Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

что свойственно в наши дни многим ведущим футбольным командам мира, наставники команд выдвигают на пользу команде на передний план футболиста, умеющего воплотить их замыслы импровизатора.

7

Общефизическая (атлетическая) подготовка необходима футболистам на всем их спортивном пути — от новичка до мастера экстракласса. Однако практика подготовки многих советских и зарубежных игроков, анализ специальной научно-методической литературы по этому вопросу показывают (а теория физического воспитания в какой-то мере это обосновывает), что с ростом мастерства возрастает значимость специальной физической подготовки, но, естественно, снижается внимание к атлетическому совершенствованию. Уже к 19 — 20 годам футболистов настолько «заспециализируют», что на поле они вроде бы умеют делать всё. Спортивное мастерство игроков стабилизируется (и это показывает дальнейшее пребывание их в футболе): ограничены специальная физическая работоспособность и функциональные возможности; нет так называемого запаса двигательных действий; созданы своего рода «скоростные, ловкостные, технические барьеры» и т. д. Скоростные качества спортсменов, все выполняемые на этом фоне технические движения наиболее эффективно формируются в ранние годы — до 17 — 18 лет. В дальнейшем темпы изменения максимальных скоростных, возможностей снижаются — у спортсменов стабилизируются

 

пространственные и временные характеристики движения. Образуется «скоростной барьер», который очень часто и становится причиной относительной стабилизации уровня физической и технической подготовленности. Однако опыт показывает, что эту негативную фазу в развитии футболистов можно преодолеть, уделяя должное внимание атлетической подготовке на протяжении всего многолетнего периода становления и совершенствования мастерства. Именно постоянное повышение уровня общефизической (атлетической) подготовленности значительно расширяет диапазон физической работоспособности спортсменов, на основе которой формируется необходимый уровень специальной физической подготовленности футболистов. Это утверждение довольно четко отражает современные тенденции передовой спортивной практики и соответствует основным положениям теории и методики спорта высших достижений.

8

Анализ и обобщение системы воспитания спортсменов высокой квалификации в игровых видах, результаты изучения тенденций развития современного футбола позволяют среди многочисленных проблем спортивной подготовки выделить в качестве ведущих проблемы психологии, индивидуализации и атлетизма — ныне основные в деле воспитания футболистов высокого класса. С эффективностью решения этих проблем специалисты связывают дальнейшее совершенствование футбола.

 

 

ХРОНИКА


НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ПО ФУТБОЛУ

   
А. С. Соловьев, ответственный секретарь научно-методического совета Управления Футбола Спорткомитета СССР
 

По решению представителей федераций футбола социалистических стран и по инициативе Управления футбола Спорткомитета СССР в Москве 27 — 28 марта 1981 г. состоялась первая научно-практическая конференция по футболу с участием научных работников, тренеров и специалистов из восьми социалистических стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Польши, Румынии, Чехословакии и СССР.

Целью конференции были обмен опытом по внедрению передовых научных методов тренировки и определение перспектив дальнейшего сотрудничества. Сообщения участников затрагивали вопросы управления учебно-тренировочным процессом высококвалифицированных футболистов.

Открыл конференцию председатель научно-

 

методического совета Управления футбола Спорткомитета СССР канд. пед. наук Ю. М. П о р т н о в.

Первый доклад был посвящен анализу VI чемпионата Европы (1980 г.). С ним выступил А. М. Н е в м я н о в (СССР). В результате наблюдений советских специалистов за игрой лучших команд континента были выявлены особенности технико-тактической деятельности отдельных футболистов и команд. Докладчик отметил умение ведущих европейских футболистов точно распоряжаться мячом в условиях жесткой персональной опеки и при перемещениях на высокой скорости. Важной особенностью чемпионата стал и очень четкий розыгрыш стандартных положений. Касаясь предыгровой разминки, А. М. Невмянов отметил ее возросшую длительность (до 40 мин)

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

и индивидуальность (каждый игрок отрабатывает свои ведущие приемы).

М. А. Г о д и к  (СССР) предложил вниманию участников конференции доклад «Содержание и организация комплексного контроля в подготовке высококвалифицированных футболистов»: изложил методологические требования к тестированию подготовленности футболистов и к методам статистического анализа тестов; на практических примерах показал, как искажается информация о состоянии подготовленности игроков при неправильных измерениях физических качеств; особо отметил сложности в разработке методов контроля за технико-тактической подготовленностью мастеров кожаного мяча.

Польские специалисты (Р. К о н ц е в и ч  и  А. С т р е й л а у) представили на обсуждение доклады о современных проблемах повышения тактического мастерства футболистов. Проблема постоянного роста тактической грамотности прежде всего заключается в расширении сферы знаний и умений отдельных игроков в выполнении конкретных тактических задач (чем меньше этих знаний и умений, тем скуднее тактика). Вывод из сообщения Р. Концевича: тактике нужно учиться и игрокам, и наставникам.

«Регулирование спортивной формы футболистов на разных этапах годового цикла» — тема доклада румынской делегации (К. Ч е р н я н у,  Н. П е т р е с к у). Основное внимание докладчиков приковали проблемы продолжительности сохранения спортивной формы и ее оценки, особенности программирования содержания тренировок в разные периоды годового цикла. Решать задачи управления спортивной формой невозможно без систематического контроля. Сочетание педагогических и медицинских средств контроля помогает намного сократить число негативных факторов, возникающих в процессе достижения и поддержания игроками формы.

Д. Краусне  и  Г. Х о р с т (ГДР) сообщили о некоторых практических результатах воспитания скоростных способностей футболистов. По их мнению, уровень развития быстроты обусловлен гибкостью нервных процессов, скоросто-силовыми возможностями организма, способностью мышц растягиваться и расслабляться. В тренировочном процессе совершенствовать эти компоненты необходимо дифференцированно. Обычно в футболе быстрота проявляется в комплексе показателей: в стартовой и дистанционной скорости, в быстроте реакции и принятия решения. По мнению немецких специалистов, эти способности необходимо совершенствовать интегрально в игровых упражнениях с мячом. В то же время в соревновательном периоде не обойтись без специальных тренировочных занятий без мяча, направленных на повышение уровня скоростно-сиповых качеств.

О методах и приемах совершенствования технического мастерства высококвалифицированными футболистами рассказали Д. X а р г и т а и  и  И. Г о л и б о ш (ВНР). В качестве общего

 

принципа они предложили комплексный метод совершенствования техники, в рамках которого рекомендовали ряд способов выполнения упражнений с мячом: в быстром передвижении; при действии сбивающих факторов; в усложненных условиях игры и др. Введение усложненных условий в техническую подготовку венгерских футболистов связано с тем, что в игре лучших команд мира техника, упростившись, стала более целенаправленной и с тенденцией к исключению фактора риска. Знаменитой «венгерской технике», принесшей стране и ее футболу столько успехов в прошлые годы, приспособиться к современной игре не удалось.

Заключительное слово в первый день конференции было предоставлено Г. Д.  К а ч а л и н у (СССР). Он отметил постоянно возрастающую роль науки в управлении подготовкой высококвалифицированных футболистов и в то же время высказал ряд претензий ученым, которые еще недостаточно внимания уделяют детскому и юношескому футболу. Наиболее актуальными для тренеров юношеских команд один из ведущих тренеров СССР назвал методы отбора перспективных футболистов и контроля за динамикой подготовленности игроков и призвал ученых социалистических стран, работающих в области футбола, концентрировать усилия именно в этом направлении.

Во второй день конференции были сделаны четыре сообщения. И. Н а в а р а (один из тренеров сборной ЧССР) поделился опытом планирования тренировок в круглогодичном цикле с учетом летнего и зимнего подготовительного периодов. Старший тренер сборной Чехословакии И. В е н г л о ш выступил с докладом: «Особенности взаимосвязи тренировочного и соревновательного процессов», представив данные о результатах применения группового метода подготовки. По показателям соревновательной деятельности, педагогическому и медико-биологическому тестированию футболистов сборной ЧССР разделяли на группы в соответствии с самочувствием. Каждая группа готовилась по специальной программе.

«Организационно-методические вопросы подготовки резервов в клубах высшей категории» — с таким сообщением выступили А. Д о й ч и н о в  и  Г. Д о б р е в (Болгария). Введение интегральной оценки работы тренеров (стабильность учебной группы, число кандидатов в сборные, очки и медали и др.) позволило повысить качество подготовки юных футболистов. Нагрузка у детей 13 — 14 лет достигает теперь 12 часов в неделю, а у 17 — 18-летних юношей доходит до 18 часов.

Представители Кубы Л. Э р н а н д е с  и  Р. Э р н а н д е с, сообщая о результатах наблюдений за технико-тактической деятельностью футболистов — участников розыгрыша «Золотого кубка» (кубка для национальных сборных — чемпионов мира разных лет), проходившего на полях Монтевидео в 1981 г., акцентпровали внимание коллег на том, что ныне техника футбола

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
 

характеризуется высокой помехоустойчивостью II почти предельной рациональностью; что исчезли из арсенала лучших игроков мира не оправданные игровой необходимостью «трюки» с мячом. Средством атак все чаще становятся удары из-за штрафной. Результативность таких ударов в наши дни довольно высока.

Участники конференции единодушно согласились сделать подобные мероприятия ежегодными и проводить их поочередно в каждой социалистической стране, высказались за углубление интеграции в области научных исследований по футболу. В частности, назрела необходимость в совместных исследованиях и в обобщении их материалов, чтобы ускорить решение таких первоочередных проблем, как:

— пути повышения качества учебно-тренировочной работы;

— научно обоснованное построение соревновательной части системы подготовки (календаря выступлений команд);

 

— управление спортивной формбй футболиста в условиях длительного национального чемпионата;

— средства и методы объективной диагностики разных сторон подготовленности футболиста;

— лимитирующие факторы мастерства футболистов.

Представители всех стран — участниц конференции поддержали идею о создании — по инициативе федераций футбола социалистических стран — научно-исследовательских комитетов при ФИФА и УЕФА.

Реализация перечисленных предложений позволит социалистическим странам более плодотворно сотрудничать в области футбола, значительно активизировать научно-практическую работу. В конечном итоге все это прямо повлияет на дальнейшие успехи и нашего, советского, футбола на международной арене.

 

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ


АННОТАЦИИ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ФУТБОЛУ

     

На современном этапе развития футбола повышается роль научных исследований. С 1946 г. по настоящее время наши специалисты и тренеры защитили около 50 кандидатских диссертаций, в которых раскрыли педагогические, психологические, медико-биологические и другие аспекты системы подготовки футболистов разных возрастов и разной квалификации. Однако эффект внедрения научных разработок в практику до сих пор остается непозволительно низким, и потому большинство тренеров с содержанием, выводами и практическими рекомендациями диссертаций все еще не знакомы. Именно поэтому редколлегия ежегодника сочла необходимым подготовить краткие аннотации защищенных работ.

В ежегоднике-82 представлены сведения о педагогических диссертациях, защищенных в 1946 — 1974 гг.

Ч х а и д з е   Л. В. Биодинамика одного элемента техники игры в футбол (удар по неподвижному мячу серединой подъема стопы с прямого разбега). Тбилиси, 1946.

В первой советской диссертации по футболу структура удара проанализирована при помощи циклографической киносъемки. Такой анализ позволил выявить, что последний шаг разбега у квалифицированных футболистов длиннее остальных на 35 — 45% и колеблется в пределах от 2 до 2,5 м. Определена начальная скорость полета мяча после удара (22 — 26 м/с). Исследованы факторы, влияющие на точность ударов, и даны практические рекомендации для совершенствования меткости футболистов.

Т о в а р о в с к и й  М. Д. Футбол. Техника, тактика и учебно-тренировочная работа. Москва, 1953.

 

На основании изучения практического опыта и экспериментальных данных фундаментально «расшифровано» немало проблем многолетней подготовки футболистов. Скрупулезному анализу подвергнуты техника и тактика футбола. Определены задачи, содержание и методика физической, технической и тактической подготовки игроков разных уровней мастерства в различные периоды годичного цикла.

С а в и н  С. А. Повышение спортивной работоспособности футболистов (организация и планирование учебно-тренировочного процесса). Москва, 1956.

Экспериментально обоснованы оптимальные варианты распределения спортивных нагрузок, а также чередование занятий, состязаний и отдыха в тренировочных и межигровых циклах. Рекомендовано в процессе подготовки игроков команд мастеров увеличить объем упражнений, направленных преимущественно на развитие скорости. Предлагаемая методика чередования упражнений и отдыха способствует повышению интенсивности занятий и в целом на общей подготовке футболистов сказывается эффективно (в этом убеждают результаты первенства СССР 1954 — 1956 гг.).

М е л и х о в  А. А. Исследование методики тактической подготовки футболистов с применением технических средств связи. Москва, 1957.

Использование односторонней радиосвязи между тренером и футболистами разной квалификации (в том числе 8 заслуженными мастерами и 12 мастерами спорта) в ходе учебно-тренировочного процесса позволило выявить новые методические приемы обучения игроков тактике и показало

Library   60   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало