Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

характеризуется высокой помехоустойчивостью II почти предельной рациональностью; что исчезли из арсенала лучших игроков мира не оправданные игровой необходимостью «трюки» с мячом. Средством атак все чаще становятся удары из-за штрафной. Результативность таких ударов в наши дни довольно высока.

Участники конференции единодушно согласились сделать подобные мероприятия ежегодными и проводить их поочередно в каждой социалистической стране, высказались за углубление интеграции в области научных исследований по футболу. В частности, назрела необходимость в совместных исследованиях и в обобщении их материалов, чтобы ускорить решение таких первоочередных проблем, как:

— пути повышения качества учебно-тренировочной работы;

— научно обоснованное построение соревновательной части системы подготовки (календаря выступлений команд);

 

— управление спортивной формбй футболиста в условиях длительного национального чемпионата;

— средства и методы объективной диагностики разных сторон подготовленности футболиста;

— лимитирующие факторы мастерства футболистов.

Представители всех стран — участниц конференции поддержали идею о создании — по инициативе федераций футбола социалистических стран — научно-исследовательских комитетов при ФИФА и УЕФА.

Реализация перечисленных предложений позволит социалистическим странам более плодотворно сотрудничать в области футбола, значительно активизировать научно-практическую работу. В конечном итоге все это прямо повлияет на дальнейшие успехи и нашего, советского, футбола на международной арене.

 

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ


АННОТАЦИИ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ФУТБОЛУ

     

На современном этапе развития футбола повышается роль научных исследований. С 1946 г. по настоящее время наши специалисты и тренеры защитили около 50 кандидатских диссертаций, в которых раскрыли педагогические, психологические, медико-биологические и другие аспекты системы подготовки футболистов разных возрастов и разной квалификации. Однако эффект внедрения научных разработок в практику до сих пор остается непозволительно низким, и потому большинство тренеров с содержанием, выводами и практическими рекомендациями диссертаций все еще не знакомы. Именно поэтому редколлегия ежегодника сочла необходимым подготовить краткие аннотации защищенных работ.

В ежегоднике-82 представлены сведения о педагогических диссертациях, защищенных в 1946 — 1974 гг.

Ч х а и д з е   Л. В. Биодинамика одного элемента техники игры в футбол (удар по неподвижному мячу серединой подъема стопы с прямого разбега). Тбилиси, 1946.

В первой советской диссертации по футболу структура удара проанализирована при помощи циклографической киносъемки. Такой анализ позволил выявить, что последний шаг разбега у квалифицированных футболистов длиннее остальных на 35 — 45% и колеблется в пределах от 2 до 2,5 м. Определена начальная скорость полета мяча после удара (22 — 26 м/с). Исследованы факторы, влияющие на точность ударов, и даны практические рекомендации для совершенствования меткости футболистов.

Т о в а р о в с к и й  М. Д. Футбол. Техника, тактика и учебно-тренировочная работа. Москва, 1953.

 

На основании изучения практического опыта и экспериментальных данных фундаментально «расшифровано» немало проблем многолетней подготовки футболистов. Скрупулезному анализу подвергнуты техника и тактика футбола. Определены задачи, содержание и методика физической, технической и тактической подготовки игроков разных уровней мастерства в различные периоды годичного цикла.

С а в и н  С. А. Повышение спортивной работоспособности футболистов (организация и планирование учебно-тренировочного процесса). Москва, 1956.

Экспериментально обоснованы оптимальные варианты распределения спортивных нагрузок, а также чередование занятий, состязаний и отдыха в тренировочных и межигровых циклах. Рекомендовано в процессе подготовки игроков команд мастеров увеличить объем упражнений, направленных преимущественно на развитие скорости. Предлагаемая методика чередования упражнений и отдыха способствует повышению интенсивности занятий и в целом на общей подготовке футболистов сказывается эффективно (в этом убеждают результаты первенства СССР 1954 — 1956 гг.).

М е л и х о в  А. А. Исследование методики тактической подготовки футболистов с применением технических средств связи. Москва, 1957.

Использование односторонней радиосвязи между тренером и футболистами разной квалификации (в том числе 8 заслуженными мастерами и 12 мастерами спорта) в ходе учебно-тренировочного процесса позволило выявить новые методические приемы обучения игроков тактике и показало

Library   60   Up


Contents

 

Home
 

возможности значительного совершенствования учебного процесса: на 25 — 30% возросла плотность занятий, выше стал интерес игроков к тренировкам.

И л ь и ч е в  Ю. П. Формирование у подростков умения ориентироваться в условиях сложной двигательной деятельности (на материале игры в футбол). Москва, 1964.

В ходе эксперимента с участием 120 футболистов 12 — 13 лет установлено: применение специально разработанных средств и методов тренировки эффективно содействует повышению умения игроков ориентироваться на поле в ходе матча. Специальные упражнения рекомендовано систематизировать в соответствии с решением таких задач, как развитие быстроты сложных реакций и ответных действий, повышение остроты периферического и глубинного зрения, развитие быстроты переключения и расширения сфер внимания, улучшение всех свойств внимания в комплексе.

О с т а ш е в  П. В. Совершенствование методики технической подготовки футболистов (исследование эффективности переключения на другие виды деятельности при многократном повторении технических приемов футбола). Ленинград, 1967.

По результатам педагогических и физиологических исследований, при выполнении упражнений по технике утомление наступает на 10 — 15-й минутах. Переключение занимающихся на выполнение динамических упражнений игрового характера (в течение 3 — 5 мин) сказывается на качестве выполнения изучавшихся приемов техники владения мячом более положительно, чем пассивный отдых и переключение на выполнение упражнений со статическим усилием.

С е д о в  Ю. С. Исследование методов совершенствования точности пространственной и силовой дифференцировки в сложных действиях у футболистов. Москва, 1967.

Экспериментально выявлено, что оценка качества выполнения упражнений с использованием средств срочной информации, а также с применением методических приемов «смежных», «контрастных» и «сближающихся» заданий улучшает зрительное восприятие пространства квалифицированными футболистами, повышает отчетливость двигательных ощущений, способствует развитию тонких пространственных и силовых дифференцировок, а в целом — росту спортивно-технического мастерства.

А с о в и ч  И. М. Исследование скоростно-силовых качеств у подростков и юношей в связи с особенностями . их игровой деятельности (на примере футбола). Москва, 1968.

Обследование 664 футболистов 11 — 19 лет показало: компоненты скоростно-силовых качеств с возрастом увеличиваются неравномерно и достигают в беге на 60 м 130%, в высоте выпрыгивания — 153, а в становой динамометрии — 254% исходных. Обнаружена прямая корреляционная связь между временем владения мячом (игровой активностью) и суммарным скоростно-силовым показателем технической подготовленности игро-

 
 

ка. В процессе воспитания скоростно-силовых качеств рекомендовано до половины времени тренировок отводить играм и игровым упражнениям.

В а р ю ш и н  В. В. Исследование особенностей занятий футболом с учащимися 9 — 12 лет в урочное и секционное время. Москва, 1968.

По результатам изучения влияния занятий футболом на состояние здоровья и физическое развитие, на физическую подготовленность и на успеваемость учащихся предложены эффективные средства и методы отбора и уточнено содержание начальной подготовки футболистов 9 — 10 лет. Экспериментально разработаны основные положения программы занятий по футболу для общеобразовательных школ.

М о р о з о в  Ю. А. Предыгровая разминка как фактор формирования готовности футболистов к игре. Ленинград, 1968.

По уровню проявления физических качеств, психических и вегетативных функций исследовано влияние некоторых вариантов разминки (в холодную и теплую погоду) на подготовку квалифицированных футболистов. Варианты, рекомендованные к применению,' способствуют повышению эффективности игровой деятельности (уменьшают процент технического брака, повышают активность и стабилизируют игровую деятельность) футболистов.

Т и м о ф е е в  Б. А. Исследование тактических действий в футболе и пути повышения их эффективности. Ленинград, 1968.

Изучая характер распределения атакующих усилий футболистов 16 — 18 лет и команды мастеров, удалось выявить: как наиболее эффективные тактические средства зарекомендовали себя комбинации с применением диагональных передач, внезапные индивидуальные атаки из глубины поля, быстро развивающиеся атаки по флангам с низовыми прострельными передачами мяча, всевозможные крученые удары. Исследование быстроты и точности двигательных реакций свидетельствует о взаимосвязи их с эффективностью атакующих действий.

Новиков Б. И. Экспериментальное исследование состояния психической готовности футболистов к соревнованию. Москва, 1969.

Особенности организации нервных и психических процессов проявляются в виде четырех типов предыгровых состояний: «психическая готовность», «предыгровая лихорадка», «предыгровая апатия» и «самоуспокоенность». Выявленные экспериментально (при участии 135 футболистов, из которых 10 — заслуженные мастера спорта и 75 — мастера спорта СССР) показатели устойчивости и интенсивности внимания игроков свидетельствуют о более высокой организации этих свойств у футболистов в состоянии психической готовности в зависимости от квалификации и от игрового амплуа.

С е м и к о в А. Ф. Методика обучения зрительной ориентировке при занятиях спортивными играми (на примере футбола). Тарту, 1970.

Для формирования умения ориентироваться

 
Library   61   Up


Contents

 

Home
 

в условиях сложной двигательной деятельности юным футболистам рекомендованы специальные средства, используемые в процессе физической, технической и тактической подготовки: упражнения для развития периферического зрения, для формирования навыка постоянного наблюдения за происходящим, для быстрой оценки обстановки и для развития всех указанных свойств в комплексе. Результаты исследования, параметров поля зрения и показателей зрительных восприятий у 200 футболисюв 12 — 30 лет свидетельствуют о взаимосвязи объектов исследования со спортивной квалификацией игроков.

С у ч и л и н  А. А. Начальное обучение игре в футбол детей 8 — 9 лет. Волгоград, 1972.

Материалы, полученные в ходе исследования психофизиологических функций и анатомо-физиологических особенностей детей 8 — 9 лет, вкупе с педагогическими наблюдениями за игровой деятельностью ребят легли в основу новой методики начальной подготовки будущих футболистов. Основные положения этой методики предусматривают отведение до 50% времени тренировочных занятий на разностороннюю общефизическую подготовку, оптимальную последовательность в изучении приемов техники обращения с мячом.

В ы ж г и н  В. А. Исследование эффективности методики обучения детей 11 — 12 лет технике футбола. Москва, 1972.

Эффективности обучения технике ударов по мячу ногой способствуют оптимальная последовательность в изучении ударов, срочная информация о некоторых характеристиках ритмической структуры удара, широкое применение вариативной методики повторений на этапах ознакомления и разучивания. Обнаружена достоверная связь между показателями, характеризующими развитие отдельных функций зрительного и двигательного анализаторов, и меткостью ударов.

Д ж у с  О. Н. Исследование влияния упражнений различной направленности, их объема и интенсивности на развитие качества быстроты у футболистов высших разрядов. Тарту, 1973.

Результаты исследования 420 футболистов (в том числе 8 заслуженных мастеров спорта и 131 мастера спорта СССР) показали, что предложенная автором методика тренировки, направленная на развитие быстроты, эффективно влияет на динамику физических качеств и на совершенствование техники игроков. Сопоставления данных о сдвигах в функциональном состоянии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

организма под влиянием повторных и скоростных нагрузок позволили установить оптимальные режимы отдыха соответственно разному уровню подготовленности игроков.

С о л о м о н к о  В. В. Интенсификация двигатель­ ной активности футболистов высшей квалификации. Москва, 1973.

Выявлены особенности и динамика специализированных и неспециализированных нагрузок у квалифицированных футболистов (по частоте сокращений сердца) на тренировках и в соревнованиях. Для рационализации процесса подготовки мастеров кожаного мяча введена градация напряженности тренировочных упражнений. Использование усовершенствованной методики тренировки в командах мастеров открыло возможности существенно повысить интенсивность занятий. Отмечены и качественные сдвиги во времени двигательных реакций, в свойствах памяти и в мышлении игроков.

Г е р а с и м е н к о  А. П. Исследование эффективности методов развития объема и распределения внимания и влияние их на некоторые стороны подготовки юных футболистов. Москва, 1974.

Применение технических средств (типа тренажеров) сокращает процесс обучения футболистов 13 — 14 лет, способствует развитию объема и распределения внимания, формирует тактическое мышление ребят. Обнаружена достоверная взаимосвязь между показателями свойств внимания, решением тактических задач (в лабораторных условиях) и числом повторений технико-тактических действий.

З о н и н   Г. С. Исследование физической, технической подготовленности и их совершенствование у футболистов. Ленинград, 1974.

На основании факторного анализа показателей технического мастерства и физической подготовленности футболистов команд мастеров выявлены индивидуальные характеристики игроков и на этой основе каждому составлены индивидуальные тренировочные планы. Рекомендовано использовать специальные технико-тактические упражнения, адекватные требованиям конкретных игровых ситуаций.

 

В. А. Выжгин, старший тренер-методист

Управления футбола

Спорткомитета СССР, кандидат

педагогических наук

 
Library       Up

 

   Prev Назад   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало