Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Следовательно, целевая программа не заменяет перспективных и годовых планов, а конкретизирует их применительно к участию в важнейших соревнованиях (олимпийских играх, чемпионатах

 

мира и Европы, международных .турнирах) и потому представляет новый шаг в планировании подготовки футболистов.

 

 

ПАРАМЕТРЫ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ СКОРОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФУТБОЛИСТОВ

   
В. И. Щукин, старший преподаватель кафедры футбола и хоккея Белорусского государственного института физкультуры
 

К наиболее актуальным проблемам методики тренировки в футболе в наши дни относят проблему выбора и оптимального распределения содержательной стороны . нагрузок на разных этапах' подготовки спортсменов. Для ее решения необходимо знать параметры нагрузки: однократно выполняемые упражнения, серии упражнений и занятие в целом; данные о динамике восстановления работоспособности после нагрузок, разных по величине и направленности, и данные о взаимодействии эффектов полученных нагрузок.

Особую важность вопросы дозировки нагрузок приобретают в ходе выполнения специальных упражнений (скоростного характера) с мячом, основная задача которых — совершенствование скоростного выполнения сложнокоординационных движений. Актуальность решения этой задачи обусловлена современными тенденциями игры.

Анализ игровой деятельности футболистов показывает, что такие действия можно разделить — с некоторой, условностью — на две группы. Первую составляют отдельно выполнявмые приемы: удары по воротам; передачи мяча («в одно касание», фазу после приема), удары и передачи мяча головой и т.п. Как правило, эти действия очень кратковременны: даже с учетом подготовительных фаз они длятся 1 — 2 с, а иногда и вовсе доли секунды. Выполняют их или практически на месте, или с небольшим перемещением относительно того места, где футболист овладел мячом. Эффективность тренировочных средств, направленных на повышение скорости выполнения технико-тактических действий, будет определяться в первую очередь содержательностью упражнений. Вопросы дозировки нагрузки здесь приобретают определенное значение лишь при выполнении работы достаточно большого объема.

Вторая группа технико-тактических действий — сочетания отдельных приемов (ведения, обводки, коротких и средних передач, ударов по воротам и др.). Применены в игре приемы могут быть в условиях разного сопротивления со стороны соперников. Отличительная черта этих приемов — выполнение в ходе бега. Их продолжительность колеблется от 2 до 6 — 8 с (при этом футболисты преодолевают на высокой скорости от 10 до 35 — 45 м), общее число — 15 — 20% и более от всех технико-тактических действий с мячом. При выборе упражнений для

 

совершенствования скорости выполнения таких действий важное значение имеет определение их содержательной стороны. Однако в . данном случае возрастает значение оптимального режима работы, поскольку выполнение даже небольшого числа таких упражнений связано с большими затратами энергии. Значение этого Фактора возрастает еще больше в ходе тематических занятий такой направленности.

За критерий оптимальности параметров нагрузки при многократном выполнении скоростных упражнений берут способности, поддерживать высокую работоспособность в ходе их выполнения, что во многом зависит от восстановления функций систем энергообеспечения (как одних из наиболее «нагружающихся») к моменту очерёдного повторения.

Для определения оптимальных параметров нагрузки тренировочного занятия было проведено несколько экспериментов с участием 14 футболистов команд мастеров высшей лиги (мастеров и кандидатов в мастера спорта). В разных режимах чередования работы и отдыха испытуемые многократно (поточным способом) выполняли упражнения с ведением мяча, обводкой, передачами (в цель размером 3 х 2 м с расстояния 10 — 15 м), ударами по воротам (верхом, с 15 — 17 м) и другими действиями. Таким образом, в выборе упражнений предпочтение было отдано тем, двигательную задачу при выполнении которых определяли заранее, и футболисту необходимо было ее решить в соответствии с намеченным планом. Несмотря на то что такие упражнения менее специфичны для футбола, чем игровые, возможность их использования определялась возможностью точно дозировать нагрузку. При выполнении игровых упражнений точная дозировка затруднена. Непосредственно перед выполнением каждой попытки регистрировали ЧСС (в течение 10 с), перед каждой четной попыткой — показатели газообмена (в течение 30 с), а в момент выполнения — время и точность передач мяча в цель и ударов по воротам.

Итоги эксперимента позволили установить, что оптимальны такие параметры нагрузки скоростной направленности: длительность однократного выполнения упражнения — 5 — 7 с; интенсивность — максимальная или близкая к максимальной, при которой сохраняется достаточ-

Library   20   Up


Contents

 

Home
 

но высокий уровень точности действий; интервалы отдыха между отдельными повторениями — 80 — 85 с; число повторений упражнений в одной серии — 8 — 10; интервалы . отдыха между сериями — 6 мин; ' число серий — 5; общая продолжительность занятия — 1 час 40 мин — 1 час 50 мин. Во время отдыха между отдельными повторениями упражнений игроки выполняют медленное ведение мяча к месту начала задания, а в интервалах между сериями — упражнения, не требующие больших затрат энергии. В таком режиме работы футболисты показывали наибольшую скорость, а число точных ударов по воротам и передач мяча в цель составило 60 — 70 % и достоверно не было меньше (р < 0,05), чем при выполнении упражнений в иных режимах. Если футболисты не могут эффективно выполнять скоростные упражнения и в рекомендуемом режиме, то им необходимо предварительно повысить уровень выносливости к скоростной работе, поскольку дальнейшее увеличение интервалов отдыха резко сократит возможное общее число выполняемых упражнений в пределах времени, реально отводимого в наши дни на одно тренировочное занятие.

Приведенные выше параметры тренировочных заданий рекомендуются при тематическом построении занятий. Проведение таких занятий с футболистами относительно высокой квалификации представляется более целесообразным, чем решение нескольких задач в ходе одного занятия: двигательный навык у спортсменов, имеющих большой стаж тренировочной и соревновательной деятельности, достаточно прочен. Поэтому добиться более быстрого выполнения определенных действий можно, по-видимому, сильнодействующей «дозой» тренировочной работы. Вместе с тем иногда скоростные упражнения (1 — 2 серии) необходимо включать в комплексные занятия. Интервалы отдыха между отдельными повторениями на подобных занятиях можно уменьшить до 70 — 75 с.

Результаты исследований позволяют доказать возможность использования многих показателей внешних и физиологических характеристик движений в качестве критериев нагрузки. Однако на практике ныне можно использовать, как правило, только ЧСС: регистрация других показателей предполагает необходимость достаточно сложной аппаратуры и навыков работы с ней. Подчеркивая информативность ЧСС, В. В. Розенблат (1963) отмечал: если для оценки тяжести работы и реакции организма на нее ограничиться лишь одним показателем, то этим показателем, бесспорно, станет ЧСС. Навык пальпаторного (по сердечному толчку) определения ЧСС по 10-секунд-ным интервалам времени приобретается после нескольких сеансов измерений.

Систематическое проведение тренировочных занятий с группой квалифицированных футболистов (в ходе сравнительного эксперимента) при сохранении оптимальных, параметров нагрузки позволило существенно повысить скорость выпол-

 

нения действий с мячом в процессе бега как в ходе контрольных испытаний, так и в процессе соревновательной деятельности.

В заключение приведу перечень некоторых упражнений:

I.  И н д и в и д у а л ь н ы е :

1. Ведение — удар по воротам.

2. Ведение — обводка — ведение — удар по воротам.

3. Ведение — игра в «стенку» — ведение — удар по воротам.

4. Ведение — обводка — игра в «стенку» — ведение — удар по воротам.

5. Рывок без мяча из.- разных исходных положений — ведение — обводка — удар по воротам.

6. Рывок без мяча из разных исходных положений — ведение — игра в «стенку» — удар по воротам.

7. Рывок без мяча из разных исходных положений — ведение — обводка — игра в «стенку» — удар по воротам.

8. Ведение мяча от ворот — передача «разыгрывающему» — разворот на 180° (в это время «разыгрывающий» передает мяч на ход партнеру) — прием мяча — ведение — удар по воротам.

9. Ведение мяча от ворот — передача «разыгрывающему» — разворот на 180° — прием мяча — обводка — удар по. воротам

10. Ведение мяча от ворот. — передача «разыгрывающему» — разворот на 180° — прием мяча — обводка — игра в «стенку» — удар по воротам.

II.  П  а р н ы е :

1. Ведение и передача мяча в движении — удар .по воротам (расстояние между партнерами — от 5 до 20 м).

2. Ведение и передачи мяча в движении — удар по воротам (у каждого партнера свой мяч. Расстояние между партнерами — от. 5 до 20 м).

3. Передачи мяча в движении «в одно касание» — удар по . воротам (расстояние между партнерами — от 5 до 20 м).

4. Передачи мяча в движении «в одно касание» — удар по воротам (у каждого партнера свой мяч. Расстояние между партнерами — от 5 до 20 м).

5. Ведение и передачи мяча со сменой мест — удар по воротам (расстояние между партнерами — до 10 — 15 м).

6. Рывок из разных исходных положений — овладение мячом в условиях единоборства — ведение — удар по воротам. Моментом начала движения считается попадание мяча в поле зрения футболистов. Передачу выполняет «водящий», который находится позади всех остальных (расстояние между партнерами в начале упражнения — 3 — 5 м).

7. Ведение и передачи мяча — обыгрывание защитника (при помощи передач или индивидуальной обводки) — удар по воротам.

8. Встречное ведение мячей — передача

 
Library   21   Up


Contents

 

Home
 

(обмен мячами) — поворот на 90 — удар по воротам.

9. Выполнение разных действий по ходу ведения мяча. Партнер, начав чуть позже движение без мяча, пытается отобрать мяч.

10. Выполнение разных действий по ходу ведения мяча. Партнер, начав движение чуть позже, повторяет все действия.

III.  Д л я   т р о и х :

1. Передача мяча в движении — удар по воротам (расстояние между партнерами — 5 — 10 м).

2. Ведение и передачи мяча в движении со сменой мест — удар по воротам (расстояние между партнерами — до 15 м).

 

3. Ведение и передачи мяча в движении — обыгрывание защитника при помощи передач или индивидуальной обводки — удар по воротам.

4. Ведение и передачи мяча в движении по флангу со сменой мест — рывок одного из футболистов в штрафную — длинная передача с фланга — удар по воротам.

Используя эти упражнения в качестве примерных, можно разработать множество их модификаций. Конкретный выбор упражнений будет зависеть от уровня подготовленности занимающихся, от их числа, от условий проведения занятий и от других факторов.

 

 

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ФУТБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

   
И. Г. Фалес, заведующий кафедрой футбола Львовского института физкультуры
 

Игровая активность футболистов во многом зависит от развития функциональных способностей, аэробных и анаэробных качеств футболистов. Однако оценки аэробной и анаэробной работоспособности не всегда рассматриваются в связи со спецификой нагрузок, применяемых на тренировках в течение длительного периода. Недостаточно исследовано и влияние специализации игровых функций на изменение уровня аэробных и анаэробных возможностей у футболистов высокой квалификации.

Объектом обследования, проведенного в 1979 г. сотрудниками кафедры футбола Львовского института физкультуры, стали футболисты высокой квалификации: четыре мастера

 

спорта СССР международного класса, 14 мастеров и 17 кандидатов в мастера спорта (все — из команды «Карпаты»). Программа и содержание обследований представлены в табл. 1. Кроме того, в процессе подготовки этих футболистов проводили педагогические наблюдения; в ходе которых фиксировали применяемые средства и методы тренировок, параметры физической нагрузки; анализировали рабочие планы и дневниковые записи тренеров и спортсменов (в целях определения . направленности тренирующего воздействия применявшихся упражнений). Для установления спортивно-технической эффективности упражнений хронометрировали занятия и календарные игры, а также отдельные тренировоч-

Таблица 1

Программа и содержание обследований футболистов команды «Карпаты» в сезоне 1979 г.

Тестирующие процедуры

Месяцы

январь

март

апрель

август

ноябрь

Диагностика выносливости в тесте со ступенчатым повышением нагрузки на велоэргометре

24

15

2

Бег на 20 м с высокого старта

19

24

17

24

Бег 8 x 30 м с 25-секундными паузами для отдыха

24

17

29

Бег на 2000 м

24

18

4

3

Бег 3 x 300 м (отдых между пробежками — минута)

26

Определение порога анаэробного обмена (ПАНО) в тесте со ступенчатым повышением нагрузки по значениям рН крови

18

Определение срочного и отставленного тренировочных эффектов технико-тактических упражнений

В течение годичного цикла тренировки и соревнований

П р и м е ч а н и е.  Каждая цифра в правой части таблицы означает число обследованных игроков.

Library   22   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало