Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

1. Ежегодная экспертная оценка системы исходной расстановки футболистов в игре (1—4—3—3, 1—4—4—2 и др.) и на ее основе экспертная оценка 33 лучших игроков. Наряду с нормативными требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации.

2. Тесты для оценки физической подготовленности: бег на 30 м, на 400 м и на 3000 м; пятикратный прыжок.

3.Тесты для оценки технико-тактической подготовленности: удары на дальность и на точность, ведение мяча с обводкой стоек («слалом»).

 

4. Тесты для оценки аэробной производительности (по выбору) в лабораторных условиях и по результату в беге на 2000 м.

5.   Оценка состояния здоровья (медицинские обследования).

Информация, полученная в ходе тестирования и обследований футболистов по приведенной выше схеме, даст возможность более эффективно вести целенаправленную подготовку команд, полнее использовать резервы организма и в конечном итоге повысить спортивное мастерство футболистов.

 

 

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ — В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ СОВЕТСКИХ ФУТБОЛИСТОВ

   
К. И. Бесков, заслуженный тренер СССР;
С. А. Савин, кандидат педагогических наук
 

В последние годы в практике подготовки советских спортсменов к крупным международным соревнованиям получил распространение программно-целевой метод планирования. В чем его сущность? *

Программно-целевой метод — это средство практического осуществления и углубления системного комплексного подхода к планированию подготовки спортсменов на основе перспективных планов, повышения их целенаправленности, ориентации на конечные результаты, концентрации сил и ресурсов.

Как известно, подготовка советских спортсменов к соревнованиям имеет сложную динамически развивающуюся систему, состоящую из взаимосвязанных объектов и реализующую как долгосрочные стратегические (олимпийские игры, чемпионаты мира и др.), так и кратковременные (отборочные игры, турниры и др.) цели сравнительно частного характера.

Планирование — центральное звено системы управления подготовкой спортсменов (через планы осуществляются основные принципы управления подготовкой спортсменов: директивность, адресность и др.). Оно предполагает сбалансированность и пропорциональность развития системы подготовки на основе разработки перспективных планов и прогнозов, более тесную увязку целей подготовки с ресурсами, необходимыми для достижения цели, выбор наиболее оптимальных путей достижения намечаемых рубежей.


* Д. А.  М а ц е в,  К. П.  С а м с о н о в.  Программно-целевой метод планирования. М., Экономика, 1977.

 

Программно-целевое планирование не подменяет перспективные планы подготовки спортсменов, а является их естественным развитием, так же как и принципы управления подготовкой спортсменов не исключают дидактических принципов обучения и тренировки (всесторонности, системности, повторности и др.), а лишь дополняют их.

Программно-целевой метод обеспечивает предельную конкретизацию перспективного плана, т.е. разработку целевых программ, согласованных с перспективным планом и направленных на решение крупных проблем, например целевой программы подготовки команды к отборочным играм чемпионата мира, Европы или к розыгрышу Кубка СССР...

Объединенный единой целью и приуроченный к определенным срокам, комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, которым выделяют для этого необходимые ресурсы, гарантирует достижение цели.

Несут ли программы. что-либо новое по сравнению с обычными планами? Ведь для перспективного плана подготовки спортсменов характерны целенаправленность и комплексность; в нем находят отражение все стороны подготовки спортсменов на основе тесной увязки всех организационных, научно-методических, воспитательных и материально-технических мероприятий, направленных на достижение цели.

Сопоставим структуры перспективных планов и целевых программ подготовки спортсменов к конкретным соревнованиям.

 

Перспективный план подготовки к чемпионату мира

1. Введение

2. Исходное состояние команды

3. Прогноз спортивных достижений

 

 

Целевая программа подготовки к отборочным играм чемпионата мира

1. Введение

2. Цель программы

3. Исходное состояние команды

Library   17   Up


Contents

 

Home
 

4. Цель и общие задачи подготовки

5. Этапы подготовки

6. Модельные характеристики игры и состава команды

7. Система соревнований и занятий
 

8. Система комплексного контроля
 

9. Принципы отбора кандидатов в команду
 

10. Идейно-политическое воспитание футболистов

11. Система научно-методического обеспечения подготовки

12. Медико-санитарное обеспечение

13. Учебно-тренировочные базы

14. Повышение квалификации тренеров

15. Контроль за реализацией плана
 

 

4. Прогноз спортивных достижений ,в отборочных играх

5. Задачи подготовки

6. Централизованные учебно-тренировочные сборы

7. Система соревнований, занятий и отдыха

8. Комплексный, контроль за ходом подготовки (график)

9. Мероприятия по научно-методическому обеспечению подготовки

10. Мероприятия по идейно-политическому воспитанию (календарный план)

11. Мероприятия по реализации системы «клуб-сборная» (график)

12. Отбор кандидатов, в команду

13. Контроль за выполнением целевой программы (сетевой график)

 

 

В более узком смысле программно-целевое планирование можно рассматривать как разработку целевых комплексных программ, предназначенных для решения важных задач, где требуется концентрация усилий и ресурсов.

Таким образом, целевая программа не заменяет планы, а дополняет их, служит средством решения прежде всего внеочередной задачи.

Примером такого подхода может служить целевая программа подготовки и проведения сборной СССР по футболу отборочных игр чемпионата мира 1982г., составленная на основе перспективного плана подготовки к чемпионату мира 1982 г. в Испании.

Во введении к целевой программе дан календарь отборочных игр на 1981 г.:
 

30 мая

23 сентября

7 октября

28 октября

18 ноября

29 ноября

Уэльс — СССР

СССР — Турция

Турция — СССР

СССР — ЧССР

СССР — Уэльс

ЧССР — СССР

 

Цель подготовки — выход сборной СССР в финальную часть чемпионата мира-82, для чего необходимы оптимальные структура и содержание подготовки, включая проведение отборочных игр.

В отличие от перспективного плана, где на основе анализа выступлений в международных соревнованиях оценивается исходное состояние команды, сравнивается ее класс с классом ведущих команд мира, целевая программа предусматривает оценку (при помощи систематических наблюдений, медико-биологических исследований, тестирования и других мероприятий) истинного состояния команды на каждый конкретный этап подготовки в конкретно складывающихся условиях. В целевой программе был дан прогноз достижений в отборочных играх и высказано предположение, что основными конкурентами нашей сборной будут команды ЧССР и Уэльса. Предусматрива-

 

лись меры заблаговременного изучения соперников и поиска конкретных мер подготовки к выступлениям прежде всего против этих команд. Почти каждую игру с участием сборной ЧССР и сборной Уэльса тренеры и футболисты просматривали в видеомагнитофонной записи и изучали на занятиях, «проигрывая» способы ведения «боевых действий» против этих команд.

Целевая программа предусматривала проведение 11 централизованных сборов (6 перед отборочными играми и 5 перед контрольными). Как правило, запланированные сборы проходили в точно установленные сроки.

Согласно программе каждый кандидат в сборную СССР должен был провести в 1981г. по 66 игр: 34 — в первенстве страны, по 9 — в розыгрышах Кубка СССР и Кубка УЕФА, 14 — в составе сборной (8 товарищеских и 6 отборочных).

К сожалению, по разным причинам не удалось провести запрограммированные международные товарищеские игры сборной Советского Союза с национальными сборными Польши и Бразилии, что вызвало расхождения с принципом оптимальности соревновательной практики и, как следствие этих расхождений, привело к негативным явлениям.

Характерным для целевого планирования было конкретное распределение соревнований, занятий и отдыха в жестких микроциклах: занятия с большой, средней и малой нагрузками; утренние, дневные и вечерние занятия в различных режимах энергообеспечения. И все это — с соблюдением принципов систематичности и целенаправленной вариативности — с 1 февраля до 29 ноября 1981 г. Приоритет оставался за игровым методом, который в подготовке сборной страны вполне себя оправдал, позволив решить главным образом задачи технико-тактической и физической подготовки футболистов.

Конкретное выражение целевая программа получила в таком чрезвычайно важном вопросе, как комплексный контроль подготовки игроков,

Library   18   Up


Contents

 

Home
 

вобравший значительное число самых разных видов контроля:

— регистрация соревновательной деятельности (ее надежности, объема операций с мячом и др., характера и содержания игровых действий);

— оценка уровня физической подготовленности через систему контрольных испытаний, проводимых в клубах (бег на 30, 400 и 3000 м, пятикратный прыжок);

— углубленные, этапные и текущие медико-биологические динамические обследования, позволившие регистрировать сдвиги, которые происходят в организме футболистов, в их спортивной работоспособности и в состоянии здоровья под влиянием разных внешних и внутренних факторов: состязаний, занятий, травм, режима работы и отдыха и пр.

Реализация системы комплексного контроля позволила целенаправленно регулировать и направлять процесс тренировки и содержание игры команды в нужное русло.

Считаем, что достижению цели — выходу в финальную часть чемпионата мира 1982г. — способствовал широкий круг мероприятий, заложенных в целевую программу и нашедших практическое решение в научно-методическом обеспечении подготовки команды к отборочным играм: составление прогноза спортивных достижений в VII отборочной труппе; разработка моделей игры и состава команды и путей их достижения; внедрение системы восстановления в практику подготовки команды; регистрация и анализ содержания учебно-тренировочной работы и ее перспективного планирования; сбор и обработка информации о подготовке кандидатов в сборную на местах и на сборах.

Выполняла названные (чрезвычайно важные) мероприятия группа научных работников, тренеры и врачи команды.

Новым в практике подготовки сборной были мероприятия по реализации системы «клуб — сборная», сложенные в целевую программу, куда помимо вопросов, решаемых советом тренеров, выездов представителей сборной на места входило, в частности, и приглашение тренеров клубных команд (В. В. Лобановского, Н. П. Ахалкаци, В. Г. Федотова) на централизованные сборы. На подготовке сборной эти мероприятия сказались положительно.

К. завершающему этапу отборочных игр сборная подошла в стабилизированном составе, с высоким уровнем подготовленности и четко отработанной системой игры, что позволило ей достигнуть цели — выйти в финальную стадию чемпионата мира 1982 г.

Если в первой игре — против команды Уэльса и мае минувшего года — в стартовом составе были представлены футболисты шести клубов, то в игре с командой ЧССР (в октябре-81) — уже только четырех.

Серьезно изменилась концепция игры, ранее строившаяся на «опорном» и «звездном» прин-

 

ципах: окончательным вариантом стал полностью оправдавший себя «звездно-звеньевой».

Изложенное позволяет рекомендовать командам мастеров и сборным страны использование программно-целевого метода при решении узловых проблем перспективных планов подготовки.

Логика составления целевых программ подготовки к конкретным соревнованиям представляется следующей. Разработка целевых программ начинается с определения целевой установки, после чего составляется прогноз достижения цели. Далее исходную цель программы развертывают в систему упорядоченных и соподчиненных задач.

В соответствии с этой системой формируют состав исполнителей, определяют основное направление и исходные данные (на основе анализа прошлого опыта), а затем — мероприятия для решения задач, обеспечивающих достижение цели.

Следующий этап — формирование программы использования научных достижений в решении намеченных задач, т.е. научно-методического обеспечения подготовки.

Основу структуры программы составляют перечень и содержание мероприятий по ее осуществлению, сроки их выполнения и состав исполнителей.

На основе комплекса мероприятий рассчитывают потребности и ресурсы (материальные, трудовые и др.).

Составление и реализация целевых программ требуют обширной информации. Поэтому создание системы информационного обеспечения подготовки футбольных команд — задача актуальная.

Примерная структура целевой программы для команд мастеров и для сборных может быть следующей:

введение (краткая характеристика предстоящих соревнований);

цель подготовки;

исходное состояние команды к началу непосредственной подготовки;

прогноз спортивных достижений на данных состязаниях;

задачи подготовки к данным состязаниям;

учебно-тренировочные сборы перед данными состязаниями;

система соревнований, занятий и отдыха футболистов;

комплексный контроль (график);

мероприятия по научно-методическому обеспечению (сроки, исполнители, контроль), в том числе на этапе непосредственной подготовки футболистов к соревнованиям;

мероприятия по идейно-политической и культурно-массовой работе на сборах (сроки, исполнители, контроль);

мероприятия по сбору и обработке информации о соперниках (сроки, исполнители, контроль);

мероприятия по материально-техническому обеспечению подготовки команды;

контроль выполнения целевой программы (сетевой график).

 
Library   19   Up


Contents

 

Home
 

Следовательно, целевая программа не заменяет перспективных и годовых планов, а конкретизирует их применительно к участию в важнейших соревнованиях (олимпийских играх, чемпионатах

 

мира и Европы, международных .турнирах) и потому представляет новый шаг в планировании подготовки футболистов.

 

 

ПАРАМЕТРЫ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ СКОРОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФУТБОЛИСТОВ

   
В. И. Щукин, старший преподаватель кафедры футбола и хоккея Белорусского государственного института физкультуры
 

К наиболее актуальным проблемам методики тренировки в футболе в наши дни относят проблему выбора и оптимального распределения содержательной стороны . нагрузок на разных этапах' подготовки спортсменов. Для ее решения необходимо знать параметры нагрузки: однократно выполняемые упражнения, серии упражнений и занятие в целом; данные о динамике восстановления работоспособности после нагрузок, разных по величине и направленности, и данные о взаимодействии эффектов полученных нагрузок.

Особую важность вопросы дозировки нагрузок приобретают в ходе выполнения специальных упражнений (скоростного характера) с мячом, основная задача которых — совершенствование скоростного выполнения сложнокоординационных движений. Актуальность решения этой задачи обусловлена современными тенденциями игры.

Анализ игровой деятельности футболистов показывает, что такие действия можно разделить — с некоторой, условностью — на две группы. Первую составляют отдельно выполнявмые приемы: удары по воротам; передачи мяча («в одно касание», фазу после приема), удары и передачи мяча головой и т.п. Как правило, эти действия очень кратковременны: даже с учетом подготовительных фаз они длятся 1 — 2 с, а иногда и вовсе доли секунды. Выполняют их или практически на месте, или с небольшим перемещением относительно того места, где футболист овладел мячом. Эффективность тренировочных средств, направленных на повышение скорости выполнения технико-тактических действий, будет определяться в первую очередь содержательностью упражнений. Вопросы дозировки нагрузки здесь приобретают определенное значение лишь при выполнении работы достаточно большого объема.

Вторая группа технико-тактических действий — сочетания отдельных приемов (ведения, обводки, коротких и средних передач, ударов по воротам и др.). Применены в игре приемы могут быть в условиях разного сопротивления со стороны соперников. Отличительная черта этих приемов — выполнение в ходе бега. Их продолжительность колеблется от 2 до 6 — 8 с (при этом футболисты преодолевают на высокой скорости от 10 до 35 — 45 м), общее число — 15 — 20% и более от всех технико-тактических действий с мячом. При выборе упражнений для

 

совершенствования скорости выполнения таких действий важное значение имеет определение их содержательной стороны. Однако в . данном случае возрастает значение оптимального режима работы, поскольку выполнение даже небольшого числа таких упражнений связано с большими затратами энергии. Значение этого Фактора возрастает еще больше в ходе тематических занятий такой направленности.

За критерий оптимальности параметров нагрузки при многократном выполнении скоростных упражнений берут способности, поддерживать высокую работоспособность в ходе их выполнения, что во многом зависит от восстановления функций систем энергообеспечения (как одних из наиболее «нагружающихся») к моменту очерёдного повторения.

Для определения оптимальных параметров нагрузки тренировочного занятия было проведено несколько экспериментов с участием 14 футболистов команд мастеров высшей лиги (мастеров и кандидатов в мастера спорта). В разных режимах чередования работы и отдыха испытуемые многократно (поточным способом) выполняли упражнения с ведением мяча, обводкой, передачами (в цель размером 3 х 2 м с расстояния 10 — 15 м), ударами по воротам (верхом, с 15 — 17 м) и другими действиями. Таким образом, в выборе упражнений предпочтение было отдано тем, двигательную задачу при выполнении которых определяли заранее, и футболисту необходимо было ее решить в соответствии с намеченным планом. Несмотря на то что такие упражнения менее специфичны для футбола, чем игровые, возможность их использования определялась возможностью точно дозировать нагрузку. При выполнении игровых упражнений точная дозировка затруднена. Непосредственно перед выполнением каждой попытки регистрировали ЧСС (в течение 10 с), перед каждой четной попыткой — показатели газообмена (в течение 30 с), а в момент выполнения — время и точность передач мяча в цель и ударов по воротам.

Итоги эксперимента позволили установить, что оптимальны такие параметры нагрузки скоростной направленности: длительность однократного выполнения упражнения — 5 — 7 с; интенсивность — максимальная или близкая к максимальной, при которой сохраняется достаточ-

Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало