Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

футболистов, а стандартные тестирующие нагрузки на тредбане целесообразны при углубленных

 

стационарных исследованиях подготовленности футболистов.

 

 

ОБ УПРАВЛЕНИИ ПСИХИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ ФУТБОЛИСТОВ

   


Э. А. Кулакова, мастер спорта, кандидат педагогических наук;

Г. М. Матвеев, слушатель Высшей школы тренеров; И. А. Файнфельд, кандидат медицинских наук
 

В современном спорте, и особенно в спорте высших достижений, управление психическими состояниями — проблема номер один, в решении которой специалисты видят дополнительные резервы возможностей человека. Мы остановимся на результатах проведенного в 1976 — 1978 гг. исследования аутогенной тренировки (AT) и ее модификаций как методов управления психическими состояниями футболистов.

В эксперименте принимало участие 14 игроков 18 — 26 лет, выступавших за команду мастеров класса «А» «Амур» (Благовещенск). Согласно задаче исследования эксперимент состоял из двух этапов: обучения футболистов приемам AT и выявления влияния AT на оптимизацию учебно-тренировочного процесса; моделирования и формирования (с применением методов психорегуляции) у футболистов оптимального состояния перед играми.

Как и было запланировано, первый этап прошел в подготовительный период. При обучении спортсменов методам психорегуляции использовали модификации AT, разработанные советскими специалистами (1 — 3;5). На групповых занятиях сначала разъясняли испытуемым роль расслабления в снятии физической и нервной усталости, в , успокоении ив нормализации сна, а также в настройке на сложную деятельность, связанную с риском и с большими физическими нагрузками. Занятия на расслабление проводили по методике О. А. Черниковой и О. В. Дашкевича (5). Из 102 занятий (включая групповые и индивидуальные) по 20 — 25 мин каждое первые 30 были посвящены теории AT, а также обучению расслаблению и внушенному отдыху.- После вечерней тренировки футболистов собирали в специально подготовленном помещении. На первых занятиях индивидуальные особенности футболистов не учитывали.

 

 

Основные цели этих занятий — научить расслаблению всех мышц тела и дать подопечным почувствовать значение расслабления в снятии усталости. Уже первое практическое занятие было направлено на постепенное расслабление не отдельных групп мышц, а всего тела. Каждое занятие заканчивалось заучиванием «формул», способствующих более интенсивному отдыху. Например, такой: «Вы отдыхаете. Успокаиваетесь. Чувствуете себя лучше и лучше. Весь Ваш организм отдыхает. Все мышцы отдыхают. Голова становится ясной и свежей. Усталость проходит».

На первых порах занятия носили групповой, гетерогенный характер и лишь в отдельных случаях проводились индивидуальные «тренировки». Если тому или иному спортсмену расслабляться не удавалось, прибегали к помощи легкой стадии гипноза.

Через десять занятий упражнениями на расслабление овладели уже все спортсмены. И буквально каждый из них почувствовал необходимость в аутогенной тренировке для снятия усталости в конце каждого дня. Однако через некоторое бремя эффект воздействия AT стал затухать. Трех-четырехдневные перерывы в занятиях возвращали положительный эффект AT.

По отзывам футболистов, регулярные (предпочтительно групповые, с инструктором, а не самостоятельные) AT помогают значительно лучше переносить более интенсивные тренировки.

Приступая ко второму этапу исследования, мы постарались выяснить особенности предстартовых состояний футболистов — участников эксперимента: в течение двух лет после каждой игры спортсмены по нашей просьбе заполняли (анонимно) небольшую анкету. Вопросы этой анкеты, на наш взгляд, охватывали достаточно широкий фронт:

 

1. Довольны ли своей игрой? ................................................................................................

(ответ подчеркнуть)

2. Хорошее ли настроение было перед игрой? ....................................................................

3. Постоянно ли думали о предстоящей игре в течение дня? ............................................

Да. Нет.

 

Да. Нет.

Да. Нет.

4. Что чувствовали перед игрой: усталость, тяжесть в руках и ногах, головную боль, боль в суставах, некоторую слабость, вялость, легкость во всем теле, желание двигаться, удовольствие от движения, радость при мысли о предстоящей игре?

5. Хорошо ли были готовы к игре? .......................................................................................

6. Чувствовали ли большое желание играть? ......................................................................

Да, Нет.

Да. Нет.

Library   43   Up


Contents

 

Home
 

7. Постоянно ли думали перед игрой о предстоящих трудностях? ...................................

8. Настраивали ли себя перед игрой только на выигрыш? ................................................

9. Очень ли волновались перед игрой? ...............................................................................

10. Уверены ли были в себе перед игрой? ..........................................................................

11. Были ли у вас перед игрой конфликты: с тренером, с товарищами по команде, с другими людьми? ...................................................................................................................

12. Трудно ли было управлять своим состоянием перед игрой? ......................................

Да. Нет.

Да. Нет.

Да. Нет.

Да. Нет.


Да, Нет.

Да. Нет.

13. Чувствовали ли вы в день перед игрой желание играть, радость при представлении игры, отсутствие желания играть, страх перед предстоящими трудностями, неуверенность, безразличие, страх перед возможным проигрышем?
 

.

 

Статистическая обработка 865 заполненных анкет показала, что наиболее весомы (в плане влияния на исход игры) такие факторы предстартовых состояний футболистов, как:

хорошее настроение перед матчем (ч=0,684);

желание двигаться и радость при виде стадиона (0,6»;

отсутствие страха за неудачные действия в матче (ч=0,84);

неуверенность в себе (ч=0,694);

безразличие к конечному результату выступления (ч=3) и др.

С учетом ответов на вопросы анкеты моделировали оптимальное состояние футболистов перед игрой и разрабатывали «формулы внушения» для применения в ходе сеансов по психорегуляции. Полученные нами данные относительно оптимального предстартового состояния несколько расходятся с теми, какие приведены П. А. Рудиком в учебнике «Психология» для институтов физкультуры (ФиС, 1974).

«Формулы», составленные нами для самовнушения испытуемым, в основном были направлены на то, чтобы спортсмены меньше думали о предстоящей игре и о возможных трудностях ее. Мы считаем, что внушение не должно настраивать спортсмена на выигрыш или на абсолютную уверенность в себе, а должно вызывать желание двигаться, играть, соревноваться. Высокие коэффициенты корреляции показали: состояние спортсмена в день перед игрой сильно влияет на качество его действий на поле. Именно поэтому основной сеанс AT мы проводили со всей командой за день до игры:

После тренировки спортсмены приходили в зал, ложились на маты и закрывали глаза. Инструктор сначала спокойно произносил «формулы» на расслабление, успокоение и снятие усталости (по методике О. А. Черниковой и О. В. Дашкевича), а затем настраивал футболистов на предстоящую игру:«Вы отдыхаете. Чувствуете себя лучше. Усталость проходит. Чувствуете удовлетворение от тренировки. Футбол всегда доставляет вам радость и удовольствие. О предстоящей игре не думаете. Забыли про нее. Завтра вы почувствуете прилив сил, желание играть. У вас будет хорошее настроение. Сейчас вы отдыхаете, ни о чем не думаете. Успокаиваетесь».

Каждую формулу инструктор повторял по 3 — 4 раза. Иногда (если спортсмены были особенно возбуждены, а часто и просто по их просьбам) весь цикл повторяли еще раз. Во время сеанса

 

инструктор старался быть спокойным, не делал дисциплинарных замечаний, спокойно реагировал на смех и шутки игроков. Иногда сам поддерживал их, затем сеанс повторялся.

Наблюдали за спортсменами в течение сезона 1978 г. Результаты эксперимента оценивали тренерский совет и сами футболисты, принимавшие в нем участие. Повторное анкетирование показало, что после AT спортсмены значительно чаще получали удовлетворение от своей игры. Более высокими (на 20%) стали и оценки тренерского совета. Сначала немного упала, а затем резко возросла способность спортсменов в день соревнований не думать постоянно об игре и тем самым не перенапрягать нервную систему перед игрой. Большинство испытуемых (70%) в беседах с экспериментатором отмечали «общее улучшение самочувствия», наступление «душевного равновесия», «ясность сознания», «снижение вспыльчивости», «улучшение реакции» и т. д. По мнению вратарей, AT помогает стражам ворот лучше концентрировать внимание во время игры.

В ходе AT выяснилось, что в условиях постоянных разъездов, 2 — 3-разовых тренировок, большого числа игр и т.д. самостоятельные психорегулирующие тренировки для футболистов становятся непосильными, поэтому игроки предпочитают гетерогенное внушение, т. е. групповые занятия с инструктором. По отзывам футболистов, такие воздействия более эффективны, способствуют сплочению команды.

Нельзя не отметить значение AT и гетерогенного внушения для коррекции невротических состояний, обойтись без которых, к сожалению, не удалось.

Так, например, у футболиста X. резкое ухудшение игры сопровождалось сильной раздражительностью, плохим сном, слабостью, вялостью... Другой футболист жаловался на потерю аппетита, желания играть и тренироваться, на плохой сон. После восьми индивидуальных сеансов с каждым (сначала игрокам внушали расслабление, ощущение тепла в руках и ногах, успокоение, хороший сон) спортсмены спали по 60 мин. Затем еще в сонном состоянии им внушалось хорошее настроение, полное восстановление сил, желание двигаться и тренироваться. Уже после третьего занятия спортсмены отмечали улучшение сна и настроения. Самочувствие обоих стало хорошим, вновь появилось желание двигаться и играть. Постепенно улучшилось качество игры, а один из спортсменов именно в этот период провел свои лучшие игры.

Library   44   Up


Contents

 

Home
 

Итогами эксперимента стали следующие выводы:

1. Психические состояния спортсменов успешно поддаются коррекции при помощи AT, которую следует применять творчески (с учетом специфики спорта, нужд спортсменов, особенностей группы или команды).

2. Применение AT как метода управления психическими состояниями спортсменов требует

 

составления точной модели психического состояния, какого хочет добиться тренер. Часто оптимальное психическое состояние игроков перед стартом по некоторым признакам расходится' с классическим (в уже упоминавшемся учебнике П. А. Рудика) описанием состояния «боевой готовности» и носит сугубо индивидуальный характер. Особенно важно учитывать этот фактор при гетерогенном внушении.

 

Литература

1. А л е к с е е в А. В. Психорегулирующая тренировка (ч. I. «Успокоение»). Методическое письмо. М., 1968.

2. А л е к с е е в А. В. Психорегулирующая тренировка (ч. II. «Мобилизация»). Методическое письмо. М;, 1969.

3. П а н ов А. Г., Б е л я е в Г. С, Л о б з и н B. C., К о п ы л о в а  И. А. Аутогенная тренировка. Л., Медицина, 1973.

4. Р у д и к П. А. Психология. Учебник для институтов физической культуры. М., ФиС, 1974.

5. Ч е р и н к о в а О. А., Д а ш к е в и ч О. В. Аутогенная тренировка. Методическое письмо. М., 1967.

 

ДЕЛА СУДЕЙСКИЕ


ЕДИНАЯ ТРАКТОВКА ПРАВИЛ ИГРЫ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ СУДЕЙСТВА

   


П. Н. Казаков, судья международной категории;
А. П. Кадетов, судья всесоюзной категории
 

По распространенному мнению тренеров, в том числе и наставников сборных страны, матчи чемпионата СССР судьи проводят совсем не так, как проводятся официальные игры за рубежом, где наши футболисты сталкиваются и с жесткими силовыми единоборствами, и с неожиданными, быстрыми розыгрышами штрафных и свободных:.. «Заслоны» многому ставят в матчах внутреннего календаря, по глубокому убеждению наставников команд (а значит — хотим мы того или нет, — и игроков)... наши арбитры.

Не вступая в полемику относительно достоверности такого мнения, считаем нужным отметить, что тренеры в данном случае невольно затрагивают основную проблему судейства — достижение единой трактовки правил игры всеми судьями в любом . официальном матче любого ранга (от встреч команд высшей лиги до игр цеховых команд в первенствах предприятий). И не случайно на одном из последних семинаров лучших европейских арбитров было указано, что для достижения единства в трактовке правил игры в практическом судействе необходимо считать эту проблему главной для всех судейских коллегий и на всех семинарах судей.

А вот отрывок из предисловия президента ФИФА Ж. Авеланжа к ежегодно переиздаваемому на четырех языках сборнику «Правила игры и универсальное руководство для судей»: «.. . ФИФА настоятельно требует, чтобы судейство во всем мире осуществлялось единообразно. 'В настоящее время основная проблема заключается

 

в том, как применяются правила игры. Мне все больше и больше кажется, что судьи не всегда правильно применяют их — либо это действительно так, либо они хорошо не знают правил...»

Управление футбола Спорткомитета СССР и президиум Всесоюзной коллегии судей по футболу из года в год много сил и внимания уделяют проблеме единой интерпретации правил игры. Все арбитры, обслуживающие матчи чемпионата СССР, ежегодно проходят учебно-тренировочные сборы, на которых под руководством опытных преподавателей детально прорабатывают все аспекты и нюансы правил игры в свете самых последних циркулярных писем и меморандумов ФИФА и УЕФА. Даже сам текст последних изданий правил игры (1976 и 1979 гг.) представляет собой почти дословный перевод издаваемых ФИФА правил игры.

С 1978 г. Управление футбола и Всесоюзная коллегия судей организовали для судей, реферирующих игры команд высшей и первой лиг, выпуск специального ежегодного информационно-методического бюллетеня «Арбитр», где публикуются статьи наших ведущих арбитров по проблемам методики судейства, приводятся наиболее интересные материалы всех международных судейских семинаров и заседаний Международного совета по правилам игры. Наконец, дважды в год проводятся всесоюзные совещания арбитров, на которых также широко обсуждаются вопросы методики судейства. И все же, несмотря на эти меры, достижение унифицированной трактовки

Library   45   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало