Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТИРУЮЩИХ НАГРУЗОК ПРИ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ
(врачебные и биохимические данные)

   


B. Н. Кузьмина, кандидат медицинских наук;
О. Р. Немирович-Данченко, кандидат биологических наук;
C. Е. Мышалов, тренер-врач сборной СССР
 

Поддержание достаточно высокого функционального состояния, во многом зависящего от возможностей переносить нагрузки и от резервов организма, — важное звено подготовки футболистов. Тестирующие нагрузки должны как можно больше отражать уровень работоспособности игроков, быть доступными, дозированными и воспроизводимыми в динамике годичного цикла тренировки.

В последние годы предложен ряд тестирующих моделей для изучения уровня функциональных возможностей спортсменов. Некоторые из этих моделей нашли применение в футболе.

Одной из главных задач специалистов до сего времени остается совершенствование способов оценки подготовленности футболистов. Вот почему представляются важными не столько характер, сколько интенсивность и повторность тестирующих упражнений, определение типов реакций функциональных систем организма на такие нагрузки.

Анализируя материалы, многолетних наблюдений за реакцией организма на нагрузку более чем у 200 футболистов (мастеров и заслуженных мастеров спорта) в разные периоды подготовки, мы использовали тестирующие упражнения, которые характеризуют общую и скоростную выносливость: для оценки общей выносливости — работу на велоэргометре или бег на тредбане (нагрузки увеличивают ступенчато, до отказа испытуемых от продолжения эксперимента); для характеристики специальной подготовленности — повторяющееся пробегание отрезков в максимальном темпе (три серии 5х30 м с интервалами 20 — 30 с между пробежками и 3 — 3,5 мин — между сериями; бег 10x30 м с интервалами 20 — 30 с).

В комплексе врачебных и клинико-биохимических показателей учитывали гемодинамику, время двигательных реакций (простой и усложненной) на световой раздражитель, пороги возбудимости и функциональной подвижности зрительного анализатора, а также показатели, характеризующие кислород/транспортную функцию крови и углеводно-энергетическое равновесие. Комплексное обследование -игроков проводили неоднократно, на разных этапах годичного тренировочного цикла. Отдельные спортсмены были обследованы 5 — 10 раз.

Данные обследований в покое отражали общую реактивность, а сдвиги после нагрузки — ответную реакцию и функциональные возможности организма. Показатели, которые были получены через 20 и 24 часа после нагрузок, характеризовали процессы восстановления и резервные возможности организма. Кроме того, анализу были подвергнуты (как индивидуально, так и статистически) результаты комплексного обследования футболистов, функ-

 

циональное состояние этих спортсменов и уровень развития у них работоспособности.

Использованные нагрузки вызывают однонаправленные сдвиги показателей, характеризующих разные функциональные системы организма. Степень этих сдвигов зависит от характера (интенсивности и продолжительности) нагрузок.

Нами установлено, что дозированные тестирующие нагрузки позволяют достоверно выявлять сдвиги разных показателей, характеризующих уровень функциональных возможностей футболистов (р = 0,01 — 0,002).

Время двигательной реакции после нагрузок при хорошей тренированности достоверно укорачивается, а при удовлетворительной, наоборот, удлиняется (рис. 1).

У хорошо тренированных спортсменов с высокими адаптивными возможностями возбудимость зрительного анализатора в ответ на нагрузки умеренно повышалась, а при снижении уровня тренированности существенно не менялась по сравнению с исходной (или несколько снижалась).

Различия ответа организма на нагрузку отмечены и в метаболических реакциях (в зависимости от уровня тренированности). У хорошо тренированных были достоверно выше энергетические ресурсы (глюкоза крови), выше активность гликолиза, меньше накопление недоокисленных продуктов обмена (мочевины, остаточного и общего азота, креатина, креатинина).

В таблице, где представлены изменения некоторых клинико-биохимических показателей у футболистов до и после работы на велоэргометре, отражено: у хорошо тренированных спортсменов в состоянии относительного покоя показатели находятся в пределах физиологической нормы, а после нагрузки наблюдаются адекватные сдвиги кислородтранспортной функции крови и биохимических показателей. При снижении уровня тренированности показатели кислородтранспортной функции крови в покое ниже средней физиологической нормы, а после нагрузки в них происходят более резкие достоверные сдвиги.

Примером оценки срочного тренировочного эффекта могут служить данные мастера спорта М. до и после троекратного пробегания серии отрезков 5x30 м (рис. 2). Наблюдения за спортсменом проводились в течение полутора лет.

Они показали, что с нарастанием тренированности повышаются наряду с работоспособностью

Library   40   Up


Contents

 

Home
 

70050+-1.jpg

 

Рис. 1. Время двигательной реакции у футболистов при разной тренированности

максимум, скорость накопления и окисления молочной кислоты. Результат пробегания отрезков улучшается — с 5,22 до 4,12 сек.

Реакция разных систем организма на нагрузку (на пробегание 10 отрезков по 30 м) позволила определить зависимость той же направленности сдвигов от уровня тренированности. Однако серия 10x30 м позволяет в меньшей степени выявлять индивидуальные различия в степени специальной тренированности, поскольку пробегание трех серий отрезков 5 х 30 м дает организму (по сравнению с пробеганием 10 отрезков такой же длины, но подряд) возможность постепенно и лучше приспосабливаться к повторной работе. Следова-

 

тельно, повторяется возможность оценивать индивидуальные особенности организма полнее.

Анализ итогов исследования спортсменов после бега на тредбане позволил выявить аналогичную направленность сдвигов, однако степень изменений в организме в этом случае была больше, чем после работы на велоэргометре и после пробегания серии отрезков, и тоже, как правило, зависела от уровня подготовленности организма к нагрузкам.

Статистическая обработка материала дала возможность выявить три основных типа

 

Рис. 2. Изменения работоспособности и содержания молочной кислоты в крови у футболиста М. в процессе пробегания отрезков при динамических наблюдениях

70050+-2.jpg

Library   41   Up


Contents

 

Home
 

Изменения некоторых клинико-биохимических показателей у футболистов до и после работы на велоэргометре
(M± m)

Показатели

Время исследования

Хорошая тренированность

Удовлетворительная тренированность

Гемоглобин, г%

До нагрузки

Через 20 мин после нее

14,5 ± 1,04

14,2 ± 1,4

13,1 ± 1,54

12,3 ± 1,74

Эритроциты, млн.

До нагрузки

Через 20 мин после нее

4,82 ± 0,4

5,06 ± 0,93

4,32 ± 0,37

3,81 ± 0,35

Средняя гемоглобини-зация эритроцитов

До нагрузки

Через 20 мин после нее

30,6 ± 2,2

30,9 ± 3,9

31,1 ± 2,7

32 ± 1,9

«Истинная» глюкоза, мг%

До нагрузки

Через 20 мин после нее

76,5 ± 5,7

 81,4 ± 4,3

64,5 ± 8,7

56,8 ± 11,8

Молочная кислота, мг%

До нагрузки

Через 3 мин' после нее Через 20 мин после нее

17,5 ± 4,1

71 ± 15,5

35,2 ± 9,8

25,5 ± 6,3

60,2 ± 12,2

33,1 ± 11,6

Мочевина, мг%.

До нагрузки

34,3 ± 2,7

47,5 ± 3,9

Остаточный азот, мг %

До нагрузки

36,5 ± 3,8

54,1 ± 6,8

Креатинин, мг%

До нагрузки

Через 20 мин после нее

373 ± 99,5

327 ± 107,7

395 ± 91,6

435,6 ± 120,7

 

 

приспособительных реакций организма после нагрузок:

1.  Хорошее функциональное состояние. Высокие резервные возможности сердечно-сосудистой системы, дыхательной функции крови, анализаторных систем. Реакция на большую нагрузку — положительные сдвиги большинства ведущих систем организма при высокой работоспособности: мобилизация сердечно-сосудистой и дыхательной систем; укорочение времени двигательной реакции; умеренное повышение возбудимости центрального звена зрительного анализатора; повышение кислородтранспортной функции крови и увеличение источников энергетических ресурсов (глюкозы); высокая анаэробная производительность (повышение лактата на 300—520%), свидетельствующая о высокой скорости образования лактата. В период восстановления меньше накопления недоокисленных продуктов обмена (лактата, мочевины, остаточного азота, креатина); восстановление быстрое.

2.    Удовлетворительное функциональное состояние. В покое у спортсменов не всегда выявляли высокие резервные возможности, однако после нагрузок имели место достаточно компенсированные реакции этих систем организма при неполном восстановлении.

3.  Неудовлетворительное функциональное состояние. Низкие резервные возможности организма в покое; после тестирующих нагрузок —

 

более резкие сдвиги во всех системах: выраженные учащения ритма сокращений сердца и частоты дыхания; уменьшение амплитуды зубцов R и другие неблагоприятные изменения электрокардиограммы; появление атипичных реакций артериального давления; выраженное замедление времени двигательной реакции; понижение возбудимости зрительного анализатора; снижение содержания гемоглобина; резкое повышение кислородной емкости крови; снижение запасов энергосодержащих веществ (глюкозы крови) и невысокие анаэробные возможности (максимум образования молочной кислоты — в пределах 230—300%). В восстановительный период снижается утилизация молочной кислоты, повышаются остаточно-азотистые фракции в крови (мочевина, остаточный азот и содержание креатинина в моче).

Таким образом, классификация типов сдвигов в реакциях разных систем организма на тестирующие нагрузки у футболистов для оценки функционального состояния игроков перспективна. Исследование типов адаптации позволяет прогнозировать состояния футболистов, искать пути повышения функциональных возможностей организма.

Нагрузки типа пробегания отрезков (обязательно с максимальной интенсивностью) и работы на велоэргометре можно более широко применять в любых условиях годичного цикла подготовки

Library   42   Up


Contents

 

Home
 

футболистов, а стандартные тестирующие нагрузки на тредбане целесообразны при углубленных

 

стационарных исследованиях подготовленности футболистов.

 

 

ОБ УПРАВЛЕНИИ ПСИХИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ ФУТБОЛИСТОВ

   


Э. А. Кулакова, мастер спорта, кандидат педагогических наук;

Г. М. Матвеев, слушатель Высшей школы тренеров; И. А. Файнфельд, кандидат медицинских наук
 

В современном спорте, и особенно в спорте высших достижений, управление психическими состояниями — проблема номер один, в решении которой специалисты видят дополнительные резервы возможностей человека. Мы остановимся на результатах проведенного в 1976 — 1978 гг. исследования аутогенной тренировки (AT) и ее модификаций как методов управления психическими состояниями футболистов.

В эксперименте принимало участие 14 игроков 18 — 26 лет, выступавших за команду мастеров класса «А» «Амур» (Благовещенск). Согласно задаче исследования эксперимент состоял из двух этапов: обучения футболистов приемам AT и выявления влияния AT на оптимизацию учебно-тренировочного процесса; моделирования и формирования (с применением методов психорегуляции) у футболистов оптимального состояния перед играми.

Как и было запланировано, первый этап прошел в подготовительный период. При обучении спортсменов методам психорегуляции использовали модификации AT, разработанные советскими специалистами (1 — 3;5). На групповых занятиях сначала разъясняли испытуемым роль расслабления в снятии физической и нервной усталости, в , успокоении ив нормализации сна, а также в настройке на сложную деятельность, связанную с риском и с большими физическими нагрузками. Занятия на расслабление проводили по методике О. А. Черниковой и О. В. Дашкевича (5). Из 102 занятий (включая групповые и индивидуальные) по 20 — 25 мин каждое первые 30 были посвящены теории AT, а также обучению расслаблению и внушенному отдыху.- После вечерней тренировки футболистов собирали в специально подготовленном помещении. На первых занятиях индивидуальные особенности футболистов не учитывали.

 

 

Основные цели этих занятий — научить расслаблению всех мышц тела и дать подопечным почувствовать значение расслабления в снятии усталости. Уже первое практическое занятие было направлено на постепенное расслабление не отдельных групп мышц, а всего тела. Каждое занятие заканчивалось заучиванием «формул», способствующих более интенсивному отдыху. Например, такой: «Вы отдыхаете. Успокаиваетесь. Чувствуете себя лучше и лучше. Весь Ваш организм отдыхает. Все мышцы отдыхают. Голова становится ясной и свежей. Усталость проходит».

На первых порах занятия носили групповой, гетерогенный характер и лишь в отдельных случаях проводились индивидуальные «тренировки». Если тому или иному спортсмену расслабляться не удавалось, прибегали к помощи легкой стадии гипноза.

Через десять занятий упражнениями на расслабление овладели уже все спортсмены. И буквально каждый из них почувствовал необходимость в аутогенной тренировке для снятия усталости в конце каждого дня. Однако через некоторое бремя эффект воздействия AT стал затухать. Трех-четырехдневные перерывы в занятиях возвращали положительный эффект AT.

По отзывам футболистов, регулярные (предпочтительно групповые, с инструктором, а не самостоятельные) AT помогают значительно лучше переносить более интенсивные тренировки.

Приступая ко второму этапу исследования, мы постарались выяснить особенности предстартовых состояний футболистов — участников эксперимента: в течение двух лет после каждой игры спортсмены по нашей просьбе заполняли (анонимно) небольшую анкету. Вопросы этой анкеты, на наш взгляд, охватывали достаточно широкий фронт:

 

1. Довольны ли своей игрой? ................................................................................................

(ответ подчеркнуть)

2. Хорошее ли настроение было перед игрой? ....................................................................

3. Постоянно ли думали о предстоящей игре в течение дня? ............................................

Да. Нет.

 

Да. Нет.

Да. Нет.

4. Что чувствовали перед игрой: усталость, тяжесть в руках и ногах, головную боль, боль в суставах, некоторую слабость, вялость, легкость во всем теле, желание двигаться, удовольствие от движения, радость при мысли о предстоящей игре?

5. Хорошо ли были готовы к игре? .......................................................................................

6. Чувствовали ли большое желание играть? ......................................................................

Да, Нет.

Да. Нет.

Library   43   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало