Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

При слабой воспитательной работе все это создает предпосылки для развития отрицательных черт характера: зазнайства и эгоизма, рвачества и высокомерия, тщеславия, делячества и т. п.

Таким образом, организация воспитательной работы с юными футболистами должна основы-

 

ваться на конкретном планировании, которое, в свою очередь, предполагает знание всех механизмов жизнедеятельности коллектива, учет его специфических особенностей, а также систематический анализ эффективности проводимых мероприятий.

 

 

ЮНОШЕСКИЙ ФУТБОЛ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ

     

Вот уже более 15 лет при выявлении тенденций и определении путей развития мирового футбола специалисты все чаще обращаются к организации футбола в ФРГ. В: качестве «исходных позиций», как правило, берут и игру сборной страны, и игру клубов. И действительно, футбол в Западной Германии сегодня не нуждается в дополнительной рекламе. Звания чемпионов мира и призеров мировых первенств последних лет, обладателей европейских и межконтинентальных кубков для клубных команд, успешные выступления и других клубов на международной арене в течение многих лет говорят сами за себя — и за верность принципам развития футбола в стране — весьма убедительно.

Более 3,5 миллиона зарегистрированных футболистов разных возрастов регулярно тренируются в профессиональных и любительских клубах и в спортивных обществах. И что примечательно: в систематическую подготовку вовлекают самых юных — с 6 лет. Именно целенаправленная тренировочная работа с юными, которой в ФРГ уделяют огромное внимание, стала прочной базой формирования первоклассного футбола всей страны.

С 1948 г. по инициативе и под эгидой УЕФА проводятся турниры лучших юношеских сборных команд Европы; сейчас эти турниры официально возведены в ранг чемпионатов континента для футболистов не старше 18 лет. Спортсмены ФРГ — неизменные участники этих соревнований. В 1981 г. команда Федеративной Республики Германии, опередив сверстников из Франции, Польши, Испании и других стран, стала, чемпионом Европы.

Анализируя развитие западногерманского футбола в целом, можно констатировать: здесь сложились своего рода обоюдно заинтересованные взаимоотношения, когда, с одной стороны, высокая популярность, реклама и зрелищность м а с т е р с к о г о (выделено мной — Е. Р.) футбола привлекают огромную массу юных к регулярным занятиям этим видом спорта, а с другой — рациональная и эффективная работа с юными футболистами питает футбол высших квалификаций.

Юношеский футбол в Западной Германии развивается в двух организационных структурах:

— в клубах, команды которых играют в разных любительских и профессиональных лигах;

— в спортивных обществах регионов, земель и районов, которые не имеют зарегистрирован-

 

ных специализированных футбольных клубов.

Такая организация юношеского футбола позволяет привлечь огромное число мальчиков и юношей к  с и с т е м а т и ч е с к и м (разрядка моя — Е. Р.) занятиям футболом; при этом специалисты юношеского футбола, функционеры спортивных обществ ведут работу с юными так, что, «пройдя через футбол» и закалившись в нем духовно и физически, ребята в рамках своего общества могут специализироваться и в других видах спорта.

В каждом таком обществе есть отделение футбола, состоящее из 14 юношеских команд и охватывающее — в шести возрастных группах — спортсменов от 6 до 18 лет (см. таблицу).

Организационная структура юношеского футбольного отделения спортивного общества

Возраст-
ные
 группы

Возраст
 членов
групп

Команды

Число
 команд

„ A

„ B

„ C

„ D

„ E

„ F

17 — 18

15 — 16

13 — 14

11 — 12

9 — 10

6 — 8

 Первая

 Первая и вторая

 То же

 Первая, вторая и третья

 То же

     »

1

2

2

3

3

3

Всего:

14

 

Согласно организационной структуре юношеского отделения спортивного общества, лицо общества — команда «А»; игроков именно этой команды все специалисты рассматривают как кандидатов во взрослые (и профессиональные и любительские) команды разных клубов и лиг. И именно команде старших юношей уделяют в спортивном обществе самое большое внимание. А подготовку остальных команд строят с таким расчетом, чтобы обеспечить воспитание полноценного "резерва для команды «А»-1. В отдельных случаях (в некоторых обществах) создают (из наиболее одаренных футболистов возрастных групп «А» и «В») юношескую команду «А»-2 — по существу, дублирующий состав команды «А»-1.

Однако, как отмечает западногерманский специалист Р. Лангемейер, опыт работы этих футбольных отделений спортивных обществ показывает, что довольно большое число детей и юношей возрастных групп «Е» и «F» прекращает занятия футболом: часть их переключается на

Library   36   Up


Contents

 

Home
 

другие виды спорта, иные вообще приобретают другие интересы. Так что всегда «существует большая проблема полноценного притока резервов и комплектации команд возрастной группы «В» и особенно «А». Поэтому отдельные (более мелкие) общества объединяются и таким образом стараются иметь полноценные команды всех возрастных групп»*.

Столь же велики потери в рядах юных футболистов при переходе из группы «С» в группу «В», т. е. в возрасте 14 — 1 5 лет. В связи с этим в программе работы тренеров и функционеров обществ предусмотрены специальные меры (организационного и методического характера) «для нейтрализации подобного положения».

Внутренние чемпионаты разных рангов (от первенств земель и регионов до выявления лучших команд в районах, городах и т. д.) проводятся по той же формуле, что и чемпионат страны среди команд бундеслиги, — «осень — весна». После завершения игр первого (осеннего) круга проводится кубковый турнир с участием команд практически всех обществ. Особенность этого турнира: многие команды проводят, по нескольку игр в день. Именно такая форма проведения кубковых встреч, по мнению западногерманских специалистов, эффективна для «привлечения, обучения и воспитания юных», поскольку ребятам приходится целый день проводить на поле, общаясь друг с другом, непосредственно участвовать в играх, наблюдать матчи сверстников и более старших (а значит, и более квалифицированных) футболистов, играть на больших (нормальных, «взрослых» размеров) полях с «нормальными» воротами, с более сильными соперниками.

Обычно в этот период (по окончании первого круга чемпионата) юные футболисты переходят в другие (более старшие) возрастные группы. Поэтому в кубковых матчах им приходится играть уже во вновь созданных командах, что тоже служит «отличной школой воспитания футболистов — они должны... много учиться играть»**.

Согласно решению юношеской комиссии Футбольного союза ФРГ, принятому еще в 1956 г:, «юноши младших возрастных групп — «F», «Е» и «Д» (6 — 8, 9 — 10 и 11 — 12 лет по состоянию на


* Futball - Trainer, BKD, № 7, s. 12.

** Там же.

 

1 августа) — играют на полях уменьшенных размеров, с меньшими воротами, меньшим по объему и более легким мячом»*. Это решение преследует две цели: ограждает юных футболистов от переутомления и обеспечивает развитие и совершенствование спортивного мастерства в соответствии с физическими данными ребят. В тех же целях для указанных возрастных групп уменьшены параметры поля (до 70x50 м), штрафной (29х12 м) и вратарской (13x4 м) площадок, ну и, конечно же, ворот (ширина — 5 м, высота — 2 м):

Пенальти в играх команд младших возрастных групп пробивают с 8 м, а радиус центрального круга составляет 7 м.

Окружность мяча — от 62 до 65 см, вес — от 300 до 350 г.

Играют ребята два тайма по 20 мин, а в группе «D» (футболисты 11 — 12 лет) — сейчас чаще два тайма по 25 мин и на поле нормальных размеров.

К тренерам, работающим с юными футболистами, Футбольный союз ФРГ предъявляет особые требования. Во-первых, положение, разработанное главным футбольным органом страны, обязывает: тренер сам должен быть (в прошлом или в настоящем) хорошим футболистом; далее: тренер «должен быть... грамотным педагогом». С целью подготовки тренеров по футболу для работы с юными футбольные союзы земель регулярно проводят специальные семинары, в ходе которых тренеры после прохождения курса наук и практических занятий получают так называемую В-лицензию, дающую право работать с юными. Примечательно, что на этих семинарах будущим тренерам не только преподают основы теории и методики подготовки футболистов, но и повышают знания в области юношеского спорта вообще, по общей педагогике детей и подростков. В числе главных тезисов в воспитании тренеров юных по футболу один из обязательных как руководство к действию: «терпение есть добродетель, которая прежде всего присуща тренерам юных». Этот тезис Р. Лангемейера столь же мудр, сколь и прост по сути своей.

Таковы характерные особенности развития юношеского футбола в Федеративной Республике Германии.


* Futball - Trainer, BKD, № 7, s. 12.

По материалам зарубежной
печати

 

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ФАКТОРЫ КЛИМАТО-ВРЕМЕННОЙ АДАПТАЦИИ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ

   
В. П. Климин, кандидат педагогических наук
 

В практике подготовки футбольных команд вопросы, связанные с климато-временной адаптацией, возникают и требуют решений чаще всего в двух ситуациях: когда команда выезжает на

 

ответственные игры в города, расположенные в других временных поясах, и в ходе зарубежных турне.

Календарь соревнований, как правило, не

Library   37   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало