении шагами, естественно, нет ни малейшего смысла. Необходимо упорно продолжать поиски путей дальнейшего совершенствования тестирования. Определенный интерес в этом ракурсе представляют методические рекомендации по контролю и оценке физической подготовки футболистов, разработанные в Болгарском институте физкультуры им. Георгия Димитрова (Ангел Шишков. Контроль и оценка физической подготовки футболистов. София, 1977. Перевод с болгарского С. А. Савина). Рассматривая 10 факторов физической подготовленности, автор рекомендаций предлагает соответствующие тесты: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
П р и м е ч а н и е. В скобках указан факторный вес теста. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Болгарские специалисты рекомендуют и другие тесты (всего их 18). В практике подготовки советских и зарубежных футболистов применяют самые разнообразные тесты. Фантазии здесь нет предела. Однако важно не только предложить тест, а и обосновать его. практическую и научную ценность (а это, к сожалению, делается далеко не всегда). Особенно страдают этим тесты, позволяющие оценивать уровень технико-тактической подготовленности футболистов (причина — трудности измерения названного параметра). Теория тестов и теория оценок гласят: не всякие измерения могут быть использованы как тесты. Тесты должны отвечать специальным требованиям, к которым относятся: надежность и информативность; система оценок; наконец, стандартность процедуры и условий тестирования (одинаковость во всех случаях применения теста). Под н а д е ж н о с т ь ю т е с т а понимают совпадение результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в аналогичных условиях. Под и н ф о р м а т и в н о с т ь ю — степень точности, с какой он позволяет измерять свойства (качество, способность, характеристику и т. п.), для оценки которых используется. В практике контрольных испытаний физической подготовки футболистов команд мастеров, принятой в 1980 — 1981 гг., скорость бега футболистов оценивают по результатам на дистанции 30 м, скоростную выносливость — по времени бега на 400 м, а общую — по времени бега на 3000 м; взрывную силу — пятикратным прыжком. Эти тесты удовлетворяют требованиям надежности и информативности. Имеют общепринятую систему оценок (в баллах). Сегодня можно утверждать, что практика тестирования и оценки уровня физической подготовленности футболистов себя оправдала: ценную информацию в этом направлении получают и команды мастеров и сборная страны. Однако уже теперь есть необходимость тестировать футболистов команд мастеров и сборной СССР, а также оценивать их специальную и технико- |
тактическую подготовленность и мастерство, следуя новыми путями. Какими же, если речь идет об оценке мастерства? В футболе, где нельзя измерить спортивное мастерство, объективно используют искусственный критерий: эксперты ранжируют всех игроков в соответствии с мастерством — ежегодно составляют список 33 лучших; место, занятое футболистом (другими словами, его ранг), рассматривают в качестве критерия мастерства (наряду с нормативными требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации). Метод экспертных оценок в Данном случае вполне приемлем. Тестирование физической и технико-тактической подготовленности футболистов, позволяющее определять сильные и слабые стороны игроков, оценивать каждый из факторов подготовленности, будет служить серьезным подспорьем в оценке и совершенствовании мастерства. Из чего следует исходить при выборе тестов? Можно из широчайшей «галереи» разнообразных тестов отобрать негромоздкие и наиболее информативные для оценки изучаемых факторов. Мы, к примеру, взяли четыре: оценивающие скорость бега, скоростную выносливость, общую выносливость и скоростно-силовую подготовленность. Одиннадцать лучших результатов по каждому тесту позволят (сугубо условно) использовать эти тесты для «моделирования» футболистов будущего. Можно использовать и тесты, предложенные болгарскими и другими зарубежными специалистами. Представляют интерес тесты, определяющие и другие свойства организма человека. Однако большое число тестов при массовых обследованиях потребует очень много времени, что для команд мастеров затруднительно. При индивидуальном тестировании широкий набор тестов может быть оправдан, поскольку дает возможность более точно определить компоненты подготовленности футболистов Каковы же возможности оценки мастерства футболистов в командах мастеров в ближайшей перспективе? |
|||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
|
||||
1. Ежегодная экспертная оценка системы исходной расстановки футболистов в игре (1—4—3—3, 1—4—4—2 и др.) и на ее основе экспертная оценка 33 лучших игроков. Наряду с нормативными требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации. 2. Тесты для оценки физической подготовленности: бег на 30 м, на 400 м и на 3000 м; пятикратный прыжок. 3.Тесты для оценки технико-тактической подготовленности: удары на дальность и на точность, ведение мяча с обводкой стоек («слалом»). |
4. Тесты для оценки аэробной производительности (по выбору) в лабораторных условиях и по результату в беге на 2000 м. 5. Оценка состояния здоровья (медицинские обследования). Информация, полученная в ходе тестирования и обследований футболистов по приведенной выше схеме, даст возможность более эффективно вести целенаправленную подготовку команд, полнее использовать резервы организма и в конечном итоге повысить спортивное мастерство футболистов. |
|||
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ — В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ СОВЕТСКИХ ФУТБОЛИСТОВ |
||||
К. И. Бесков, заслуженный тренер СССР; С. А. Савин, кандидат педагогических наук |
||||
В последние годы в практике подготовки советских спортсменов к крупным международным соревнованиям получил распространение программно-целевой метод планирования. В чем его сущность? * Программно-целевой метод — это средство практического осуществления и углубления системного комплексного подхода к планированию подготовки спортсменов на основе перспективных планов, повышения их целенаправленности, ориентации на конечные результаты, концентрации сил и ресурсов. Как известно, подготовка советских спортсменов к соревнованиям имеет сложную динамически развивающуюся систему, состоящую из взаимосвязанных объектов и реализующую как долгосрочные стратегические (олимпийские игры, чемпионаты мира и др.), так и кратковременные (отборочные игры, турниры и др.) цели сравнительно частного характера. Планирование — центральное звено системы управления подготовкой спортсменов (через планы осуществляются основные принципы управления подготовкой спортсменов: директивность, адресность и др.). Оно предполагает сбалансированность и пропорциональность развития системы подготовки на основе разработки перспективных планов и прогнозов, более тесную увязку целей подготовки с ресурсами, необходимыми для достижения цели, выбор наиболее оптимальных путей достижения намечаемых рубежей. * Д. А. М а ц е в, К. П. С а м с о н о в. Программно-целевой метод планирования. М., Экономика, 1977. |
Программно-целевое планирование не подменяет перспективные планы подготовки спортсменов, а является их естественным развитием, так же как и принципы управления подготовкой спортсменов не исключают дидактических принципов обучения и тренировки (всесторонности, системности, повторности и др.), а лишь дополняют их. Программно-целевой метод обеспечивает предельную конкретизацию перспективного плана, т.е. разработку целевых программ, согласованных с перспективным планом и направленных на решение крупных проблем, например целевой программы подготовки команды к отборочным играм чемпионата мира, Европы или к розыгрышу Кубка СССР... Объединенный единой целью и приуроченный к определенным срокам, комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, которым выделяют для этого необходимые ресурсы, гарантирует достижение цели. Несут ли программы. что-либо новое по сравнению с обычными планами? Ведь для перспективного плана подготовки спортсменов характерны целенаправленность и комплексность; в нем находят отражение все стороны подготовки спортсменов на основе тесной увязки всех организационных, научно-методических, воспитательных и материально-технических мероприятий, направленных на достижение цели. Сопоставим структуры перспективных планов и целевых программ подготовки спортсменов к конкретным соревнованиям. |
|||
Перспективный план подготовки к чемпионату мира 1. Введение 2. Исходное состояние команды 3. Прогноз спортивных достижений |
Целевая программа подготовки к отборочным играм чемпионата мира 1. Введение 2. Цель программы 3. Исходное состояние команды |
|||
17 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |