|
но высокий уровень точности действий; интервалы отдыха между отдельными повторениями — 80 — 85 с; число повторений упражнений в одной серии — 8 — 10; интервалы . отдыха между сериями — 6 мин; ' число серий — 5; общая продолжительность занятия — 1 час 40 мин — 1 час 50 мин. Во время отдыха между отдельными повторениями упражнений игроки выполняют медленное ведение мяча к месту начала задания, а в интервалах между сериями — упражнения, не требующие больших затрат энергии. В таком режиме работы футболисты показывали наибольшую скорость, а число точных ударов по воротам и передач мяча в цель составило 60 — 70 % и достоверно не было меньше (р < 0,05), чем при выполнении упражнений в иных режимах. Если футболисты не могут эффективно выполнять скоростные упражнения и в рекомендуемом режиме, то им необходимо предварительно повысить уровень выносливости к скоростной работе, поскольку дальнейшее увеличение интервалов отдыха резко сократит возможное общее число выполняемых упражнений в пределах времени, реально отводимого в наши дни на одно тренировочное занятие.
Приведенные выше параметры тренировочных заданий рекомендуются при тематическом построении занятий. Проведение таких занятий с футболистами относительно высокой квалификации представляется более целесообразным, чем решение нескольких задач в ходе одного занятия: двигательный навык у спортсменов, имеющих большой стаж тренировочной и соревновательной деятельности, достаточно прочен. Поэтому добиться более быстрого выполнения определенных действий можно, по-видимому, сильнодействующей «дозой» тренировочной работы. Вместе с тем иногда скоростные упражнения (1 — 2 серии) необходимо включать в комплексные занятия. Интервалы отдыха между отдельными повторениями на подобных занятиях можно уменьшить до 70 — 75 с.
Результаты исследований позволяют доказать возможность использования многих показателей внешних и физиологических характеристик движений в качестве критериев нагрузки. Однако на практике ныне можно использовать, как правило, только ЧСС: регистрация других показателей предполагает необходимость достаточно сложной аппаратуры и навыков работы с ней. Подчеркивая информативность ЧСС, В. В. Розенблат (1963) отмечал: если для оценки тяжести работы и реакции организма на нее ограничиться лишь одним показателем, то этим показателем, бесспорно, станет ЧСС. Навык пальпаторного (по сердечному толчку) определения ЧСС по 10-секунд-ным интервалам времени приобретается после нескольких сеансов измерений.
Систематическое проведение тренировочных занятий с группой квалифицированных футболистов (в ходе сравнительного эксперимента) при сохранении оптимальных, параметров нагрузки позволило существенно повысить скорость выпол-
|
|
нения действий с мячом в процессе бега как в ходе контрольных испытаний, так и в процессе соревновательной деятельности.
В заключение приведу перечень некоторых упражнений:
I. И н д и в и д у а л ь н ы е
:
1. Ведение — удар по воротам.
2. Ведение — обводка — ведение — удар по воротам.
3. Ведение — игра в «стенку» — ведение — удар по воротам.
4. Ведение — обводка — игра в «стенку» — ведение — удар по воротам.
5. Рывок без мяча из.- разных исходных положений — ведение — обводка — удар по воротам.
6. Рывок без мяча из разных исходных положений — ведение — игра в «стенку» — удар по воротам.
7. Рывок без мяча из разных исходных положений — ведение — обводка — игра в «стенку» — удар по воротам.
8. Ведение мяча от ворот — передача «разыгрывающему» — разворот на 180° (в это время «разыгрывающий» передает мяч на ход партнеру) — прием мяча — ведение — удар по воротам.
9. Ведение мяча от ворот — передача «разыгрывающему» — разворот на 180° — прием мяча — обводка — удар по. воротам
10. Ведение мяча от ворот. — передача «разыгрывающему» — разворот на 180° — прием мяча — обводка — игра в «стенку» — удар по воротам.
II. П а р н ы е :
1. Ведение и передача мяча в движении — удар .по воротам (расстояние между партнерами — от 5 до 20 м).
2. Ведение и передачи мяча в движении — удар по воротам (у каждого партнера свой мяч. Расстояние между партнерами — от. 5 до 20 м).
3. Передачи мяча в движении «в одно касание» — удар по . воротам (расстояние между партнерами — от 5 до 20 м).
4. Передачи мяча в движении «в одно касание» — удар по воротам (у каждого партнера свой мяч. Расстояние между партнерами — от 5 до 20 м).
5. Ведение и передачи мяча со сменой мест — удар по воротам (расстояние между партнерами — до 10 — 15 м).
6. Рывок из разных исходных положений — овладение мячом в условиях единоборства — ведение — удар по воротам. Моментом начала движения считается попадание мяча в поле зрения футболистов. Передачу выполняет «водящий», который находится позади всех остальных (расстояние между партнерами в начале упражнения — 3 — 5 м).
7. Ведение и передачи мяча — обыгрывание защитника (при помощи передач или индивидуальной обводки) — удар по воротам.
8. Встречное ведение мячей — передача
|
|