Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

кривая нарушений идет вниз только потому, что на некоторые «издержки игры» судьи закрывают глаза, то радоваться нечему: такая арифметика обманчива и опасна. Право же, иной раз рост числа взысканий выглядит даже оптимистичнее, ибо проникаешься верой, что этот рост — средство настоящей борьбы за чистоту футбола. Судьи, не фиксирующие случаи, когда должно было последовать возмездие, отступают не только от своих профессиональных обязанностей, но и от общественных — перед зрителями, перед необъятной телевизионной аудиторией.

На одном из заседаний президиума Федерации футбола СССР разбирали обстоятельства работы судьи из Майкопа Походенко. Эти обстоятельства были настолько темны и грязны, что у членов президиума не возникло ни малейшего сомнения в необходимости навсегда отлучить от футбола как Походенко, так и обоих его помощников. Такое решение и было принято.

Но тут не мог не возникнуть вопрос: почему же Всесоюзная коллегия судей (ВКС) не пресекла безнравственные похождения этого, с позволения сказать, арбитра раньше? Почему надо было ждать громкого скандала?

Мне кажется, что ВКС, в рядах которой немало

 

многоопытных, авторитетных и честных людей, по старинке, как и 30 лет и полвека назад, целиком сосредоточила внимание пусть и на существенных, но узкоспециальных вопросах и никак не проявляет себя в качестве общественной организации. Между тем именно ей в первую голову должна быть дорога репутация людей, которых она организует, учит и возглавляет. Именно коллегию должно заботить и тревожить, как выглядит деятельность ее представителей в широком смысле, в глазах огромной аудитории. Нужно, конечно, шлифовать определения офсайда и опасного подката, нужно продолжать проводить семинары и учебные сборы. Но нельзя в этом замыкаться. ВКС должна иметь и проводить определенную политику — такую, которая на страже интересов футбола; должна, не дожидаясь вмешательств управления и федерации, блюсти чистоту своих рядов, освобождаясь от людей нечестных, трусливых и нечистоплотных, в личных интересах примазавшихся к судейству.

Более всего эти заметки, в коих я попытался вкратце проследить общественное значение футбольного арбитража, адресованы нашему судейскому активу (мы так его именуем по привычке). Но не чересчур. ли пассивен этот актив? А ведь он мог бы задать верный тон!

 

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ


ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФУТБОЛА

   
Е. А. Разумовский, кандидат педагогических наук
 

1

В настоящее время в общей системе физического воспитания четко выделяется спорт высших достижений, характеризующийся сугубо специфическими целями и задачами, средствами, способами и методами достижения этих целей и решения этих задач, особыми организационными формами и другими факторами. Спортивные игры, в том числе и футбол, в системе спорта высших достижений стоят особняком: это — к о л л е к т и в н ы е (выделено мной. — Е. Р.) виды спорта, ибо конечный результат слагается в них из эффективности действий всех членов команд; высшие спортивные достижения в этих видах спорта регистрируют не в каких-либо точно измеряемых величинах, а числом побед над соперником. Именно этот феномен представляет собой, главную цель любой спортивной игры. Для футбола главную цель интерпретируют как «необходимость забить в ворота противоборствующей команды голов (мячей) больше, чем пропустить в свои». Но ведь точно такую же цель преследует и команда-соперник и она тоже стремится эффективно «оптимизировать функцию цели» — переиграть противоборствующую команду по этому параметру! И никакая красивая, доставляющая эстетическое удовольствие игра, никакие сверхоригинальные перестроения игроков на поле, тактические замыслы и ходы, техническое мастерство, демонстрируе-

 

мые на поле командой в целом и отдельными игроками, не могут служить критерием результативности в футболе, если не достигается главная цель — победа. Вся история развития футбола всегда была историей борьбы не столько за красоту игры (это вторичная субстанция), сколько за победу, за поиск путей, средств и методов, ведущих к победе, за голы в ворота соперника.

2

Ретроспективный анализ различных систем игры в футбол, многообразных способов достижения главной цели в игре — победы — показывает, что поступательное развитие футбола всегда базировалось (и в известной степени продолжает базироваться) главным образом на внедрении в спортивную практику и на реализации определенного новшества, на выделении среди группы факторов наиболее эффективного, ведущего, главенствующего, свойственного данной команде, школе «способа игры» (К.-Д. Трапп)*.

Это относится ко всем слагаемым игры: к общей стратегии и к тактическому построению, к выбору определенной системы игры и к технико-тактическим действиям команды, к индивидуально-

 


* См. «Футбол». Ежегодник. М., ФиС, 1980, с. 19.

Library   54   Up


Contents

 

Home
 

му техническому совершенству спортсменов. Можно утверждать, что на разных этапах развития и становления футбола в историческом плане доминируют разные факторы, способы, стороны подготовки команд и спортсменов. Как утверждает А. Чанади, «первоначально главная роль в развитии тактики принадлежала открытию новых технических элементов. Инициативный (т. е. нападающий) игрок овладевал все более новым оружием, которое в значительной мере способствовало стратегическому успеху — достижению победы*. В связи с этим и подготовка отдельных футболистов и команды в целом была ориентирована на воспитание высокотехничного игрока. Присутствие в команде даже одного такого футболиста уже в определенной степени обеспечивало значительные шансы на успех, а 2 — 3 игрока, в совершенстве овладевших техникой обработки и ведения мяча, ударов по воротам, практически всегда обеспечивали команде победу.

3

Специфика спортивных игр именно в том и заключается, что любое средство достижения цели, эффективное на первых порах, всегда рождало и рождает специфические контрсредства — средства нейтрализации приема, метода, системы, Постоянное стремление повысить уровень и результативность футбола, стремление экономить силы игроков сделали возможным и даже необходимым применение... основополагающих средств разумной к о л л е к т и в н о й  и г р ы (подчеркнуто мною, — Е. Р.). Так была сформулирована концепция «коллективных действий», формирующаяся на умении использовать сильные стороны каждого футболиста в интересах команды, на объединении индивидуальных возможностей отдельных игроков в усилия коллектива.

Однако создание дееспособного коллектива, оптимально сбалансированного по всем параметрам игры, — процесс чрезвычайно сложный и длительный. И пока эта концепция эффективных коллективных действий, соединяющая индивидуальное техническое мастерство игроков и взаимопонимание футболистов на поле (технико-тактическое мастерство), планомерную (разумную) игру в целях достижения наилучшего результата в конкретных ситуациях (тактику игры) с учетом всех (внутренних и внешних) факторов — план победы (обеспеченный игроками и коллективом и рассматриваемый в теории и практике футбола как стратегия игры), будет реализована непосредственно в спортивной практике и, как говорят, «начнет работать», проходит обычно несколько лет. В разные годы, на разных этапах формирования коллектива (более того, формирования игровой концепции) на передний план выступают различные, иногда случайные, факто-

 

ры, отражающие многообразные стороны подготовленности игроков и команды и с неодинаковой степенью реализуемые непосредственно на поле. Именно это имел в виду М. Милянич, говоря, что в еще не столь далекие времена успех на крупных состязаниях мог быть гарантирован за счет преимуществ в технике или тактике, в психологической подготовке или в организации... да плюс несколько игроков экстракласса. Справедливость этого высказывания иллюстрирует развитие клубного футбола и сборных команд ведущих спортивных стран:

— середина 50-х годов нынешнего столетия — в Европе доминирует «Гонвед» (Венгрия). Многие игроки этого клуба выступали за сборную страны;

— период с конца 50-х годов до середины 60-х годов — триумф бразильских команд — и сборной и клубных («Ботафого», «Сантос»). Заметную роль в эти годы сыграла и советская сборная — обладательница Кубка.Европы 1960 г.;

— период с середины 60-х по конец 70-х годов — тон задают сборные и клубные команды Голландии («Аякс», «Фейеноорд»), Англии («Вест Хэм», «Манчестер юнайтед», «Ливерпуль»), ФРГ («Бавария», «Боруссия») и др.

Именно в этих клубах и сборных ярко прорисовались этапы развития и становления современного футбола и находили эффективное воплощение самые разнообразные особенности игры, характерные для определенного этапа ее становления и развития. В конечном счете все это не могло не привести к созданию концепции «тотального футбола». Здесь четко проявляются общие закономерности развития современного спорта высших достижений (оптимизация разных сторон подготовки и соединение их в «единый функциональный механизм», последовательное решение задач, актуальных для каждого этапа подготовки, — я рассматриваю эти задачи в историческом плане), приведшие футбол к качественно новому — тотальному.

Формирование концепции «тотального футбола», как утверждают футболисты, потребовало свыше 20 лет. Более того, эта концепция до конца еще не принята, не освоена и не развита. «Лишь когда тотальный футбол станет всеобщей практикой (подчеркнуто мною. — К Р.), из него может выйти нечто более современное»*.

4

Ратуя за «всеобщую практику тотального футбола», специалисты исходят из убеждения, что бурное динамическое развитие футбола в последние годы несколько замедлилось — в сегодняшней игре команд разных стран нет ярко выраженных отличий; в технике и тактике просматривается свойственный многим командам почерк и, как утверждает М. Милянич, «все происходящее сейчас в футболе свидетельствует о выравнивании класса ведущих клубных и сборных


* А Чанади. Футбол. Стратегия. М., ФнС, 1981, с. 29.

* «Футбол». Ежегодник. М., ФиС, 1980, с. 14.

 
Library   55   Up

Contents

 

Home
 

команд. Сегодня мы входим в новую эпоху футбола, когда все больше стираются различия в классе сборных. Относительное равенство сил привело к тому, что особый смысл приобрело потенциальное значение других моментов, существенно влияющих на развитие футбола»*.

В этой связи, как показали анализ зарубежной литературы по футболу, непосредственные наблюдения за процессом подготовки спортсменов и за степенью реализации игрового потенциала отдельных футболистов и команды (сборной, клуба) в целом, можно утверждать, что в иерархии проблем современной подготовки высококвалифицированных футболистов на более высокие места перемещаются три, на наш взгляд ведущие:

— психологическая подготовка;

— индивидуализация подготовки;

— общефизическая (атлетическая) подготовка.

5

Рассуждения о психологии в футболе в принципе не новы. Известный западногерманский футбольный эксперт Трефнер, прогнозируя пути развития современного футбола, утверждал: «... в области психологии... еще далеко не все резервы исчерпаны»**. Целостная программа психической подготовки у ведущих специалистов футбола выглядит так: «Моя самая главная задача — придать футбольному ансамблю должную волевую закалку, необходимую психическую устойчивость. А это будет достигаться конкретной работой с каждым человеком. Каждый игрок должен знать замысел тренера на каждый матч и на сезон в целом, должен быть, в конце концов, убежден в правоте тренера и понимать, что поставленную перед ним задачу может решить только он. Это укрепляет уверенность игрока в собственных силах, резко повышает чувство ответственности, цементирует волю команды» (Г- Д- Качалин)***. «Психическая подготовка сегодня — или козырь, или ахиллесова пята любой команды... Воля, боевой настрой, вера в свои силы и другие качества, которые мы вкладываем в понятие «психическая закалка», выковываются в процессе учебно-тренировочной работы» (В. А. Маслов)****.

Можно еще привести много высказываний ведущих советских и зарубежных специалистов разных лет о важности психической подготовки футболистов. Но необходимо констатировать, что именно сейчас, в эпоху тотального футбола, когда класс игры многих команд значительно возрос и в то же время четко выявляется тенденция выравнивания сил мирового футбола, решению психологических проблем подготовки футболистов придается исключительное значение. Весьма убедительной иллюстрацией этого утверждения может служить игра футболистов тбилисского


* «Футбол». Ежегодник. М., ФиС, 1980, с. 15.

** Leistungssport, BKD. 1980, № l, s. 14.

*** Л. П. П р и б ы л о в с к и й. Тренеры большою футбола. М., ФиС, 1980. с. 133.

**** Т а м ж е, с. 107.

 

Выступления футболистов «Динамо» (Тбилиси) в начале сезона 1981 г.

Дни игр

Соперник

Счет

25 марта

.«Динамо» (Минск)

1 : 2

28 марта

«Зенит» (Ленинград)

3 : 1

1 апреля

«Спартак» (Москва)

3 : 1

4 апреля

«Динамо» (Москва)

0 : 2

8 апреля

«Фейеноорд» (Роттердам, Голландия)

3 : 0

17 апреля

«Кайрат» (Алма-Ата)

2 : 1

22 апреля

«Фейеноорд» (Роттердам,

Голландия)

0 : 2

 

«Динамо» в начале сезона 1981 г. (см. таблицу).

Из данных таблицы видно, .что на пути к очень важной для всего советского футбола победе в розыгрыше Кубка обладателей кубков европейских стран (финальный матч состоялся 13 мая), подчиняя всю подготовку этой главной цели, динамовцы столицы Грузии демонстрировали подчас игру, вызывавшую если не нарекания, то по крайней мере недоумение, и проигрывали отдельные матчи даже на своем поле. А ведь из практики спорта известно, что за столь непродолжительный промежуток (около месяца) не может резко измениться (повыситься или снизиться) физическая работоспособность тренирующихся спортсменов, что нельзя за это время кардинально переформировать и наиграть новые тактические варианты и построения, заметно повысить техническое мастерство футболистов и т. д. За такой период можно лишь по-разному реализовать накопленный игровой потенциал, психологически по-разному готовясь к отдельным матчам...

Говорю это ни в коем. случае не в осуждение одних из триумфаторов минувшего сезона. Просто на их примере очень удобно проиллюстрировать значение психической подготовки команды в футболе наших дней. Может быть, в умении настроить ребят именно в самый ответственный момент как раз и проявился талант Н. Ахалкаци не только как стратега футбольной игры, но. и как большого психолога (зная эмоциональность игроков своей команды, он, возможно, и не всегда требовал от них полной отдачи на поле, хотя факт переноса игр на собственное поле говорит об обратном).

В совокупности с солидной материальной основой — физическими кондициями, технико-тактическим мастерством — психическая подготовка в значительной степени обусловливает ныне успех команды.

6

Очень часто современный футбол называют интенсивным и даже сверх интенсивным. Действительно, огромный объем двигательных действий, быстрота передвижений футболистов в игре, нападение и защита крупными силами (практически с участием большинства игроков команды), работа

 
Library   56   Up


Contents

 

Home
   

Отчаянный прыжок голкипера не помог...

с мячом в условиях дефицита пространства и времени — все эти характерные черты тотального футбола предъявляют особые требования к индивидуальному мастерству. «Наступает эра футбола артистического, техничного, который придает особую цену игрокам с высоким индивидуальным мастерством», — заявляет наставник нынешних чемпионов мира — футболистов сборной Аргентины Луис Менотти*.

«Футбол многолик. Но тактику и стратегию игры, ее высший смысл, ее коллективный дух невозможно ни понять, ни освоить, не овладев главным и решающим — исполнительским мастерством»** — такое понимание современных игровых концепций свойственно лучшим советским специалистам футбола.

Наблюдения показывают: в последние годы большинство футбольных тренеров в работе с


* «Футбол». Ежегодник. М., ФиС, 1980, с. 42.

** Л. П. П р и б ы л о в с к и й. Тренеры большого футбола, М, ФиС, 1980, с. 94.

 

командой отдают предпочтение групповым занятиям, в которых «проигрываются» элементы коллективных технико-тактических построений и ситуаций. Безусловно, такие занятия весьма необходимы. Однако нельзя не согласиться с Л. П. Прибыловскнм (его утверждение и сегодня весьма актуально) в том, что «немало таких тренеров, которые считают, что внимание к отдельному человеку, к техническому потенциалу футболиста ниже их достоинства. Это опасное заблуждение. Личность как таковая всегда должна быть в центре внимания педагога, предметом его постоянной заботы»*. Под этим утверждением безоговорочно подпишутся все выдающиеся тренеры, поскольку именно оно характеризует современный многосложный процесс воспитания высококлассных футболистов.

Таким образом, постигнув премудрости тактических построений и стратегических целеустановок, эффективно реализуя на практике «модели сплоченности и подготовки команды» (В. В. Лобановскпй),


* Л. П. П р и б ы л о в с к и й. Тренеры большого футбола, М.,ФиС, 1980, с. 94.

Library   57   Up


Contents

 

Home
 

что свойственно в наши дни многим ведущим футбольным командам мира, наставники команд выдвигают на пользу команде на передний план футболиста, умеющего воплотить их замыслы импровизатора.

7

Общефизическая (атлетическая) подготовка необходима футболистам на всем их спортивном пути — от новичка до мастера экстракласса. Однако практика подготовки многих советских и зарубежных игроков, анализ специальной научно-методической литературы по этому вопросу показывают (а теория физического воспитания в какой-то мере это обосновывает), что с ростом мастерства возрастает значимость специальной физической подготовки, но, естественно, снижается внимание к атлетическому совершенствованию. Уже к 19 — 20 годам футболистов настолько «заспециализируют», что на поле они вроде бы умеют делать всё. Спортивное мастерство игроков стабилизируется (и это показывает дальнейшее пребывание их в футболе): ограничены специальная физическая работоспособность и функциональные возможности; нет так называемого запаса двигательных действий; созданы своего рода «скоростные, ловкостные, технические барьеры» и т. д. Скоростные качества спортсменов, все выполняемые на этом фоне технические движения наиболее эффективно формируются в ранние годы — до 17 — 18 лет. В дальнейшем темпы изменения максимальных скоростных, возможностей снижаются г — у спортсменов стабилизируются

 

пространственные и временные характеристики движения. Образуется «скоростной барьер», который очень часто и становится причиной относительной стабилизации уровня физической и технической подготовленности. Однако опыт показывает, что эту негативную фазу в развитии футболистов можно преодолеть, уделяя должное внимание атлетической подготовке на протяжении всего многолетнего периода становления и совершенствования мастерства. Именно постоянное повышение уровня общефизической (атлетической) подготовленности значительно расширяет диапазон физической работоспособности спортсменов, на основе которой формируется необходимый уровень специальной физической подготовленности футболистов. Это утверждение довольно четко отражает современные тенденции передовой спортивной практики и соответствует основным положениям теории и методики спорта высших достижений.

8

Анализ и обобщение системы воспитания спортсменов высокой квалификации в игровых видах, результаты изучения тенденций развития современного футбола позволяют среди многочисленных проблем спортивной подготовки выделить в качестве ведущих проблемы психологии, индивидуализации и атлетизма — ныне основные в деле воспитания футболистов высокого класса. С эффективностью решения этих проблем специалисты связывают дальнейшее совершенствование футбола.

 

 

ХРОНИКА


НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ПО ФУТБОЛУ

   
А. С. Соловьев, ответственный секретарь научно-методического совета Управления Футбола Спорткомитета СССР
 

По решению представителей федераций футбола социалистических стран и по инициативе Управления футбола Спорткомитета СССР в Москве 27 — 28 марта 1981 г. состоялась первая научно-практическая конференция по футболу с участием научных работников, тренеров и специалистов из восьми социалистических стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Польши, Румынии, Чехословакии и СССР.

Целью конференции были обмен опытом по внедрению передовых научных методов тренировки и определение перспектив дальнейшего сотрудничества. Сообщения участников затрагивали вопросы управления учебно-тренировочным процессом высококвалифицированных футболистов.

Открыл конференцию председатель научно-

 

методического совета Управления футбола Спорткомитета СССР канд. пед. наук Ю. М. П о р т н о в.

Первый доклад был посвящен анализу VIчемпионата Европы (1980 г.). С ним выступил А. М. Н е в м я н о в (СССР). В результате наблюдений советских специалистов за игрой лучших команд континента были выявлены особенности технико-тактической деятельности отдельных футболистов и команд. Докладчик отметил умение ведущих европейских футболистов точно распоряжаться мячом в условиях жесткой персональной опеки и при перемещениях на высокой скорости. Важной особенностью чемпионата стал и очень четкий розыгрыш стандартных положений. Касаясь предыгровой разминки, А. М. Невмянов отметил ее возросшую длительность (до 40 мин)

Library   58   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало