|
возможности значительного совершенствования учебного процесса: на 25 — 30% возросла плотность занятий, выше стал интерес игроков к тренировкам.
И л ь и ч е в Ю. П. Формирование у подростков умения ориентироваться в условиях сложной двигательной деятельности (на материале игры в футбол). Москва, 1964.
В ходе эксперимента с участием 120 футболистов 12 — 13 лет установлено: применение специально разработанных средств и методов тренировки эффективно содействует повышению умения игроков ориентироваться на поле в ходе матча. Специальные упражнения рекомендовано систематизировать в соответствии с решением таких задач, как развитие быстроты сложных реакций и ответных действий, повышение остроты периферического и глубинного зрения, развитие быстроты переключения и расширения сфер внимания, улучшение всех свойств внимания в комплексе.
О с т а ш е в П. В. Совершенствование методики технической подготовки футболистов (исследование эффективности переключения на другие виды деятельности при многократном повторении технических приемов футбола). Ленинград, 1967.
По результатам педагогических и физиологических исследований, при выполнении упражнений по технике утомление наступает на 10 — 15-й минутах. Переключение занимающихся на выполнение динамических упражнений игрового характера (в течение 3 — 5 мин) сказывается на качестве выполнения изучавшихся приемов техники владения мячом более положительно, чем пассивный отдых и переключение на выполнение упражнений со статическим усилием.
С е д о в Ю. С. Исследование методов совершенствования точности пространственной и силовой дифференцировки в сложных действиях у футболистов. Москва, 1967.
Экспериментально выявлено, что оценка качества выполнения упражнений с использованием средств срочной информации, а также с применением методических приемов «смежных», «контрастных» и «сближающихся» заданий улучшает зрительное восприятие пространства квалифицированными футболистами, повышает отчетливость двигательных ощущений, способствует развитию тонких пространственных и силовых дифференцировок, а в целом — росту спортивно-технического мастерства.
А с о в и ч И. М. Исследование скоростно-силовых качеств у подростков и юношей в связи с особенностями . их игровой деятельности (на примере футбола). Москва, 1968.
Обследование 664 футболистов 11 — 19 лет показало: компоненты скоростно-силовых качеств с возрастом увеличиваются неравномерно и достигают в беге на 60 м 130%, в высоте выпрыгивания — 153, а в становой динамометрии — 254% исходных. Обнаружена прямая корреляционная связь между временем владения мячом (игровой активностью) и суммарным скоростно-силовым показателем технической подготовленности игро-
|
|
ка. В процессе воспитания скоростно-силовых качеств рекомендовано до половины времени тренировок отводить играм и игровым упражнениям.
В а р ю ш и н В. В. Исследование особенностей занятий футболом с учащимися 9 — 12 лет в урочное и секционное время. Москва, 1968.
По результатам изучения влияния занятий футболом на состояние здоровья и физическое развитие, на физическую подготовленность и на успеваемость учащихся предложены эффективные средства и методы отбора и уточнено содержание начальной подготовки футболистов 9 — 10 лет. Экспериментально разработаны основные положения программы занятий по футболу для общеобразовательных школ.
М о р о з о в Ю. А. Предыгровая разминка как фактор формирования готовности футболистов к игре. Ленинград, 1968.
По уровню проявления физических качеств, психических и вегетативных функций исследовано влияние некоторых вариантов разминки (в холодную и теплую погоду) на подготовку квалифицированных футболистов. Варианты, рекомендованные к применению,' способствуют повышению эффективности игровой деятельности (уменьшают процент технического брака, повышают активность и стабилизируют игровую деятельность) футболистов.
Т и м о ф е е в Б. А. Исследование тактических действий в футболе и пути повышения их эффективности. Ленинград, 1968.
Изучая характер распределения атакующих усилий футболистов 16 — 18 лет и команды мастеров, удалось выявить: как наиболее эффективные тактические средства зарекомендовали себя комбинации с применением диагональных передач, внезапные индивидуальные атаки из глубины поля, быстро развивающиеся атаки по флангам с низовыми прострельными передачами мяча, всевозможные крученые удары. Исследование быстроты и точности двигательных реакций свидетельствует о взаимосвязи их с эффективностью атакующих действий.
Новиков Б. И. Экспериментальное исследование состояния психической готовности футболистов к соревнованию. Москва, 1969.
Особенности организации нервных и психических процессов проявляются в виде четырех типов предыгровых состояний: «психическая готовность», «предыгровая лихорадка», «предыгровая апатия» и «самоуспокоенность». Выявленные экспериментально (при участии 135 футболистов, из которых 10 — заслуженные мастера спорта и 75 — мастера спорта СССР) показатели устойчивости и интенсивности внимания игроков свидетельствуют о более высокой организации этих свойств у футболистов в состоянии психической готовности в зависимости от квалификации и от игрового амплуа.
С е м и к о в А. Ф.
Методика обучения зрительной ориентировке при занятиях спортивными играми (на примере футбола). Тарту, 1970.
Для формирования умения ориентироваться |
|