|
и индивидуальность (каждый игрок отрабатывает свои ведущие приемы).
М. А. Г о д и к (СССР) предложил вниманию участников конференции доклад «Содержание и организация комплексного контроля в подготовке высококвалифицированных футболистов»: изложил методологические требования к тестированию подготовленности футболистов и к методам статистического анализа тестов; на практических примерах показал, как искажается информация о состоянии подготовленности игроков при неправильных измерениях физических качеств; особо отметил сложности в разработке методов контроля за технико-тактической подготовленностью мастеров кожаного мяча.
Польские специалисты (Р. К о н ц е в и ч и А. С т р е й л а у) представили на обсуждение доклады о современных проблемах повышения тактического мастерства футболистов. Проблема постоянного роста тактической грамотности прежде всего заключается в расширении сферы знаний и умений отдельных игроков в выполнении конкретных тактических задач (чем меньше этих знаний и умений, тем скуднее тактика). Вывод из сообщения Р. Концевича: тактике нужно учиться и игрокам, и наставникам.
«Регулирование спортивной формы футболистов на разных этапах годового цикла» — тема доклада румынской делегации (К. Ч е р н я н у, Н. П е т р е с к у). Основное внимание докладчиков приковали проблемы продолжительности сохранения спортивной формы и ее оценки, особенности программирования содержания тренировок в разные периоды годового цикла. Решать задачи управления спортивной формой невозможно без систематического контроля. Сочетание педагогических и медицинских средств контроля помогает намного сократить число негативных факторов, возникающих в процессе достижения и поддержания игроками формы.
Д. Краусне и Г. Х о р с т (ГДР) сообщили о некоторых практических результатах воспитания скоростных способностей футболистов. По их мнению, уровень развития быстроты обусловлен гибкостью нервных процессов, скоросто-силовыми возможностями организма, способностью мышц растягиваться и расслабляться. В тренировочном процессе совершенствовать эти компоненты необходимо дифференцированно. Обычно в футболе быстрота проявляется в комплексе показателей: в стартовой и дистанционной скорости, в быстроте реакции и принятия решения. По мнению немецких специалистов, эти способности необходимо совершенствовать интегрально в игровых упражнениях с мячом. В то же время в соревновательном периоде не обойтись без специальных тренировочных занятий без мяча, направленных на повышение уровня скоростно-сиповых качеств.
О методах и приемах совершенствования технического мастерства высококвалифицированными футболистами рассказали Д. X а р г и т а и и И. Г о л и б о ш (ВНР). В качестве общего
|
|
принципа они предложили комплексный метод совершенствования техники, в рамках которого рекомендовали ряд способов выполнения упражнений с мячом: в быстром передвижении; при действии сбивающих факторов; в усложненных условиях игры и др. Введение усложненных условий в техническую подготовку венгерских футболистов связано с тем, что в игре лучших команд мира техника, упростившись, стала более целенаправленной и с тенденцией к исключению фактора риска. Знаменитой «венгерской технике», принесшей стране и ее футболу столько успехов в прошлые годы, приспособиться к современной игре не удалось.
Заключительное слово в первый день конференции было предоставлено Г. Д. К а ч а л и н у (СССР). Он отметил постоянно возрастающую роль науки в управлении подготовкой высококвалифицированных футболистов и в то же время высказал ряд претензий ученым, которые еще недостаточно внимания уделяют детскому и юношескому футболу. Наиболее актуальными для тренеров юношеских команд один из ведущих тренеров СССР назвал методы отбора перспективных футболистов и контроля за динамикой подготовленности игроков и призвал ученых социалистических стран, работающих в области футбола, концентрировать усилия именно в этом направлении.
Во второй день конференции были сделаны четыре сообщения. И. Н а в а р а (один из тренеров сборной ЧССР) поделился опытом планирования тренировок в круглогодичном цикле с учетом летнего и зимнего подготовительного периодов. Старший тренер сборной Чехословакии И. В е н г л о ш выступил с докладом: «Особенности взаимосвязи тренировочного и соревновательного процессов», представив данные о результатах применения группового метода подготовки. По показателям соревновательной деятельности, педагогическому и медико-биологическому тестированию футболистов сборной ЧССР разделяли на группы в соответствии с самочувствием. Каждая группа готовилась по специальной программе.
«Организационно-методические вопросы подготовки резервов в клубах высшей категории» — с таким сообщением выступили А. Д о й ч и н о в и Г. Д о б р е в (Болгария). Введение интегральной оценки работы тренеров (стабильность учебной группы, число кандидатов в сборные, очки и медали и др.) позволило повысить качество подготовки юных футболистов. Нагрузка у детей 13 — 14 лет достигает теперь 12 часов в неделю, а у 17 — 18-летних юношей доходит до 18 часов.
Представители Кубы Л. Э р н а н д е с и Р. Э р н а н д е с, сообщая о результатах наблюдений за технико-тактической деятельностью футболистов — участников розыгрыша «Золотого кубка» (кубка для национальных сборных — чемпионов мира разных лет), проходившего на полях Монтевидео в 1981 г., акцентпровали внимание коллег на том, что ныне техника футбола
|
|