|
||||
Отчаянный прыжок голкипера не помог... с мячом в условиях дефицита пространства и времени — все эти характерные черты тотального футбола предъявляют особые требования к индивидуальному мастерству. «Наступает эра футбола артистического, техничного, который придает особую цену игрокам с высоким индивидуальным мастерством», — заявляет наставник нынешних чемпионов мира — футболистов сборной Аргентины Луис Менотти*. «Футбол многолик. Но тактику и стратегию игры, ее высший смысл, ее коллективный дух невозможно ни понять, ни освоить, не овладев главным и решающим — исполнительским мастерством»** — такое понимание современных игровых концепций свойственно лучшим советским специалистам футбола. Наблюдения показывают: в последние годы большинство футбольных тренеров в работе с * «Футбол». Ежегодник. М., ФиС, 1980, с. 42. ** Л. П. П р и б ы л о в с к и й. Тренеры большого футбола, М, ФиС, 1980, с. 94. |
командой отдают предпочтение групповым занятиям, в которых «проигрываются» элементы коллективных технико-тактических построений и ситуаций. Безусловно, такие занятия весьма необходимы. Однако нельзя не согласиться с Л. П. Прибыловскнм (его утверждение и сегодня весьма актуально) в том, что «немало таких тренеров, которые считают, что внимание к отдельному человеку, к техническому потенциалу футболиста ниже их достоинства. Это опасное заблуждение. Личность как таковая всегда должна быть в центре внимания педагога, предметом его постоянной заботы»*. Под этим утверждением безоговорочно подпишутся все выдающиеся тренеры, поскольку именно оно характеризует современный многосложный процесс воспитания высококлассных футболистов. Таким образом, постигнув премудрости тактических построений и стратегических целеустановок, эффективно реализуя на практике «модели сплоченности и подготовки команды» (В. В. Лобановскпй), * Л. П. П р и б ы л о в с к и й. Тренеры большого футбола, М.,ФиС, 1980, с. 94. |
|||
57 |
|
||||
что свойственно в наши дни многим ведущим футбольным командам мира, наставники команд выдвигают на пользу команде на передний план футболиста, умеющего воплотить их замыслы импровизатора. 7 Общефизическая (атлетическая) подготовка необходима футболистам на всем их спортивном пути — от новичка до мастера экстракласса. Однако практика подготовки многих советских и зарубежных игроков, анализ специальной научно-методической литературы по этому вопросу показывают (а теория физического воспитания в какой-то мере это обосновывает), что с ростом мастерства возрастает значимость специальной физической подготовки, но, естественно, снижается внимание к атлетическому совершенствованию. Уже к 19 — 20 годам футболистов настолько «заспециализируют», что на поле они вроде бы умеют делать всё. Спортивное мастерство игроков стабилизируется (и это показывает дальнейшее пребывание их в футболе): ограничены специальная физическая работоспособность и функциональные возможности; нет так называемого запаса двигательных действий; созданы своего рода «скоростные, ловкостные, технические барьеры» и т. д. Скоростные качества спортсменов, все выполняемые на этом фоне технические движения наиболее эффективно формируются в ранние годы — до 17 — 18 лет. В дальнейшем темпы изменения максимальных скоростных, возможностей снижаются г — у спортсменов стабилизируются |
пространственные и временные характеристики движения. Образуется «скоростной барьер», который очень часто и становится причиной относительной стабилизации уровня физической и технической подготовленности. Однако опыт показывает, что эту негативную фазу в развитии футболистов можно преодолеть, уделяя должное внимание атлетической подготовке на протяжении всего многолетнего периода становления и совершенствования мастерства. Именно постоянное повышение уровня общефизической (атлетической) подготовленности значительно расширяет диапазон физической работоспособности спортсменов, на основе которой формируется необходимый уровень специальной физической подготовленности футболистов. Это утверждение довольно четко отражает современные тенденции передовой спортивной практики и соответствует основным положениям теории и методики спорта высших достижений. 8 Анализ и обобщение системы воспитания спортсменов высокой квалификации в игровых видах, результаты изучения тенденций развития современного футбола позволяют среди многочисленных проблем спортивной подготовки выделить в качестве ведущих проблемы психологии, индивидуализации и атлетизма — ныне основные в деле воспитания футболистов высокого класса. С эффективностью решения этих проблем специалисты связывают дальнейшее совершенствование футбола. |
|||
ХРОНИКА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ПО ФУТБОЛУ |
||||
А. С. Соловьев, ответственный секретарь научно-методического совета Управления Футбола Спорткомитета СССР |
||||
По решению представителей федераций футбола социалистических стран и по инициативе Управления футбола Спорткомитета СССР в Москве 27 — 28 марта 1981 г. состоялась первая научно-практическая конференция по футболу с участием научных работников, тренеров и специалистов из восьми социалистических стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Польши, Румынии, Чехословакии и СССР. Целью конференции были обмен опытом по внедрению передовых научных методов тренировки и определение перспектив дальнейшего сотрудничества. Сообщения участников затрагивали вопросы управления учебно-тренировочным процессом высококвалифицированных футболистов. Открыл конференцию председатель научно- |
методического совета Управления футбола Спорткомитета СССР канд. пед. наук Ю. М. П о р т н о в. Первый доклад был посвящен анализу VIчемпионата Европы (1980 г.). С ним выступил А. М. Н е в м я н о в (СССР). В результате наблюдений советских специалистов за игрой лучших команд континента были выявлены особенности технико-тактической деятельности отдельных футболистов и команд. Докладчик отметил умение ведущих европейских футболистов точно распоряжаться мячом в условиях жесткой персональной опеки и при перемещениях на высокой скорости. Важной особенностью чемпионата стал и очень четкий розыгрыш стандартных положений. Касаясь предыгровой разминки, А. М. Невмянов отметил ее возросшую длительность (до 40 мин) |
|||
58 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |