|
||||||||
футболистов, а стандартные тестирующие нагрузки на тредбане целесообразны при углубленных |
стационарных исследованиях подготовленности футболистов. |
|||||||
|
||||||||
Г. М. Матвеев, слушатель Высшей школы тренеров; И. А. Файнфельд, кандидат медицинских наук |
||||||||
В современном спорте, и особенно в спорте высших достижений, управление психическими состояниями — проблема номер один, в решении которой специалисты видят дополнительные резервы возможностей человека. Мы остановимся на результатах проведенного в 1976 — 1978 гг. исследования аутогенной тренировки (AT) и ее модификаций как методов управления психическими состояниями футболистов. В эксперименте принимало участие 14 игроков 18 — 26 лет, выступавших за команду мастеров класса «А» «Амур» (Благовещенск). Согласно задаче исследования эксперимент состоял из двух этапов: обучения футболистов приемам AT и выявления влияния AT на оптимизацию учебно-тренировочного процесса; моделирования и формирования (с применением методов психорегуляции) у футболистов оптимального состояния перед играми. Как и было запланировано, первый этап прошел в подготовительный период. При обучении спортсменов методам психорегуляции использовали модификации AT, разработанные советскими специалистами (1 — 3;5). На групповых занятиях сначала разъясняли испытуемым роль расслабления в снятии физической и нервной усталости, в , успокоении ив нормализации сна, а также в настройке на сложную деятельность, связанную с риском и с большими физическими нагрузками. Занятия на расслабление проводили по методике О. А. Черниковой и О. В. Дашкевича (5). Из 102 занятий (включая групповые и индивидуальные) по 20 — 25 мин каждое первые 30 были посвящены теории AT, а также обучению расслаблению и внушенному отдыху.- После вечерней тренировки футболистов собирали в специально подготовленном помещении. На первых занятиях индивидуальные особенности футболистов не учитывали.
|
Основные цели этих занятий — научить расслаблению всех мышц тела и дать подопечным почувствовать значение расслабления в снятии усталости. Уже первое практическое занятие было направлено на постепенное расслабление не отдельных групп мышц, а всего тела. Каждое занятие заканчивалось заучиванием «формул», способствующих более интенсивному отдыху. Например, такой: «Вы отдыхаете. Успокаиваетесь. Чувствуете себя лучше и лучше. Весь Ваш организм отдыхает. Все мышцы отдыхают. Голова становится ясной и свежей. Усталость проходит». На первых порах занятия носили групповой, гетерогенный характер и лишь в отдельных случаях проводились индивидуальные «тренировки». Если тому или иному спортсмену расслабляться не удавалось, прибегали к помощи легкой стадии гипноза. Через десять занятий упражнениями на расслабление овладели уже все спортсмены. И буквально каждый из них почувствовал необходимость в аутогенной тренировке для снятия усталости в конце каждого дня. Однако через некоторое бремя эффект воздействия AT стал затухать. Трех-четырехдневные перерывы в занятиях возвращали положительный эффект AT. По отзывам футболистов, регулярные (предпочтительно групповые, с инструктором, а не самостоятельные) AT помогают значительно лучше переносить более интенсивные тренировки. Приступая ко второму этапу исследования, мы постарались выяснить особенности предстартовых состояний футболистов — участников эксперимента: в течение двух лет после каждой игры спортсмены по нашей просьбе заполняли (анонимно) небольшую анкету. Вопросы этой анкеты, на наш взгляд, охватывали достаточно широкий фронт:
|
|||||||
|
||||||||
43 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |